← Декабрь 2015 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
22-09-2015
Статистика
0 за неделю
Полезные новости для юриста, бухгалтера и руководителя
Уважаемые коллеги!
Спасибо, что Вы с нами! В данном выпуске будут рассмотрены следующие темы:
1) ГРАФИК ОТПУСКОВ. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ЛЬГОТ И ПРИВИЛЕГИЙ.
Из данного информационного материала Вы узнаете:
2) НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ.
В данном информационном материале рассмотрены нюансы ненормированного рабочего дня. Вы узнаете, какие работники не могут быть привлечены к работе на условиях ненормированного рабочего дня.
3) О ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ В ОФОРМЛЕНИИ.
Можно ли учесть понесенные расходы в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, если документы имеют несущественные недостатки в оформлении? Ответу на этот вопрос посвящен данный информационный материал.
4) О СОЗДАНИИ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ.
В данном информационном материале содержится информация о правилах создания резерва по сомнительным долгам в целях бухгалтерского и налогового учета.
5) ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ.
Вы узнаете:
ГРАФИК ОТПУСКОВ. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ЛЬГОТ И ПРИВИЛЕГИЙ. График отпусков. Согласно абз.2 ст.123 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. При этом в абз.1 ст.123 ТК РФ указано, что график отпусков должен быть составлен не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. Таким образом, 17 декабря 2015 года – это крайний срок, когда нужно утвердить график отпусков на 2016 год.
Согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.
Кто вправе уйти в отпуск в удобное для себя время?
В силу абз.4 ст.123 ТК РФ, отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. «По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя».
Таким образом, перед составлением графика отпусков необходимо собрать сведения о льготниках.
В частности, согласно ст.122 ТК РФ, «до истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:
Мамам с двумя (и более) детьми до 12 лет предоставляется отпуск в удобное для них время на основании абз. 3 пп. «б» п.3. постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 №235, решения ВС РФ от 17.06.2014 №АКПИ14-440.
Одинокие папы с двумя (и более) детьми до 12 лет также имеют право на отпуск в удобное для них время на основании распоряжения Совмина СССР от 30.10.1985 №2275р. При этом, если у детей есть мама, но она не работает, льгота не предоставляется.
Если в организации есть совместители, то необходимо учесть положения ст.286 ТК РФ. Согласно нормам данной статьи, «лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом».
Если в организации трудится работник, награжденный знаком «Почетный донор России», то в соответствии с пп.1 п.1 ст.23 Федерального закона РФ от 20.07.2012 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», данным лицам ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время года.
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, а также герои СССР, герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, ветераны боевых действии и ряд других категорий граждан в соответствии с федеральными законами имеют право на отпуск в любое удобное для них время. Документальное оформление.
Собирать пожелания работников по отпуску на следующий год следует в письменном виде, так как работники могут забыть о своих намерениях или изменить первоначальные планы. В итоге это может привести к конфликтам.
Одна из причин для конфликтов — деление отпуска на части. Остаться без специалиста на 28 дней единовременно бывает затруднительно. Но автоматически делить отдых в графике отпусков на части неправильно.
Согласно ст.125 ТК РФ, «по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней».
Работодатели, которые используют форму №Т-7 «График отпусков», вносят количество дней и даты начала каждой части отпуска в графы 5 и 6.
Заявление работника о разделении отпуска следует хранить в личных документах работника или отдельном деле. Важно, чтобы оно было под рукой. При необходимости его предъявляют трудовым инспекторам или забывчивому сотруднику.
Несоблюдение этих правил приведет к проверке государственной инспекцией труда. И тогда предоставить отдых полностью придется на основании предписания. Оно обязательно для исполнения (абз. 6 ч.1 ст.357 ТК РФ).
Перенос отпуска
Иногда перенос отдыха нужен работнику, а иногда в этом заинтересован работодатель. В любом случае у работника нужно получить документ, в котором работник выразит желание или согласие на отдых в другое время.
Без согласия работника отказ в предоставлении отпуска по графику и его перенос будут незаконными (ч.3 ст.124 ТК РФ). Причем поводы для подобного решения значения не имеют. Самые популярные из них — производственная необходимость, внутренняя проверка в отношении сотрудника или большой объем работы. Но и они не позволяют автоматически поменять даты в графике (определения Вологодского областного суда от 21.08.2013 №33-3794/2013, Приморского краевого суда от 16.07.2014 по делу №33-6095).
Впрочем, работник также ограничен графиком. Изменить даты отпуска без согласования с работодателем он не вправе (апелляционные определения Московского городского суда от 20.11.2013 по делу №11-32889, от 04.03.2014 по делу №33-4873/2014).
НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ.
Иногда специфика хозяйственной деятельности работодателя такова, что у него появляется необходимость установить для отдельных работников ненормированный рабочий день, в то время как остальные продолжают трудиться в привычном режиме.
Для каких категорий работников можно установить ненормированный режим занятости, а кому работать в таком режиме запрещено законом? Как правильно оформить установление ненормированного рабочего времени отдельным специалистам?
Попробуем в этом разобраться.
