Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

49 выпуск Рассылки ресурса Национальная и государственная безопасность России www.nationalsecurity.ru


-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------

Содержание рассылки:

1. Публикации на других ресурсах (www.kreml.org):

Шестая часть исследования Игоря Игоревича Хохлова "Развитие наркобизнеса в условиях контртеррористической операции в Афганистане".

2. Последние материалы, опубликованные на www.nationalsecurity.ru:

Четвертая часть Досье "Международная террористическая организация Абу Сайяф (Аль Харакат аль-Исламия)".

Международная террористическая организация Абу Сайяф – это военно-политическая организация радикального направления ислама, является филиалом международной террористической сети Аль-Каида аль-Сульбах на Филлипинах.

Косолапов Николай Алексеевич Андреева Татьяна Николаевна "Ядерное сдерживание в условиях глобализации (политико-психологические аспекты проблемы)".

Мы продолжаем публикацию работы Николая Алексеевича Косолапова и Татьяны Николаевны Андреевой, посвященной политико-психологическим аспектам ядерного сдерживания в условиях нового глобального миропорядка. Николай Алексеевич Косолапов - ведущий специалист и основатель Политической психологии в российской науке, сотрудник ИМЭМО РАН, МГИМО (У) и МГУ. В центре внимания авторов данной статьи — политико-психологические грани проблемы ядерного (термоядерного) сдерживания в современном мире.

3. Мнения экспертов:

В рубрике МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ мы публикуем интервью и авторские материалы ведущих российских экспертов в области международных отношений, безопасности, избирательных технологий и других актуальных сфер общественной и политической жизни современной России.

Константин Затулин: Молдова ждет момента, когда Приднестровье, как спелое яблоко, упадет ей в руки.

4. Новости:

Буш сделал ход на "великой шахматной доске".

Сенат США продлил действие "Патриотического акта".

Сергей Лавров и Кондолизза Райс обсудили "замороженные" конфликты.

Киев обеспокоен информацией о блокировании Приднестровья.

Министерство финансов США ждет дефолта в двадцатых числах марта.

Индия успокоила США на счет своей ядерной программы.

США отклонили предложение ООН по созданию новой правозащитной организации.

В США считают, что Ирак может "взорвать" весь мир.

Добрый день, Уважаемые Подписчики!

НОВЫЕ АНЕКДОТЫ В РАЗДЕЛЕ ЮМОР!!!

Лидеры ХАМАС очень обиделись на Путина за то,
что он назвал их "нетеррористической организацией".
"Сам ты непрезидент России" - сказали лидеры ХАМАС.
>>> ОСТАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ >>>

Добрый день, Уважаемые Подписчики! Наступило утро среды и, как и всегда, вас ждет очередной сорок девятый выпуск рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. Надеюсь, чтение свежего выпуска утром в среду стало для Вас хорошей традицией. В рассылке политологического и социологического интернет-ресурса www.nationalsecurity.ru публикуются самые актуальные материалы, связанные с вопросами обеспечения национальной безопасности в политической, социальной, экономической и военной сферах. Наша политологическая и социологическая рассылка скоро отметит свой первый юбилей - за истекший год мы накопили большой архив политологических и социологических материалов, ознакомиться с которым Вы можете на сайте www.nationalsecurity.ru и в АРХИВЕ РАССЫЛКИ по адресу www.nationalsecurity.ru/mailing/.

1. Последние публикации на других ресурсах (www.kreml.org)

Шестая часть исследования Игоря Игоревича Хохлова "Развитие наркобизнеса в условиях контртеррористической операции в Афганистане"

Транспортировка героина по территории среднеазиатских государств

В начале нового тысячелетия мир столкнулся с двумя серьезными угрозами - терроризмом и распространением наркомании. Обе проблемы заявили о себе еще в XX веке, однако именно на рубеже веков они представлять реальную угрозу человечеству. Как заявил недавно Президент РФ Владимир Владимирович Путин, "Нельзя забывать, что за наркоторговлей скрывается огромный нелегальный финансовый оборот и значительная часть этих средств идет на финансирование экстремистской и террористической угрозы".

Проблемы терроризма и наркобизнеса тесно связаны друг с другом. Практика показывает, что террористические организации, вне зависимости от их идеологии, декларируемых целей, организационной структуры и методов, неспособны выживать без доходов от наркоторговли. Потребность террористов в таких доходах можно отнести к особой форме "наркозависимости". Именно поэтому представляется малоперспективным исследование одного явления - наркобизнеса - в отрыве от другого - международного терроризма.

Kreml.Org представляет шестую - завершающую - статью эксперта по терроризму и наркобизнесу, кандидата политических наук, научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Игоря Хохлова , подготовленную для нашего ресурса на основе исследования в рамках работы в Российской академии наук. Игоря Хохлов достаточно давно занимается исследованиями в области международного терроризма, наркобизнеса и нелегальных международных финансовых механизмов; а также является автором ряда спецкурсов, преподаваемых в МГУ им. Ломоносова.

Бывшие советские республики Средней Азии являются важными звеньями пути транспортировки героина из районов производства (золотой полумесяц) к потребителям в развитых странах. Как уже отмечалось выше, после победы в Иране исламской революции в 1979 году и укрепления новой власти ко второй половине 1980-х годов, традиционный транспортный коридор Афганистан - Иран - Турция - Южная Европа оказался закрыт.

После вывода Советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года, распада СССР в конце 1991 года и ослабления пограничного контроля "северный путь" через страны Средней Азии стал самым безопасным и дешевым. В провинциях Афганистана Герат, Бахиз, Фараб, Джазян, Балкх, Кундуз и, особенно, Бадахшан, расположенных на границе с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменией, в последние годы значительно увеличилось число нарколабораторий по переработке опия-сырца в героин. Готовый героин переправляется в республики Центральной Азии, а затем в другие регионы, в Россию и страны Европы.

На сегодняшний день существует несколько основных маршрутов транспортировки героина из Афганистана и практически все они проходят через страны СНГ:

- Афганский Бадахшан - Горный Бадахшан, Таджикистан - Ош, Киргизия - Сумгаит, Азербайджан (ранее в районе Баку осуществлялась переработка морфия в героин, но с развитием производства в самом Афганистане, Азербайджан превратился в один из транзитных пунктов) - Босния, Хорватия - Западная Европа;
- Афганский Бадахшан - Горный Бадахшан, Таджикистан - Ош - Бишкек - Самара - Москва - Эстония - Швеция - США;
- Афганский Бадахшан - Горный Бадахшан, Таджикистан - Ош Бишкек - Екатеринбург - Москва - Эстония - Швеция - США;
- Афганский Бадахшан - Горный Бадахшан, Таджикистан - Ош - Бишкек - Нижний Новгород - Москва - Эстония - Швеция - США;
- Афганский Бадахшан - Горный Бадахшан, Таджикистан - Ош - Бишкек - Саранск - Москва - Эстония - Швеция - США;
- Бадахшан - Душанбе - Бомборы, Грузия - Кобулети (ранее здесь осуществлялась переработка морфия в героин, но с развитием производства в самом Афганистане, Кобулети также превратился в один из транзитных пунктов) - Аджария - Турция;
- Мургаб - Горный Бадахшан, Таджикистан - Ош - Бишкек - Гянджа, Азербайджан - Москва - Шауляй, Латвия - Европа;
- Мазари-Шариф - Термез, Узбекистан - Шали, Чечня - Нахичевань, Азербайджан - Турция;
- Мазари-Шариф - Термез - Самарканд - Гянджа - Дагестан - Шали - Москва - Шауляй;
- Мазари-Шариф - Термез - Самарканд - Гянджа - Дагестан - Карачаево-Черкесия - Абхазия - Румыния.

Как хорошо видно из перечисленных выше схем доставки опийных наркотиков (наркотиков опиумной группы) от регионов производства до стран-потребителей, основными путями движения героина являются маршруты из Таджикистана в южную Киргизию. Эти маршруты (Таджикистан - Южная Киргизия), проходящие через три основных автомобильных направления, по которым сюда и далее в Казахстан и Россию перевозятся афганские наркотики: Худжанд - Ош, Хорог - Ош и Джергитал - Ош. Кроме того, в летний период наркотики переправляются с таджикской стороны в южную Киргизию по сотням горных пеших и конных переходов, контролировать которые практически невозможно. Таким образом, путь Горный Бадахшан (Таджикистан) - Ош (Киргизия) является ключевым звеном большинства маршрутов и, безусловно, заслуживает того, чтобы остановиться на ситуации в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана подробнее.

Центр Горно-Бадахшанской автономной области - город Хорог, расположенный около впадения реки Гунт в Пяндж, - связан автомобильными дорогами с городами Душанбе и Ош. Уникальное географическое расположение ГБАО: близость "героиновой реки" Пянджа, наличие автомобильного сообщения с крупными центрами наркоторговли - Душанбе и Ошем, а также резко ухудшившаяся в начале 1990-х годов социально-экономическая ситуация привели к тому, что Хорог стал одним из узловых центров наркотрафика.

В советские времена важный пограничный район Горный Бадахшан снабжался прямо из Москвы и те, кто попадал туда по распределению, считались счастливчиками. Отсутствие промышленности (хлебозавод и крошечная ювелирная фабрика) приводило к тому, что все товары доставлялись в этот регион с "большой земли", включая все продукты питания и топливо. Учитывая важность ГБАО для обеспечения безопасности южных рубежей Советского Союза, снабжение Горного Бадахшана осуществлялось по высшему разряду - здесь можно было приобрести любой дефицит.

После распада в конце 1991 года Советского Союза и, как следствие, прекращения централизованного снабжения в рамках единого экономического пространства СССР, жители Горного Бадахшана вдруг оказались лишены работы и возможности приобретать товары, доставляемые по единым советским ценам из других регионов. Единственным источником доходов стала доставка опиума, а затем и героина, из соседнего Афганистана и переправка его по трассе Хорог - Ош в Кыргызстан, а оттуда - в Бишкек, и далее в Россию.

Вот как описывает ситуацию в ГБАО в первой половине 90-х годов свидетель тех событий, Александр Зеличенко "Тогда, в 1992-м, на границе за пару сапог можно было выменять килограмм зелья - шел натуральный обмен. И в тех страшно тяжелых 1992-93 годах опиум для большинства бадахшанцев стал единственным средством выживания. Но вскоре натуральный обмен прекратился - менять стало нечего. И в ход пошли уже "отмытые" опиумные деньги, а процесс "купли-продажи" взяли под контроль наркодельцы. Приобретая килограмм героина в Хороге за 500-550 долларов, его продают за 1500 долларов в Оше, в Бишкеке - уже за 4000, а в Алматы (старое советское название города - Алма-Ата) - за 6000. 500 долларов и 6 тысяч - вот чистая выгода за полторы тысячи километров доставки героина. Доведенные до нищеты и отчаяния люди перестали бояться ответственности и возили опиум и героин в открытую. Много раз во время рейдов по уничтожению посевов нам приходилось слышать: Чего вы пришли? Чего ты тут ищешь? Кто меня завтра будет кормить, меня и моих детей? На это отвечать, к сожалению, нечего..."

Современную историю борьбы с наркотиками в Таджикистане можно условно разделить на три этапа. Первый этап с 1991 по 1996 годы характеризовался устойчивой тенденцией увеличения площадей посевов наркосодержащих культур, преимущественно опийного мака (опиумного мака). Так, по данным Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, если в 1991 году было обнаружено и уничтожено 91,8 гектаров опийного мака, то уже в 1996 году - 134,5 гектаров. При этом надо отметить, что подавляющее большинство посевов не регистрировалось, и, следовательно, не уничтожалось. Дело в том, что северная область Таджикистана, являвшаяся в 1990-е годы зоной посевов опиумного мака, была неподконтрольна центральному правительству. Опий, экстрагировался в Пенджикентском регионе и в виде опия-сырца доставлялся в Ходжент, где осуществлялась его ректификация и производство конечного продукта - героина, который воздушным транспортом отправлялся в Москву и Санкт-Петербург. Таким образом, выращивание и переработка опийных наркотиков на неконтролируемых территориях, и их отправка прямыми рейсами в России не позволяли организовать какой-либо, даже косвенный учет наркотрафика.

Второй этап с 1996 по осень 2001 года характеризовался сокращением даже этих, более чем скромных, показателей. Так, в 1997 году в Таджикистане было обнаружено и ликвидировано посевов опийного мака на площади 69.33 га, а в 1998 г. - 8.9 га. Подобная ситуация была обусловлена целым комплексом факторов. одной стороны, правоохранительные органы ослабили свою работу в этом направлении. Если в ходе операции "Мак-97" было задействовано 648 оперативно-поисковых групп с привлечением 4990 сотрудников правоохранительных органов Таджикистана и 2170 представителей общественности, то в 1998 году - всего 226 оперативно- поисковых групп, насчитывавших более 2290 сотрудников правоохранительных органов и 1340 представителей других ведомств и общественности.

Третий этап - с конца 2001 года по настоящее время - связан с ходом "контртеррористической операции" США и их союзников в Афганистане. Хотя тенденция к резкому увеличению ввоза афганского опия и героина через Среднюю Азию, в первую очередь, территорию Афганистана, в наметилась еще во второй половине 1990-х годов, таджикские наркобароны окончательно переключились с выращивания опиумного мака на территории республики Таджикистан на транспортировку готового афганского героина в течение последних нескольких лет.

Ситуация с развитием наркобизнеса в Кыргызстане (Республика Киргизия) связана с внутриполитической обстановкой в республике. Вторжение на территорию Киргизии вооруженных экстремистов в 2001 году серьезно осложнили положение республики, так как по окончании боевых действий часть боевиков растворилась среди местного населения. Как предположила в 2001 году старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Марина Морозова, "очевидно, что главным источником средств существования для этой категории лиц может стать наркобизнес". Активная роль выходцев из Ошской области в свержении Аскара Акаева в ходе "тюльпановой революции" 4-25 марта 2005 года подтвердила правоту ее слов. Превращение Ошского региона в один из ключевых центров наркотранзита сыграло резко негативную роль в изменении структуры наркомании в Кыргызстане в целом. Если в 80-е годы доля традиционной для данного региона гашишной наркомании составляла 60-80%, а опийной 8-10%, то в настоящее время доля опийной наркомании возросла до 70%, а гашишной снизилась до 20%.

По данным правоохранительных органов Кыргызстана после начала осенью 2001 года на территории Афганистана "контртеррористической операции" США, Великобритании и их союзников началось изъятие героина высшей пробы (диацетилморфина гидрохлорида), который можно изготовить только в лабораторных условиях на основе сложных технологий. Лаборатории "перекочевали" из Пакистана и юго-восточной части Афганистана к границам Горного Бадахшана (Горно-Бадахшанская автономная область, ГБАО) Таджикистана, а возможно, обустраиваются в Мургабе. Перенесение производства героина к основным узлам транзита значительно усложняет задачу правоохранительных органов, так как из-за малых по сравнению с опием объемов, героин значительно легче упаковать и спрятать, обнаружить же его в тайниках крайне сложно, а обезвредить на горных тропах перевозчиков - еще труднее.

Вот что говорит о современной ситуации в Кыргызстане заместитель директора Агентства по контролю наркотиков республики Киргизия по южному региону Сагынбек Исмаилов: "Наше подразделение работает сегодня по Ошской, Джелалабадской и Баткентской областям. В первую очередь, у нас в регионе неспокойная обстановка по афганскому героину, который по наркотрафику поступает в Ошскую область, главным образом - из Таджикистана. Героин из Таджикистана поступает к нам по нескольким основным автомобильным направлениям. Это Хорогское направление, Джергитальское и Худжандское направления. Самая насыщенная [героином и другими наркотиками опийной группы - опием (опиумом) и морфием (морфином)] в нашем понимании автомагистраль - Худжанд - Ош, трасса Хорог - Ош немного менее насыщена, на третьем месте - поток [опийных] наркотиков по Джергитальскому направлению. Но, кроме того, есть сотни пеших и конных переходов в горах".

Общая тенденция развития наркорынка совпадает во всех республиках Средней Азии. Наркотики каннабиоидной группы (марихуана, гашиш) и несинтетические опиаты (опий-сырец или опиум) постепенно замещаются синтетическими депрессантами опийной группы - героином-основанием и героином-гидрохлоридом, а также жидким экстрактом диацетилморфина - "Слеза Аллаха". При этом после начала "контртеррористической операции" США и их союзников в Афганистане цены героин стали падать, а его качество - значительно выросло. В 2003-2005 годах высококачественный героин-гидрохлорид появился рынке по демпинговым ценами - за прошедшее пятилетие цены на героин и экстракт "Слеза Аллаха" упали практически вдвое: так, в южных регионах Кыргызстана 1 килограмм низкокачественного героина (плохо очищенное основание диацетилморфина) раньше стоил 10-12 тысяч долларов США, теперь же оптовая цена составляет 3-5 тысяч долларов за килограмм качественного диацетилморфин гидрохлорида.

Стоимость 1 килограмма героина при обьеме партии 1-5 килограммов в Бишкеке составляет - до 10 000 долларов США, в Чуйской области - 6000-8000 долларов, в южных регионах (Баткен, Ош, Жалалабад) - 4000-5000 долларов США, на Северо-Востоке (Иссыккуль, Нарын) - до 10 000 долларов США. Опий-сырец на рынке представлен достаточно слабо, так как практически полностью вытеснен конечной формой его переработки - героин-гидрохлоридом и жидким экстрактом "Слеза Аллаха".

Ситуация в Казахстане с производством опийных наркотиков значительно лучше, чем в других государствах региона, при этом Казахстан - один из крупнейших в мире производителей марихуаны. По оценкам экспертов, ежегодно на 130 тыс. га в южных районах страны около 5 тыс. тонн каннабиса (конопли).

