Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезные новости для юриста, бухгалтера и руководителя


Уважаемые коллеги!

Спасибо, что Вы с нами! В данном выпуске будут рассмотрены следующие темы: 

1) СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ.

Что представляет собой резерв по сомнительным долгам, какая задолженность не может быть признана сомнительной, как формируется резерв и можно ли его перенести на следующий налоговый период. Ответы на данные вопросы Вы найдете в нашем информационном материале. 

2) ФНС РОССИИ НАПОМНИЛА, КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ В НАЛОГОВУЮ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ.

Вы узнаете, какие документы можно предоставить по телекоммуникационным каналам связи, а какие необходимо предоставлять в налоговые органы лично или по почте заказным письмом. 

3) ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕВЕРНЫЕ НАСТРОЙКИ ККТ.

Прочитав данный информационный материал, Вы получите ответы на следующие вопросы:

  • Какое время должно быть установлено на ККТ?

  • Когда должен быть пробит чек?

  • Какие штрафные санкции предусмотрены за нарушение установленных требований?  

4) ВРЕМЯ НЕДОРАБОТКИ И ВРЕМЯ ПРОСТОЯ.

Что считается временем недоработки, а что – временем простоя? Когда работодатель обязан оплатить время простоя, а когда – время недоработки? Об этом Вы узнаете, прочитав данный информационный материал. 

5) ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ БАЗЫ В ТЕЧЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ПЕРИОДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ, РАБОТАЮЩЕМУ В НЕСКОЛЬКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

Вы узнаете, как считать страховую базу работнику, который в течение года работал на нескольких работах, а также как считать страховую базу работнику, работавшему у одного и того же работодателя по трудовому и гражданско-правовому договору. 

6) КТО ДОЛЖЕН МЕНЯТЬ СТРАХОВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО РАБОТНИЦЫ, ВЫШЕДШЕЙ ЗАМУЖ И СМЕНИВШЕЙ ФАМИЛИЮ?

Работница вышла замуж и сменила фамилию. На ком лежит обязанность по замене СНИЛС, какая предусмотрена процедура замены, Вы узнаете из данного информационного материала. 

7) МОЖНО ЛИ ЛИШИТЬ РАБОТНИКА ПРЕМИИ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ПЕРЕДАЧИ В БУХГАЛТЕРИЮ ПЕРВИЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ?

Рассмотрен ответ Роструда о правомерности лишения работника премии за нарушение сроков сдачи первичных документов. 

8) МОЖНО ЛИ В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ УКАЗАТЬ ДЛЯ ОДНОИМЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РАЗНЫЕ ОКЛАДЫ?

Случай из аудиторской практики.

СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ. 

Что представляет собой резерв по сомнительным долгам? 

Создание резерва по сомнительным долгам - право плательщика налога на прибыль, применяющего метод начисления. Расходы на формирование данного резерва (суммы отчислений в него) включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пп.7 п.1 ст.265 НК РФ, п.3 ст.266 НК РФ). 

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со ст.266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (абз.2 п.5 ст.266 НК РФ). 

Необходимость формирования резерва зависит от наличия у налогоплательщика сомнительных долгов и возможности включения сомнительной задолженности в резерв. В связи с этим необходимо иметь в виду, что не всякая задолженность является сомнительным долгом.  

Согласно п.1 ст.266 НК РФ, «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией». 

Из данного определения следует, что, организация не вправе признать сомнительной задолженность по приобретенным имущественным правам (правам требования), а также по штрафным санкциям в целях формирования резерва по сомнительным долгам. Указанная позиция содержится в Письме Минфина России от 23.10.2012 №03-03-06/1/562 и в Постановлении ФАС МО от 26.03.2010 №КА-А40/2553-10. 

Также в Письме Минфина России от 24.07.2013 №03-03-06/1/29315 было отмечено, что не признается сомнительной задолженностью в целях формирования резерва по сомнительным долгам задолженность по уплате взысканных арбитражным судом процентов за пользование чужими денежными средствами, так как данная задолженность не является возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. 

Обратите внимание на ограничение: данная задолженность не должна быть обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (в противном случае сомнительной ее признать нельзя). Это связано с тем, что при наличии одного из таких обеспечений исполнения обязательства задолженность не может стать безнадежной (Письма Минфина России от 09.06.2014 №03-03-10/27603, от 28.10.2013 №03-03-06/2/45483). Если задолженность обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией, то такая задолженность не выступает в роли претендента на включение в резерв и в том случае, если поручитель находится на стадии банкротства (Письмо Минфина России от 14.01.2013 №03-03-06/1/7). 

Каким образом формируется резерв по сомнительным долгам в налоговом учете? 

Согласно п.4 ст.266 НК РФ, «сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. 

