Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Айкидо для руководителя

  Все выпуски  

Выпуск 3. «Айкидо для руководителя»: Стратегия как фактор успеха и Жизненные цели


22/01/2009 Выпуск 3. «Айкидо для руководителя»: Стратегия как фактор успеха и Жиззненные цели

Добрый день, дорогой читатель!

В условиях рынка каждая компания задумывается сначала о выживании, затем о своем развитии, затем, возможно, снова о выживании... При своем создании компания нацелена на успех, иначе нет смысла вкладывать в компанию большого числа сил, ресурсов, чаяний и надежд. Успешной делают компанию ни лучший, чем у конкурентов товар, ни лучшие люди, ни идеальный руководитель. Тогда что?

Нитин Нория, Вильям Джойс, Брюс Робертсон провели исследование факторов успеха и неудач большого числа компаний, которое журнал «Harvard Business Review» в июле 2003 года назвал «самым скрупулезным за всю историю менеджмента». Результаты исследования легли в основу их книги "Что действительно работает. Формула 4+2 основа стабильного успеха в бизнесе". Исследователи выделили ряд факторов, ведущих к успеху. Первый фактор успеха по мнению исследователей: «Разработка и поддержание четко сформулированной, концентрированной стратегии».       

Сегодня мы поговорим о стратегии. «Стратегия как фактор успеха». В представленной на суд читателя статье не говорится о роли лидера для организации, о ловушках стратегий, когда гонка за развитием приводит к краху организаций, также не говорится о том, какое влиянии человеческого фактора, в частности, карьеризма, может отразиться в выработке неверных решений, в том числе и стратегических. Такие неочевидные вещи, как  разработка корпоративного стиля, формирование бренда и ребрендинг (нужен он или нет) – это темы следующих рассылок. Обо всем этом мы поговорим позже.

Сегодня мы поговорим о стратегии, что это, как она формируется, что в себя включает. Мы поговорим о связи стратегии с маркетингом, с информационной системой компании, с планированием.  Рассмотрим стратегию как основу выживания компаний, как основу основ. Сегодня мы сделаем только введение в такую обширную тему как стратегия.

Вторая статья посвящена личностному росту. Успех компании неразрывно связан с личностью, который ведет компанию вперед, той личностью, который стремиться стать каждый нацеленный на развитие руководитель. «Рецепт успеха: учитесь, пока остальные спят; работайте, пока остальные болтаются без дела; готовьтесь, пока остальные играют; и мечтайте, пока остальные только желают»Уильям А. Уард.  С чего начинается развитие? Правильно, с постановки целей. Жизненные цели – эта тема созвучна стратегии компании, поэтому и включена в текущую рассылку.

 Если у вас статьи вызвали отклик или есть желание поделиться своим опытом, то пишите aikido@alfalavista.ru

 Успеха и процветания Вам лично и Вашему бизнесу.

 Ведущая рассылки,
Наталья Ильина
www.alfalavista.ru     
http://alfalavista.livejournal.com

АльфаЛаВиста – эксперт в области построения эффективных систем управления бизнесом, совершенствования процессов предприятия, построения корпоративных информационных систем, автоматизации. 
Наша ответственность за Ваш результат
http://alfalavista.livejournal.com

 Стратегия: Стратегия как фактор успеха

 

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно... - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
- ... только бы попасть "куда-нибудь", - пояснила Алиса
- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Нужно только достаточно долго идти.

Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес

 

 

 

 

 

Успех компании неразрывно связан с наличием верной стратегии как общего направления путей достижения целей. Вы должны четко понимать, куда ваша компания должна попасть, когда и как. Стратегия – это сочетание ряда направлений, ориентированных на будущее, нацеленное на достижение целей компании. При этом важно не забывать, что будущее чревато риском и неопределенностью. «Использование верной стратегии сохранит вам жизнь в условиях убийственной конкуренции» Джек Траут.

Стратегия идет бок о бок с маркетингом. Планирование  стратегии начинается с изучения рынка. Вы должны понять, что вы позиционируете, какой товар или услуга похожи на ваш товар или услуг и являются конкурирующим вашему товару. При этом важно отслеживать инновации и тенденции рынка. Так, обычной стальной трубе, применяемой в строительстве помещений для водоотведения, серьезным конкурентом стали пластиковые трубы. А конкурентом туфель может стать тюбик помады, которые дешевле, а в период кризиса может принести его обладательнице не меньшую радость, чем новая пара туфель. 

Впервые идею «кризисного помадного бума» выдвинул Леонард Лаудер, в прошлом глава корпорации Estee Lauder. Он заметил, что после террористических атак в сентябре 2001 года, в период нестабильной экономической ситуации, возросли продажи помады. Маркетологи подтвердили теорию «кризисного помадного бума», они доверили статистикам сравнить продажи помады в США за последние 50 лет с экономическими показателями страны. Выяснилось, что с повышением уровня безработицы росли и продажи помады, несмотря на то, что в связи с уменьшением доходов населения товарооборот должен уменьшиться по всем пунктам. Психологи объяснили это тем, что помада – простой способ женщины порадовать себя без ощутимого ущерба для семейного бюджета.

