Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'25L-4 (4530) *Притча о фарисее и сборщике податей* 3-9/II/25 (пн-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 09-Feb-2025 12:17

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 27 января 2025 г. ст.ст.,
  воскресенье, посвященное притче о мытаре и фарисее.
  {Память святых новомучеников и исповедников российских,
   поминовение    всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
   
(переходящее празднование в воскресенье, ближайшее к 25 января ст.ст.)
.}

  литургические чтения: 2Тим.3:10-15; Лк.18:10-14.

 

 

К дню памяти новомученников:
  + + + митрополит Сурожский Антоний: готовность пожертвовать всем
& прот. Георгий Митрофанов: страна нераскаянных каинов...
        
messia.info/rasylka/010/2517.htm
 + + + еще одна проповедь митр. Антония:
         mitras.ru/archive/060204.htm
 + + + И.Семененко-Басин:
        Свидетельство российских новомучеников
 + + + прот. Георгий Митрофанов.
        Лекция о новомучениках Церкви Русской (видео)

 

 

об апостольском чтении воскресенья "о мытаре и фарисее" см.:
+++ Архиеп. Георгий (Вагнер): нельзя ходить в этом мире по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях
                            messia.info/rasylka/009/2374.htm
+++ выбирать себе учителей по принципу удобства...
                bible-center.ru/note/20061110/odp3

 

 

 

 

18.9-14 ПРИТЧА О ФАРИСЕЕ И СБОРЩИКЕ ПОДАТЕЙ

> 9А тем, кто был уверен в собственной праведности и презирал всех остальных, Иисус рассказал такую притчу:
> 10—Два человека пришли в Храм помолиться. Один был фарисей, а другой – сборщик податей. 11Фарисей стоял и так про себя молился: «Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как остальные люди – корыстные, бесчестные, развратные или вот как этот сборщик податей. 12Я дважды в неделю пощусь, плачу десятину со всего, что приобретаю».13А сборщик податей, стоя в отдалении, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь и говорил: «Боже, я грешен, но сжалься надо мной!»14Говорю вам: это он, а не тот фарисей ушел домой оправданным.
Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится.

> 12 Быт 14.20; Мф 23.23; Лк 11.42    13 Лк 23.48; Пс 51.1 (50.3)    14 Мф 23.12; Лк 14.11

 

> Эта притча продолжает тему великого милосердия Божьего к отверженным, которая была главной в собрании притч гл. 15.

> Ст. 9 – Хотя Иисус не упоминает здесь фарисеев, но притча, несомненно, обращена к ним, потому что в ней изображен их верный портрет. Известно, что они презрительно называли всех тех, кто не мог или не хотел исполнять правила ритуальной чистоты так же строго, как это делали они, «ам-хаа́рец» (евр. «народ земли»), считая, что все эти люди прокляты Богом. Ср. Ин 7.49.

> Ст. 10 – Об устройстве Храма см. коммент. на 1.8-10. Мужчины, желавшие совершить молитву в Храме, находились в так называемом Дворе народа Израиля. Обычно молитву приурочивали к жертвоприношению в Храме, так что фарисей и сборщик податей были там в 9 часов утра или в 3 часа пополудни.

> Ст. 11 – Стоял и так про себя молился – дословно: «стоявший к самому себе, молился». Если греческое словосочетание «прос хеавто́н» связано со словом «стоял», то перед нами арамеизм, и этим подчеркивается гордая поза фарисея: он стоял так, чтобы все его видели, или стоял отдельно, не желая соприкасаться с другими. Но возможно понимание: «стоял и так молился о себе». В рукописях много разночтений, поэтому более старые переводы понимали это так: «стоял и вот о чём молился про себя». Это маловероятно, потому что обычно молились вслух (ср. 1Цар 1.13).

> В строгом смысле слова фарисей ничего не просил, это была благодарственная молитва, считавшаяся высшей из молитв. Он благодарил Бога за то, что Тот сделал его не таким, как грешники, и перечислял свои заслуги: он не грабитель, не обманщик, не развратник. В качестве примера грешника он приводит презренного сборщика податей, который, будучи нечистым, дерзает возносить молитвы к Богу. Фарисей ни о чём не просил, потому что был уверен, что жизнь грядущего Века ему гарантирована его благочестием, то есть исполнением заповедей Закона. Его молитва, вероятно, взята из жизни, ведь в Талмуде приводятся очень похожие тексты, относящиеся к IV и V вв. Вот пример такой молитвы: «Благодарю тебя, Господь мой Бог, что Ты дал мне удел с теми, кто сидит на месте обучения, а не с теми, кто сидит на перекрестках; ведь я встаю рано, чтобы работать, и они встают рано, чтобы работать. Я встаю рано ради слов Торы, а они встают рано, чтобы заниматься суетой. Я устаю, и они устают; я устаю и получаю за это награду, в то время как они устают без пользы. Я бегу, и они бегут; я бегу к жизни грядущего Века, а они – в преисподнюю».