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций - от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов)». 

Обратите внимание:

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

При формировании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть всю сумму просроченной дебиторской задолженности, включая и сумму НДС, предъявленную покупателю. Такой вывод содержится в Письмах Минфина России от 24.07.2013 №03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 №03-03-06/1/21726.

В частности финансовое ведомство указало, что при наличии обстоятельств, указанных в п.2 ст.266 НК РФ, налогоплательщик вправе признать безнадежной и списать в установленном порядке в целях главы 25 НК РФ всю сумму безнадежной дебиторской задолженности, включая сумму НДС. При формировании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик вправе учесть сумму сомнительной задолженности в размерах, предъявленных продавцом покупателю, включая сумму НДС, в порядке и размере, которые предусмотрены ст.266 НК РФ (Письмо  от 11.06.2013 №03-03-06/1/21726).

Напоминаем:

Согласно п.2 ст.266 НК РФ, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. 

Анализ судебной практики также дает основание сделать вывод о том, что резерв по сомнительным долгам формируется с учетом суммы НДС. 

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 №6602/05 указано, что порядок исчисления суммы резерва, предусмотренный ст.266 НК РФ, а также нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат указаний на исключение по результатам инвентаризации из суммы задолженности перед организациями суммы задолженности по НДС  

В Постановлении ФАС УО от 09.12.2011 №Ф09-8115/11 указано, что неуплаченная сумма НДС, предъявленная покупателю, как и невыплаченная стоимость товаров, подлежит отражению в качестве дебиторской задолженности. В соответствии с п.4 ст.266 НК РФ резерв по сомнительным долгам формируется из сумм сомнительной задолженности. Таким образом, в законодательстве не указано, что данные суммы подлежат включению в резерв без учета НДС. 

Если резерв не использован или использован частично. 

Если в отчетном периоде сумма резерва по сомнительным долгам не была полностью использована на покрытие убытков по безнадежным долгам, она может быть перенесена налогоплательщиком на следующий отчетный (налоговый) период.  

«При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде» (абз. 1 п.5 ст.266 НК РФ). 

Если резерв по сомнительным долгам не был использован, всю сумму резерва также можно перенести на следующий налоговый период.

В Постановлении ФАС ЦО от 17.06.2009 №А48-3740/08-17 было отмечено, что сомнительность и безнадежность долгов носит предположительный характер, поэтому созданный фонд может не быть использован налогоплательщиком или использован не полностью. С учетом изложенного действующее законодательство не исключает возможность переноса на будущий налоговый период всего созданного в предыдущем налоговом периоде резерва в случае, если он не использован на покрытие за его счет безнадежных долгов.

Важно!

В соответствии с Приказом ФНС России от 29.06.2012 г. № ММВ-7-6/465@, к файлам, содержащим отсканированные изображения, предъявляются следующие требования: черно-белое изображение с разрешением отсканированного документа не менее 150 и не более 300 точек на дюйм с использованием 256 градаций серого цвета. Форматы изображений – tif, jpg, pdf  или pgn.

ФНС РОССИИ НАПОМНИЛА, КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ В НАЛОГОВУЮ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ 

ФНС России выпустила Письмо от 23.11.2015 г. № ЕД-4-2/20421, в котором рассказала о порядке представления документов по требованию налогового органа в виде скан-образов. 

Представители ведомства напомнили, что в соответствии с п.2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. 

При этом, если истребуемые документы составлены в электронной форме по установленным ФНС форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.

Формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, включающий форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов, утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 г. № ММВ-7-6/465@ «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

ФНС обращает внимание, что на сегодняшний день перечень документов, которые можно представить по ТКС, является исчерпывающим и налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых документов, а только перечисленных в вышеупомянутом Приказе. 

Указанный перечень документов включает в себя:

электронные документы (xml-файлы):

    • счет-фактура;
    • книга покупок;
    • книга продаж;
    • журнал полученных и выставленных счетов-фактур;
    • акт приемки-сдачи работ (услуг);
    • дополнительный лист Книги покупок;
    • дополнительный лист Книги продаж;
    • товарная накладная (ТОРГ-12);
    • корректировочный счет-фактура;
    • ответ на Требование о представлении пояснений.

        документы в виде скан-образа:

    • счет-фактура;
    • товарно-транспортная накладная;
    • акт приемки-сдачи работ (услуг);
    • грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;
    • добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации;
    • спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
    • товарная накладная (ТОРГ-12);
    • дополнение к договору;
    • договор (соглашение, контракт);
    • корректировочный счет-фактура;
    • отчет НИОКР.