Следующим этапом для разработки стратегии должен стать анализ конкурентов. Вы должны четко понимать, в чем они сильны, а в чем их слабость.  Вы должны досконально изучить их товар или услугу, их способы продвижения на рынок, их целевую аудиторию, а также предпочтения покупателей – за что они выбирают их. В чем ваши конкуренты №1?

Далее вам необходимо понять, что является вашей сильной и слабой стороной, чтобы сформулировать Ваше преимущество, основу стратегии. «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточиться не на покупателях, а на конкурентах. Вам нужно определить, что хотят покупатели и как им это дать»Джефф Безос, Amazon. При этом важно помнить, что сильной компанию делает не ее продукт или услуга, а то положение, которое она занимает в сознании потребителей.  «Не существует объективной реальности. Не существует лучших продуктов. Не существует фактов. Единственное, что существует в мире маркетинга – это восприятия в сознании потребителей или потенциальных клиентов. Восприятие – вот реальность. Все остальное – иллюзия» Джек Траут.

Для начала, важно точно классифицировать свой товар или услугу. Если вы хотите, чтобы покупатель обратил внимание на вашу продукция, чтобы ваша продукция  запомнилась покупателю, вам нужно четко ее позиционировать. Устройство сознания таково, что мы все храним информацию по категориям. Если вы не сможете четко указать категорию вашего товара, то есть риск, что покупатель ее просто не заметит.

 

Именно в выбранной для позиционирования категории ваш товар должен стать лучшим или уникальным. В случае, если ваш товар или услуга ничем не выделяются, ничем не отличаются от товара или услуги конкурентов, то единственным инструментом привлечения внимания покупателей, может быть только низкая цена. Но и в этом случае существует уловка, о которой  сказал Джек Траут: «Если вы не можете стать первым в категории, создайте новую категорию, в которой вы сможете быть первым».

Важно определиться с позиционированием компании. Стратегия, направленная на удовлетворение «всех» потребностей нередко проигрывает узкоспециальной стратегии. Покупатель любит иметь дело с экспертами в узких областях.

Помимо маркетинговой составляющей стратегия охватывает описание состояния компании, ее затрат, развития технической базы, развития всех направлений деятельности предприятия, как пример, управление персоналом, производство, другое.

После того, как проведен сбор и анализ информации, подготовлена концептуальная составляющая стратегии, обычно стратегию компании облекают в форму показателей достижений, хотя иногда возможно использование общих постулатов. Лучше иметь недостаточно четкое определение стратегии, чем вообще никакое.

Постулаты стратегии могут формулироваться в ситуационной форме, отвечая на вопрос «А что, если?» А что, если завтра цены на металл вырастут в 2 раза? А что, если спрос будет ниже запланированного более чем на 30%? Определяется перечень ситуаций и исчисляемых факторов, которые в дальнейшем используются при планировании. Адаптивное и ситуационное планирование позволяют организации адаптироваться к изменяющимся условиям.

Стратегии подкрепляются программами, то есть перечнем мероприятий, требующих определенных ресурсов, необходимых к осуществлению компанией для достижения своих стратегических целей. Примером программ могут быть: выработка корпоративного стиля, снижение запасов, снижение дебиторской задолженности, расширение распределительной сети, совершенствование  контроля движения платежных документов, расширение спектра предоставляемых услуг, разработка новой продукции, совершенствование системы качества,…

Типичный стратегический план включает следующие разделы:

Описание генеральной цели, миссии компании
Основные предположения о внешних факторов
Основные предположения о конкуренции. Раздел содержит оценку сильных и слабых сторон конкурентов, предположение об их планах
 Перечень ограничений В разделе рассматриваются внутренние и внешние факторы, принятые как допущения и ограничения. Цели Раздел содержит количественные и качественные характеристики, сгруппированные по направлениям деятельности предприятия
Задачи Раздел содержит конкретные, рассчитанные на определенное время ожидаемые результаты
Стратегия Раздел содержит концепцию действий для достижения целей
Программы Раздел содержит перечень мероприятий, привязанных к разделам концепции, а также сроки и показатели, определяющие достижение требуемого эффекта.
Необходимые ресурсы и их источники
Непредвиденные обстоятельства и ситуационные планы
Финансовый прогноз 

Планы включают в себя предположения относительно конкуренции, предположения и прогнозы, относящиеся к внешним факторам, равно как и ограничения, затрагивающие выбор программ и другие разделы плана. Включение этих элементов объясняется тем, что без такой информации нельзя эффективно оценить и рассмотреть план. 