> Ст. 12 – По Закону обязательным был пост один раз в году, в так называемый День Искупления (евр. Йом-Киппу́р). Были и еще несколько общенациональных дней траура, сопровождаемых постом. Но фарисей постился дважды в неделю (по понедельникам и четвергам) {Когда Церковь вернулась к практике поста, в качестве постных дней были установлены среда и пятница, чтобы, как сказано в «Учении двенадцати апостолов», «<Посты же ваши да не будут вместе с лицемерами>» (т.е. с фарисеями).}, это был добровольный заместительный пост, вероятно, за грехи народа. Пост состоял в полном отказе от пищи и воды в течение всего дня. Фарисей также платит десятину со всего, что приобретает, хотя за зерно, молодое вино и масло десятина уже должна была быть уплачена продавцом, а пряные травы ею не облагались (см. 11.42; Мф 23.23). Но он так щепетилен, что предпочитает выплачивать десятину дважды, не полагаясь на честность продавцов (хотя в этом случае он не был бы виноват).

> Ст. 13 – Сборщик податей ведет себя по-другому: он стои́т в отдалении, чтобы не бросаться людям в глаза. Но он чувствует себя удаленным и от Бога. Чтобы совершить истинное раскаяние, ему придется лишиться единственного источника доходов и вернуть в четырехкратном размере всё, что он взял лишнего. Может ли он помнить всех обманутых им за всю жизнь? Поэтому он не надеется на спасение. У сборщика податей другая молитвенная поза. В то время как люди тогда обычно молились, подняв глаза к небесам и воздев руки, его глаза опущены, потому что он не смеет их поднять к Богу. Он бьет себя в грудь, вероятно, в область сердца, потому что оно – <вместилище> грехов. Он даже не смеет просить Бога о прощении, сознавая себя грешником, которому заказано спасение из-за множества грехов. Он просит Бога не о справедливости, а о милосердии.

> Ст. 14 – Конец притчи парадоксален: фарисей, благочестивый и праведный человек, серьезно относившийся к своим религиозным обязанностям, не обрел милости в глазах Бога, не был Им оправдан, а грешный и всеми презираемый сборщик податей получил у Бога оправдание! Оправдание – это слово широко использовалось апостолом Павлом и практически является синонимом спасения. Бог принимал грешника и на Своем Суде произносил над ним оправдательный приговор, прощая его без всяких условий, лишь за веру. Это он, а не тот фарисей ушел домой оправданным – эти слова можно понять по-другому: «он ушел домой более оправданным, чем фарисей». Но перед нами семитизм, и сравнительная степень часто означает исключение, а не сравнение. Ср. Рим 1.25. Бог услышал молитву сборщика податей, признающего свои греховность и недостоинство и отверг молитву праведного фарисея за его самоуверенность и презрение к другим людям.

> Несомненно, слушатели Иисуса были в шоке. Мир перевернулся! Как жить дальше?! Ведь это у нас теперь слово «фарисей» вызывает отрицательные чувства, а сборщик податей – положительные, потому что мы отождествляем себя с ним, как и с непутевым сыном в притче. Но у слушателей Иисуса были другие предпосылки: они отождествляли себя с фарисеем и относились к сборщику податей с таким же презрением, как и тот. Иисус не объясняет, почему Бог ведет Себя, казалось бы, так несправедливо. Ответ в самой притче: сборщик податей молится начальными словами Пс 51(50), а в этом псалме дальше есть такие слова: «Жертва Богу  дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

> Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится – см. 14.11 и комментарий.

В.Н. Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий// М.: ОПУОПАМ, 2004 ]

 

 

см. тж.:

 + + + Энтони де Мелло:
        Фарисей не был плохим человеком, он просто был глупым
 + + + Крейг Бломберг:
        Притча о мытаре и фарисее: моралистическая интерпретация

         (+ссылки)

 + + + свящ. Вячеслав Рубский:
        проповедь 2020 г.: расшифровка / видео

 + + + его же другие проповеди

 + + + Марина Филоник. Кто я: мытарь или фарисей? (видео)
 + + + протопресвитер Александр Шмеман:
      разрубить узел собственного самопревозношения и гордыни (+ссылки!)
 + + + свящ. Яков Кротов:
        мытарь, фарисей, высота веры (+ссылки!)
 + + + протоиерей Георгий Митрофанов: Просто нужно лишиться того, что мы ищем более всего...
                  messia.info/rasylka/011/2649.htm (+ссылки!)