         Если у налогоплательщика запрашивают иные документы, то ни через личный кабинет налогоплательщика, ни через системы электронного документооборота предоставить их нельзя. В этом случае необходимо воспользоваться другими способами представления сведений, предусмотренными статьей 93 НК РФ: принести документы в налоговый орган лично (или через представителя) или отправить их по почте заказным письмом.

В Письме ФНС также разъясняет, что истребуемый документ, составленный в электронном виде по установленным форматам и содержащий реквизиты принятого требования о представлении документов, подписывается электронной цифровой подписью налогоплательщика и направляется по ТКС в адрес налогового органа. 

Кроме того, чиновники отметили, что на тех документах, которые составлены в электронной форме и направлены в виде скан-образов по ТКС, не нужно предварительно проставлять печать и подпись, так как они заверяются электронной подписью.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕВЕРНЫЕ НАСТРОЙКИ ККТ. 

         Пунктом 2 ст.14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за «применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения».

         За данное нарушение установлена следующая ответственность: административный штраф на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

         Указанная ответственность может наступить в случае, неверных настроек времени на ККТ.

         В Постановлении Верховного суда РФ от 24 ноября 2015 г. №308-АД15-10504 было указано, что «согласно подпункту "и" пункта 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №470, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.

        Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" от 08.01.1992 N 23 (раздел 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 N 2/56-2000)».

        Таким образом, погрешность в настройках времени на ККТ не должна превышать 5 минут.

        Также обращаем Ваше внимание, что организации и ИП «обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки» (п.1 ст.5 Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

        Нарушение данного требования также влечет наложение штрафа в соответствии с п.2 ст.14.5 КоАП РФ.

О ВРЕМЕНИ НЕДОРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ ПРОСТОЯ. 

Согласно п.3 ст.72.2 ТК РФ, «под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера».  

Статьей 157 ТК РФ установлено, что время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы сотрудника. Кроме того, время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.  

Время простоя по вине работника не оплачивается (абз.3 ст.157 ТК РФ). 

При суммированном учете рабочего времени может возникнуть недоработка. Время недоработки - это время, на которое сотрудник не приостанавливает работу. Оно возникает, когда работодатель не обеспечивает сотрудникам отработку рабочего времени либо когда это не зависит ни от работника, ни от работодателя (например, в результате стихийного бедствия, метеорологических условий, из-за которых работник не может добраться до работы, а работодатель - доставить его до места работы). 

Необходимо ли оплачивать время недоработки, если она произошла по причинам, которые не зависели от работодателя и работника? 

В рассматриваемой ситуации время недоработки необходимо оплатить. Согласно абз.2 ст.155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за последним сохраняется не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному им времени. 

Как оплачивается работнику время недоработки, если работодатель составил график сменности так, что работник не может отработать норму рабочего времени? 

Поскольку работник не выполнил норму труда по вине работодателя, работодатель должен произвести оплату труда в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному им времени на основании абз.1 ст.155 ТК РФ.  

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАХОВОЙ БАЗЫ В ТЕЧЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ПЕРИОДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ, РАБОТАЮЩЕМУ В НЕСКОЛЬКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 

В Письме Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 №76-19 указано следующее: 

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.09.2007 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг.  

При этом плательщики страховых взносов, осуществляющие выплаты и вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.09.2007 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). 

Следовательно, если физическое лицо в течение расчетного периода работает в нескольких организациях, база для начисления страховых взносов в отношении данного физического лица определяется отдельно каждой организацией (плательщиком страховых взносов) самостоятельно без учета выплат, полученных физическим лицом в других организациях. 

В рассматриваемом письме также отмечено, что «в случае если физическое лицо в течение расчетного периода работает в одной организации, которая производит выплаты данному физическому лицу по разным основаниям, например по трудовому и гражданско-правовому договорам, то такая организация для определения базы для начисления страховых взносов в отношении данного работника учитывает все выплаты в его пользу суммарно по всем основаниям, начисленные с начала и до конца расчетного периода (календарного года)». 

КТО ДОЛЖЕН МЕНЯТЬ СТРАХОВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО РАБОТНИЦЫ, ВЫШЕДШЕЙ ЗАМУЖ И СМЕНИВШЕЙ ФАМИЛИЮ? 

При смене фамилии поменять страховое свидетельство (СНИЛС) на новое может как сама работница, так и организация-работодатель. 

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при смене фамилии необходимо поменять свидетельство обязательного пенсионного страхования и получить новое свидетельство взамен старого с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета. 

Согласно п.26 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 №987н (далее по тексту - Инструкция №987н), работница (застрахованное лицо) вправе обратиться к страхователю с заявлением об обмене страхового свидетельства или выдаче его дубликата, в частности, в случае изменения фамилии. 

Для этого нужно заполнить заявление об обмене страхового свидетельства по форме АДВ-2. Документ заполняется лично работницей (застрахованным лицом). Допускается заполнение документа кадровой либо другой службой организации, уполномоченной руководителем. Правильность указанных в документе сведений заверяется личной подписью работницы. 

