Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4067 *Свобода, личностность и Боговочеловечение* / 6-7/V/21 (чт-пт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 06-May-2021 18:39

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

  Христос воскрес!

 

 

 

 

 

> Боговоплощение

> Воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы в Богочеловеке Иисусе Христе есть высшее Откровение, в котором трансцендентное личностно (!) сочетается с имманентным, нетварное — с тварным, и обнаружившаяся глубина и сокровенность души человеческой оказывается усыновленной Богу.

> Как пишет С.Н.Булгаков: «Богочеловечество есть жизненное отождествление Божественного и человеческого при всей непреложности различия между ними». {Булгаков С.Н. Об Откровении // Вестник Русского Христианского Движения. 1983, №140. С. 8.} Личность человеческая перестает сознавать себя чем-то случайным, «заброшенным», получает новый (необычайно высокий!) онтологический и личностный статус, впервые по-настоящему осознает самое себя. Сын Божий стал человеком, «чтобы почтить плоть и именно смертную плоть, чтобы высокомерные духи не смели считать и думать, что они честнее человека, что они могут обожиться вследствие своей бесплотности и кажущегося бессмертия...». {Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. Париж, 1950. С. 367.}

> Ни в одной религии человек не рассматривается так высоко, как в христианстве, и только в христианстве раскрывается тайна конкретного. Откровение, «благая весть» обращены вместе с тем прямо к сердцу человека, его совести, определяя тем самым действие Божие в душе́ человеческой (христианскую катафатику). Господь, еще в эпоху Ветхого Завета, говорил через пророков: «...вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их...» (цит. по: Евр.8:10), «...сотворите новое сердце и новый дух...» (Иезек.18:31).

> Иисус Христос не спрашивает апостола Петра, согласен ли он с Его учением, а — любит ли он Его (Ин.21:15-17), как и ранее говорил, что «верующий в Него имеет жизнь вечную» (Ин.6:40). Истина представлена не в форме «что», а в форме «кто» (Ин.14:6: Я есть путь, истина и жизнь). В этом — острый персонализм Евангелия, опередивший на века соответствующую философию персонализма.

> Эта прямая обращенность христианства к глубинной сущности человека (обозначаемой в Библии словом «сердце»), что выражается в само́м понятии Откровения, не позволяет, строго говоря, определить христианство как одну из религий, так как само понятие религии как связи предполагает некое опосредование.

> Как сказал один теолог XX в., христианство есть кризис всех религий. {По всей видимости, мысль принадлежит О.Клеману@, ср.: свящ. Александр Мень в своей последней лекции "Христианство": "... поэтому один из теологов нашего столетия имел право сказать: 'Христианство — это не одна из религий, а кризис всех религий.'" – Прим. ред. рассылки.} В любом учении есть теоретическая, а значит, в определенной степени, условная сторона. Рациональное, теоретическое, само по себе, всегда относительно, несмотря на свою логическую «безусловность», есть концепт, а не цель, которая (в религии) стяжается всей полнотой человеческой природы. Христианское понимание целостнее, глубже «религии», и на последней глубине, благодаря Боговочеловечению, оказывается личностное начало, новое открытие образа и подобия Божия. И «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).

> Когда человек встречается с Богом, начинается другое — безусловное таинство Встречи... Так апостол Петр раскаялся в своем отступничестве {Русское слово «покаяние» не передает всего смысла, содержащегося в греческом новозаветном термине «μετανοια» — глубокое внутреннее изменение.}, заплакал от одного взгляда Христа (см.: Лк.22:61-62). Мы можем лишь попытаться представить себе этот проникающий человеческую душу взгляд.

> Вся полнота человеческого существования в его предельном трагизме, одиночестве, предстоянии смерти и даже богооставленности («Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» — восклицает Он на кресте — Мф.27:46) была воспринята Сыном Божиим в Его вочеловечении, своеобразном кенозисе (умалении, с греч.), крестных муках и смерти.

> Воскресением (во плоти) Христа из мертвых, Его вознесением, возвращением с человеческой преображенной плотью (!) к Богу-Отцу (что радикально отличает христианство от всех религий, в которых, самое большее, было лишь предчувствие подлинного Воскресения) завершается огненная мистерия нашего спасения.

> Из всех возможных путей избран самый тяжкий, а значит, самый универсальный (включающий в себя все другие пути). Не остается неисцеленной му́ки, преодолевается последняя граница — смерть, открывается Бесконечное... Чтобы спастись, сказал один богослов, надо целовать раскаленное железо Креста. Впрочем, Бог не попускает искушения сверх сил человеческих (см.: 1Кор.10:13), и иногда достаточно малого дела — «луковки» {См.: Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», книга седьмая, глава «Луковка».}.

