>
Следующий тезис очень важный и, конечно же, связан с предыдущими: Человек –
это источник религии. Он выше субботы, выше всякого предписания. Выше
«Бога», потому что «Бог» – это всегда то, что нарисовал для себя
человек. «Если кто-либо, увидев Бога, понял то, что́ он видел, –
не Его он видел, а что-либо сущее и познаваемое; Бог же
в Своём сверхъестественном бытии превосходит ум и сущее, и потому
вообще не есть ни что-либо познаваемое, ни что-либо существующее».
{Дионисий Ареопагит. «Письмо
Гаю монаху».}
> Для иудея суббота – это не просто
важный день недели, это – самая главная религиозная заповедь. За непочитание
субботы убивали (Исх.31:14). Суббота –
«завет вечный» (Исх.31:16). Суббота была действительно
по-настоящему общенародным днём, который понимали все. Но Христос говорит,
что человек выше субботы (Мф.12:1-15; Мк.3:1-6; Лк.6:1-11).
Это означает, что человек не должен подстраиваться под религию,
потому что человек есть источник религии.
> Христос в 7-й главе
Евангелия от Иоанна говорит, ссылаясь на Иоиля (3:18):
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании,
из чрева потекут ре́ки воды́ живой» (Ин.7:38).
Речь здесь идёт, конечно, о даровании духовном, о том, что человек
является источником живой религии. Вот он идёт по улице, и из него
исходит религия, а не так, что он идёт и думает: «Где там
религия? Вон там храм стои́т, значит, там – больше религии, а здесь –
меньше». Нет. Человек – это источник святыни. Когда самарянка спрашивает
Его, на каком из двух мест поклоняться Богу, Его ответ –
не там и не там: «Приходит час, и теперь есть, когда истинные
поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет,
чтобы такими были поклоняющиеся Ему» (Ин.4:23). Речь
идёт о том, что человек есть точка поклонения. Человек есть ходячий Иерусалим
и Гаризим, и все священные горы вместе.
> Потому Иисус не признавал
конфессиональных различий. Близкими для Него оказываются самаряне из Сихема,
женщина сирофиникиянка, римский сотник, вера которого выше, чем вера любого
в Израиле. Христос хвалит веру человека, который не собирается обрезываться
и быть иудеем. Это очень важно – Христос смотрит в сердце
человека, а не на его религиозные отличия. Неслучайно Иисус
подчёркивает, что левит прошёл мимо, и священник также. «Сотворивший
милость» (Лк.10:37) лучше правоверного.
>
В измерении Христа, мы живём не в мире невидимых смыслов,
которые мы должны нащупать. Может быть, кто-то вместо подлинного смысла нащупает
ложный, кто-то упрётся головой в угол, как черепашка, и начнёт
там пробуксовывать до конца жизни и т.д. Нет, смысл исходит от нас,
потому и Царствие Божие – внутри нас! (Лк.17:21)*.
В апокрифическом Евангелии от Фомы 2-3 стих об этом же.
{Ев. от Фомы, 2-3: «Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят
вам: Смотри́те, царствие в небе! – тогда птицы небесные
опередят вас. Если они говорят вам, что оно – в море,
тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас. Когда вы
позна́ете себя, тогда вы будете познаны, и вы узна́ете,
что вы – дети Отца живого. Если же вы не позна́ете
себя, тогда вы в бедности и вы – бедность».} Всё
может стать высоким смыслом. В евангельском сюжете с поеданием колосьев
та же идея (Мф.12:1-6). Зёрна, которые запрещено кушать
в субботу, кушать можно, потому что человек «больше храма» и всех предписаний
(Мф.12:6). И дистанция между Богом и человеком сокращается.