При этом, в Казахстане еще с советских времен налажено производство морфина и кодеина (наркотических лекарственных препаратов опийной группе), а в Шимкенте работает единственная в СНГ фармакологическая фабрика, выпускающая наркотические средства на опийной основе - по неофициальным, но достоверным данным, на этом предприятии в настоящее время ведется и нелегальное производство опийных наркотиков. Несмотря на неоднократные заявления о готовности бороться с наркотранзитом по своей территории, Астана не ратифицировала ни одного международного договора о контроле наркотиков, а, учитывая, что на настоящий момент российско-казахстанская граница практически прозрачна, то наркотики через Казахстан легко проникают в Россию.

Серьезную озабоченность антинаркотических ведомств стран СНГ вызывает ситуация, складывающая в Туркменистане. Последние несколько лет Ашхабад не информирует мировое сообщество о ситуации с наркобизнесом и, вследствие закрытости этой страны, составить объективную картину очень сложно. Эксперты сходятся на том, что в настоящее время в Туркменистане отсутствует производство опийных наркотиков, но по территории этой страны проводят крупные партии героина.

Вследствие ослабления контроля на туркмено-афганской границе (в 1995 году Туркменистан объявил себя нейтральной страной, а в 1998 г. российские погранвойска перестали ее охранять ввиду расторжения Ашхабадом в одностороннем порядке соответствующего договора) ситуация значительно ухудшилась. Участок бывшей государственной границы СССР, где смыкаются рубежи Ирана, Афганистана и Туркменской ССР, всегда был уязвимым в силу географических и этносоциальных факторов, и наркокурьеры этим воспользовались.

На основе косвенного сопоставления данных, поступающих от антинаркотических ведомств соседних с Туркменистаном государств, можно сделать вывод, что в настоящий момент идет активное освоение международным наркобизнесом нового маршрута через Серахс и Кушку. Кушка, бывшая ранее самой южной базой Советских Вооруженных Сил на территории СССР, стала перевалочным пунктом на маршруте через Мары и Теджен в Ашхабад и в порт Туркменбаши на восточном побережье Каспийского моря, откуда героин поступает в порты Азербайджана и далее по наземным транспортом в Россию. Существует и еще один, более освоенный, маршрут из районов, граничащих с афганскими провинциями Бадгиз, Фарьяб и Джауз-Джан, на Туркменабад (бывший Чарджоу) и далее вдоль Амударьи через Узбекистан и Казахстан в Россию.

Исторически основным видом наркотиков, производимых и потребляемых в Узбекистане, являлся каннабис и его производные (листья марихуаны, гашиш и гашишное масло). Сбор дикорастущей и выращивание культурной конопли длительное время не носили товарного значения и производились для личного употребления, а также для мелкой меновой торговли. В последнее время, несмотря на жесткую борьбу официальных властей, в Узбекистане налаживается товарное выращивание каннабиса (конопли), а также транспортная инфраструктура опийного наркобизнеса. По данным организации Программа контроля за наркотиками ООН ( United Nations Drug Control Programme ) , в Узбекистане насчитывается 50 тысяч наркоманов, но реально цифру надо умножать в 6-10 раз.

Постепенное превращение Узбекистана в один из путей транспортировки опийных наркотиков (прежде всего, героина) связано с том, что хотя протяженность узбеко-афганской границы и невелика, всего 137 километров, но сложные географические условия привели к образованию "окна" в районе города Термез. Пограничный участок около города Термез практически невозможно контролировать в силу сильно пересеченного рельефа местности и наличия сотен горных троп, известных лишь местным проводникам. Термезское "окно" является достаточно безопасным и, в то же время, коротким путем доставки афганского героина в бывшие советские республики Средней Азии. Из Термеза маршрут перевозки героина ведет через Карши, Бухару, Ургенч в столицу Каракалпакии - город Нукус и далее в Казахстан и Россию.

Складывающая в Средней Азии ситуация такова, что одну из ключевых ролей в ней продолжает играть наркофактор, в первую очередь, наркомафия, связанная с доставкой наркотиков опийной группы (опия, морфия и героина) из Афганистана. Временно затухшая гражданская война в Таджикистане; "тюльпановая" революция Кыргызстане, в которой ведущую сыграли роль как раз выходцы из Оша; трагические события в Андижане (Узбекистан) показывают, что руководству среднеазиатских стран нельзя не учитывать фактор влиятельной и очень богатой, особенно в сравнении с нищетой основной массы населения, наркомафии. При этом можно с высокой долей уверенности прогнозировать, что задействованные в наркоторговле силы будут заинтересованы в том, чтобы, во всяком случае, два государства региона - Таджикистан и Кыргызстан, находились в перманентном состоянии нестабильности.

Действия властей государств Средней Азии показывают, что они хорошо осведомлены о масштабах контрабанды героина и осознают, что наркомафия представляет реальную угрозу их странам, однако трудности в экономике и сложная внутриполитическая ситуация не позволяют концентрировать необходимые ресурсы на борьбу с наркотрафиком.

Таким образом, можно со всей уверенностью говорить о том, что за последние пять лет сложилась совершенно новая ситуация с изготовлением, доставкой и распространением героина в среднеазиатском регионе, которая требует пересмотра всей стратегии борьбы с самым опасным из наркотиков. В условиях постоянно увеличивающегося производства и снижения оптовых цен, попытки свести борьбу с наркопреступностью к перехвату курьеров и дилеров на конечных точках реализации, приводят к увеличению разрыва между оптовой и розничной ценой, делая этот бизнес все более и более доходным.

Распространение наркотиков опийной группы, и, в первую очередь, героина в странах Европы и Азии приводит к потерям, сопоставимым с потерями в ходе мировых войн, уничтожая, в первую очередь, молодое поколение, которое должно стать в будущем опорой всего общества. Главная опасность наркотиков, изготавливаемых на основе опийного мака, заключается в быстром формировании у людей физической и психической зависимости, которую используют для расширения субъектов незаконного оборота. Ввоз и транзит наркотиков очень привлекателен для международных преступных группировок, а наркобизнес является самым прибыльным видом преступной деятельности, значительно обгоняя по доходам торговлю оружием и проституцию. Как заявил в своем недавнем выступлении заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности и председатель комиссии по борьбе с коррупцией Николай Ковалев, "наркотерроризм в России приобрел большую масштабность и социальную опасность, трансформируясь в серьезную национальную угрозу, что ярко видно на чеченском примере. Как свидетельствуют различные оперативные источники, чеченские боевики вступили во взаимовыгодный альянс с транснациональной наркопреступностью, включая талибов, и приняли участие в глобальном распространении героина. На вырученные от наркобизнеса деньги осуществлялись закупка боевого вооружения, военной техники, продовольствия, оплата наемников и др."

Директор Госнаркоконтроля (ФСКН РФ - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков) генерал полиции Виктор Черкесов в одном из своих интервью сказал: "В лице наркобаронов мы столкнулись не только с преступниками, а с финансово и технически оснащенной индустрией, вся деятельность которой направлена на получение прибыли при массовом уничтожении людей, потребляющих наркотики. Наркобизнес стремится к расширению рынков сбыта, усилению экономических и политических рычагов для распространения своего влияния и наркотической субкультуры".

О доходности наркобизнеса дают представление цифры DEA (the U.S. Drug Enforcement Administration), обнародованные в 2004 году. Так, 1 доллар, вложенный в производство опийных наркотиков, дает 600-1100 долларов, в транспортировку и оптовую торговлю - 1.500-6.000 долларов, а розничную реализацию - около 15.000 долларов. Конечно, эти цифры относятся к богатому рынку Соединенных Штатов Америки, где "уличные" цены в 10-12 раз выше среднероссийских, но, в любом случае, очевидно, что такие доходы больше не дает ни один бизнес, включая торговлю оружием и людьми. Международная наркомафия контролирует правительства нескольких десятков стран мира, оказывая влияние на принятие важнейших политических решений, а объемы финансовых потоков, обслуживающих международный наркобизнес - в первую очередь, опийный, как самый доходный - составляют значительную часть всем мировых финансовых расчетов.

Борьба с наркотиками не может ограничиваться задержанием курьеров или наркоторговцев. При колоссальной разнице в цене между производителем (около 600-650 долларов за килограмм) и потребителем (около 500.000 долларов в крупном российском городе и около 6.000.000 долларов в крупном европейском городе - розничная цена указана с учетом того, что по пути следования героин разводят посторонними примесями, увеличивающими его вес в 10 и более раз) поток желающих заработать не иссякнет, несмотря на все заслоны, возводимые правоохранительными органами. В ситуации, когда правоохранительным органам всех стран Центральной Азии вместе взятых удается конфисковать около 10-12% наркотиков, причем героина только 3-5% (данные Управления ООН по контролю над наркотическими средствами и предотвращению преступности (UNODCCP)), главная опасность для России состоит в наличии источника героина в непосредственной близости от границ.