> В Воскресении Христовом жизнь окончательно побеждает смерть, добро побеждает зло. Воскресение во плоти обнимает собою — как и простертые всему миру ру́ки Христа на кресте — всю полноту бытия, не только духовного, но и материального. Космологическое понимание Воскресения характерно для Православия, где главный праздник — Пасха (прохождение, с евр.), знаменующая в христианском смысле «переход» к новому преображенному бытию.

> Библейское учение о творении мира «из ничего» (как парадигма несводимости, нередуцируемости) имеет фундаментальное значение и для понимания таких тесно взаимосвязанных понятий, как «свобода» и «личностность», как до конца не сводимых ни к психофизической природе человека, ни к какой-либо прикладной функциональности. Эта принципиальная несводимость предполагает абсолютный разрыв в причинно-следственной гомогенности, предполагает совершенно новое творческое начало. {См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. С. 124–125.} В уникальности личностного начала, в невозможности его редуцирования можно увидеть и серьезный довод в пользу его бессмертия, {В способности человеческого сознания преодолевать любые границы, в том числе и временны́е, Н.О.Лосский видел признак бессмертия человека (см. его «Общедоступное введение в философию». Франкфурт-на-Майне, 1956. С. 26).} ибо смерть есть распад, редукционизм. Антиномизм личностности приобретает предельный характер, объединяющий возможное потенциально-бесконечное будущее бытие и фактическую актуальность смертности. Возможность «заболеть» метафизическим небытием для личности остается, ибо она не абсолютно независима, что полагает предел и ее свободе. Свобода и личностность находят свое утверждение, новую глубину и наивысшее выражение в Личности Иисуса Христа, Боговочеловечение Которого сопоставимо, по мнению св. Максима Исповедника, по своей метафизической значимости с сотворением мира.

[ игумен Вениамин (Новик). Из работы "О православно-христианском миропонимании"  ]

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsup: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Тогда встал Пётр с остальными одиннадцатью
 и громким голосом обратился к ним:
 "..... Израильтяне! Выслушайте мои слова!
  Иисус Назарянин – это человек,
  о котором вам свидетельствовал Бог великими делами,
  чудесами и знаками, совершивший их через Него!
  Вы сами это знаете,
   потому что всё происходило у вас на глазах.
  Его, отданного в вашу власть
   по замыслу и предначертаниям Божьим,
  вы руками язычников пригвоздили к кресту и убили,
  но Бог воскресил Его и разорвал узы смерти,
  потому что ей не под силу было Его удержать. .....
  Это Его, Иисуса, воскресил Бог, чему мы все свидетели.
  .....
  Так знай же твердо, весь народ Израиля!
  И Господом, и Помазанником сделал Бог Иисуса –
  того самого Иисуса, которого вы распяли!"
Когда люди услышали это, у них сжались сердца от горя,
 и они стали спрашивать Петра и остальных апостолов:
 "Что же нам делать, братья?"
 "Возвратитесь к Богу! – ответил Пётр. –
  И пусть каждый примет крещение во имя Иисуса Христа,
  чтобы Бог простил вам грехи.
  Тогда вы получите от Бога дар – Его Святой Дух.
  Ведь он был обещан вам, и детям вашим и тем, кто вдали.
  Всем, кого призывает Господь, наш Бог".
 И многими другими словами увещевал их Пётр. Он призывал их:
 "Спасайте себя от кары,
  которая постигнет это развращенное поколение!"
 Те, кто принял его Весть, крестились.
 В тот день прибавилось около трех тысяч верующих.
 Они неустанно внимали учению апостолов
  и жили в братском единстве,
 собираясь для преломления хлеба и для молитвы.
 И был страх и трепет в каждой душе,
 потому что много чудес и дивных знаков
  совершалось апостолами.
 А все верующие жили в полном согласии,
  всё у них было общее.
 Они продавали имения и вещи
  и распределяли деньги между всеми,
 сколько кому было нужно.
 Ежедневно они все сходились в Храме,
 а в домах у себя собирались для преломления хлеба
 и принимали пищу с неподдельной радостью в сердце
 и прославляя Бога.
 Все в народе любили их,
 и каждый день Господь прибавлял к ним новых спасаемых.*
                          (Деян.2:14,22-24,32,36-47/*/)

* * *

*Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный,
 но уничтожил силу ада
 и воскрес как победитель, Христе Боже,
 мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!"
 и Твоим Апостолам мир даруя,
 Ты, дающий падшим воскресение.*
  (Кондак Воскресению,
перевод иером. Амвросия, с изменениями)

*********************************************

/*/ содержит часть апостольского чтения четверга.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4067.htm

 

Поделиться (припросмотре выпуска насайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментиривать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное