Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Айкидо для руководителя

  Все выпуски  

Возможно, вы были свидетелем дискуссии в шутку или всерьез на тему: кто важнее в компании? Она напоминает детский стишок Сергея Михалкова: «А у Лёвы мама - повар. Мама - лётчик? Что ж такого!» Данный спор приводит к распределению ответственности внутри компании, к формированию штатного расписания, а так же к распределению бюджетных средств. Тот менеджер, который активней отстаивает свою значимость, получает больше денег на развитие,…


29/01/2009 Выпуск 5. «Айкидо для руководителя»: Введение в философию систем управления

Добрый день, дорогой читатель!

Цитата дня:
«Когда ваши дела идут хорошо, не изменяйте ваши хорошие пути» Генри Си

В рамках темы управления мы начинаем пцубликацию глав из книги «Философия построения систем управления», которая в простой и доступной форме расскажет о компании,  об управлении ей в современных условиях. Эта книга родилась путем анализа и синтеза знаний о теории управления и практики. Что изменилось? Что осталось незыблемым? Бизнес как структура видоизменяется с течением времени.

Меняются подходы к управлению, меняется значимость и вес подсистем, из которых состоит компания. Как улучшать бизнес? Как стать победителем?  Как оставаться победителем? Основная задача – свести разрозненные знания об управлении в единое пособие по созданию идеальных гибких систем управления предприятием и в доступной форме с примерами рассказать об основных моментах, на которые необходимо обратить внимание.

Если у вас статьи вызвали отклик или есть желание поделиться своим опытом, то пишите aikido@alfalavista.ru 
Успеха и процветания Вам лично и Вашему бизнесу.

Ведущая рассылки,
Наталья Ильина
www.alfalavista.ru
http://alfalavista.livejournal.com

УПРАВЛЕНИЕ: Введение в философию построения систем управления

Компания как гармоничная структура

Возможно, вы были свидетелем дискуссии в шутку или всерьез на тему: кто важнее в компании? Она напоминает детский стишок Сергея Михалкова: 

А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама – вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

При всей нелепости такого сравнения этом сторонники теории, что мир подчиняется законам маркетинга, рассуждают: «Те, кто приносят деньги в компанию, то есть, маркетинг и продажи, решают все, под них необходимо подстраиваться всем остальным подразделениям». Производственники с ними ожесточенно спорят: «Только эксклюзивное, высококачественное творение в виде товара или услуги является ценностью для покупателя, за которую он платит». В свою очередь те, кто занимается закупками, напоминают: «Без своевременной поставки материалов или оборудования никто ничего не произведет». «Вот-вот, НИКТО не произведет ничего, если не будет персонала, способного, адекватного, мотивированного», - это уже в дискуссию включаются специалисты по кадрам. На что им отвечают бухгалтера с некоторой внутренней усталостью в голосе: «Любое предприятие может разориться в случае наличия проблем с налоговыми органами». Экономисты тоже не отстают, замечая: «Вся работы ради работы увязывается в экономические показатели, которые первыми сигнализируют о возможных тенденциях, в том числе и на рынке, и позволяют корректировать общий курс движения компании». В последнее время активно в спор включаются ИТ-шники: «В нашем веке информационных технологий сбой в информационной системе может парализовать деятельность всей компании».

 Дискуссии то утихают, то разгораются. Количество спорщиков все увеличивается и растет, и таким или иным образом дискуссия имеет место быть в каждой компании. Вы, наверное, уже догадались, что данный спор приводит к распределению ответственности внутри компании, к формированию штатного расписания, а так же к распределению бюджетных средств. Тот менеджер, который активней отстаивает свою значимость, получает больше денег на развитие, в том числе технологическое совершенствование. Кстати, в последнее время любое технологическое совершенствование тесно связано с информационными технологиями и с интеграцией решений в единую информационную среду компании.

 Цель данной главы – помирить спорщиков. Компания – это единый механизм, единая комплексная система, которая существует только в тесной взаимосвязи всех частей друг с другом. Если внутри компании отсутствуют перекосы важности, то она развивается гармонично во всех направлениях.

Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Как добиться гармонии? Американские исследователи в области управления провели опрос с целью выявления признаков успешных компаний. Они выделили четыре основных признака успешности. Наличие таких признаков бизнеса, как четкая стратегия развития, гибкая организационная структура, высокая культура и безукоризненные внутренние процессы, является базовой предпосылкой успешности развития компании. При этом все перечисленные принципы формируют единый базис внутренней структуры компании, состоящей из крепко связанных между собой систем: системы управления, организационной системы, информационной системы и системы создания добавочной стоимости продукта, которые соприкасаются с другими системами – системы изменений, системой сервиса.

Наука управления бизнесом занимает важное место в нашем мире: на эту тему написаны тысячи книг, огромное количество консалтинговых компаний зарабатывает миллионы долларов на решении локальных или глобальных задач по лечению бизнеса. Но многие компании и по сей день, так или иначе, констатируют факты наличия проблем в управлении.

Количество теорий управления огромное множество, каждая из которых обещает решить все проблемы в области управления компанией, но мода на теории проходит, а проблемы остаются. Существует немало управленцев, которые абсолютно уверены, что знают по теории управления все, четко разделяя ситуации на белое и черное, приступая к своим обязанностям, начинают менять все внутри своей организации, критикуя предыдущий курс и не разбираясь с причинами и следствиями. Правильно это или неправильно? В ходе дальнейших рассуждений мы ответим на этот вопрос, для этого мы рассмотрим искусство управленческой борьбы и ряд концепций управления.

«Жизнь – это игра с постоянно меняющейся системой правил», - как-то метко сказал Андрей Шемякин. Можно ли найти раз и навсегда формулу успеха? Скорее всего – нет, в каждом конкретном случае к успеху идут своим путем. Некоторые люди, которые добились успеха, начинают выводить эту формулу, дают советы,  миллионы последователей идут за своим учителем, но настоящего успеха добиваются единицы.

В рамках этого грядет новая эра в практике консалтинга, когда на смену узких решений, даже основанных на системном подходе, приходит комплексный подход к компании как к сложной системе, когда подвергаются анализу, как предпосылки, так и следствия. Для решения задач бизнеса используются два пути – коучинг и анализ.

Коучинг – это быстрая помощь в достижении цели, без затрагивания (коррекции) системы управления. Коучинг - эта помощь одноразовая, поэтому достаточно дорогая. Анализ проходит более длительно, но позволяет проводить изменения сразу по всем направлениям. Для начала формулируются цели и задачи улучшения, затем проводится анализ и предлагаются шаги по переходу к желаемому варианту построения слаженной системы управления бизнесом.

Основная задача консультантов нового поколения – не навредить, помочь компании найти максимально комфортный для нее путь к успеху, используя принцип «от простого к сложному». Как пример, нет смысла компании строить систему сбалансированных показателей, если никто не понимает ее полезности для компании. Или нет смысла внедрять систему построения бюджета, если не разработана методика данного процесса, основой которой будет ее полезность для компании. Или нет смысла внедрять учетную систему, не понимая ее концепцию. Или …

Дальнейшие главы книги последовательно расскажут, как построить гармоничную эффективную и гибкую систему управления предприятием; как оставаться победителем, используя присущие только вашей компании сильные и слабые стороны; как создать свою формулу успеха и как удержать успех; ответит на вопросы: «Почему у нас так?» и «Что с этим делать?» При этом автор придерживается тезиса Генри Си: «Когда ваши дела идут хорошо, не изменяйте ваши хорошие пути». Можно улучшать, но не нужно ломать.

Имея большой опыт работы с разными компаниями, мы видели и как положительные примеры, так и отрицательные. Так с приходом нового жесткого руководителя в крупную торговую компанию, компанию молодых креативных людей, настроенных на творчество, готовых день и ночь работать за идею, в подведомственных ему подразделениях утрачивался командный дух, а люди превращались в затравленных и запуганных. Эта компания потеряла многих хороших руководителей и просто сотрудников, владеющих не только идеями компании, но и бесценным знанием, которые трудились в ней много лет. Может быть, наступила пора меняться компании? Возможно. Но сейчас мы говорим не об этом. И не всегда перемены несут за собой положительный рост. «Семь раз отмерь – один отрежь», - бесценный совет не только для портного. 

