> Когда Иисус узнал, что Иоанн Креститель
«отдан под стражу», Он «удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел
и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова
и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране
и тени смертной воссиял свет» (Мф 4,12-16).
>
Начиная Свое служение, Иисус поселился не в иудейской среде, но на границах
иудейского мира, поблизости от других народов. От начала Его проповеди
слово Его стало привлекать слушателей, приходящих со всех концов света, из Десятиградия,
Сирии, Ливана, Иордании.
> Что касается Галилеи — родины
Иисуса, она уже во времена пророка Исаии называлась «Галилеей <язычников>».
Во времена евангелиста Матфея половина ее населения была языческой.
Здесь практиковались религиозные культы, принесенные из соседних стран (например,
культ Венеры и т. п.). Галилея была двуязычной; здесь говорили на арамейском
языке, который был языком Христа, но также по-гречески. Несомненно, эти обстоятельства
оказали некоторое влияние на Иисуса и на раннее
христианство, подвигнув его на проповедь среди язычников.
>
От начала Весть была провозглашена на греческом языке, что сделало ее
доступной нациям, испытавшим культурное влияние Эллады. Царившая в Галилее
атмосфера была совершенно иной по сравнению с той, какая была в Иудее;
она не была иудейской, сравнительно с первоначальной христианской
общиной в Иерусалиме. Выражение «сидящие в стране и тени
смертной» (Мф 14,16), традиционно обозначающее израильтян, возможно
применялось и к язычникам, жившим в этих регионах.
>
Итак, Иисус поселился в Капернауме, на границе между миром иудейским
и миром языческим. Евангелист Матфей дает понять, что в этом городе
Иисус нанимал дом, который служил Ему своего рода временным жилищем в начале
Его апостолата. Но это решение, согласно тексту Матфея,
было связано с взятием под стражу Иоанна Крестителя. Иисус мог полагать,
что Его жизнь окажется под угрозой, если Он сделает
Назарет или какой-нибудь другой город внутри страны центром Своей проповеднической
деятельности.
> Из Капернаума Иисус мог легко совершать переходы
в Десятиградие или на другой берег Тивериадского озера. Но самое важное
заключалось в том, что из этого города Его слово доходило до язычников, —
народов, обитающих в этих окрестностях. Иудея пребывала в самоизоляции.
Если бы Иисус от начала поселился здесь, Он был бы отрезан
от остального мира и Его голос не был бы услышан за пределами
Иудеи.
> Он поселился на берегу озера, поэтому слух о нём
стал повсеместно распространяться, и отовсюду к Нему стал стекаться
народ, чтобы Его послушать или же испросить исцеления. Поздне́е
мы увидим, что, поселившись в Иудее, Иисус оказался в полной изоляции.
Теперь же, наоборот, он исходит страну во всех направлениях, переплывает
море и возвращается в Капернаум. Слава о Нём разносится по всем
концам земли: > «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах
их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую
немощь в людях. И прошел о Нём слух по всей Сирии; и приводили
к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками,
и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия,
и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф 4,23-25).
>
В чём заключалась Весть, сопряженная с этой деятельностью и лежащая
в основе Его исцелений и чудес? Иисус призывает к покаянию,
ради наступления Царствия Божия. Это и есть Благая Весть, Сообщение
о наступлении Царствия Божия. Это возвещение и обетование воскресения
из мертвых суть два основания чаяния человеческого. Это чаяние
мы видим в ночном виде́нии пророка Даниила (см. Дан 7,13-14).
В пророчестве Даниила раскрывается окончательное спасение всего человечества,
в плане социальном, политическом и духовном. Это спасение совершается
высшей властью Бога, утверждающего на земле справедливость и мир как
на земле, так и на небе. Однако главной проблемой остается установление
Царствия Божия на этой земле.
> Царствие Божие есть нечто таинственное,
и невозможно сказать, что оно находится здесь или же в другом
месте. Во всяком случае это не теократия, ибо история показывает, что теократии,
созданные людьми, неизбежно превращаются в тирании. В мире сем основанием
Царствия Божия служит именно царствие Христа в сердцах людей. Подобное царствие
Христа есть как бы «набросок» Царствия, которое наступит лишь в конце
времен, когда Христос победит тех, кого апостол Павел называет «Начальствами и Властями»
(см. Еф 1,21), и приведет к Отцу всё человечество, дабы Бог стал
«всем во всём» (см. 1Кор 10,31). Никто не может описать это Царствие,
и все человеческие представления о нём ложны. И всё же мы можем
хотя бы отчасти проникнуть в его суть, если войдем в глубину нашего
сердца, дабы встретиться со Христом, в Котором Царствие Божие уже осуществлено.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm (paypal,
qiwi, ю-money/яндекс-деньги, vkpay, tinkoff).