Директор Госнаркоконтроля (ФСКН РФ - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков) генерал полиции Виктор Черкесов прямо признал в одном из своих интервью, что "при сдвиге линии заслона из Таджикистана в Казахстан нам грозят серьезные испытания. Ситуация, по всей видимости, действительно обострится. Поставки наркотиков из Афганистана имеют устойчивую тенденцию к росту. Нельзя не учитывать, что российско-казахстанская граница надлежащим образом еще не оборудована, поэтому борьба с контрабандой героина будет осложнена. Мы планируем активизировать оперативную работу в приграничных регионах, чтобы изымать крупные партии наркотиков уже на первых рубежах".

Значительный рост объемов промышленного производства героина, имеющий место у южных границ СНГ, оказал негативное влияние на ситуацию, как в России, так и в других странах Содружества. Значительные объемы героина, скапливающиеся в Афганистане, приводят к снижению оптовой цены до рекордно низких показателей, что делает этот вид бизнеса доступным для широких слоев населения среднеазиатских республик. В этой ситуации повышение эффективности борьбы с наркобизнесом в рамках ФСБ, МВД и созданного несколько лет тому назад Федерального комитета по контролю за оборотом наркотических средств, которое приводит к повышению мелкооптовых и розничных цен на героин, делает наркобизнес еще более доходным, увеличивая разницу между закупочной и итоговой ценой.

Близость мирового центра производства опия к границам южных республик СНГ в сочетании со сложной экономической и политической ситуацией на постсоветском пространстве создают серьезную угрозу национальной безопасности России и стран Европы. Исходя из сказанного выше, становится достаточно очевидно, что борьба силовых ведомств с транспортировкой и распространением опийных наркотиков на территории стран-потребителей, не способна реально затруднить транзит и сбыт для тысяч курьеров. Наиболее разумным представляется комплексный подход к решению проблемы, предполагающий координацию между силовыми и внешнеполитическим ведомствами, а также органами финансового контроля. Производство, транспортировка и сбыт наркотиков - это бизнес, построенный на общих экономических законах. И только нарушение всех элементов его инфраструктуры способно серьезно снизить эффективность столь разрушительной деятельности.

2. Последние публикации на ресурсе www.nationalsecurity.ru

Досье "Международная террористическая организация Абу Сайяф (Аль Харакат аль-Исламия)"

Мы продолжаем публикацию досье "Международная террористическая организация Абу Сайяф (Аль Харакат аль-Исламия)" - его полный вариант размещен по адресу http://www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016abusayyaf.htm.

Самые громкие теракты группы Абу-Сайяф (Эль Харакат аль-Исламийя) - захват в заложники и казнь американских миссионеров

7 июня 2001 года филиппинские войска отбили у террористов заложницу-американку. Миссионеры из Канзаса Мартин и Грейша Бернэм были захвачены боевиками Абу Сабайи более года назад. Они проповедовали слово Божие на севере Филиппин, а 18-ю годовщину свадьбы решили отметить в курортном городе Дос-Пальмас на острове Палаван - это юго-запад страны. 27 мая 2001 года в их бунгало ворвались вооруженные люди в камуфляже - это были террористы группы "Абу Сайяф". Захватив без единого выстрела 20 заложников, в том числе двоих детей, головорезы вместе с добычей погрузились в катера и взяли курс на свою главную базу - гористый, поросший густыми джунглями и окруженный мангровыми зарослями остров Басилан. Помимо Бернэмов, среди заложников был еще один американец, все прочие - филиппинцы.

На острове, однако, террористам пришлось вступить в бой с регулярными войсками. Вместе с заложниками они, подобно отряду Басаева в Буденновске, укрылись в больнице прибрежного города Ламитан. Правительственные силы подвергли здание интенсивному обстрелу с земли и воздуха. Казалось, исход битвы предрешен. Но боевики продержались до наступления темноты, а ночью скрылись через черный ход, пополнив число заложников за счет персонала больницы. Впоследствии солдаты нашли в джунглях два обезглавленных трупа пленников, которые были ранены при осаде и не могли передвигаться достаточно быстро. Аналогичным образом бандиты избавлялись от раненых, больных или ослабевших заложников и в дальнейшем.

12 июля 2001 года, в День независимости Филиппин, после того как правительство отказалось вступить с ним в переговоры, Абу Сабайя отрезал голову американцу Гильермо Соберо и потребовал миллион долларов за каждого из Бернэмов. 11 сентября 2001 года террористы услышали по радио об атаках террористов-смертников Аль-Каиды на башни-близнецы в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне и встретили сообщение радостными криками "Аллах акбар!"

В начале 2002 года командование филиппинской армии стянуло на остров значительную войсковую группировку, к которой вскоре присоединились 1000 военнослужащих Сил специального назначения США. Пентагон предоставил филиппинцам вертолеты, приборы ночного видения и другое высокотехнологичное оборудование, незаменимое в действиях против партизан и террористов.

Отряд Абу Сабайи был атакован в общей сложности 16 раз. 17-я схватка оказалась решающей. Абу Сабайя к этому времени перебрался с Басилана в провинцию Замбоанга-дель-Норте на юго-западе острова Минданао. Заложников у него осталось трое – супруги Бернэм и филиппинская медсестра Эдибора Яп; остальных или выкупили, или убили, или им удалось бежать. Здесь след оборвался. Лишь по чистой случайности преследователи обратили внимание на местного жителя, который носит куда-то в лес съестные припасы; он и указал точное место лагеря. 7 июня на рассвете филиппинский спецназ начал операцию захвата. Четверо бандитов и двое заложников, Мартин Бернэм и Эдибора Яп, были убиты в перестрелке. Грейша Бернэм получила ранение в ногу. Остатки отряда, в том числе командир, скрылись.

Их выследили снова на рассвете 21 июня. Отстреливаясь от теснивших их солдат, шестеро террористов во главе с предводителем отчалили на скоростном катере от берега и направились в открытое море. Наперерез им устремился патрульный катер филиппинских ВМС. В километре от берега военные моряки протаранили бандитское судно. Четверо террористов сдались. Абу Сабайя и еще двое боевиков прыгнули в воду. Военные утверждают, что все трое были тяжело ранены еще перед прыжком и камнем пошли ко дну.

Из трофеев командующий операцией генерал-майор Эрнесто Каролина предъявил журналистам рюкзак и его содержимое: две пары темных очков, какие постоянно носил Абу Сабайя, его водительские права, спутниковый телефон, медикаменты, длинное белое одеяние исламского фундаменталиста, пистолет 45-го калибра и патроны к нему, а также косметические средства хороших фирм в ассортименте, достойном дамы. Кроме того, оставшиеся в живых террористы рассказали, что Абу Сабайя наверняка утонул – они видели это практически собственными глазами. Один из пленников добавил, что их главарь не умел плавать. Последняя ремарка, впрочем, доверия не внушает: Абу Сабайя когда-то учился в военно-морской академии. Глубина моря в месте столкновения – почти 5 километров.

По версии военных, трупы могло отнести в океан сильным в этих местах течением, а уж там на них набросились акулы, которыми кишат тамошние воды. Тем не менее, еще в понедельник масштабная поисковая операция продолжалась. Местным рыбакам за находку утопленников обещана награда в 50 тысяч песо (1 тысяча долларов). К поискам подключился американский спецназ. Найти трупы крайне необходимо. Филиппинцы не верят военным. И для этого у них есть основания.

22 июня 2002 года была подтверждена гибель лидера "Абу-Сайяф" Абу Сабайя. Филиппинской провинции Замбоанга произошла перестрелка между правительственными войсками и членами террористической группировки "Абу-Саяйф". В результате боя трое террористов, включая лидера "Абу-Сайяф" Абу Сабайя, были убиты, еще четверо взяты в плен. Сегодня было найдено тело Абу Сабайя, что позволило филиппинским властям подтвердить факт его смерти. Филиппинские власти подтвердили факт гибели Абу Сабайя, лидера мусульманского террористического движения "Абу-Сайяф" в бою с правительственными войсками.

Как сообщили филиппинские военные источники, тела Абу Сабайя и еще двух убитых повстанцев были извлечены из воды водолазами. Накануне утром на юге провинции Замбоанга вспыхнула перестрелка между повстанцами и элитными отрядами филиппинской армии. 7 террористов попытались бежать с острова Басилан, но в момент посадки на скоростной катер, чтобы уйти в море, они были замечены отрядом филиппинских элитных войск, которые открыли огонь по повстанцам. В коротком бою трое террористов, включая Абу Сабайя, были убиты, остальные 4 взяты в плен, после того как корабль ВМС Филиппин затопил катер.

Президент страны Глория Арройо выразила благодарность участникам операции, продолжающим массированное наступление на последние отряды "Абу-Сайяф". Ранее посольство США на Филиппинах предлагало награду в 5 миллионов долларов за оказание содействия в поимке Абу Сабайя, являющегося одним из наиболее влиятельных лидеров движения "Абу-Сайяф" и считающегося основным организатором захватов заложников, включая иностранных граждан. В настоящее время, как следует из листовок, разбрасываемых с американских разведывательных самолетов, награда в 5 миллионов долларов предлагается за содействие в поимке еще 4-х остающихся на свободе лидеров "Абу-Сайяф".

