Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено: 06-May-2021 18:39
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Христос
воскрес!
>
Боговоплощение
> Воплощение Второго
Лица Пресвятой Троицы в Богочеловеке Иисусе Христе есть высшее Откровение,
в котором трансцендентное личностно (!) сочетается с имманентным, нетварное —
с тварным, и обнаружившаяся глубина и сокровенность души человеческой
оказывается усыновленной Богу.
> Как пишет С.Н.Булгаков: «Богочеловечество
есть жизненное отождествление Божественного и человеческого при всей
непреложности различия между ними». {Булгаков С.Н.
Об Откровении // Вестник Русского Христианского Движения. 1983, №140. С.
8.} Личность человеческая перестает сознавать себя чем-то случайным, «заброшенным»,
получает новый (необычайно высокий!) онтологический и личностный статус,
впервые по-настоящему осознает самое себя. Сын Божий стал человеком, «чтобы
почтить плоть и именно смертную плоть, чтобы высокомерные духи не смели
считать и думать, что они честнее человека, что они могут обожиться
вследствие своей бесплотности и кажущегося бессмертия...».
{Архимандрит Киприан (Керн). Антропология
Св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 367.}
> Ни в одной
религии человек не рассматривается так высоко, как в христианстве,
и только в христианстве раскрывается тайна конкретного. Откровение,
«благая весть» обращены вместе с тем прямо к сердцу человека, его совести,
определяя тем самым действие Божие в душе́ человеческой (христианскую
катафатику). Господь, еще в эпоху Ветхого Завета, говорил через пророков:
«...вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их...»
(цит. по: Евр.8:10), «...сотворите новое сердце и новый
дух...» (Иезек.18:31).
> Иисус Христос не спрашивает
апостола Петра, согласен ли он с Его учением, а — любит ли
он Его (Ин.21:15-17), как
и ранее говорил, что «верующий в Него имеет жизнь вечную» (Ин.6:40).
Истина представлена не в форме «что», а в форме «кто» (Ин.14:6:
Я есть путь, истина и жизнь). В этом — острый персонализм
Евангелия, опередивший на века соответствующую философию персонализма.
>
Эта прямая обращенность христианства к глубинной сущности человека (обозначаемой
в Библии словом «сердце»), что выражается в само́м понятии
Откровения, не позволяет, строго говоря, определить христианство как одну
из религий, так как само понятие религии как связи предполагает
некое опосредование.
> Как сказал один теолог XX в., христианство
есть кризис всех религий. {По всей видимости, мысль принадлежит
О.Клеману@,
ср.: свящ. Александр Мень в своей последней лекции "Христианство":
"... поэтому один из теологов нашего столетия имел право сказать:
'Христианство — это не одна из религий, а кризис всех религий.'" –
Прим. ред. рассылки.} В любом учении есть теоретическая,
а значит, в определенной степени, условная сторона. Рациональное, теоретическое,
само по себе, всегда относительно, несмотря на свою логическую «безусловность»,
есть концепт, а не цель, которая (в религии) стяжается всей полнотой
человеческой природы. Христианское понимание целостнее, глубже «религии», и на последней
глубине, благодаря Боговочеловечению, оказывается личностное начало, новое открытие
образа и подобия Божия. И «какая польза человеку, если он приобретет
весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).
>
Когда человек встречается с Богом, начинается другое — безусловное
таинство Встречи... Так апостол Петр раскаялся в своем отступничестве
{Русское слово «покаяние» не передает всего смысла, содержащегося в греческом
новозаветном термине «μετανοια» —
глубокое внутреннее изменение.}, заплакал от одного взгляда Христа
(см.: Лк.22:61-62). Мы можем лишь попытаться представить себе
этот проникающий человеческую душу взгляд.
> Вся полнота человеческого
существования в его предельном трагизме, одиночестве, предстоянии смерти
и даже богооставленности («Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» —
восклицает Он на кресте — Мф.27:46) была воспринята Сыном
Божиим в Его вочеловечении, своеобразном кенозисе (умалении, с греч.),
крестных муках и смерти.
> Воскресением (во плоти) Христа из мертвых,
Его вознесением, возвращением с человеческой преображенной плотью (!)
к Богу-Отцу (что радикально отличает христианство от всех религий, в которых,
самое большее, было лишь предчувствие подлинного Воскресения) завершается огненная
мистерия нашего спасения.
> Из всех возможных путей избран самый
тяжкий, а значит, самый универсальный (включающий в себя все другие
пути). Не остается неисцеленной му́ки, преодолевается последняя граница —
смерть, открывается Бесконечное... Чтобы спастись, сказал один богослов, надо
целовать раскаленное железо Креста. Впрочем, Бог не попускает искушения сверх
сил человеческих (см.: 1Кор.10:13), и иногда достаточно
малого дела — «луковки» {См.:
Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», книга седьмая, глава «Луковка».}.
>
В Воскресении Христовом жизнь окончательно побеждает смерть, добро побеждает
зло. Воскресение во плоти обнимает собою — как и простертые всему
миру ру́ки Христа на кресте — всю полноту бытия,
не только духовного, но и материального. Космологическое понимание Воскресения
характерно для Православия, где главный праздник — Пасха (прохождение,
с евр.), знаменующая в христианском смысле «переход» к новому преображенному
бытию.
> Библейское учение о творении мира «из ничего»
(как парадигма несводимости, нередуцируемости) имеет фундаментальное значение
и для понимания таких тесно взаимосвязанных понятий, как «свобода»
и «личностность», как до конца не сводимых ни к психофизической
природе человека, ни к какой-либо прикладной функциональности. Эта принципиальная
несводимость предполагает абсолютный разрыв в причинно-следственной гомогенности,
предполагает совершенно новое творческое начало. {См.: Лосев
А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. С. 124–125.}
В уникальности личностного начала, в невозможности его редуцирования
можно увидеть и серьезный довод в пользу его бессмертия,
{В способности человеческого сознания преодолевать любые границы, в том
числе и временны́е, Н.О.Лосский видел признак бессмертия человека (см.
его «Общедоступное введение в философию». Франкфурт-на-Майне, 1956. С. 26).}
ибо смерть есть распад, редукционизм. Антиномизм личностности приобретает
предельный характер, объединяющий возможное потенциально-бесконечное будущее бытие
и фактическую актуальность смертности. Возможность «заболеть» метафизическим
небытием для личности остается, ибо она не абсолютно независима,
что полагает предел и ее свободе. Свобода и личностность находят
свое утверждение, новую глубину и наивысшее выражение в Личности Иисуса
Христа, Боговочеловечение Которого сопоставимо, по мнению св. Максима Исповедника,
по своей метафизической значимости с сотворением мира.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Тогда
встал Пётр с остальными одиннадцатью и громким голосом обратился к ним:
"..... Израильтяне! Выслушайте мои слова! Иисус Назарянин –
это человек, о котором вам свидетельствовал Бог великими делами,
чудесами и знаками, совершивший их через Него! Вы сами это знаете,
потому что всё происходило у вас на глазах. Его, отданного в вашу власть
по замыслу и предначертаниям Божьим, вы руками язычников пригвоздили
к кресту и убили, но Бог воскресил Его и разорвал узы смерти,
потому что ей не под силу было Его удержать. .....
Это Его, Иисуса, воскресил Бог, чему мы все свидетели. .....
Так знай же твердо, весь народ Израиля! И Господом, и Помазанником
сделал Бог Иисуса – того самого Иисуса, которого вы распяли!" Когда
люди услышали это, у них сжались сердца от горя, и они стали спрашивать
Петра и остальных апостолов: "Что же нам делать, братья?"
"Возвратитесь к Богу! – ответил Пётр. –
И пусть каждый примет крещение во имя Иисуса Христа, чтобы Бог простил
вам грехи. Тогда вы получите от Бога дар – Его Святой Дух.
Ведь он был обещан вам, и детям вашим и тем, кто вдали. Всем,
кого призывает Господь, наш Бог". И многими другими словами увещевал
их Пётр. Он призывал их: "Спасайте себя от кары, которая
постигнет это развращенное поколение!" Те, кто принял его Весть,
крестились. В тот день прибавилось около трех тысяч верующих. Они
неустанно внимали учению апостолов и жили в братском единстве, собираясь
для преломления хлеба и для молитвы. И был страх и трепет в каждой душе,
потому что много чудес и дивных знаков совершалось апостолами.
А все верующие жили в полном согласии, всё у них было общее.
Они продавали имения и вещи и распределяли деньги между всеми,
сколько кому было нужно. Ежедневно они все сходились в Храме,
а в домах у себя собирались для преломления хлеба и принимали
пищу с неподдельной радостью в сердце и прославляя Бога. Все
в народе любили их, и каждый день Господь прибавлял к ним новых спасаемых.*
(Деян.2:14,22-24,32,36-47/*/)
*
* *
*Хотя
и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес
как победитель, Христе Боже, мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!"
и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.*
(Кондак Воскресению, перевод
иером. Амвросия, с изменениями)