Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Айкидо для руководителя

  Все выпуски  

Айкидо для руководителя Выпуск 1. Кризис как источник развития


Добрый день!

Мы рады приветствовать вас в новой рассылке "Айкидо для руководителя"

Для кого эта рассылка? Для руководителей всех рангов, предпринимателей, владельцев компаний, всех тех, кто хочет найти ответы на вопросы о том, как функционирует компания, из каких компонент состоит, как улучшить работу в компании и свою личную эффективность, как все успевать и при этом не напрягаться и многое-многое другое.

 Почему Айкидо? Айкидо - это не просто современное японское боевое искусство, а это целая философия, которая позволяет идти состоянию открытости миру и людям, к состоянию единства с ними. Победа в Айкидо - это побочный результат вашей способности соединяться с противником, иначе говоря, любить своего врага.

 Целью создания рассылки является разработка практического руководства, позволяющего систематизировать свои знания в области управления бизнесом, ориентирующегося на вдумчивый системный подход к ведению бизнеса, всесторонний анализ ситуации, основы бесстрессовго управления и решения задач любого уровня сложности, пути создания работающих систем.

 Мы позволим вам спокойно и уверено смотреть в завтрашний день.

 Данная рассылка - это результат совместного творчества бизнес-аналитиков компании "АльфаЛаВиста" и их партнеров.

 В рассылке мы будем публиковать статьи, ряд которых будет вызывать дискуссии, будем публиковать интервью о передовом опыте, а также будем устраивать круглые столы по обсуждению острых тем.

Обратная связь - aikido@alfalavista.ru Пишите, дискуссионный клуб ждет тем и обсуждений

 

15/01/2009 Выпуск 1. «Айкидо для руководителя»: Кризис как источник развития

Наша рассылка не посвящена кризису и не является панацеей от всех бед. Но анализируя сообщения СМИ словно сводки с поля боя нельзя тему кризиса обойти стороной: сегодня многие компании сокращают свои издержки, сокращают персонал, в умах многих царит дискомфорт и непонимание ситуации. Очень важно руководителю в этой ситуации сохранять трезвую голову и здоровый оптимизм, так как от действий руководителя, его настроения будет зависеть общая атмосфера в коллективе.

Сегодня читателю представлены две статьи, которые позволят ответить на вопросы: «Что делать?» и «Как ко всему относиться?».

Если у вас статьи вызвали отклик или есть желание поделиться своим опытом, то пишите aikido@alfalavista.ru

Ведущая рассылки, 
Ильина Наталья
www.alfalavista.ru

Консалтинг: Кризис как источник развития

 Любые перемены несут с собой новые возможности,
 поэтому реакцией организации на изменения должно
 быть не выжидание, а повышение активности.
Джек Уэлч, General Electric

Джек Уэлч, General Electric

Кризис – это замечательное время поиска новых резервов, новых путей решения, анализа состояния дел в компании. Кризис – это не только повод пересмотреть свои взгляды на систему управления компанией, на организацию всех процессов, на оценку эффективности, как подразделений компании, так и организации в целом, но также и повод совершенствовать бизнес, повод выйти на другой, более высокий уровень своего развития.

При этом важно направить высвобождающуюся энергию сотрудников при снижении деловой активности на совершенствование организации, на создание атмосферы позитивных изменений, на обновление и рост бизнеса.

Какие шаги следует предпринять в этом направлении?

-          Создать управляющий комитет по организации систематического совершенствования бизнеса компании и выработать порядок его работы, назначить исполнительный и контролирующий орган.

-          Инициировать проект по совершенствованию системы управления и внутренней организации компании.

-          Собрать информацию и проанализировать основные процессы в компании с акцентом на вклад в общий финансовый результат работы предприятия.

-          Оценить эффективность организации внутренних процессов и выявить проблемные зоны.

-          Оценить лояльность, мотивацию и потенциал персонала, а также способ организации работы и готовность к переменам.