Еще двое руководителей исламской террористической организации "Абу-Сайяф" - Галиб Анданг по прозвищу "Робот" и Алхамзар Лимбонг по прозвищу "Косово" - были убиты при штурме силами безопасности Филиппин захваченной заключенными тюрьмы Багонг-Дива в пригороде столицы страны Манилы. Как заявил журналистам суперинтендант полиции Леопольдо Батаойл, в перестрелке уничтожены Галиб Анданг по прозвищу "Робот" и Алхамзар Лимбонг по прозвищу "Косово". По сообщениям региональных электронных СМИ, в ходе продолжавшегося на протяжении часа штурма убито не менее 14 других принимавших участие в бунте заключенных. Во время операции были ранены не менее двух сотрудников сил безопасности, отмечает "Филиппинз дейли инкуайрер". "Мы вынуждены обратиться к военному и полицейскому решению", - заявил ранее в связи с начавшейся операцией министр внутренних дел Филиппин Анджело Рейес. "Все возможные пути мирного решения исчерпаны", - добавил он.

Утром в понедельник находившийся в заключении в Багонг-Дива член "Абу-Сайяф" во время построения на завтрак выхватил оружие у охранника и открыл огонь, убив полицейского и другого заключенного. В ходе последовавших столкновений с охраной были убиты еще двое полицейских и один заключенный. Захватившие три пистолета террористы забаррикадировались в одном из помещений тюрьмы. По данным филиппинских СМИ, в Багонг-Дива содержалось примерно 425 заключенных, включая 129 членов связанной с "Аль-Каидой" террористической организации "Абу-Сайяф".
>>> ДАЛEE >>>

Николай Алексеевич Косолапов Татьяна Николаевна Андреева "Ядерное сдерживание в условиях глобализации (политико-психологические аспекты проблемы)"

Мы продолжаем публикацию в рассылке и на сайте www.nationalsecurity.ru полного текста исследования Николая Алексеевича Косолапова и Татьяны Николаевны Андреевой "Ядерное сдерживание в условиях глобализации (политико-психологические аспекты проблемы)". Николай Алексеевич Косолапов - ведущий специалист и основатель Политической психологии в российской науке, сотрудник ИМЭМО РАН, МГИМО (У) и МГУ. Полный вариант исследования размещен по адресу http://www.nationalsecurity.ru/library/00028/.

Конечно, у закрытости проблематики ядерного сдерживания есть свои аргументы. Это, прежде всего, требование максимально возможной секретности истинных военных намерений и планов в отношении упреждающего применения ядерного и термоядерного оружия в составе ядерной триады: оглашение их ранее часа "Ч" равнозначно поражению. Но концепция ядерного сдерживания — не военный план и даже не военно-политическая, а скорее философско-мировоззренческая идея, сводящаяся, по существу, к пониманию способности на угрозу как основы безопасности государства и общества и предполагающая различные варианты угрозы, различные степени ее действенности. Такая идея может — а учитывая ее значимость для страны и мира, и должна — обсуждаться открыто.

Аргументом может быть и отсутствие каких-либо планов в строгом смысле этого понятия. У военных есть выражение "война покажет". Суть его в том, что на войне любые планы и расчеты имеют обыкновение сильно меняться (иногда до неузнаваемости или полного отказа от них) под влиянием соприкосновения с реалиями. Поскольку ядерной войны (термины ядерная война, термоядерная война и атомная война в данном контексте следует рассматривать как равнозначные) никто и никогда еще не вел, то, задумываясь о ее возможном сценарии, люди неизбежно вступают в пространство неизвестности, гипотез и допущений. Тем важнее о ядерной войне задумываться сейчас, пока еще есть такая возможность.

В качестве другого аргумента в пользу закрытости может рассматриваться и то, что на идее ядерного сдерживания (и, следовательно, необходимости иметь большие запасы ядерного и термоядерного оружия, а также средств доставки оружия массового уничтожения (оружие массового поражения)) вырос огромный научно-промышленно-военный стратегический комплекс, в котором заняты и от которого зависят миллионы людей, их семьи. И этот комплекс не заинтересован так или иначе ставить под сомнение кормящую его идею ядерного сдерживания и угрозы применения термоядерного оружия.

Но подобный подход недальновиден. Напротив, всестороннее обсуждение роли и значения военно-промышленного комплекса, атомной промышленности, идейно-теоретических основ его необходимости и функций в современном и будущем мире могло бы дать ему куда более надежный фундамент самоуважения, источники средств существования и развития.

Наконец, идея ядерного сдерживания в любой ее интерпретации политически чувствительна для высшей государственной власти как в ее отношениях с внешними контрагентами, так и во внутриполитических взаимоотношениях. Это верно; однако она остается таковой в любом случае, и открытое обсуждение тех ее аспектов, которые не связаны с планами возможного реального использования ядерных вооружений, может не только оказаться полезным в научном и прикладном смыслах, но и переместить часть проблемы из политической плоскости в научно-познавательную, даже в философскую, ослабив тем самым политическую нагрузку на власть. Это не предположения: именно такие процессы уже десятилетиями идут в политико-академических сообществах США, Британии и, хотя и в меньшей степени, Франции.

Отказ от публичного обсуждения этой темы, напротив, может иметь самые негативные последствия, особенно если на каком-то этапе проблема перейдет в более практическую и императивную плоскость. В подобном случае угрозой может оказаться дефицит людей, способных компетентно разбираться в теме. Нечто похожее случилось в ходе распада СССР применительно к сфере экономики. Десятилетиями длившийся в СССР запрет на прямое и публичное обсуждение проблем социально-экономического развития страны едва ли не самым трагичным последствием имел то, что когда запрет был снят самой жизнью, общество и власть оказались не готовы слушать и понимать голоса людей здравых и компетентных. Их внимание привлекали прежде всего яркие говоруны и всевозможные шарлатаны, коммивояжеры — мастера на броские фразы, за которыми либо вообще не стояло никакого содержания, либо скрывалось нечто асоциальное и прямо противоположное публично высказываемому.

Подобное, по мнению авторов, даже еще более вероятно, если жизнь включит в повестку публичной политики вопросы ядерного сдерживания: опыт подсказывает, что явный дефицит публичного обсуждения указывает на полное отсутствие обсуждений закрытых (потенциальный состав участников подобных совещаний начисто исключал бы возможность ставить под вопрос ключевые положения официальной политики).

Статья не посягает на закрытые аспекты темы; но разум не может не осмысливать проблему, столь значимую для безопасности страны и судеб мира в целом. Не миф ли ядерное сдерживание вообще? Что именно и сколь надежно оно сдерживает? Изменяется ли "сила" сдерживания со временем и если да, то в каком направлении и под влиянием каких факторов? И главное, как трансформируется ЯС в мире, в котором наряду с уже давно известным "ядерным клубом" существует и политически все чаще заявляет о себе ширящаяся зона теневых ядерных держав и теневой ядерной политики (примером чего может служить Израиль)?

Завершение "холодной войны", распад СССР, допуск России в "большую семерку" (отныне "восьмерку"), ее новые отношения с США и НАТО породили на протяжении 1990-х иллюзию ядерной безопасности, исчезновения риска ядерной войны. Российские "реформаторы первой волны" вроде бы разделяли или, во всяком случае, активно насаждали в обществе политически далеко не бескорыстное убеждение, будто век межгосударственных войн ушел в прошлое и что в мире не осталось ни врагов России, ни обращенных против нее серьезных угроз, тем паче угрозы ядерной, наиболее реальной в отношениях бывшего СССР с США и НАТО, с которыми Россия вступила в отношения партнерства. Надо подчеркнуть, что нигде в мире, в том числе среди тех сил и политиков, что были максимально благорасположены к постсоветской России, подобные сверхоптимистические иллюзии места не имели. Напротив, мир встречал распад СССР с озабоченностью по поводу неизбежных новых неопределенностей и угроз.

Между тем глобализация, отсутствие какого-либо признанного постсоветского миропорядка и США-центрический характер мира 2000-х годов такую угрозу не только не устраняют, но, возможно, даже усиливают и, безусловно, придают ей новое содержание. Заявления на этот счет зазвучали после начала операции США в Ираке особенно часто. Сразу же после того, как военный успех операции был достигнут, в западных средствах массовой информации и политических кругах начала все интенсивнее разворачиваться кампания, ставящая своей целью доказать, будто Россия эволюционирует в антидемократическом направлении; раздавались даже призывы исключить ее из числа членов "восьмерки".

Ракетно-ядерная конфронтация СССР и США при бесспорной ее опасности выступала мощным сдерживающим фактором по отношению ко всем третьим странам и тем более ядерным потенциалам. При биполярной конфронтации быстрое появление третьего игрока вполне способно спровоцировать любого из игроков уже действующих на нанесение превентивного удара по этому третьему или по более сильному из двух ранее вступивших в противоборство во избежание резкого нарушения сложившегося равновесия. Ныне этот фактор снят.
>>> ДАЛEE >>>

3. Мнения экспертов

Молдова ждет момента, когда Приднестровье, как спелое яблоко, упадет ей в руки

Константин Затулин
Директор Института стран СНГ, депутат ГД РФ IV созыва,
член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками

Константин Затулин, директор института стран СНГ, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками, рассказывает о напряженной ситуации, сложившейся в Приднестровье.

