*
10 июня 2024 г. ст.ст., воскресенье. Пятидесятница - сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы. литургические чтения: Деян.2:1-11;
Ин.7:37-52; 8:12.
С праздником!
>
С праздником всех!
> Сегодня у нас праздник особенный. Особенный,
потому что он такой весь зелёный. Знаете, Пятидесятница почему называется Пятидесятницей?
Потому что когда-то евреи вышли из Египта. Они от Египта оторвались,
а мы никак от евреев оторваться не можем, всё 50-й день считаем.
И Бог дал им Синайское законодательство. Помните, на Синае шум, ветер,
гром, кусты трясутся, и выходит Моисей, дает законодательство. Именно в этих
красках нарочито описано в книге Деяний апостольских дарование Святого Духа.
Это как новое Синайское законодательство, это очевидная полемика с иудеями,
когда иудеи получили Декалог, Десятисловие, то христиане получили Духа Святого.
> И если Декалог очень конкретен (мы
не помним десять заповедей, но они есть),
то дарование Святого Духа максимально неконкретно: в виде огненных языков,
апостолы что-то начинают говорить, люди говорят: “Да вы с утра, наверное,
пьяные”, и вот это и есть новое законодательство. Это и есть новый
закон, когда люди получают нечто, что делает их непонятными, но делает их радостными.
И конечно же, поначалу христиане восприняли
Дар Святого Духа как старый бухгалтер, говоря: “А что нам с этого будет?
А, автопереводчик на другой язык? Мы все говорим на других языках!”,
и так далее.
> Христиане не приняли Духа Святого, они
пытались Его как бы отцедить по тому, что можно импортировать:
добрые дела, чудеса, говорение на языках, огненные виде́ния. Но это
не Дух Святой, это спецэффекты, которых полно в язычестве, и было,
и остаётся. Если впоследствии апостол Павел говорит, что дары Духа –
это то-то и то-то, то мы можем видеть, что этих даров Духа хватает
и вне Иерусалима, и вне Иудеи, и вне христианства.
Любовь, радость, долготерпение, вера, кротость, воздержание – этого
полно везде, в атеизме этого больше всего. И получается, что христиане,
которым дали Духа, словили какие-то эффекты, которые были и без Духа,
и вообще, это самые обычные вещи человеческие: кротость, воздержание, и всё такое.
Это всегда было.
> И получается, мы сачком пытались поймать
ветер. Не случайно Христос в 3-й главе от того же Иоанна,
7-ю главу которого мы сегодня читали, говорит: “Дух Святой –
это ветер. Ты не знаешь, куда Он подует, и подует ли
Он вообще”. Вот это дарование Духа. И если мы примем сегодня
не спецэффекты, не какие-то фишечки, модные
во все времена, типа “мораль”, “этика”,
“геройство”, а самого Духа, то мы не будем знать, чем нам делиться,
что нам делать. Вот когда Пётр произнёс какую-то речь во 2-й уже главе
Деяний, его спрашивают: “А что нам делать?” Он думает: “Как
можно ответить на этот вопрос: если мы получили
Святого Духа, что нам делать?” Вот это сам по себе вопрос совершенно
как бы предательский. Он делает из Святого Духа какой-то силлогизм:
раз вы получили Святого Духа, значит вы должны делать то-то и то-то,
стало быть если вы делаете то-то и то-то, вы получили Святого Духа.
Нет. Если мы получили Святого Духа, значит мы непонятны другим. И так бывает,
что получивший Святого Духа становится несколько странным, даже для самого
себя. Человек может пойти в храм, а по дороге думать: “И зачем
я туда иду? Неужели Бога нет дома? Конечно, <Он есть и> дома.
Неужели Бог не может причастить без хлеба и вина? Ну, конечно,
может. А зачем я иду в храм?” Юродства ради.