-          Определить и классифицировать проблемы внутри компании и выявить источники совершенствования.

-          Выявить источники повышения эффективности работы компании в целом и каждого подразделения в отдельности.

-          Определить источники потери денег компанией и разработать план снижения потерь и оптимизации денежных потоков.

-          Разработать план мероприятий совершенствования системы управления и организации бизнеса компании с классификацией проектов.

-          Провести ранжирование проектов и организацию проектного офиса.

-          Инициировать проекты: назначить менеджеров проектов, определить команды проектов, а также поставить цели и задачи проектов.

-          Провести проекты по совершенствованию с регулярным мониторингом выполнения и подведением промежуточных итогов.

Сразу отметим, что привлечение сторонних консультантов и менеджеров проектов позволит снять внутреннюю напряженность персонала, связанную с нежеланием проведения оценки своей деятельности и нежеланием перемен, позволит получить объективную оценку ситуации, а также рекомендации с учетом большого опыта работы с другими компаниями, позволит провести процесс максимально эффективно для компании. «Задача аналитиков – стимулировать ваше мышление, а не преподносить вам на тарелочке способ заработать деньги. Не путайте, не верьте, не разочаровывайтесь» Саймон Вайн.

Процесс совершенствования системы управления и организации бизнеса компании очень важно запустить как серьезный приоритетный для компании проект внутренних улучшений, с четкими целями, срокам, задачами, границами.

Факторы успеха проекта:

      -          Прямое участие руководства с приданием статуса проекту «Приоритетный»,
-          Контроль рамок проекта,
-          Прозрачность и беспрепятственный обмен данными на всех стадиях проекта,
-          Вовлечение ключевых сотрудников в проект,
-          Мотивация участников проекта на достижение результата.

При реализации проекта совершенствования системы управления и бизнеса необходимо четко разделить фазы обследования, анализа, выявления путей решения, разработки плана мероприятий и реализацию мероприятий. На первом этапе определения границ проекта и выработки плана необходимо обозначить сроки и порядок проведения фаз обследования, анализа, выявления путей совершенствования и презентации результатов. После проведения и согласования презентации результатов работ необходимо разработать план мероприятий, провести защиту плана, после чего – инициировать проекты совершенствования конкретных областей.

Важно в рамках проекта организовать внутреннюю поддержку реформ со стороны сотрудников, сделать процесс творческим и креативным, позволяющим выявить потенциал организации и конкретных людей. Максимальную эффективность способна достичь организация процесса совместно с работой по выявлению сотрудников с высоким потенциалом  как возможного кадрового резерва, когда молодые инициативные сотрудники, имеющих необходимый уровень знаний и мотивацию к развитию, вовлекаются в процессы организационных изменений. Для этого формируется команда из внешних консультантов, которые наладят процесс, руководителей подразделений, ключевых сотрудников и молодых специалистов. Творческий настрой на позитивные изменения – основа успеха.

«Вам непременно придется проводить инновации, если перед вами будет стоять проблема выживания». Фред Смит, FedEx. Но не будем забывать, что плановые мероприятия всегда более эффективны, чем вынужденные, а обеспечение непрерывного процесса развития и совершенствования компании может стать стилем жизни современной организации. Успеха и процветания Вашему бизнесу!

Психология бизнеса: Как победить проблемы?

 

Лучший способ победить
проблемы – не создавать их.
Народная мудрость

Современная жизнь большинства людей неразрывно связана с постоянным решением проблем и преодолением трудностей. Проблемы подстерегают нас повсюду. Стресс стал постоянным спутником не только top-менеджеров, но и большинства обычных обывателей. «Умение решать проблемы», - нередко таким образом кандидаты указывают как свое преимущество в резюме.

Да, жизнь одних людей похожа на кипящий котел проблем, с которыми они мужественно борются, при этом рядом с ними живут люди, которые живут в гармонии с миром и в состоянии душевного спокойствия. Возможна ли жизнь без проблем?