- Чем вызваны попытки экономической блокады в отношении Приднестровья со стороны Украины? Фактически Украина идет в обход соглашений, закрепленных в Московском меморандуме 1997 года?

- Самый простой ответ на этот вопрос заключался в том, что никакой преемственности обязательств после "оранжевой революции" со стороны Украины не прослеживается. Объяснить подобное поведение Украины можно двумя причинами.

Во-первых, новая украинская власть отрабатывает какие-то авансы, которые были даны ей Западом. Вопреки своим интересам Украина включилась в экономическую блокаду Приднестровья по просьбе Молдовы, поддержанной США и рядом других государств. Эти государства, в свою очередь, рассматривают Приднестровье, как пророссийский анклав, и озабочены нахождением в регионе российских военнослужащих.

Не будем забывать и о том, что подобным поведением новая власть Украины демонстрирует абсолютное безразличие к трети населения Приднестровья, представленного украинскими гражданами. То есть, лишь бы было хуже России! Если при этом хуже будет самим украинцам - ничего страшного, главное, чтобы помешать российским интересам в регионе.

Во-вторых, надо учитывать тот факт, что введение экономической блокады произошло не когда-нибудь, а за три недели до выборов. Все мы знаем, что официальная Украина отказалась открыть на территории Приднестровья избирательные участки, нанося непоправимый ущерб гражданам своей же собственной страны. Видимо, Ющенко еще помнит события 2004-го года, когда украинцы Приднестровья голосовали за его политического противника, Виктора Януковича.

На мой взгляд, дестабилизация на юге Украины очевидна. Заметьте, что в непосредственной близости от Приднестровья, в Крыму, сегодня налицо попытки раскачать внутриполитический процесс, не допустить к выборам основной политический блок автономии - блок Януковича. Все это лишь служит доказательствами "партийности" нынешней власти Украины. Такая тенденция очень опасна, а проводимая политика - авантюрна.

- Какие цели преследует Украина шагами подобного рода?

- Возможность выслужиться перед Западом. Укрепить свой проект ГУАМ, как и любой другой, в котором Россия не участвует. Ведь фактически, "ющенковская" Украина сочла, что угождать Западу гораздо важнее, чем думать о проблемах собственных граждан.

- Что выигрывает Молдавия в экономическом и политическом планах от блокады Приднестровья?

- На самом деле, все эти "молодецкие игры" с блокадой выдуманы Ворониным, который, судя по всему, не собирается вести какой-либо диалог с Приднестровьем, а хочет его капитуляции. Провоцирование дестабилизации в регионе ведет к свержению действующего режима во главе с президентом Смирновым. Совершенно очевидно, что Молдова ждет того момента, когда Приднестровье, как спелое яблоко, упадет ей в руки. Фактически являясь банкротом, Молдова жаждет заполучить относительно успешно развивающийся регион, так что этот вопрос имеет не только политическое, но и коррупционное измерение.

- Какие экономические изменения ожидают Приднестровье от введенных санкций? Так ли неизбежны политические последствия, о которых вы говорите?

- Вынужден констатировать - сегодня Приднестровье находится в тяжелой ситуации. Политическую картину предсказывать я бы не спешил: все могут изменить грядущие выборы 26 марта. Что касается экономического ущерба, то он очевиден. Потери в товарообороте будут колоссальными. По моим прогнозам, в таких условиях республика может продержаться от силы где-то полгода.

- Каким образом в данной ситуации должна вести себя Россия: следует ли ей занять позицию стороннего наблюдателя или активно вмешаться в конфликт?

- Позиция России четко отражена в субботнем заявлении МИД. Мы должны придерживаться этой точки зрения и неукоснительно ей следовать. Как таковая процедура посредничества уже разрушена. Украина, ранее привлеченная Россией в качестве посредника, нарушила обязательства. В этой связи, Россия должна изыскать возможности повлиять на Украину. Я уверен, что подобные возможности у России есть. Тем более, в преддверии парламентских выборов на Украине.

4. Новости

Буш сделал ход на "великой шахматной доске"

Индия при поддержке США неуклонно движется к вступлению в "ядерный клуб". Долгие годы ситуация на Индийском субконтиненте была более или менее ясной: есть традиционно дружественная России Индия, один из главных рынков экспорта российского оружия; и есть Пакистан, одна из крупнейших исламских стран, ставшая едва ли не главным союзником США в Азии в войне с терроризмом. Между собой эти две огромные страны враждуют из-за Кашмира, который ныне принадлежит Индии, но большинство населения которого составляют мусульмане. Обе страны обладают ядерным оружием, и каждое обострение конфликта заставляло мировое сообщество вздрагивать в ожидании апокалипсиса. Но вот американский президент 1-2 марта 2006 года посетил Индию и подписал с индийским премьером Сингхом соглашения, которые вносят серьезные коррективы в эту сложившуюся схему.

Президент Буш, выйдя к журналистам после подписания соглашений, назвал их "историческими". И с этим трудно не согласиться. Но чтобы понять, почему это так, необходимо вернуться на 30 с лишним лет назад и вспомнить один из важнейших этапов в формировании нынешнего миропорядка.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу 5 марта 1970 года, фиксировал сложившийся в мире статус-кво: пять держав (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) признавались ядерными, остальные 184 участника договора брали на себя обязательство не стремиться к получению ядерного оружия. Ядерные державы, в свою очередь, обещали со временем отказаться от самого смертоносного оружия, созданного человечеством.

Однако полностью пресечь распространение ядерного оружия не удалось. Индия, Пакистан и Израиль, с самого начала не подписавшие договор, через некоторое время обзавелись собственным ядерным оружием (причем явно не без помощи со стороны противостоящих друг другу в глобальном масштабе СССР и США). О наличии у них ядерного оружия Индия и Пакистан официально объявили в 1998 году. В 2003 году из договора вышла Северная Корея. О возможности пересмотра отношения Ирана к ДНЯО неоднократно заявлял президент этой страны Махмуд Ахмадинеджад. Многие другие страны, например, ЮАР и Тайвань, продолжают развивать ядерные программы, несмотря на вводмые против них санкции. И лишь Ливию международному сообществу удалось заставить отказаться от попыток получить ядерное оружие.

В международной политике появился особый статус - "ядерная держава де-факто", то есть государство, обладающее ядерным оружием, но не входящее в "ядерный клуб", участники которого записаны в ДНЯО.

Сомнения в эффективности ДНЯО неоднократно провоцировали разговоры о необходимости его пересмотра. Очередная конференция ООН по ядерной безопасности в мае 2005 года продемонстрировала, что США давно уже не полагаются на этот договор и предпочитают самостоятельно заботиться о собственной безопасности. Госсекретарю Кондолиззе Райс даже необязательно было говорить об этом с трибуны той конференции, это и так было видно из самих действий американской администрации: односторонний выход из Договора по противоракетной обороне, наращивание ядерного потенциала США, отказ от моратория на ядерные испытания и так далее. Президент Джордж Буш прямо заявлял, что существующие механизмы международного урегулирования в ядерной сфере неэффективны.

Збигнев Бжезинский, бывший советником по национальной безопасности еще у президента Джимми Картера, предупреждал Буша в нашумевшей статье в Los Angeles Times в октябре 2005 года: "Видя, что против слабого в военном отношении Ирака Вашингтон применил вооруженную силу, а по отношению к обладающей ядерным оружием Северной Корее ведет себя куда осторожнее, иранцы лишь укрепляются в убеждении, что свою безопасность они способны обеспечить, только превратившись в ядерную державу". Словом, режим нераспространения трещит по швам, и из этого уже давно никто не делает никакого секрета.

В 1998 году, когда Индия провела испытания ядерного оружия, США ввели против нее экономические санкции. А в сентябре 2005 года США объявили о том, что согласны поставлять Индии ядерные технологии при условии, что она согласится допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ. За семь лет в политике США в отношении Индии произошел поворот на 180 градусов.

В уже цитированной выше статье Бжезинского содержится отзыв и на это: "Из-за недавно принятого Вашингтоном решения помочь Индии в осуществлении ее ядерной программы, обусловленного в основном стремлением обеспечить поддержку этой страной войны в Ираке и превратить ее в "бастион" против Китая, Америка стала выглядеть пособником распространения ядерного оружия "для избранных"".

Недовольство неожиданной дружелюбностью Буша по отношению к Индии выразили и американские конгрессмены. Буш в ответ заявил, что это необходимо.

А между тем перспектива вступления Индии в "ядерный клуб" становилась все более реальной. В феврале 2006 года декларацию о сотрудничестве в ядерной сфере с Индией заключила Франция.

В конце февраля 2006 года, выступая перед Обществом Азии (Asia Society) накануне своего визита в Индию и Пакистан, Джордж Буш говорил о том, что Индии следует четко разделить свою ядерную программу на гражданскую и военную, и если на гражданские объекты будут допущены инспекторы МАГАТЭ, то на секретность военных объектов посягать никто не будет. "Исполняя наши обязательства, мы введем индийскую ядерную программу в мирное русло и улучшим взаимное доверие между нашими странами", - заявил Буш.