>
Давайте негативный смысл возьмём. Дистанция между Богом и человеком от кого
исходит? По тексту Ветхого Завета она исходит от Бога. Иисус показывает
нам, что она исходит от человека, и каждый раз, когда человек сокращает
эту дистанцию, Христос это одобряет. Помните, женщина, которая была
кровоточивой лет восемнадцать? Она не имела права прикасаться, потому
что она нечистая, но подумала, что имеет: «Если я прикоснусь
к краю одежды, я исцелюсь». Она придумала себе дистанцию короткую, и так оно
и случилось. И Христос хвалит её за смелость интерпретировать Тору́
наоборот!
> Притча о добром самарянине тоже решает вопрос о дистанции.
Кто есть ближний? Кто ближе всего ко мне? Оказывается, ближе всего тот,
о ком ты думаешь, что он дальше всего. Дистанцию выставляем мы.
>
Блудница умывает ноги Христу, а фарисеи-собеседники говорят: мол, если бы
Он знал, что это за женщина прикасается к Нему… Но Он
хвалит её и в результате оказывается, что она правильно делает,
когда сокращает дистанцию. Да, она – такая-сякая, но от человека
исходит пространство, в котором он может достичь Бога!
> Если
мы считаем, что от нас до Бога – как до Луны пешком,
то это нами выставленная дистанция, она от нас исходит. Людям так легче
считать себя в безопасности.
> В этом плане, если от нас
исходят все смыслы и все таинства (как протопресвитер Николай Афанасьев
писал, что община является источником всей христианской сакраментологии), то я бы
предложил таинство объятий. Подумайте, сколько прекрасных, глубоких, подлинных,
настоящих чувств люди переживают во время простых объятий (обнимашек). Какую
огромную гамму, в том числе возвышенных чувств, люди переживают во время
танца.
> Если мы вспомним православных Танзании, Руанды, Уганды,
Кении, которые танцуют во время Литургии, мы что-то поймём о мире, где
можно постулировать собственную сакраментологию. Мы поймём, что можем
танцевать пред Богом, как Давид. Это я решил. И Бог,
Который любит меня, будет танцевать вместе со мной. И это тоже я решил.
Потому что я являюсь источником возвышенного смысла и сакрального
пространства для нас с Богом. Это я позволяю Богу быть
со мной, а Бог-то всегда хочет быть с нами. Поэтому мы можем
Его отставить подальше и сказать: «Иже еси на небеси, и ближе
не подходи…». А можем сказать: «Я в Тебе, и Ты во мне!»
Как Христос, молясь: «да будут все едино, как Ты, Отче,
во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21),
вбирал людей в это Троическое Единство.
*
библеистика, за исключением ряда консервативных ученых (которые положенное
до нас предпочитают беречь во веки веков) учит, что верное
понимание этого места из Лк. "среди нас". Хотя веками его понимали
как "внутри". В данном случае это не так уж важно, ведь
авотор не аппелирует к священному тексту как авторитету. Возможно,
в момент, когда вы будете читать этот выпуск, текст статьи на сайте
re-orthodox.org будет уже изменен, т.к. там часто учитывают критические замечания. –
Прим. ред. рассылки.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы можете
материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или
или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь
на тг-канал "Время
пробудиться"! Каждый день нового года там, кроме всего
прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло
"Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы
с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*<Иисус
сказал:> - Говорю вам истинную правду: кто
исполнит Слово Мое, смерти вовек не увидит. -
Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, - сказали они
Ему. - Авраам умер, умерли и пророки. А Ты говоришь:
"Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?
Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь? - Если Я сам
себя прославляю, слава Моя - ничто, - ответил Иисус. -
Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом! Вы Его
никогда не знали, а Я Его знаю. Если бы Я сказал, что не знаю
Его, Я был бы лжецом, как и вы. Но Я знаю Его
и исполняю Его Слово. Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой
увидит. Он увидел его - и был счастлив! - Тебе нет
и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! - возмутились они. Иисус
ответил: - Говорю вам истинную правду: Авраам еще не
родился, а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ. Тогда они схватили
камни, чтобы побить Его. Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59/+/)
*********************************************
/+/
евангельское
чтение вторника.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.