Сегодня Неделя о расслабленном. Повествования о расслабленном она
на самом деле очень и очень глубокое, ну и по-пасхальному
веселое. Само повествование строится не на том, что Христос
сделал очередное чудо – исцелил очередного больного, а на том,
что тут рассматривается преступление: Христос нарушил субботу, расслабленный нарушил
субботу.
И почему он был расслабленный, почему он 38 лет
лежал, не мог двинуться? Он не успевал... <Словно бы Бог>
для прикола устроил такие веселые ска́чки... Каждый год приходил
ангел, мутил воду {В Евангелии сказано: "время от времени",
притом в древнейших рукописях ст. 4 ("ибо Ангел Господень по временам
сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее
по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим
болезнью") , нет. Прим. ред. рассылки.}, и кто
из этих несчастных быстрее добежит, тот и исцелялся. И по результатам
38-летней олимпиады вот этот вот человек так и остался лежать.
И меня
это всегда возмущало, а сегодня – нет. Потому что я догадался!
Cуть дела в чём? Суть дела в том, что вот этот расслабленный,
который лежал, он был по-настоящему хороший человек, он был иудей,
он был полностью завязан на социальных предустановках, он чтил
субботу, чтил этих ангелов, которые раз в год прилетали. Почему-то не имел
к ним ни малейших претензий, а только соглашался с тем, что
только раз в год и только по их команде он имеет право исцелиться.
В общем, он такой был почитатель священного.
А Христос ему говорит...
Он как бы начинает с ним говорить и выхватывает его из этой
социальной паутины, в которой тот оказался, и говорит: "Ты,
если хочешь, ты можешь исцелиться, не надо ждать ангела, ты можешь
сейчас это получить, в субботу. Встань, возьми одр твой и ходи!"
И Христос его исцеляет, он встает, берет одр, то есть он начинает
дерзить, он выходит из подчинения священному. Если мы расслаблены
и хотим чего-то большего, нежели почитания святыни, которая делает нас недвижимыми,
делает нас жалкими и ожидающего чего-то свыше, то мы должны нарушить
субботу! Что такое суббота? Это священное для иудеев! Если мы хотим
духовно вырасти, то нужно быть еретиком, нужно нарушить священное и если
мы думаем, не нарушая священного, быть христианами... мы не можем
быть христианами!
Вот человек лежит 38 лет... и в чём
он виноват? В том, что он слушает ангела, который приходит и говорит:
"А теперь, господа́, как кто готовился... На старт!
Внимание! Марш!" – И он бежит. Расслабленный... но пока
он слезает, уже кто-то другой из расслабленных добегает или докатывается. <....>
Так вот,
если мы не поймем ситуацию: хотите духовно вырасти, нарушьте священное, и тогда
мы можем духовно вырасти; не хотите – будете лежать и жаловаться:
"Мы не успеваем, мы не можем, нам некогда, мы ж не монахи,
мы ж не преподобные...", и еще тысячи прекрасных и точных
отговорок...
И это зача́ло выстроено так, что сам евангелист
интересуется не столько исцеленным, а именно этим преступлением. И написано,
что после этого случая сначала эти фарисеи донимали самого исцеленного, сам исцеленный
готов был сдать хоть родину, хоть мать, хоть Иисуса Христа. Он и сдал Его
в конце концов, лишь бы от них отделаться. И они стали искать
Иисуса, чтобы убить Его, потому что Он проповедует такое исцеление, такой
путь, который почему-то всегда как бы случайно – но для евангелиста
это совершенно не случайно, – переступает самые священные заповеди
иудеев.
И вот если мы не готовы переступить какую-то священную
заповедь, мы похожи на этого расслабленного, и будем еще долго
ждать, когда что-то случится и мы успеем на общих правилах, которые
выстроены специально так, чтобы мы никогда ничего не успели... они так сложены...
Или вы думаете, он случайно не добега́л в течение 38 лет?
Так оно устроено в жизни духовной и социальной <.>,
что ты не можешь быть святым. Да хоть трижды ты свят, но ты не можешь
назвать себя святым. И сосед, который рядом с тобой, не имеет права
называть тебя святым. Потому что... не пришел ангел и не сказал
раз в столетие что этот человек – святой. Тогда мы будем ждать
или не будем ждать... Или мы поговорим с Господом Христом
и скажем: "Господи, тут такие расклады, что я святым не могу
стать во время этой жизни, и подумать о себе не могу
так. Я не могу быть праведным, и не могу другого человека
назвать праведным, если он еще жив... Что делать?" И нам христос
скажет: "А чё делать-то? Да наплюй! Назови кого-то праведным, себя –
святым. Может, ошибешься, но не <больше>, чем если ты не назовешь
никого или будешь только <умерших> перечислять в качестве святых..."
