Недвижимость в Болгарии. Необходимость или баловство? Цивилизации, развитие, этапы. Критерии оценки (часть 2).
Про марксизм-ленинизм, наше социалистическое прошлое
и настоящее мы немного поговорили в предыдущей статье. Других теорий, в той или
иной степени рассматривающих вопросы этапов развития человечества бесчисленное
множество. Некоторые действительно раскрывают глубинные стороны этого процесса.
Весьма интересна в этом плане теория Л.Гумилева о пассионарности, уверен, о ней
многие слышали, а кто не слышал, рекомендую прочитать его книгу «Этногенез и
биосфера Земли». Л., 1990. Не будем рассматривать сильные и слабые стороны всех
этих теорий, ведь мы, в конце концов, не на научной конференции. Поверьте на
слово, сейчас нет научно обоснованной концепции, которая бы логично, без
внутренних противоречий и допущений объясняла бы, почему целые континенты или просто
крупные территории, населенные этнически различными народами, развивались, с
одной стороны, как единые общности, а с другой, столь неравномерно и не похоже.
А ее очень хотелось бы иметь, ведь тогда можно было бы определить свое
положение во времени и пространстве. Ну что ж давайте попробуем поискать.
Итак, главный вопрос: какой объективный критерий
оценки развития социума? Попытки использовать для этого уровень экономики
(яркий пример – марксизм-ленинизм, на основе которого, кстати построены наши
современные учебники истории с той лишь разницей, что не употребляется сам
термин) обще признано отвергнуты. Та же участь постигла и другие большие и
маленькие учения, основанные на духовном развитии, интеллектуальном и т.д. Мы
не рассматриваем по определению представления, что развитие идет по заранее
созданному божественному плану.
Одной из главных сложностей является то, что как
отдельные индивиды, так и различные социумы не развиваются с нуля. Они всегда
используют, как опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями, так и
другими индивидами и социумами. Это серьезно усложняет решение задачи.
Общеизвестный факт: европейское возрождение 12-14 вв. Что это, взлет
европейской (прежде всего западно европейской) культуры и экономики? Все
всякого сомнения. Но в превалирующей степени эти достижения были всего лишь переработками,
временами правда очень удачными, того, что знали и использовали античные греки
и римляне, да и не только они. Если в области искусства с этим постулатом
многие захотят поспорить, то в области технологического развития вопросов здесь
вообще не существует. Самые передовые страны, такие как Франция, Испания,
Англия или Германия в 15-16 вв. лишь стали приближаться к техническим достижениям
тех же самых греков и римлян, которые были сделаны за 1,5-2 тысячи лет до
этого.
Возьмем другой пример, Китай 19 века. Промышленное,
сельское и технологическое развитие Поднебесной было настолько высоко, что все
европейские товары были просто неконкуретноспособны, технологически, по
качеству, себестоимости и массовости они не шли ни в какое сравнение с
китайскими. А ведь к этому времени промышленная революция завершилась не только
в Англии, но и во Франции, да и в целом в Западной Европе. Просвещенные
европейцы при помощи пушек торговали в Китае опиумом, единственный товар,
который выдерживал конкуренцию с китайским.
Так, что же определяет развитие того или иного
общества. Перефразируя общеизвестную мысль, скажем, все проблемы в голове. Возьмем
отдельного человека. В разные периоды жизни он проявляет разную активность и
интеллектуальные способности. То же самое относиться и к социумам. Вспомним
умнейшего Л.Гумилева. Это же относится и к крупным социальным объединениям,
обычно называемым цивилизациями, например, европейской цивилизации, или китайской,
или индийской. Но каким объективным инструментом измерить степень
интеллектуальной активности той или иной цивилизации, ведь мы с вами говорили,
что постоянно происходит заимствование и картина никогда не является четкой. Мы
не можем взять уровень экономического или технологического развития, так же не
можем взять и степень развития культуры и искусства. Так что же, нет
объективного критерия?
К счастью есть. Что характеризует интенсивность
интеллектуального развития человека. Правильно, его способность генерировать
новые идеи, причем не важно, в какой сфере. Если мы говорим о социуме, то
инновации проявляются во всех сферах человеческой жизни, в экономике, науке,
искусстве и так далее. Нам остается только выбрать наиболее простой инструмент.
Самым удобным в этом плане и, что немало важно самым объективным, являются
технологические изобретения. Современная наука предоставляет нам возможность с
очень большой точностью определять место и время не только появления той или
иной инновации, но скорость ее ассимиляции в различных регионах. В следующей
статье посмотрим, как будет выглядеть история человечества через призму этого
инструмента.