*Петр
спустился вниз. – Я тот, кого вы ищете, — обратился он к людям. —
Какая причина вас привела? – Центурион Корнелий —
человек праведный и почитающий единого Бога, и его очень уважает
весь еврейский народ, — ответили они. —
Святой ангел повелел ему послать за тобой и привести в свой дом,
чтобы услышать то, что ты ему скажешь. Петр пригласил их в дом
и радушно принял. На следующий день он собрался в дорогу и пошел с ними. Вместе
с Петром пошли и несколько братьев из Яффы. На другой день он уже был
в Кесарии. Корнелий ждал их, созвав всю родню и близких друзей. Когда
Петр вошел, Корнелий, встретив его, упал к его ногам и простерся ниц. –
Встань! — сказал Петр, поднимая его. — Я всего
лишь человек! Петр, беседуя с Корнелием, вошел в дом и увидел, что
там собралось много народу. – Вам известно, что наш закон запрещает
еврею общаться с иноплеменниками и входить к ним в дом, —
обратился к ним Петр. — Но Бог повелел мне никого из
людей не называть нечистым или поганым. Вот почему, когда
за мной послали, я пошел без возражений.* (Деян.10:21-29а —
из чтения вторника.)
*
* *
*Приближался
еврейский праздник Шалашей, и Его братья сказали Ему: —
Покинь это место, иди в Иудею! Пусть и Твои ученики увидят дела,
которые Ты делаешь. Ведь никто не скрывает своих дел,
каждый хочет стать известным. А Ты делаешь такие дела, так предстань
перед миром! Даже Его братья не верили в Него. — Время Мое еще
не пришло, — ответил им Иисус, — вам же любое
время подходит. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит,
потому что Я свидетель того, что дела его злы. Вы ступайте на праздник,
а Я на этот праздник не пойду, потому что время Мое еще не настало. И,
сказав это, Иисус остался в Галилее. Но после того, как Его братья ушли
на праздник, Иисус тоже пошел туда, только не открыто, а тайно.*
(Ин.7:2-10 —
из чтения вторника.)
*
* *
*Уже прошла половина праздника,
когда Иисус появился в Храме и стал учить. Люди удивлялись:
- Откуда Он так много знает? Он же нигде не учился! Иисус сказал
им в ответ: - Учение Мое не Мое, а Того, кто послал Меня.
Тот, кто хочет исполнять Его волю, будет знать об
этом учении, от Бога оно исходит или Я говорю от самого себя.
Кто говорит от себя, добивается собственной славы,
но кто добивается славы для Того, кто послал Его, тот искренен,
и в сердце его нет обмана. Моисей дал вам Закон, не так ли?
И всё же ни один из вас не исполняет Закона! Почему
вы хотите убить Меня? Толпа ответила: - Ты сошел с ума! Кто
Тебя хочет убить? Иисус сказал им в ответ: - Я сделал одно
лишь дело и поэтому все вы поражены. Моисей вам велел
обрезать сыновей (правда, это идет не от Моисея, а от праотцев),
и вы обрезаете даже в субботу. И если человека обрезают
в субботу, чтобы не был нарушен Закон Моисея,
почему вы негодуете на Меня из-за того, что Я в субботу исцелил
всего человека? Не суди́те
по тому, как это выглядит внешне, суди́те
правым судом! Некоторые из жителей Иерусалима говорили: -
Разве это не тот самый человек, которого хотят убить? Но смотри́те,
Он открыто учит, и никто Ему ничего не говорит...
Может, власти узнали, что Он и вправду Помазанник? Но мы знаем
об этом человеке, откуда Он. А когда придет Помазанник,
никто не будет знать, откуда Он. И тогда Иисус, учивший в Храме, громко
воскликнул: - Так вы Меня знаете? И откуда Я, тоже знаете?
И всё же не от себя Я пришел. Меня послал Тот, кто верен, но
Его вы не знаете. А Я знаю Его, ведь Я пришел от Него и послал
Меня Он. Тогда они хотели Его схватить, но всё же никто Его
не тронул, потому что час Его еще не пришел. Но многие из
толпы поверили в Него. Они говорили: "Когда придет Помазанник,
разве сможет он явить больше знаков, чем этот человек?"* (Ин.7:14-31 -
включает еванг. чтение среды)
*
* *
*Иисус сказал: — Я
свет миру. Тот, кто пойдет за Мной, не будет блуждать
во тьме с ним будет свет жизни.* (Ин.8:12 –
из еванг. чтения четверга)