Вслед за тем американский президент отправился в Индию. Официальной целью поездки называлось всестороннее укрепление экономических связей, но все ждали другого - и оказались правы. США официально согласились поставлять в Индию ядерные технологии и топливо, а Индия - принять международные инспекции. При этом разделение уже существующих индийских ядерных объектов и тех, которые будут построены в дальнейшем, на гражданские и военные признано прерогативой исключительно индийского правительства.

Ранее Индия неоднократно упрекала США в том, что они поддерживают ее противника - Пакистан. Теперь же политика "своих и чужих сукиных детей", по легенде, сформулированная в свое время президентом Франклином Делано Рузвельтом в отношении никарагуанского диктатора Сомосы, сменилась политикой "и нашим и вашим".

Пакистан, один из явных претендентов на лидерство в исламском мире (так, по крайней мере, полагает Сэмюэль Хантингтон, чья концепция "столкновения цивилизаций" имеет большое влияние на умы американских геополитиков), безусловно, является для Вашингтона очень ценным союзником, хоть и проблемным (президента Пакистана генерала Первеза Мушаррафа американский журнал Parade включил в двадцатку самых зловещих диктаторов мира). С другой стороны, индийская экономика переживает период роста, и США было бы несравненно более выгодно, чтобы страна, занимающая второе место в мире по численности населения, обладающая ядерным оружием и значительным арсеналом обычных вооружений, дружила с ними, а не с Китаем, которого американские геостратеги числят своим главным соперником в борьбе за доминирование в мире.

Планируемый индийский военный бюджет на 2007 финансовый год, который начинается 1 апреля 2006 года, составляет 19,8 миллиарда долларов (2,4 процента ВВП). Для сравнения, прямые расходы на оборону, заложенные в российском бюджете, составляют около 24 миллиардов долларов, а бюджет Пентагона превышает индийский и российский оборонные бюджеты вместе взятые по меньшей мере в десять раз.

Рост военных расходов Индии по сравнению с текущим финансовым годом составил 7,2 процента. Правительство заявляет, что намерено провести масштабную модернизацию вооруженных сил.

На индийском рынке вооружений десятилетиями доминировал СССР, а затем Россия. Однако в последнее время, следуя общемировой практике, Индия стремится избавиться от зависимости от одного поставщика и сократить удельный вес российских оружейных поставок. Другие партнеры Индии - США, Великобритания, Израиль - расширяют свое присутствие на этом чрезвычайно емком рынке.

На продолжающемся тендере на поставку Индии 126 (а возможно, и большего количества) современных истребителей среди основных соперников - РСК "МиГ" и американская корпорация Lockheed Martin. Индийские военные неоднократно заявляли, что хотели бы не просто получать самолеты, но и участвовать в их производстве, то есть приобрести некоторые технологии военного самолетостроения. Когда они обратились с таким предложением к российским авиаконструкторам, оно было встречено без энтузиазма.

Однако после подписанных президентом Бушем и премьером Сингхом соглашений Пентагон заявил, что заключение контракта на поставку Индии американских истребителей было бы следующим логичным шагом. При этом американцы изначально были готовы согласиться на условия индийской стороны и производить сборку самолетов на территории Индии. "МиГу", если он хочет все же выиграть контракт на 10 миллиардов долларов, теперь придется крепко подумать над тем, как сделать Индии столь же выгодное предложение.

Кроме того, еще летом 2005 года главы оборонных ведомств США и Индии Дональд Рамсфельд и Пранаб Махерджи подписали соглашение сроком на десять лет, предусматривающее развитие и укрепление сотрудничества двух стран в области производства вооружений и противоракетной обороны. В феврале 2006 года индийские и американские ВМС провели совместные учения с участием авианосцев "Вираат" и "Рональд Рейган".

Таким образом, не только политики, но и военные дают понять, что партнерство США и Индии - это всерьез и надолго. Джордж Буш, которого в начале его президентства называли дилетантом в международной политике, к середине своего второго срока оказался способен заполучить Соединенным Штатам в союзники одно из мощнейших азиатских государств и сделать довольно неожиданный ход на "великой шахматной доске", как назвал все тот же Бжезинский Евразию в своей знаменитой книге об американском доминировании в мире.

Сенат США продлил действие "Патриотического акта"

В четверг американский Сенат утвердил очередное продление срока действия "Патриотического акта". За продление закона, наделяющего власти чрезвычайными полномочиями в борьбе с терроризмом, проголосовали 89 сенаторов, десять высказались против. Палата представителей одобрила продление акта еще в декабре прошлого года. Срок действия "Патриотического акта" истекал 10 марта 2006 года.

Вместе с тем на 7 марта в Сенате запланировано инициированное республиканцами голосование по поправкам к законопроекту, ограничивающим полномочия спецслужб при применении "Патриотического акта". Ожидается, что эти поправки также получат одобрение Сената и оба документа будут подписаны президентом США Джорджем Бушем еще до 10 марта.

Продление "Патриотического акта" является крупной политической победой американского лидера. Изначально Буш рассчитывал придать "Патриотическому акту" статус постоянно действующего закона. Однако конгрессмены отказались поддержать президента в связи со скандалом о секретной программе прослушивания американских граждан. Джордж Буш уже приветствовал решение сенаторов о продлении "Патриотического акта".

Сергей Лавров и Кондолизза Райс обсудили "замороженные" конфликты

По итогам встречи с главой МИДа РФ Сергеем Лавровым, которая проходила во вторник в Вашингтоне, госсекретарь США Кондолизза Райс заявила, что "США удовлетворены отношениями с Российской Федерацией".

"В ходе переговоров мы обсудили широкий круг вопросов, в том числе коснулись таких глобальных проблем, как Иран и Ближний Восток", - сказала Райс на пресс-конференции после переговоров. По ее словам, в беседе были затронуты вопросы так называемых "замороженных" конфликтов, а именно Нагорного Карабаха и Абхазии.

Госсекретарь также отметила, что стороны обсудили повестку дня на предстоящем саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге и коснулись некоторых внутриросийских проблем.

Лавров, в свою очередь, пожаловался на разногласия с США по вопросу о приеме Росси в ВТО и на поправку "Джексона-Вэника", которая до сих пор не отменена.

Говоря об отношении США и России к различным локальным конфликтам, российский министр сказал, что "у нас не совсем совпадают взгляды на то, какими методами необходимо действовать, но конечная цель в сотрудничестве по международным делам, по-моему, идентична".

Еще одним важным итогом состоявшихся переговоров Лавров считает то, что Россия и США могут выйти на крупные договоренности в области ядерной энергетики к саммиту "восьмерки" в Санкт-Петербурге.

По словам главы МИДа РФ, он и его американская коллега "выразили обоюдную заинтересованность по инициативам в сфере ядерной энергетики и безопасности, высказанным нашими президентами".

"Важно, чтобы такое сотрудничество развивалось через сотрудничество экспертов, и чтобы мы вышли на крупные договоренности, желательно к саммиту "большой восьмерки", - подытожил Лавров.

Киев обеспокоен информацией о блокировании Приднестровья

Правительство Украины "обеспокоено информацией о блокировании в регионе подъездных дорог к пунктам пропуска на приднестровском участке украино-молдавской границы".

Кабинет министров Юрия Еханурова рассматривает ситуацию, сложившуюся вокруг введения Украиной новых таможенных правил в отношении Приднестровья, "как попытку дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию в регионе, нанести ущерб положительной динамике процесса урегулирования приднестровской проблемы".

Несмотря на сотни вагонов и грузовых автомобилей, скопившихся на границе, кабинет министров уверен, что "приведение в порядок таможенного режима направлено на обеспечение эффективного контроля за перемещением товаров и грузов через украинско-молдавскую государственную границу".

Украинское правительство надеется, что новый таможенный режим может направить внешнеэкономическую деятельность приднестровских хозяйствующих субъектов в прозрачное и легитимное русло.

"Правительство Украины заявляет: Украина никого не блокирует", - утверждается в документе.

Напомним, что в Приднестровье придерживаются другого мнения о сложившейся обстановке. Власти самопровозглашенной республики считают, что с 3 марта, когда Киев ввел новые таможенные правила, Приднестровье оказалось в фактической блокаде.

Министерство финансов США ждет дефолта в двадцатых числах марта

Глава Министерства финансов США Джон Сноу объявил о возможности технического дефолта по правительственному долгу США к концу марта. Если это печальное событие все-таки произойдет, то основными виновниками окажутся конгрессмены, которые не торопятся с повышением максимальной величины правительственной задолженности.

Соединенные Штаты Америки уверенно лидируют как по размеру экономики, так и по размеру долга. На поддержание армии чиновников, на ведение войны в Ираке, на смелые инициативы Буша по снижению налогов, а также на хорошее соцобеспечение нужны гигантские средства. Национальный долг США растет со скоростью в 2,17 миллиарда долларов в сутки. На каждого американца при этом приходится почти по 28 тысяч долларов долга.