> Мы должны
делиться тем, чем можем делиться, радоваться о том, о чём можем
радоваться, и обниматься вокруг того, вокруг чего можем обниматься, и неважно,
что́ это именно. И не нужно искать Святого Духа в том, что́
мы делаем, потому что Дух Святой влияет на животное так, что оно становится
как бы не на своём месте. Бог даровал людям Себя, и люди стали,
как животные не на своём месте, несколько встревожены. Знаете,
вот яйцо в тавке <?> находится. Если его из тавки
выложить, оно начинает катиться куда-то, особенно если у вас кухня криво
смонтирована. И человек похож на фигуру не на своем месте,
он как бы сдвинут. Вот Бог – это и есть это смещение
наше. И мы, смещённые, не на своём месте находящиеся, не знающие
рецепт своего счастья, – мы можем вокруг этого обняться и сказать:
“Господи, вот это Ты даровал! Ты даровал то, что мы и пересказать
не можем”. Пусть нас объединяет не то, что мы можем сказать,
потому что мы будем репрессировать друг друга, а то, что мы
не можем сказать; не то, что мы можем подарить, потому что мы будем
репрессировать тех, кто не дарит, а то, что мы не можем подарить,
то есть Святого Духа. Так что будем делиться тем, чем можем делиться,
и радоваться о том, о чём можем радоваться.
> С праздником
вас!
> После отпуста:
>
Спаси Господи всех, кто сегодня пришёл. Слава Богу за вас, вы и есть
эти огненные языки, которые созидают тепло церкви. Тепло церкви состоит в том,
что каждый приносит свой маленький огонёк, своё небольшое тепло, свои небольшие
какие-то молитовки, умения, да и вообще самого себя. Я думаю, что люди,
которые понимают и принимают вполне друг друга, не требуют даже,
чтобы они молились, просто собираются вместе и как бы проживают
некоторую часть жизни вместе. Наша жизнь коротка, и нужно ценить время.
И очень полезным я считаю время, которое мы проживаем вместе, без особого
обмена информацией, без какого-то огромного участия в жизни друг друга.
Но мы рядом стои́м друг с другом и в этот момент дарим
кусочек жизни этому предстоянию.
> И я не знаю, что Бог подарил
апостолам. Я думаю, что Он им подарил ощущение единства – того,
что теперь они вместе. Они объединились всякими чудесами, мы объединились
единой верой, единым упованием. Я думаю, что это самое главное. В церкви
есть очень важный компонент – это некоторое метафизическое, надмирное
единство. То, о чём невозможно сказать. То есть можно сказать, что в
каком-то смысле мы едины. И когда начинаешь говорить, в каком смысле, –
то всегда ошибаешься. Так что мы не знаем, в чём мы едины.
Бог знает. И вот тот дар, который Он даёт нам, –
это дар вот этого совершенно такого открытого, откровенного, конкретного
ощущения того, что нам что-то подарили. Но так как мы ещё
маленькие духовно, мы не знаем, что. И не будем проименовывать,
чтобы не ошибиться.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Когда
наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе. И
вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра. Шум
заполнил весь дом, в котором они находились. Они увидели нечто напоминающее
языки пламени; эти языки, разделившись, сошли на каждого из них.
Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках, что
даровано им было Духом. В то время в Иерусалиме находились благочестивые
евреи со всех концов света, из самых разных народов, и на
шум этот собралась большая толпа. Все они изумлялись, слыша,
что те говорят на языках их стран. Они удивлялись: - Ведь
все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так?
А почему же мы слышим, что каждый говорит на языке той страны,
откуда мы родом? А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты,
и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии,
Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии,
и Рима, как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы...
И все мы слышим, как они говорят о великих деяниях
Бога на наших языках!*
(Деян.2:1-11 — апост. чтение воскр.)
*
* *
*Плоды света – это доброта,
справедливость и истина. Старайтесь дознаться, что приятно Господу.
Не участвуйте в бесплодных делах тьмы. Наоборот, своей жизнью
обличайте их! ... Только при свете становится видно всё то, что обличается,
а всё, открытое свету, и само есть свет. Поэтому и говорится:
Спящий, проснись! Встань из мертвых – и тебя
осияет Христос! Так следите внимательно за своим поведением! Ведите
себя не как люди у которых нет ума, а как люди разумные. Старайтесь
хорошо использовать свое время, потому что дни теперь окаянные.
Поэтому не будьте бестолковыми, но умейте понимать, в чём воля
Господа. В частности, не напивайтесь вином, от него только
распущенность, но наполняйтесь Духом! Беседуйте друг с другом
словами псалмов, гимнов и духовных песнопений. Пойте и воспевайте
Господа от всего сердца. Всегда и за всё благодарите Бога Отца во
имя Господа нашего Иисуса Христа.* (Еф.5:9-11,13-20 —
из чтения понедельника Св. Духа.)