Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'24P5 (4482) *идея, что в Новом Завете продвигается понятие вечного ада, оказывается неуловимой* 31/V-1/VI/24 (пт-вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 02-Jun-2024 10:23

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 20 мая 2024 г. ст.ст., воскресенье 5-е по Пасхе
  (посвященное беседе Христа с самарянкой).
  литургические чтения:  Деян.11:19-26,29-30; Ин.4:5-42.

 

 

 

к апостольскому чтению:
+++ митр. Сурожский Антоний: Это имя принадлежит и нам

 

 

 

 

 

 

> Понятно, что рассмотрение вопроса о христианском универсализме {идее о том, что спасены будут все – Прим. ред. рассылки.} – или хотя бы о его законности в богословском плане – невозможно без длительного, быть может, даже нескончаемого размышления об эсхатологическом языке, эсхатологической образности и эсхатологических обетованиях Писания. Я не очень терпимо отношусь к тому, что иногда называют «библицизмом», то есть к «оракульскому» пониманию богодухновенности Писания, рассматривающему Библию как слова́, напрямую изреченные устами Бога и записанные несущественным в прочих отношениях человеческим посредником, и подразумевающему веру в то, что свидетельство Библии в отношении доктринальных и богословских вопросов должно быть полностью внутренне непротиворечивым, – и я определенно не выношу возникший в ХХ веке библейский фундаментализм и его откровенные глупости. Однако я и не столь отчаянно спекулятивен, чтобы воображать, будто христианам позволительно делать какие-либо богословские заявления, полностью абстрагировавшись от Писания или противореча ему. И хотя мне не нравится практика сведе́ния библейского богословия к концентрированным дистиллятам, то есть «подтверждающим текстам», я охотно допускаю, что за всяким языком, которым Библия пользуется особенно активно, следует признать по меньшей мере некоторый возможный авторитет. Впрочем, это отнюдь не такой простой вопрос, как может показаться.

> Среди большинства христиан распространено представление, что в Новом Завете открыто и неослабно продвигается понятие вечного ада; тем не менее, когда мы начинаем искать его в самом тексте, оно оказывается на удивление неуловимым. Например, в Павловом корпусе эта идея полностью отсутствует как таковая, даже в виде малейшего намека. И она не присутствует явным образом в тексте ни одного из остальных посланий. В Евангелиях имеется один стих, Мф 25:46, который – по крайней мере, в традиционном понимании – представляется сильнейшим доводом в пользу этой идеи (хотя даже здесь, как я поясню ниже, форма выражения оставляет место для серьезного сомнения относительно истинного значения этого стиха); да еще есть, возможно, пара стихов из Откровения (хотя, как и всегда при чтении этой конкретной книги, caveat lector {«Читатель да остережется» (лат.). – Прим. перев.}). Всё прочее туманно. Фактически Новый Завет предоставляет нам ряд отрывочных и причудливых образов, которые можно понимать очень по-разному, упорядочивать в соответствии с нашими пристрастиями и ожиданиями и объявлять буквальными, фигуральными или гиперболическими в зависимости от наших желаний. Да, Иисус говорит об окончательном суде и использует для описания печальной участи осужденных множество метафор. Многие из них представляют собой метафоры уничтожения, например сжигание в печи мякины либо плевел или окончательная смерть те́ла и души́ в долине Хинно́м (геенне). Другие являются метафорами исключения, например затворенные двери на свадебном пире. Немногие, очень немногие, представляют собой образы заточения и пыток; но даже в таких случаях эти наказания изображаются в соответствующих стихах длящимися лишь ограниченный срок (Мф 5:26; 18:34; Лк 12:47–48, 59). Нигде нет описания царства вечной жестокости, которым, словно некое подземное божество, правит Сатана.