Вот это евангелие о расслабленным – оно конечно же
о нас. И наверное в каждом храме сегодня проводится параллель о том,
что расслабленный – это мы. <Да>, но только расслабленность
наша – не в лености, не в грехолюбивости, а в вере
во священное, которое не дает нашей праведности раскрыться перед Господом
Христом по-настоящему.
[
протоиерей Вячеслав Рубский. Проповедь в Неделю о расслабленном,
2018 г. Расшифровка публикуется впервые. Видео
здесь. ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm (paypal,
qiwi, ю-money/яндекс-деньги, vkpay, tinkoff).
*В
это время возвращался домой евнух-эфиоп ... он приезжал в Иерусалим
как паломник. Евнух, сидя в колеснице, читал пророка Исайю. Филипп,
подбежав к колеснице, услышал, что тот читает пророка Исайю. Он
спросил евнуха: "А тебе понятно то, что ты читаешь?" Тот ответил:
"Как мне понять, если некому объяснить?" - и пригласил Филиппа
подняться в колесницу и сесть с ним рядом. Вот отрывок из
Писания, который он читал: "Его, как овцу, вели на заклание,
как ягненок безропотен перед стригущим его, так и Он не отверз
Своих уст. Он унижен был и лишен правосудия. И что говорить
о потомстве Его, если жизнь Его на земле пресеклась?" Евнух
спросил Филиппа: "Прошу тебя, ответь мне, о ком это говорит здесь
пророк? О себе или о ком-то другом?" Филипп заговорил
и, начав с этого отрывка Писания, поведал ему Радостную Весть об Иисусе.
Продолжая путь, они подъехали к месту, где была вода. сказал евнух:
"Вот вода! Что препятствует мне креститься?" Он приказал остановить
колесницу, и оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп
его крестил. ... Савл по-прежнему дышал злобой
и грозил смертью ученикам Господа. Придя к первосвященнику, он
попросил у него пи́сьма
в Дамаск, к тамошним синагогам, чтобы иметь право арестовывать
и отправлять в Иерусалим последователей Пути, всех, кого ему удастся
обнаружить, и мужчин и женщин. Но по дороге, когда он уже был недалеко
от Дамаска, его внезапно молнией озарил свет с неба. Упав
на землю, он услышал голос, говоривший ему: – Савл, Савл!
Что ты Меня гонишь? Савл спросил: – Кто Ты, Господин
мой? – Я Иисус, которого ты гонишь.
А теперь встань и иди в город, там тебе скажут, что
делать. Спутники Савла стояли онемев: они слышали голос, но
никого не видели. Савл поднялся с земли, но, открыв глаза, ничего не
видел. Его взяли под руки и привели в Дамаск. И три дня он
ничего не видел, не ел и не пил. ... В Дамаске был ученик по имени Анания,
и ему в видении сказал Господь: – Анания! Тот
ответил: – Я здесь, Господь! Господь сказал:
– Собирайся и ступай на улицу, что называется Прямой.
Разыщи в доме Иуды человека из Тарса по имени Саул.
Он сейчас молится, и ему было видение,
что в дом входит человек по имени Анания и возлагает
на него руки, чтобы вернуть ему зрение. Анания возразил: –
Господь! Я от многих слышал об этом человеке, я знаю, сколько
зла причинил он Святому народу Твоему в Иерусалиме.
У него и здесь полномочия от первосвященников
арестовывать всех, кто призывает Твое Имя. Господь сказал ему: –
Ступай! Я избрал его на служение Себе, и он возвестит Мое
Имя язычникам с их царями и народу Израиля.
Я сам покажу ему, сколько страданий он должен будет перенести
ради Меня. И Анания пошел, вошел в дом и, возложив на Саула
руки, сказал: – Савл, брат мой, меня послал Господь –
Иисус, который явился тебе в пути, чтобы
ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тут же у Савла как будто какая-то
чешуя, покрывавшая его глаза, упала с них, и он снова стал видеть. Он
тотчас принял крещение, а потом поел, и к нему вернулись силы. В
Дамаске он пробыл с учениками несколько дней и сразу стал проповедовать
в синагогах, что Иисус – Сын Божий.* (Деян.8:27-38;
9:1-20/**/)
*
* *
*В
Иерусалиме, близ Овечьего водоема, был дом, который по-еврейски назывался Бетзата.