Понятие ненормированного рабочего дня дано в статье 101 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Согласно указанной статье, ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
В соответствии с положениями абз.1 ст.119 ТК РФ, работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Как указано в ст.101 ТК РФ, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Какие работники включаются в подобный перечень? На практике это могут быть следующие категории сотрудников:
Таким образом, если какая-либо конкретная должность персонала работодателя требует привлечения работника к выполнению своих трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего времени, то такую должность необходимо включить в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. В указанный перечень необходимо включать именно должности, а не имена и фамилии конкретных работников (которых при необходимости работодатель будет привлекать к работе по ненормированному режиму).
Работодателю важно помнить, что режим рабочего времени, отличающийся от общеустановленного для всей организации, является существенным условием трудового договора. Такие требования установлены в ст.57 ТК РФ. Следовательно, необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор конкретного работника: оформить дополнительное соглашение к договору, предусмотрев в нем ненормированный рабочий день, а также то, что за работу в таком режиме полагается дополнительный оплачиваемый отпуск. Длительность такого отпуска можно прописать непосредственно в дополнительном соглашении, а можно сделать ссылку на соответствующий пункт локального нормативного акта или коллективного договора, устанавливающий продолжительность отпуска для таких случаев.
При этом какие-либо надбавки и (или) доплаты за работу в режиме ненормированного рабочего времени устанавливать не следует, поскольку это может быть квалифицировано проверяющими органами как скрытая форма сверхурочных работ.
О ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ В ОФОРМЛЕНИИ.
Случается, что в организацию поступают документы, имеющие незначительные изъяны в оформлении. Обязательно ли нужно дооформлять каждый такой документ? Является ли наличие в первичных документах несущественных ошибок основанием для непринятия расходов для целей налогообложении прибыли?
Недостатки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов для целей налогообложения прибыли организаций.
Указанный вывод до недавнего времени следовал исключительно из судебной практики (Постановления ФАС ЦО от 20.08.2012 г. по делу № А35-8786/2011, ФАС СЗО от 22.03.2012 г. по делу № А13-9933/2010 и от 24.05.2013 г. по делу № А42-2173/2012). Суды нередко указывали на то, что выявленные налоговым органом недостатки в оформлении первичных документов (товарных накладных, путевых листов, актов выполненных работ и др.) не опровергают реальность операций, не препятствуют идентификации поставщика, установлению факта несения покупателем затрат, не отменяют их документального подтверждения и производственной направленности.
Однако в 2014 г. данная позиция была поддержана на уровне Правительства РФ и стала официальной точкой зрения ФНС России. В Письме от 28.08.2014 г. № 03-03-10/43034, сообщается, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Данное письмо было выпущено в связи с тем, что в п. 11 разд. IV Плана мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование налогового администрирования» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р) Правительство указало на необходимость издания Минфином разъяснения о возможности использования в целях налогового учета первичных документов, содержащих несущественные ошибки.
Исходя из этого, если налоговые органы не ставят под сомнение реальность фактов хозяйственной жизни, из-за незначительных недочетов в оформлении «первички» доначисление налога на прибыль является необоснованным. Расходы, оформленные такими документами, могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
О СОЗДАНИИ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ.
Близится завершение года, и у бухгалтера возникает много вопросов перед его закрытием и составлением годовой отчетности. Одним из таких вопросов является порядок формирования резерва по сомнительным долгам, создание которого в бухгалтерском учете является обязательным.
В отношении какой именно дебиторской задолженности необходимо создавать резерв по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета: только сомнительной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков или в дополнение к этому по суммам авансов, выданных поставщикам и подрядчикам?
Как известно, Инструкцией по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н) предусмотрено, что счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» корреспондирует со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в такой корреспонденции не поименован. Означает ли это, что организация не обязана создавать указанный резерв в отношении выданных поставщикам и подрядчикам авансовых платежей?
Нет, не означает. Организация обязана создавать резервы сомнительных долгов по любым видам дебиторской задолженности, признанной сомнительной, независимо от наличия или отсутствия договора, на основании которого она возникла. План счетов и Инструкция по его применению нормативно-правовым документом не являются.
Позиция о том, что План счетов и Инструкция по его применению не являются нормативно-правовым документом, изложена в Письме Минфина России от 15.03.2001 № 16-00-13/05.
Инструкция по применению Плана счетов лишь устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются ПБУ, методическими указаниями и другими нормативными актами по вопросам бухгалтерского учета (абз. 1, 2 Преамбулы к Инструкции по применению Плана счетов).
Исходя из этого, отсутствие в Инструкции по применению Плана счетов корреспонденции счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» не означает отсутствие обязанности по созданию резерва в отношении признанной сомнительной дебиторской задолженности поставщиков и подрядчиков по суммам перечисленной в их адрес предварительной оплаты (авансов).
В соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение), организация обязана создавать резерв сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. При этом сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Следовательно, организация обязана создавать резервы сомнительных долгов по любым видам дебиторской задолженности, признанной сомнительной, в том числе:
Напомним, что порядок создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете отличается. В соответствии с нормами п.1 ст.266 НК РФ, резерв создается только по той сомнительной задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
При этом, в отличие от бухгалтерского учета, создание резерва по сомнительной задолженности для целей налога на прибыль является правом, а не обязанностью организации.
ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ.
О ПРИНЯТИИ В РАСХОДЫ И ВЫЧЕТАХ ПО НДС В ОТНОШЕНИИ АРЕНДНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМУ ДОЛГОСРОЧНОМУ ДОГОВОРУ АРЕНДЫ.
Минфин России выпустил Письмо от 23.11.2015 г. № 03-07-11/67890, в котором рассмотрел вопрос возможности принятия для целей налогообложения прибыли расходов по долгосрочному (более 1 года) договору аренды, который не прошел государственную регистрацию.
Главный вывод чиновников на этот счет - расходы по незарегистрированному договору аренды, заключенному на срок не менее года, учесть в расходах по налогу на прибыль нельзя, поскольку такие расходы не соответствуют критериям п.1 ст. 252 НК РФ.
Согласно п.1 ст.252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли признаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Арендные платежи учитываются в составе прочих расходов на основании пп.10 п.1 ст.264 НК РФ.
При этом в соответствии п. 2 ст.651 ГК РФ, договор аренды здания (сооружения), заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Расчетные документы по оплате арендной платы должны содержать ссылку на договор, в соответствии с которым осуществляются расходы.
Учитывая изложенное, обязательным условием для учета расходов в виде арендной платы является наличие зарегистрированного договора аренды, если он заключен на срок не менее 1 года. В случае если договор не зарегистрирован, он не считается заключенным в соответствии с гражданским законодательством. Соответственно, в этом случае учесть арендные платежи при налогообложении прибыли нельзя, считает Минфин.
Кроме вопроса, касающегося расходов по налогу на прибыль по не прошедшему государственную регистрацию долгосрочному договору аренды, представители финансового ведомства также рассмотрели возможность применения налоговых вычетов НДС по арендной плате в такой ситуации.
Авторы письма напоминают, что согласно нормам ст.171 НК РФ, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения этим налогом. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет данных товаров (работ, услуг), в соответствии с нормами ст.172 НК РФ.
Таким образом, суммы НДС, предъявленные арендодателем арендатору по аренде помещения, в том числе по договору, подлежащему регистрации, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормами НК РФ. Как можно заметить, Минфин не ответил прямо, можно ли принять к вычету НДС в случае, если долгосрочный договор аренды не зарегистрирован. Однако существует арбитражная практика в пользу налогоплательщика. В частности, в п.11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33 суд указал: невыполнение налогоплательщиком предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неосуществление регистрации договора и др.), влечет неблагоприятные налоговые последствия (например, невозможность применять налоговые вычеты и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями Налогового кодекса.
Кроме того, в ряде случаев суды признавали право заявить к вычету НДС по незарегистрированным договорам аренды недвижимости (Постановления ФАС Московского округа от 24.10.2011 г. № А40-10629/11-99-48 и от 19.08.2010 г. № КА-А40/9192-10).
МОЖНО ЛИ ПРИЗНАТЬ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ РАСХОДЫ ПО ПРОЕЗДУ РАБОТНИКОВ НА ТАКСИ?
Могут ли быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль расходы по проезду работников организации на такси? Свою точку зрения по этому поводу высказал Минфин России в Письме от 27 ноября 2015 г. № 03-03-06/1/69181.
Прежде всего, чиновники обращают внимание на то, что в соответствии с п. 26 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При этом расходы для целей налогообложения прибыли должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными, как того требует п.1 ст.252 НК РФ.
Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из вышеизложенного, Минфин приходит к следующему выводу: организация вправе отнести в состав расходов затраты по проезду работников на такси, если данные расходы:
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ИСЧИСЛЯЕТСЯ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ ОБЪЕКТА К УЧЕТУ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА
С какого момента возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций, если дата принятия к учету в качестве основного средства не совпадает с датой государственной регистрации права собственности на данное имущество?
Этот вопрос был рассмотрен Минфином России в Письме от 25.11.2015 г. № 03-05-04-01/68419.
В данном Письме Минфин напомнил, что в соответствии с п.1 ст.374 НК РФ, объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Исходя из положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства не увязывается с государственной регистрацией прав собственности на него, в связи с чем объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению с даты постановки их на баланс организации в качестве основных средств, в соответствии с главой 30 НК РФ.
Следует отметить, что такая позиция встречается и в судебной практике. В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 г. № 16078/07 по делу № А43-30586/2006-35-962 суд указал, что «ни Кодекс, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке».
Что касается налога в отношении объектов имущества, по которому налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, то Минфин напомнил, что налогоплательщиками признаются «собственники объектов недвижимого имущества независимо от учета данных активов в качестве основных средств организацией-балансодержателем и отсутствия государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, приобретенного вследствие сделки с объектом недвижимого имущества».
Мы надеемся, что наши новости были для Вас полезны.
Приглашаем Вас вступить в нашу группу http://vk.com/club103663823 На сайте группы по рабочим дням размещается самая интересная информация, которая может пригодиться Вам в работе, включая примеры из аудиторской практики.
Удачной Вам недели и хороших новостей. Аудиторы ЗАО «Точка опоры».
|
В избранное | ||