> С другой стороны, однако, в Новом Завете имеется значительное число отрывков, в том числе несколько мест из Павловых посланий, которые, по всей видимости, напротив, обещают в конечном счете спасение всех и всего, причем в самых категорических выражениях. Наверно, некоторые или большинство из этих отрывков можно было бы представить риторическими преувеличениями; впрочем, то же самое, пожалуй, можно было бы сказать и о тех стихах, которые будто бы предвещают вечное разделение на спасенных и осужденных. Мне представляется исключительно странным, что веками большинство христиан приходили к убеждению, что одну группу утверждений – которые все по своей форме являются аллегорическими, образными, неопределенными и метафорическими – следует считать выражающей «буквальное» содержание новозаветного учения о грядущем мире, тогда как другую группу – в которой все утверждения являются неизменно четкими доктринальными положениями – следует считать просто гиперболой. Это одна из величайших загадок христианской истории (или, возможно, некая религиозная психопатология). И уж определенно вызывает также недоумение то, что столь многие христиане способны увидеть, что язык Писания, практически на каждой странице, полон метафор, и при этом не замечают, что при описании грядущего мира вообще нет неметафорических образов. Я не могу сказать, с чем именно это связано. Мы понимаем, что и печи, и пшеница с мякиной, и ангельская жатва, и затворенные двери, и долговые тюрьмы – метафоры; так почему же мы не видим также, что неумирающий червь, неугасимый огонь и все прочие подобные образы (каждый из которых, опять же, означает вовсе не то, что представляет себе инферналист {от итал. inferno, «ад». Так автор "ради краткости" называет защитников идеи настоящего ада вечных мук, см. I.1.I. – Прим. ред. рассылки.}) сами являются лишь фигуральными приемами внутри причудливой апокалиптической образности, в которой в принципе отсутствует что-либо в строгом смысле буквальное? Почему некоторые образы стали в общем христианском воображении просто образами, тогда как другие стали точными документальными изображениями некой итоговой реальности? Если кого-нибудь можно убедить просто грубой силой арифметики, то, пожалуй, сто́ит отметить, что среди представляющихся наиболее ясными высказываний о последних вещах универсалистских высказываний намного больше. Мне приходят на ум такие, например, стихи: {Цитаты из Нового Завета приводятся по Синодальному переводу либо по переводу под ред. еп. Кассиана (Безобразова), с изменениями, учитывающими перевод, данный автором. – Прим. перев.}

> Рим 5:18–19: <...> (Посему как чрез одно преступление всем человекам [пришло] осуждение, так и чрез одно дело праведное всем человекам [пришло] исправление жизни; ибо как чрез непослушание одного человека многие сделались грешными, так и чрез послушание одного многие сделаются праведными.)

> Или:

> 1Кор 15:22: <...> (Ибо как в Адаме все умирают, так и в Помазаннике [Христе] все будут оживотворены.)

> Или:

> 2Кор 5:14: <...> (Ибо любовь Помазанника понуждает нас, рассудивших так: один умер за всех, значит все умерли…)

> Или даже:

> Рим 11:32: <...> (Ибо Бог всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать.)

> Или, конечно же:

> 1Тим 2:3–6: <...> (спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. Ибо один Бог, один и посредник между Богом и человеками: человек, Помазанник Иисус, давший себя как выкуп за всех…)

> И:

> Тит 2:11: <...> (Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков…)

> И:

> 2Кор 5:19: <...> (Поэтому Бог был в Помазаннике, примиряя с собою мир, не вменяя им преступлений их и вложив в нас слово примирения.)

> Равно как и:

> Еф 1:9–10: <...> (Поведав нам тайну своей воли по своему благоволению, которое Он предустановил в нём, для осуществления полноты времен, дабы соединить всё в Помазаннике, небесное и земное…)

> И, вероятно:

> Кол 1:27–28: <...> (Которыми Бог восхотел поведать, какое богатство славы этой тайны среди язычников, которая есть Помазанник в вас, надежда славы, которого мы возвещаем, вразумляя всякого человека и уча всякого человека во всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным в Помазаннике…)

> И, несомненно:

> Ин 12:32: <...> (И я, когда вознесен буду от земли, всех привлеку к себе.)

> И, возможно:

> Евр 2:9: <...> (Но видим Иисуса, немного умаленного пред ангелами, увенчанным славой и честью за претерпение смерти, чтобы по благодати Божией за каждого он вкусил смерть.)

> И затем этот изящно сжатый силлогизм (или энтимема):

> Ин 17:2: <...> (Так как Ты дал ему власть над всякою плотью, Ты дал ему всё, чтобы он дал им жизнь в Веке.)

> И это:

> Ин 4:42: <...> (А женщине говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами услышали и знаем, что он есть воистину спаситель мира.)

> Что подтверждено в:

> Ин 12:47: <...> (…ибо я пришел не судить мир, но спасти мир.)

> И:

> 1Ин 4:14: <...> (И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына спасителем мира.)

> Также имеется:

> 2Пет 3:9: <...> (Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то <промедлением>; но долготерпит вас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.)

> Быть может, даже:

> Мф 18:14: <...> (Так нет воли Отца вашего на небесах, чтобы погиб один из малых сих.)

> И:

> Флп 2:9–11: <...> (Посему и Бог превознес его и даровал ему имя выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено – небесных, земных и преисподних – и всякий язык исповедал, что Иисус Помазанник – Господь, во славу Бога Отца.)

> И:

> Кол 1:19–20: <...> (Потому что в нём благоугодно было поселиться всей Полноте и чрез него примирить с ним всё, – умиротворив кровью креста его [чрез него], – и земное, и небесное.)

> И с предельной ясностью:

> 1Ин 2:2: <...> (И он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.)

> И такие таинственные строки, как:

> Ин 3:17: <...> (Ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы осудить мир, но чтобы мир спасен был чрез него.)

> И:

> Лк 16:16: <...> (Закон и пророки – до Иоанна; с того времени Царство Божие благовествуется, и всякий понуждается [войти] в него.)

> По крайней мере, если читать здесь βιάζεται (biazetai) со значением пассивности (как мне представляется правильным). И еще, конечно, вот это:

> 1Тим 4:10: <...> (…уповаем на Бога живого, который есть спаситель всех человеков, особенно верных.)

[ Дэвид Бентли Харт.
Из книги "Чтобы всеспаслись. Рай, ад и всеобщее спасение" / М.: Эксмо, 2020. 
("That All Shall Be Saved. Heaven, Hell, and Universal Salvation"), из гл. I.1.II. ]

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + Владимир Шалларь:
        Атеизм – неверие – входит в ядро христианской веры (+ссылки)
 + + + прот. Вячеслав Рубский.
        Бог и человек (Иисус и самарянка). Проповедь 2022 г.:
         видео / расшифровка
 + + + свящ. Александр Мень: 
        Христос и самарянка. Поклоняться в духе и истине
                messia.info/rasylka/008/2202.htm (+ссылки)
 + + + М.С.Красовицкая: центр новозаветного учения о богослужении
                                                       (+ссылки!)
 + + + протоиерей Сергий Булгаков: у колодца Иакова (+ссылки!)
 + + + митр. Антоний (Блум): Христос и самарянка
        messia.info/rasylka/007/1840.htm (+ссылки!)

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

 *Ученики просили Иисуса: "Равви, поешь!"
  Он ответил: "У Меня есть пища, о которой вы не знаете".
  Ученики стали говорить между собой:
  "Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?"
  Иисус говорит им:
  "Моя пища – исполнить волю Того, кто послал Меня,
   и завершить Его дело.
  Разве вы не говорите: 'Еще четыре месяца – и наступит жатва'?
  Но вот, говорю Я вам,
  поднимите глаза, посмотрите на нивы,
   как они побелели, созрев для жатвы!
  Жнец получает и плату свою,
    и урожай собирает для вечной жизни,
  так что радуются одинаково / и тот, кто сеял, и тот, кто жнет.
  Вот так подтвердилась пословица: / "Сеет один – жнет другой".
  Это Я послал вас жать ниву, / на которой трудились не вы –
  там трудились другие,
    а вы разделяете с ними / плоды их трудов".*
                               (Ин.4:31-38 – из воскресного чтения)

* * *

*И снова Иисус сказал им:
 - Скоро Я ухожу. Вы Меня будете искать, но умрете в грехе.
   И куда Я уйду, вам туда не прийти.
 Тогда они заговорили:
 - Что Он имеет в виду, говоря: "Куда Я уйду, вам туда не прийти"?
   Он что, собирается покончить с собой?"
 Иисус стал говорить им:
 - Вы из мира, который внизу,
   Я же – свыше.
   Вы из этого мира,
   а Я не из этого мира.
   Я сказал вам: "Умрете в грехах!"
   Если не верите, что ЭТО – Я,
  умрете в грехах!
 Они спросили Его:
 - Так кто же Ты?
 Иисус ответил:
 - Тот, кем Я себя называл с самого начала,
   Я мог бы сказать о вас многое и осудить вас,
   но Пославший Меня правдив,
   и что Я услышал от Него, то Я и говорю миру.
 Они не поняли, что Он говорит им об Отце.
 Иисус продолжал:
 - Когда вознесете Сына человеческого,
   тогда поймете, что ЭТО – Я
   и что Я ничего от себя самого не делаю:
   Я говорю только то, чему Меня научил Отец.
   А Пославший Меня со Мною – Он не оставил Меня одного,
   потому что Я всегда делаю то, что Ему нравится.
 И многие поверили в Него благодаря этим словам.*
           (Ин.8:21-36 – еванг. чтение пятницы и часть чтения субботы)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.info/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/_24P5.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

  

В избранное