Существует множество теорий позитивного мышления, по которым наличие проблем – это отклонение от нормы, которое возникает вследствие избыточной важности ситуации для ее участников, а также вследствие наличия желания иметь проблемы в жизни для ее участников. Оговорюсь сразу, что все эти тезисы спорны, вызывают ряд дискуссий, но попробуем разобраться.

Итак, почему люди сами желают наличие проблем в своей жизни? Для одних людей наличие проблем, а также своя способность их решать, позволяет ощутить краски жизни. Это те люди, которые рады проблемам, которые осознанно принимают проблемы в свою жизнь. Они ищут проблемы и находят их, а проблемы отвечают этим людям взаимностью, позволяя им чувствовать свою значимость. С точки зрения жизни обычной жизни – нравятся людям проблемы – их выбор, пусть живут и борются с трудностями. Но попробуем посмотреть на проблемы с точки зрения руководителя. Зло или благо наличие проблем на рабочем месте?

Практически в любой организации есть категория людей, о деятельности которых все вокруг знают. Все знают о том, что данный человек борется с трудной и сложной задачей, отдавая ей все свои силы и силы своих подчиненных, причем число возникающих проблем непрерывно возрастает. Таким образом данный сотрудник показывает лояльность к своей работе, большую заинтересованность в результате, готовность многим жертвовать ради успеха. Действительно, такой стиль само-PR обеспечивает сотруднику повышение собственной важности на своем рабочем месте, которое в большинстве своем находит положительный отклик со стороны руководства. Руководство нередко повышает и поощряет такого сотрудника, положительно оценивая его страстное отношение к работе. Но является ли такой подход  к выполнению работы безболезненным для компании?

Давайте рассмотрим ситуацию поближе.

Во-первых, такой подход отдельного руководителя или исполнителя ведет за собой нервозность всего коллектива. Все понимают, что есть какие-то серьезные проблемы, иногда не понимая ни их источника, ни их последствий. При этом работа всех вовлеченных в процесс участников требует большого напряжения сил и самоотдачи.

Во-вторых, такой сотрудник порождает нездоровую конкуренцию внутри коллектива, противопоставляя свою работу и работу своих подчиненных остальным сотрудникам. Наверное, каждый слышал суждения: «Вот мы работаем, а они – ничего не делают». Такая позиция в зависимости от разных факторов может вызывать от дискомфорта сотрудников до тяжелых форм «подковерной» борьбы.

В-третьих, такой подход порождает состояние протеста у людей, которые делают свою работу хорошо, в срок, не создавая дополнительных проблем ни себе, ни руководству, ни подчиненным.  Руководство нередко не замечает положительный эффект бесстрессового ведения работы, более того, оно нередко увеличивает объем работ сотрудника (подразделения), который все успевает, в рамках помощи товарищам, борющимися с трудностями.

Таким образом, это уже руководителю решать – поощрять стрессовый подход или нет. В некоторых случаях руководители специально поддерживают такую позицию, обеспечивая наличие конкуренции внутри коллектива. Конкуренция и стрессовый метод работы заставляет вовлеченных сотрудников работать с большей отдачей.

Теперь рассмотрим тезис, что люди сами порождают свои проблемы, осознанно или неосознанно. Если снова обратиться к теориям об искусстве положительного мышления, то наличие проблем является следствием избыточной важности ситуации. В этом случае нагнетается значимость ситуации для ее участников, при этом способность спокойно решать текущие задачи сводится к минимуму. Что тогда происходит? Каждый может вспомнить ситуации, когда в ответственный момент, когда нужно срочно что-то сделать – компьютер зависает, принтер не печатает, текстовый редактор с результатом многочасовой работы неожиданно закрывается без сохранения текста, нужный автобус долго не приходит,…Наша избыточная важность ситуации приводит к обратному эффекту. 