В случае, если финансисты из администрации США объявят дефолт, это приведет к ужасным последствиям. Рухнет внутренний рынок облигаций США, размер которого составляет около 13 триллионов долларов. Пошатнется сам доллар как валюта. Рейтинговым агентствам придется пересмотреть суверенные рейтинги США в сторону понижения.

Дальше - больше. Может статься, что центробанки многих стран захотят заменить долларовые резервы на другую валюту. В результате на рынке предложение долларов превысит спрос в несколько раз. Это пошатнет экономики тех стран, что в основном полагаются на доллары - например, Китая, известного своими многомиллиардными долларовыми запасами.

Суть нынешнего кризиса заключается в том, что законодательство США предполагает законодательный контроль за действиями Министерства финансов. В частности, Конгресс устанавливает максимальный объем заимствований правительства США. Так как увеличение долгового лимита производится регулярно, обычно законодатели действуют достаточно оперативно. Последний раз Конгресс увеличил полномочия правительства на производство заимствований в ноябре 2004 года. Тогда лимит вырос с 7,4 до 8,2 триллиона долларов. До этого лимит увеличивали в 2003 и 2002 годах. Однако в этот раз все может быть сложнее.

Дело в том, что в теории повышения лимита происходить не должно, так как проводимая экономическая политика обязана быть такой, чтобы дополнительных заимствований не требовалось. Этим фактом воспользовались конгрессмены-демократы, которые обвинили администрацию Буша в неэффективном управлении.

Они предложили принять документ, предлагаемый Сноу, лишь совместно с другим документом, который регламентирует расходы бюджета и предотвратит дальнейший рост долга. Демократы также уточнили, что есть два основных фактора, подстегивающих рост национального долга: огромные расходы на войну в Ираке и попытка Буша сделать снижение налогов постоянной мерой.

Тем временем представители Министерства финансов бьют тревогу, так как дефолт должен произойти в течение недели после 20 марта, а уже 17 марта Конгресс уходит на весенние каникулы. Тут надо добавить, что график заседаний для американских законодателей - это святое. Например, штат Миннесота летом 2005 года лишился исполнительной власти просто потому, что законодатели не успели принять в срок бюджет штата, оставив без работы 9 тысяч человек - все региональное правительство.

Недовольны сложившейся ситуацией и республиканцы, ведь именно Буш пообещал к 2009 году сократить вдвое дефицит бюджета США, а, значит, и уменьшить темпы роста долга.

Тем временем Сноу делает все возможное для того, чтобы удержать ситуацию под контролем. Он предупреждал Конгресс об угрозе дефолта еще в конце 2005 года. Тогда в качестве крайнего срока он называл середину февраля. Очевидно, главному финансисту страны удалось изыскать скрытые резервы, так как Конгресс в феврале не отреагировал на его призыв, а принятые меры позволили продержаться до марта. Можно сказать, что Сноу, не дожидаясь ответа законодателей, начал действовать, пытаясь удержаться в рамках отведенного лимита заимствований.

Одним из радикальных средств стало открытие аукционов по продаже краткосрочных векселей казначейства США сроком до 20 дней. Срок погашения таких векселей наступит 14 марта. Вполне вероятно, что затем ведомство Сноу выпустит однодневные облигации, которые погасит 15 марта. Ожидается, что этот шаг позволит одновременно и удержаться в установленных объемах заимствований и профинансировать правительственные нужды в середине марта.

Кроме того, прекращены поступления в Фонд пенсий и пособий в связи с потерей работоспособности для государственных служащих (Civil Service Retirement and Disability Fund, CSRDF). Часть средств была даже отозвана из этого фонда с обещанием, что средства будут возвращены в полном объеме.

Но и это помогло мало. В результате на свет появилось письмо Джона Сноу ведущим законодателям, включая глав профильных комитетов. В нем в довольно сухой форме сообщалось о прекращении отчислений в CSRDF и введении до 26 мая приостановки работы со средствами фонда.

Сноу также объяснил, что деньги, взятые из фонда, позволят продержаться в установленных конгрессменами рамках самое большее в течение нескольких дней. В письме не указано, сколько миллиардов требуется министру финансов, однако аналитики предполагают, что конгрессмены поднимут планку максимального долга до 9 триллионов долларов.

Вопреки распространенному мнению дефолт обычно происходит из-за сравнительно небольших сумм. Так, российский дефолт в 1998 году произошел из-за невозможности выплатить всего тринадцать с половиной миллиардов долларов. Вполне вероятно, что Министерству финансов США не хватит буквально дня или двух, в течение которых стране будет недоставать буквально пары миллиардов долларов. То есть с чисто экономической точки зрения ничего страшного произойти не должно.

Однако политическая составляющая всякого дефолта заключается в потере доверия к правительству или как минимум тем министерствам, которые проводят экономическую политику государства. В данном случае ситуация чревата глубочайшим политическим кризисом, в котором война в Ираке полностью потеряет поддержку населения, а Бушу придется отвлечься от созерцания своего и без того невысокого рейтинга и начать действовать.

Например, попытаться перенести каникулы Конгресса, или воспользоваться принципом папских выборов - запереть конгрессменов в залах заседаний до тех пор, пока они не примут жизненно необходимый США законопроект. В конце концов, чего не сделаешь ради сохранения американского образа жизни.

Индия успокоила США на счет своей ядерной программы

Индийское правительство поспешило успокоить американское правительство в его опасениях о развитии ядерной программы Индии в связи с крупной сделкой гражданского характера, связанной с исследованиями в области ядерной энергии. Вместе с тем, условия сделки позволят Индии получить доступ к ядерному топливу и технологиям, используемым для производства оружия массового поражения.

Критики в США утверждают, что одобрение сделки Конгрессом может поставить под угрозу все усилия президента страны, направленные на осуществление контроля за распространением ядерного оружия и сопутствующих ему технологий.

Посол Индии в Вашингтоне, Ронен Сен (Ronen Sen), поспешил заявить о том, что ядерные исследования Индии никак не зависят от условий предполагаемой сделки между двумя странами. Суть сделки состоит в том, что американским компаниям будет разрешено строить на территории Индии атомные реакторы для обеспечения этой страны достаточным количеством дешевой электроэнергии.

США отклонили предложение ООН по созданию новой правозащитной организации

Создание нового Совета по правам человека при ООН показалось Соединенным Штатам темой, не совсем приемлемой для обсуждения в настоящее время. По словам представителя США в ООН, Джона Болтона (John Bolton), предложенный план создания Совета "недостаточно четко проработан". Он также заявил, что "США сказали бы свое "нет" в случае, если бы решение о его создании принималось на этой неделе".

Новый Совет, по мнению ООН, должен заменить Комиссию по правам человека, которая уже достаточно дискредитировала себя в глазах мировой общественности. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, Кофи Аннан (Kofi Annan), предупредил всех членов ООН о том, что отказ от создания такого органа может окончательно подорвать доверие к ООН.

По мнению Джона Болтона, предложение ООН несомненно заслуживает внимания, однако оно должно быть доработано для того, чтобы быть принятой всеми членами организации.

В США считают, что Ирак может "взорвать" весь мир

Гражданская война в Ираке может стать причиной общего конфликта на всем Ближнем Востоке. Такого мнения придерживается директор национальной разведки США, Джон Негропонте (John Negroponte).

"Если силы демократии будут побеждены в Ираке, то хаос из этой страны может распространиться на соседние государства", - считает Негропонте. По его мнению, нестабильность в этом регионе может даже стать причиной общей нездоровой ситуации во всем мире. Напомним, что до апреля прошлого года нынешний директор национальной разведки выполнял функции посла США в Багдаде, так что он отчетливо представляет себе всю сложность существующей ситуации.

Заявление Негропонте последовало в связи с усилившейся активностью боевиков в Ираке и нежеланием противоборствующих сил складывать оружие. Только во вторник в Ираке в серии террористических актов было убито 65 человек. Президент США, Джордж Буш по-прежнему не намерен прекращать военные действия на территории страны, будучи убежденным в том, что демократические принципы следует защищать с оружием в руках.

Информация о ресурсе www.nationalsecurity.ru

Этот еженедельный выпуск рассылки был подготовлен для Вас сотрудниками информационного ресурса Национальная и государственная безопасность России (www.nationalsecurity.ru) под руководством научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук кандидата политических наук Игоря Игоревича Хохлова.

Электронная политологическая и социологическая онлайн библиотека содержит учебные и научные материалы по национальной и государственной безопасности России: учебные планы, рефераты, курсовые, монографии, сборники, статьи, диссертации и другие научные труды по социологии, политологии и общественным наукам. Эти материалы полезны абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям кафедр политологии, социологии и общественных наук гуманитарных ВУЗов. В электронной библиотеке освещаются темы по политологии и социологии: терроризм, угрозы национальной безопасности, система международной безопасности, политические конфликты, внутренние и международные аспекты безопасности, социология международных отношений; опубликованы официальные документы, законы, концепции, доктрины, уставы, научные труды и статьи отечественных и зарубежных ученых, учебники.

-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------


В избранное