В пяти его галереях лежало множество больных: слепых, хромых, парализованных. Там
был человек, который болел тридцать восемь лет. Иисус, увидев, что он
лежит, и зная, что он так долго болеет, спросил у него: —
Хочешь выздороветь? — Господин мой, – ответил больной, –
у меня нет никого, кто опустил бы меня в водоем, когда в нём начинает
бурлить вода. Пока я подойду, кто-то другой уже спускается раньше меня. —
Встань, возьми свою циновку и иди, – говорит ему Иисус. И
человек тут же выздоровел, взял циновку и пошел. А день тот был суббота. Люди
из еврейских властей сказали исцеленному: — Сегодня суббота. Нельзя тебе
нести циновку! — Тот, кто исцелил меня, сказал мне: "Возьми
циновку и иди", – ответил он им. — А кто этот человек,
который сказал тебе: "Возьми циновку и иди"? –
спросили они. Но исцеленный не знал, кто он такой, потому что
Иисус скрылся в толпе, которая там стояла. Потом Иисус встретил его в Храме
и сказал: — Видишь, теперь ты здоров. Больше не греши, чтобы
с тобой не случилось чего-то хуже. И человек этот пошел к властям и сообщил
им, что исцелил его Иисус. Вот почему еврейские власти стали
преследовать Иисуса за то, что Он делал такие дела в субботу. Но
Иисус ответил им: — Мой Отец всегда трудится, и Я тоже тружусь.*
(Ин.5:2-15/&/)
*
* *
*Иисус
сказал им в ответ: - Говорю вам истинную правду: не
потому вы ищете Меня, что вам Мои знаки понятны, а лишь потому,
что наелись досыта хлеба! Но добивайтесь не тленной пищи,
а той, что нетленна и способна дать вечную жизнь.
Это пища, которую даст вам Сын человеческий, ибо Его Своей силой
запечатлел Бог Отец. Они спросили его: - А что
мы должны делать для того, чтобы дела наши были угодны Богу? Иисус
сказал им в ответ: - Вот ваше дело для Бога
верьте в Того, кого Он послал. Они спросили: - А какой знак
Ты нам явишь, чтобы мы, увидев его, поверили в Тебя?
Что Ты сделаешь? Наши отцы ели манну в пустыне.
Как говорится в Писании, "он дал им в пищу хлеб с Неба".
Иисус им ответил: Говорю вам истинную правду:
не Моисей дал вам хлеб с Неба, это Отец Мой дает вам хлеб
с Неба истинный хлеб. Ибо хлеб Божий
тот, который сходит с Неба и миру дарует жизнь. Они
сказали: - Господин наш, всегда давай нам такой хлеб! Иисус
сказал им: - Я хлеб жизни. Тот, кто приходит
ко Мне, не будет голодным; тот, кто верит в Меня, никогда не
испытает жажды. Но, как Я вам уже говорил, хоть
и видели вы, но не верите! Всё из того, что дал Мне Отец Мой,
придет ко Мне. И того, кто приходит ко Мне, Я не выгоню вон,
ибо Я с Неба сошел не для того, чтобы делать, что Я захочу,
а для того, чтобы волю исполнить Того, кто послал Меня.
И вот воля Того, кто послал Меня: ничего из того, что Он дал
Мне, не потерять, но воскресить в последний День.* (Ин.6:26-39/*/)
*
* *
<Иисус сказал:> –
Вот что Я вам заповедую: любите
друг друга! Если мир ненавидит
вас, помните, что сначала Меня
он возненавидел. Будь вы из этого
мира, он бы вас полюбил –
как своих. Но так как вы не из
мира (Я, избрав, отделил вас от
мира), за это вас мир ненавидит.
Помните, Я вам сказал:
"Слуга не больше своего господина".
Если гнали Меня, и вас будут гнать.
Если Мои слова исполняли,
исполнят и ваши. Но они всё это
вам сделают из-за Меня, потому
что не знают Того, кто послал Меня.
Если бы в мир не пришел Я
и с ними не говорил, они были б
тогда невиновны, а теперь греху
их нет оправданья. Тот, кто Меня
ненавидит, и Отца Моего ненавидит.
Если б не сделал Я среди них
дел, которых никто другой сделать не может,
они были б тогда невиновны. Но
теперь они видели их –
и всё равно ненавидят и Меня, и Отца Моего.
Но так и должно было быть, чтоб
исполнилось то,
что в Законе у них написано: "Ненавидят
Меня без причины". Но когда
к вам придет Заступник –
от Отца исходящий Дух Истины, которого
Я вам пошлю от Отца –
он и будет Моим свидетелем. И вы
тоже Мои свидетели, потому что
вы с первых же дней
были со Мною. Я сказал это вам,
чтобы вера не дрогнула ваша.
Вас изгонят из синагог; даже будет
такое время, когда всякий, кто
вас убивает, будут думать, что
этим они служат Богу. Поступать
они будут так потому, что не знали
ни Отца, ни Меня. Но Я вам это
сказал, чтобы вы, когда наступит
их время, помнили: Я вам сказал.
Я вначале не говорил вам об этом,
потому что был с вами. (Ин.15:17-16:4/***/)
*********************************************
/*/
включает чтение вторника и среды. /**/
включает
чтение четверга и часть
апост. чтения пятницы. /***/
включает еванг. чтение субботы. /&/
часть еванг. чтение вс