 + + + игумен Вениамин (Новик): мы больше верим фарисеям...
                  messia.info/rasylka/009/2375.htm (+ссылки!)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это
  и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.*
                                     (2Тим.2:11-14/&/)

* * *

*Всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом,
 ждут гонения.
 А негодяи и мошенники будут идти всё дальше –
  из огня да в полымя! –
 и сбивать с пути и других, и себя.
 А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя спасению
 через веру в Христа Иисуса.* (2Тим.3:12-15/&&/)

* * *

*Но когда увидите "кощунственную мерзость"
 там, где ей быть не до́лжно
 (пусть тот, кто читает, поймет!), –
 тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы;
 кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом;
 кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
 Го́ре беременным и кормящим грудью в те дни!
 Моли́тесь, чтобы не случилось это зимой.
 Будут те дни полны такой скорби,
 какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог,
 доныне не было и не будет!
 И если бы Господь не сократил тех дней,
 ничто живое не спаслось бы.
 Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал,
 Он сократил те дни.
 Если вам скажут тогда:
 "Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" –
 не верьте!
 Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки,
 знаки явят и чудеса,
 чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных.
 Но вы будьте бдительны –
 Я всё вам сказал заранее.* (Мк.12:18-23/*/)

* * *

*Один из учителей Закона, который присутствовал при споре и слышал, как хорошо ответил им Иисус, подошел к Нему и спросил:
 — Какая заповедь первейшая?
 — Первейшая заповедь, — ответил Иисус: —
  "Слушай, Израиль! Господь наш Бог — единственный Господь.
  Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой,
  всеми помыслами и всеми своими силами".
  А вот вторая: "Люби ближнего, как самого себя".
  Нет заповеди больше, чем эти.
 — Хорошо сказано, Учитель, — ответил учитель Закона. —
  Правду Ты говоришь, что "Он один и нет никого, кроме Него"
  и что "любить Его всем сердцем, всеми помыслами и всеми своими силами"
  и "любить ближнего, как самого себя" важнее всех всесожжений и жертв.
Иисус, видя, как умно тот ответил, сказал ему:
 — Ты недалек от Царства Бога.* (Мк.12:28-34/@/)

* * *

*Иисус учил народ и говорил:
  – Остерегайтесь учителей Закона,
    которые любят расхаживать в длинных одеждах
    и чтобы их почтительно приветствовали на площадях;
    в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду
    и на пиру – на почетных местах.
    Они пожирают имущество вдов,
     а потом напоказ долго молятся!
    Этих ждет самый суровый приговор!
 Иисус, сев возле сокровищницы,
 смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу.
 Многие богачи клали помногу.
 А потом подошла одна бедная вдова
 и положила две медные монетки – один квадрант.
 Иисус подозвал учеников и сказал им:
  – Верно вам говорю:
     эта бедная вдова положила больше всех остальных.
    Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек,
    она же, такая нищая, положила всё, что у нее было,
    всё, на что жила.* (Мк.12:38-44/@@/)

* * *

*Когда Он выходил из Храма, один из учеников сказал Ему:
 – Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!
 – Ты смотришь на эти огромные здания? – сказал Иисус. –
  Так вот, здесь не останется камня на камне.
  Всё будет разрушено!
 Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма,
 Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине,
  спросили:
 – Скажи нам, когда это будет?
  И как мы узнаем, что всё это скоро свершится?
  Каким будет знак?
 Иисус сказал:
 – Смотри́те, чтобы вас не ввели в обман!
   Многие придут под Моим именем
   и будут говорить: "Это Я!" –
   и многих введут в обман.
   Когда услышите о ближних и дальних войнах,
   не пугайтесь:
   так и должно быть.
   Но это еще не конец.
   Восстанет народ на народ
   и царство на царство,
   землетрясения будут во многих местах,
   будет голод.
   Это только родовые схватки.* (Мк.13:1-8/@@@/)

             ********************************************* 

/*/ рядовые еванг. чтений вт.

/@/ включает часть рядового еванг. чтения ср.
/@@/ чтение чт.

/@@@/ еванг. чтение пт.

/&/ часть апост. чт-я сб.

/&&/ часть воскр. чт-я.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой.

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/025/_25L-4.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное