> Воскресение Иисуса Христа –
одно из наиболее загадочных и вызывающих всевозможные вопросы мест Евангелия.
Трудности может вызывать не только догматическая сторона вопроса (которой
пусть занимаются богословы) – трудность для исследователя представляют
сами тексты евангельских сообщений. Часто не замечают, насколько разные эти
четыре рассказа о главном событии христианской веры!
> Гораздо
большее согласие евангелисты проявляют при описании Преображения или даже
Входа в Иерусалим. Попробуем задать разные вопросы, и предоставим возможность
текстам ответить на них.
> 1. Когда
пришли свидетели Воскресения к гробу? –
«еще темно» – пишет Ин; «при восходе солнца» –
пишет Мк; другие евангелисты указывают промежуточное время.
> 2. Сколько
человек пришло ко гробу? –
двое – по Мф; трое – по Мк; более 4 –
по Лк.
> 3. Кто пришел? –
Мария Магдалина и «другая Мария» по Мф. А как же Соломия по Мк?
А «Иоанна и другие» по Лк?
> И, наконец, у Ин вообще
нет понятия мироносиц («мироносицей», помазавшей Иисуса еще при погребении,
был по Ин Никодим)! Мария Магдалина по Ин пришла не с целью
помазания, а просто поплакать; потом появляются мужские фигуры Петра и «любимого
ученика».
> 4. Что увидели? По Мф: «великое землетрясение»
и одного ангела, отвалившего камень; у Лк и Ин – 2 ангелов,
а камень уже был отвален.
> 5. Что дальше
сделали свидетели пустого гроба и пелен: побежали с радостью рассказывать
об увиденном ученикам, как пишет Мф, Лк и Ин? Или же
нарушили приказ ангела: «их объял трепет и ужас, и никому ничего
не сказали, потому что боялись», как загадочно написал Мк?
> 6.
Была ли встеча с Иисусом? Как сообщает Мф, мироносиц на обратном
пути встретил Воскресший Господь; но Мк и Лк молчат об этом (почему?);
а по Ин только Магдалина встречает Воскресшего, спутав Его вначале
с садовником.
> 7. Можно ли прикасаться к Воскресшему?
У Мф мироносицы «ухватились за ноги Его и поклонились Ему». По Ин же
Иисус просит не прикасаться, потому что «еще не восшел к Отцу»
(о чём это?)
> Итак, обнаруживается, что все детали повествований
столь различны, что соединить их в одно можно с большим трудом, часто
лишь пожертвовав остальными. Это демонстрирует церковная традиция прочтения:
апокрифы, гимнографические тексты (например, Пасхальный кондак Романа Сладкопевца)
соревновались в изобретательности, чтобы примирить четыре рассказа.
>
Что же <нам делать> с этой противоречивой информацией о событиях
главного праздника?
> Здесь хочется предложить один практический вывод.
Представляется, что современному читателю и не обязательно соединять
все рассказы в один. Можно выделить их «ядро»: пустая гробница
и ее свидетели, кто бы они не были. И этого вполне достаточно
для веры в Воскресение.
> А вот отсутствие согласия евангелистов
само по себе может играть важную экзегетическую роль: дарить загадку. Чудо –
это когда не все поддается объяснению, чудо сродни загадке. Поэтому
важно увидеть разницу евангельских текстов, чтобы признать, что ничего не понятно,
и проникнуться ощущением таинственности произошедшего.
> Христос
воскрес! Но как воскрес, что там произошло? Мы плохо об этом
знаем. Это прекрасная загадка, потому что это – чудо.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое:
прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Люди,
увидев, какой знак Им совершен, стали говорить: "Он и вправду тот
самый Пророк, который должен прийти в мир!" Иисус, зная, что они
собираются прийти и схватить Его, чтобы провозгласить царем, снова ушел
один на гору. Когда наступил вечер, ученики Его спустились к морю
и, сев в лодку, поплыли на другой берег, в Капернаум. Уже стемнело,
а Иисус еще не пришел к ним. Тем временем подул сильный ветер, и море
разбушевалось. Они уже отплыли на три или четыре мили, когда
увидели, что Иисус идет по морю и уже рядом с лодкой. Им стало страшно.
Иисус сказал: "Это Я, не бойтесь!" Они хотели взять
Его в лодку, но в тот же миг лодка оказалась у берега, к которому
они направлялись. На следующий день толпа, оставшаяся на другом берегу
моря, увидела, что другой лодки там не было, только одна, и
что Иисус не сел в нее с учениками, а ученики отправились одни. Тогда
несколько лодок поплыло из Тибериады к тому месту, где они ели хлеб,
после того как Господь произнес благодарственную молитву. И вот,
когда толпа увидела, что там нет ни Иисуса, ни учеников, они снова сели
в лодки и поплыли искать Его в Капернаум. Найдя Его на другом берегу
моря, они спросили: "Равви, как Ты здесь оказался?" Иисус
сказал им в ответ: "Говорю вам истинную правду: не
потому вы ищете Меня, что вам Мои знаки понятны, а
лишь потому, что наелись досыта хлеба! Но добивайтесь не тленной
пищи, а той, что нетленна и способна дать вечную
жизнь. Это пища, которую даст вам Сын человеческий, ибо
Его Своей силой запечатлел Бог Отец".* (Ин.6:14-27/*/)
*
* *
*Когда
сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества.
/ Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы
Небесные взывали: "Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"*
*"Радуйтесь" мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил
Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел
провозглашать: "Спаситель воскрес из гроба!"* (Тропари
и кондак, перевод: иером. Авромвросий Тимрот, с измен.)