Но с другой стороны мы наблюдали опыт положительного управления, когда на основе обычного бывшего советского завода, находящегося в Уральском регионе, создали современное предприятие с современными принципами управления. Процесс не был сиюминутным, он длился более 7 лет. И команда этого завода по праву может гордиться своими успехами. Много столичных предприятий не имеют той организации процесса управления, которая имеется в российской глубинке.

Системы управления

Управление представляет собой не что иное,
 как настраивание других людей на труд.
Л. Якокка

Внутри себя деятельность каждой компании основана на  системе управления, как на стержне, которая в свою очередь тесно взаимодействует с другими системами компании: информационной, организационной, системой знаний, системой движения товарно-материальных потоков и другими. Система управления обеспечивает существование компании за счет создания неосязаемых нитей, пронизывающих всю организацию, которые улавливаются как так называемый «дух компании», и базируется на информационной системе, корпоративной культуре и управленческих принципах, используемых руководителями.

Менеджеры при создании систем управления предприятием используют определенные приемы и ряд инструментов, которые в последнее время все больше ассоциируются с программными продуктами. Даже появился термин в группах программ для бизнеса или подсистемах единой информационной системы предприятия как «Система управления», но об инструментах поговорим чуть позже.  

Как только появилась кооперация людей для совместного труда или совместной защите группы от внешних факторов, появились системы управления с лидером (управленцем) во главе. Системы управления существовали с незапамятных времен, росли, совершенствовались. Если посмотреть историю развития цивилизаций, видна тенденция формирования и развития систем управления. В XIX веке управление стало наукой, известной сейчас как классическое направление менеджмента. Классическое направление менеджмента включает в себя три области: собственно научный менеджмент, административный менеджмент и концепцию бюрократических организаций. В XX появилась концепция создания автоматизированных систем управления. Объединение научных предпосылок, накопленного опыта решения практических задач и знания о текущей ситуации внутри конкретной организации позволит сформировать строить эффективные системы управления, позволит управлять максимально комфортно для руководителя и подчиненного,  позволит вашей компании стать победителем.

Мы последовательно рассмотрим предпосылки, которые покажут, как шло развитие, какие принципы используются по сей день, что поможет в дальнейшем нам описать существующие системы управления и  их особенности.

Академия современного бизнеса,
партнер рассылки,
предлагает пройти дистанционный курс
Продажи нового поколения.

Курс состоит из четырех ступеней. Каждая ступень содержит лекции, задания для размышления и практические задания. Курс включает в себя не только тему продаж, но и темы личностного развития и темы бизнеса. В рамках занятий в группах проходят конкурсы и реальные задания. Слушатели знакомятся с современными CRM системами и современными технологиями продаж.

 Для того, чтобы стать слушателем дистанционного курса, необходимо регулярный доступ к электронной почте, желание и возможности на практике применять полученные знания.

 Осуществляется набор на Ступень 1. «Азы продаж». Первая ступень проходит совершенно бесплатно. Включает в себя 20 занятий. Набор ограничен. Занятия начинаются с 15 марта 2009года. Для желающих просьба прислать заявку на адрес academia.biz.sales@gmail.com, на обратный адрес будет выслана анкета и условия обучения.

АльфаЛаВиста – эксперт в области бесстрессового управления, построения эффективных систем управления бизнесом, совершенствования процессов предприятия, построения корпоративных информационных систем, автоматизации.  Лучшее для лучших

Справка. Генри Си (Henry Sy), один из самых богатых людей Филиппин, глава одной из крупнейших в мире розничных компаний. Огромный гипермаркет Megamall – это воплощаемая в жизнь мечта Генри Си о самом большом торговом комплексе на Земле.
В настоящее время Генри Си – всемирно известный бизнесмен. Его состояние составляет несколько миллиардов долларов. Успехи Си позволили ему называться в Филиппинах «Королем розничной торговли страны». http://www.business-citation.ru


В избранное