Если работница не имеет возможности лично заверить документ по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь (работодатель) отражает эту причину в документе, который заверяет (п.29 Постановления Правления ПФР от 31.07.2006 №192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению»). 

Согласно п.27 Инструкции №987н, работодатель-страхователь в течение двух недель со дня получения заявления передает его в территориальный орган ПФР для замены свидетельства.  

Территориальный орган ПФР в течение месяца после получения заявления об обмене страхового свидетельства должен принять решение об обмене такого свидетельства (п.28 Инструкции №987н).  

Работодатель обязан выдать новое свидетельство обязательного пенсионного страхования в течение недели после получения его от ПФР на основании п.14 и п.28 Инструкции №987н. 

Работница может лично заменить СНИЛС. В этом случае  работница подает в ПФР по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания заявление об обмене страхового свидетельства. Прежнее страховое свидетельство необходимо приложить к заявлению.  

Все изменения отражаются на индивидуальном лицевом счете работницы, и ей выдается страховое свидетельство с тем же СНИЛС, но с измененной фамилией. В этом случае сотрудники ПФР выдают страховое свидетельство в порядке, предусмотренном п.28 Инструкции №987н. 

МОЖНО ЛИ ЛИШИТЬ РАБОТНИКА ПРЕМИИ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ПЕРЕДАЧИ В БУХГАЛТЕРИЮ ПЕРВИЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ? 

Вопрос о возможности лишения работника премиальных выплат или снижения их размера за нарушение сроков передачи в бухгалтерию первичной документации был рассмотрен Рострудом в Письме от 18.12.2014 №3251-6-1. В Письме было указано следующее. 

Согласно ч.1 ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. 

В соответствии с ч.4 ст.13 ТК РФ принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы. 

Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, выполнять установленные нормы труда (ч.2 ст.21 ТК РФ).

За работодателем закреплено общее право поощрять работников (абз.4 ч.1 ст.22 ТК РФ и ч.1 ст.191 ТК РФ), при этом поощрения могут:

    • устанавливаться в локальных актах организации (положении об оплате труда и премировании, коллективном договоре) (ч.2 ст.191 ТК РФ);
    • быть частью системы оплаты труда (ст.135 ТК РФ).

Согласно ч.1 ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). 

Вместе с тем за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание. Частями 1 и 5 ст.192 ТК РФ предусмотрено применение следующих дисциплинарных взысканий:

    1. замечание;
    2. выговор;
    3. увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. 

С учетом данной нормы, по мнению Роструда, дисциплинарное взыскание (выговор) должно быть соразмерно тяжести совершенного проступка и обстоятельствам, при которых он был совершен. 

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты). 

На основании ч.1 и 2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. 

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 

Вывод, к которому пришел Роструд в своем Письме следующий: если положением о премировании организации предусмотрены условия лишения или снижения премиальных выплат за нарушение сроков передачи в бухгалтерию первичной документации, такое лишение или снижение правомерно. 

ИЗ АУДИТОРСКОЙ ПРАКТИКИ. 

В одной организации, которая заключила с нами договор на проведение аудита, мы обнаружили следующее нарушение норм трудового законодательства: в штатном расписании по одноименным должностям были указаны разные оклады. Была установлена так называемая «вилка» для окладов. В частности, в компании было четыре менеджера, выполняющих одинаковые трудовые функции, установленные трудовым договором и должностными инструкциями, но оклады у них были разные. 

Фактически организацией было нарушено требование ст. 22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан, в частности «обеспечивать работникам равную оплату труда одинаковой ценности». 

Статьей 132 ТК РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой им работы, количества и качества затраченного труда. Вместе с тем, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении условий оплаты труда. 

Соответственно, при установлении в штатном расписании окладов по одноименным должностям размеры таких окладов должны быть одинаковыми. При этом по одноименным должностям можно предусмотреть различные надбавки, доплаты и другие выплаты, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества затрачиваемого труда.  

Аналогичное мнение изложено в Письме Роструда от 27.04.2011 №1111-6-1. 

Надбавки, доплаты и другие выплаты следует предусмотреть в трудовом договоре или положении об оплате труда. 

При этом в штатном расписании нельзя указывать «вилку» для окладов. 

Мы надеемся, что наши новости были для Вас полезны.  

Приглашаем Вас вступить в нашу группу  http://vk.com/club103663823 На сайте группы по рабочим дням размещается самая интересная информация, которая может пригодиться Вам в работе, включая примеры из аудиторской практики. 

Удачной Вам недели и хороших новостей. Аудиторы ЗАО «Точка опоры».


В избранное