Что же делать? Каким образом создавать бестрессовые ситуации? И что делать, если такая ситуация избыточной важности уже возникла?

В случае, если такая ситуация уже возникла, рекомендуется ее просто отпустить, не думать о ней, не проигрывать бесчисленное число возможных ситуаций неблагоприятного исхода. Для этого необходимо рассмотреть самый худший вариант развития событий, представить себе, что произойдет, понять, что вы будете делать в самом худшем случае, а потом – просто расслабиться и спокойно идти дальше. Необходимо в душе принять возможный вариант провала. И что тогда произойдет? Вы сможете успокоиться и найти наилучшее решение, ситуация спокойно разрешится, как будто сама собой.

Приведу пример из своей жизни. Меня задержал заказчик, и я опаздывала на другую важную встречу. Я очень нервничала, ругая себя, что не могла прервать Заказчика, что мы значительно превысили плановое время встречи. Но потом я вспомнила про принципы бесстрессовой жизни. Я расслабилась, решила, что вместо меня эту встречу может провести мой подчиненный, более того, для него эта ситуация могла послужить жестом доверия, когда я ему доверяю провести важную встречу. Да, он справится. Я спокойно поехала дальше. Когда я приехала, опоздав на встречу на полчаса, я обнаружила подчиненного на своем месте. Оказывается, Заказчик позвонил и перенес время встречи на более поздний срок, на то время, когда я спокойно могла участвовать во встрече.

Мистика? Может и так, но анализ причин и следствий - это не есть тема текущего повествования. Для нас достаточно важно понять, что умение отпустить проблему, не дать ей целиком вас поглотить, позволит развиться ситуации в сторону лучшего для вас образа.

Но пойдем дальше. Каким образом научиться не создавать проблемы? Каким образом не достигать состояния избыточной важности?

Для этого необходимо выполнять ряд правил бестрессового управления:

- Четко представлять конечную цель.

- Планировать шаги достижения цели (в общем, необходимо понимать ключевые шаги по достижению поставленной цели, но в то же время необходимо быть открытым к приходу решения с самой неожиданной стороны).

- Представлять возможные варианты неудачи, при этом рассмотреть варианты неудачи, «подстелить соломку», и больше об этом не вспоминать. Не надо ставить все на одну карту, а прыгая с самолета, стоит взять с собой парашют.

- Поощрять организацию бесстрессовой работы и создание атмосферы творческого энтузиазма.

- Быть готовым разобраться и вникнуть в детали работы подчиненных для формирования объективной оценки ситуации и формирования непредвзятого мнения о качестве работы и возникающих трудностях. Для этого необязательно разбираться в предметной области лучше функционального специалиста, достаточно того, чтобы специалисты объяснили вам как пятилетнему ребенку решаемые ими задачи.

- Не позволять сочувствующим лицам формировать ваше мнение. Возникают ситуации, когда к вам приходят и рассказывают, как недостаточно хорошо идут дела у коллеги. Такие обсуждения помимо желания помочь нередко содержат скрытый посыл расширить сферу своего влияния на вас, а иногда посыл забрать часть работ (нередко уже сделанной) у коллеги и либо выдать за свою работу, либо увеличить собственную значимость. Такие обсуждения обычно не приводят к позитивному результату, а только увеличивают слухи и деморализуют дух в коллективе, что не самым положительным образом сказывается на имидже вас как руководителя. Возможно, вы были свидетелем ситуации, когда почти законченная работа передавалась другому исполнителю, а потом затухала, не доделывалась или делалась якобы хорошо, но так медленно, что ее результатами невозможно было воспользоваться в рамках проекта, для которого все затевалось.

Итак, подведем итог: жизнь без проблем реальна, если на нее настроиться и считать такую жизнь нормой.


Консалтинговая компания  «АльфаЛаВиста» www.alfalavista.ru
Наша ответственность за Ваш рузультат.

 


В избранное