Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недвижимость в Болгарии. Необходимость или баловство? Цивилизации, развитие, этапы. Критерии оценки (часть 2).


Про марксизм-ленинизм, наше социалистическое прошлое и настоящее мы немного поговорили в предыдущей статье. Других теорий, в той или иной степени рассматривающих вопросы этапов развития человечества бесчисленное множество. Некоторые действительно раскрывают глубинные стороны этого процесса. Весьма интересна в этом плане теория Л.Гумилева о пассионарности, уверен, о ней многие слышали, а кто не слышал, рекомендую прочитать его книгу «Этногенез и биосфера Земли». Л., 1990. Не будем рассматривать сильные и слабые стороны всех этих теорий, ведь мы, в конце концов, не на научной конференции. Поверьте на слово, сейчас нет научно обоснованной концепции, которая бы логично, без внутренних противоречий и допущений объясняла бы, почему целые континенты или просто крупные территории, населенные этнически различными народами, развивались, с одной стороны, как единые общности, а с другой, столь неравномерно и не похоже. А ее очень хотелось бы иметь, ведь тогда можно было бы определить свое положение во времени и пространстве. Ну что ж давайте попробуем поискать.

Итак, главный вопрос: какой объективный критерий оценки развития социума? Попытки использовать для этого уровень экономики (яркий пример – марксизм-ленинизм, на основе которого, кстати построены наши современные учебники истории с той лишь разницей, что не употребляется сам термин) обще признано отвергнуты. Та же участь постигла и другие большие и маленькие учения, основанные на духовном развитии, интеллектуальном и т.д. Мы не рассматриваем по определению представления, что развитие идет по заранее созданному божественному плану.

Одной из главных сложностей является то, что как отдельные индивиды, так и различные социумы не развиваются с нуля. Они всегда используют, как опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями, так и другими индивидами и социумами. Это серьезно усложняет решение задачи. Общеизвестный факт: европейское возрождение 12-14 вв. Что это, взлет европейской (прежде всего западно европейской) культуры и экономики? Все всякого сомнения. Но в превалирующей степени эти достижения были всего лишь переработками, временами правда очень удачными, того, что знали и использовали античные греки и римляне, да и не только они. Если в области искусства с этим постулатом многие захотят поспорить, то в области технологического развития вопросов здесь вообще не существует. Самые передовые страны, такие как Франция, Испания, Англия или Германия в 15-16 вв. лишь стали приближаться к техническим достижениям тех же самых греков и римлян, которые были сделаны за 1,5-2 тысячи лет до этого.

Возьмем другой пример, Китай 19 века. Промышленное, сельское и технологическое развитие Поднебесной было настолько высоко, что все европейские товары были просто неконкуретноспособны, технологически, по качеству, себестоимости и массовости они не шли ни в какое сравнение с китайскими. А ведь к этому времени промышленная революция завершилась не только в Англии, но и во Франции, да и в целом в Западной Европе. Просвещенные европейцы при помощи пушек торговали в Китае опиумом, единственный товар, который выдерживал конкуренцию с китайским.

Так, что же определяет развитие того или иного общества. Перефразируя общеизвестную мысль, скажем, все проблемы в голове. Возьмем отдельного человека. В разные периоды жизни он проявляет разную активность и интеллектуальные способности. То же самое относиться и к социумам. Вспомним умнейшего Л.Гумилева. Это же относится и к крупным социальным объединениям, обычно называемым цивилизациями, например, европейской цивилизации, или китайской, или индийской. Но каким объективным инструментом измерить степень интеллектуальной активности той или иной цивилизации, ведь мы с вами говорили, что постоянно происходит заимствование и картина никогда не является четкой. Мы не можем взять уровень экономического или технологического развития, так же не можем взять и степень развития культуры и искусства. Так что же, нет объективного критерия?

К счастью есть. Что характеризует интенсивность интеллектуального развития человека. Правильно, его способность генерировать новые идеи, причем не важно, в какой сфере. Если мы говорим о социуме, то инновации проявляются во всех сферах человеческой жизни, в экономике, науке, искусстве и так далее. Нам остается только выбрать наиболее простой инструмент. Самым удобным в этом плане и, что немало важно самым объективным, являются технологические изобретения. Современная наука предоставляет нам возможность с очень большой точностью определять место и время не только появления той или иной инновации, но скорость ее ассимиляции в различных регионах. В следующей статье посмотрим, как будет выглядеть история человечества через призму этого инструмента.


В избранное