Стратегия принимается к действию компанией, после чего начинается этап ее реализации. На этом этапе важными являются два действия: разработка инструмента контроля исполнения шагов по достижению стратегических целей и разработка процедуры корректировки стратегии компании. Очень важно обеспечить функцию контроля и функцию анализа.

Контроль исполнения стратегии обеспечивается с помощью информационной системы, которая собирает все необходимые сведения, формирует блок показателей для анализа руководителями, формирует статистику, для построения трендов. Эффективная информационная система позволяет оперативно управлять деятельностью компании  и служит инструментом анализа ситуации.

Функция анализа помимо анализа деятельности компании включает в себя неустанный анализ тенденции рынка, действий конкурентов, принятых допущений и ограничений, а также  ситуативного перечня на достижение пороговых значений и возможностей возникновения непредвиденных ситуаций, влияющих на бизнес.

 

Личное развитие: Жизненные цели

    Есть ли у вас план, мистер Фикс?
    Есть ли у меня план? Есть ли у меня
план? Да у меня целых три плана!
(80 дней вокруг света)

 Целеполагаение – это отдельная тема, которой учат в бизнес-школах. В рамках данной статьи посмотрим на нее несколько шире, не только как на использование для представления своей карьерной составляющей, но и как постановка своих жизненных целей.

Для начала зададим вопрос читателю: У Вас есть план? Если ДА, то какие разделы он в себя включает?

Немного поговорим о разделах. Очень часто ориентированные на карьеру люди составляют план своего развития, карьерного роста: сделать, выучить, сдать, достигнуть. При этом остальная часть жизни у них остается неохваченной. Итак, проговорим те части жизни, о которых вы должны задуматься при постановке жизненных целей:
-    Семья, дом,
-         Работа, карьера,
-    Личная жизнь,
-    Развитие,
-    Здоровье.

Если вы думаете, стремитесь и достигаете только в одном направлении, то образуется перекос. Это как сравнить со столом, когда столешница стоит на 5 ногах или на одной: конструкция неустойчивая, что обязательно принесет перекос в вашу жизнь. Но мы же стремимся не только к карьере, но и к внутренней гармонии.

Теперь второе – насколько вы представляете цель? Есть разные методики, одни из которых предлагают прописать цели на бумаги, четко обозначить сроки, оценить цели конкретными характеристиками: денежными или другими, чаще – числовыми. При этом предлагается разбить цели на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Но мы не об этом. Вопрос стоит по-другому: насколько четко вы представляете конечную цель? Можете ли вы представить, что вы смотрите фильм про себя, достигшем эту цель? Желательно, чтобы все цели увязались в одну лаконичную картинку. Можете представить? Какие чувства вы испытываете? Здесь важно послушать себя: если вы будете испытывать дискомфорт, то это не ваша цель, она чужая, скорее всего навязанная кем-то (СМИ, друзья,…). Возможно, стоит пересмотреть цели.

Сразу оговорюсь, что предложенная методика работы с целями подходит как для дальнесрочных, так и для краткосрочных целей. Важно – четкое понимание, осознание цели.  

На что стоит обратить внимание? Цель должна быть достижима. Рассмотрим пример, Вы ставите перед подчиненным цель: сделать отчет сегодня к вечеру. Реально на формирование такого отчета надо 2 напряженных дня. Если вы скажете сделать его сегодня к вечеру, то сотрудник, зная нереальность такой работы, сделает его к вечеру послезавтра, а если вы ему скажете сделать отчет к завтрашнему вечеру. То работа будет выполнена в срок.

Фиксирование целей на бумаге позволит упорядочить ваши мысли. Вспоминается цитата одного из моих преподавателей, которая относится к другой теме, но тем не менее: «Если автоматизировать бардак. То получится автоматизированный бардак».

Если вам пока непонятен путь достижения цели, то не стоит составлять план. Подождите, когда решение придет само к вам. Возможно, оно придет не так быстро, но обязательно придет. Тогда вы и сформируете свой жизненный план.

Ваша задача забыть слово «Должен», которым вы себя блокируете. Сильное слово «Хочу». Слово «постараюсь» в самом себе несет ваше права не делать. Вы даете себе право не делать – зачем тогда декларировать?

Множество ненужных обещаний, деклараций лишают Вас необходимой жизненной энергии, поэтому избавьтесь от тех целей, планов, которые вы не намереваетесь осуществлять.

Следующее, о чем вам надо подумать – это намерение. Только ясное намерение иметь то, на что вы нацелены, является двигателем вас к цели. Сомнения – противоположность намерению, они вас тянут назад.

И последнее, жизненные цели должны быть большими. Только благодаря большим целям вы сможете не свернуть с пути к ней. Важно, чтобы мелкие заботы не закрыли вашу цель. Мелкие неурядицы всегда необходимо рассматривать с позиции целей. Это позволит вам сохранять позитивный настрой и спокойствие.

А о плане, мистер Фикс, мы поговорим в следующий раз.  


В избранное