> В Ветхом Завете Бог явлен как Сокровенный
и Неисповедимый Отец: в Новом Завете — как Сын-Слово, творящее
и открывающееся людям и явленное в лице Христа (эта ипостась
или Лик Божий именуется еще премудростью), а так же как Дух.
Дух в библейской фразеологии означает силу, могущество, животворящую мощь.
Он действует в природе (уже созданной: Пс 32:6;
103:30)
и в человечестве (через покров: Иез 11:24).
Мы преклоняемся перед Ним и славим Его как Господа (Бога),
ибо дух — не просто свойство
Бога, а — Он Сам. Дух Божий именуют «третьей ипостасью
Божества». Отсюда понятие о Триедином Божестве, или Святой Троице.
Все три ипостаси принадлежат одной Божественной природе (сущности).
>
Дух Божий действует в Церкви (см. 62).
Он посылается Христом от Отца (Ин 14:16-17;20:22).
Он подвигнул первых учеников на проповедь Евангелия (Деян
1:4-5; 2:1-13).
Дух Божий дарует веру (Гал 4:6),
братскую любовь (Деян
2:42), руководит благовестниками (Деян
13:2-4; 16:16).
От Духа Божия рождаются в Церкви особые дары: дар исцеления (1Кор
12:8), мудрости (Деян
6:8-10), молитвы «языками» (1Кор
12:29-30). Как дерево познаётся по плоду (Мф 7:16-18),
так и истинное действие Духа Божия проверяется по плодам.
>
{Молитва «языками» есть вдохновенное славословие, которое в силу
своей напряженности выходит за пределы связной речи, превращаясь в некий
«лепет». Это проявление духовного восторга было и в древней
Церкви редким (1Кор 12:30),
и уже тогда встречало сдержанное отношение (1Кор
14:23). Позднее оно исчезло повсеместно. Возрождено лишь в общинах
пятидесятников (одно из протестантских течений) {а также
в общинах харизматического движения прим.
ред. рассылки.}.}
> 62.
Что такое Церковь? Почему мы «веруем» в Церковь?
> Слово «Церковь» происходит от греческого «кириако́н»,
Дом Господень. В видимом, земном, плане Церковь есть община, или братство
верующих, поэтому и дом, где она собирается, называют церковью. Ветхозаветная
Церковь по условиям времени (см. 15, прим.)
развивалась в национальных рамках. Церковь, или Община Нового Завета,
Церковь Христова, является ее преемницей: она — новый народ Божий,
который уже включает людей из всех рас, верующих в Иисуса Христа
как Спасителя. В духовном смысле Церковь есть ядро нового человечества;
тело Христово (Рим 12:5;
1Кор 10:17).
Именно этот аспект Церкви и познается верой.
> {Как всякое сообщество
людей, Церковь в истории создает собственные практические принципы, каноны
и институты, которые могут меняться, исчезать и возникать вновь (см. «икономия»
в разделах 5в
и 6). Неизменным
в Церкви остается: — присутствие в ней Христа (Мф 28:20),
Который является Ее Главою (Еф 1:22-23);
— присутствие Христа в Евхаристической Трапезе (Ин 6:1-15
и 1Кор
23:28); — дух любви, свободы и братства (Мф 20:25-27;
28:8-12;
1Фес
5:14-15); — дух молитвы и радости (1Фес
5:16-18); — отсутствие властолюбия (Мф 23:8-12).
Церковное обращение «отец» имеет смысл отеческой любви, заботы и служения
(1Кор
4:15); Христос же употребил его в смысле господства, превозношения.}
> 63. Почему Церковь называется «Единой»?
> Христос основал не «церкви», а «Церковь».
Она призвана быть «единым стадом» с «единым Пастырем»
Господом (Ин 10:16).
Поэтому отдельные общины представляют собой части единой Церкви. О разделении
христиан см. 65.
> 64. Почему
Церковь называется «Святой»?
> На языке Библии
это значит, что Она посвящена Богу как Его удел и достояние, что
Ее миссия — служить Ему и исполнять Его волю (1Петр 2:9).
Когда же члены Церкви отходят от этого своего призвания и назначения,
они автоматически выпадают из духовного единения с Церковью.
>
{Памятуя о своей посвященности Богу, первые христиане называли себя «святыми»
(2Кор
13:12; Кол 3:12).
Позднее в Церкви святыми стали называть людей, жизнь которых была осуществлением
евангельского идеала. Возникло повсеместное их почитание в христианском
мире. Молитвенное обращение к святым есть знак духовной связи с ними
и знак единства Церкви (живых и ушедших). Церковь верит, что в отличие
от других людей, святым дана возможность незримо участвовать в жизни
мира и после их смерти. В древности причисление людей к лику
святых, канонизация, часто происходило стихийно. В силу этого в календарь
нередко попадали имена легендарные. Только в XI–XII
вв. Западная Церковь начала вырабатывать строгие правила канонизации, которые
были окончательно закреплены в новое время (в XX в. Римский календарь
сохранил в качестве общепочитаемых святых лишь тех, о ком имеется достаточно
сведений и канонизация которых была оправдана). Восточная, Православная Церковь,
пока еще не выработала четких принципов канонизации. Ее осуществляли
патриархи, епископы, соборы, цари, народное почитание (напр., прп. Нил Сорский,
хотя и включен в календарь, но официально канонизирован не был).
В истории бывали случаи, когда канонизация происходила по политическим
и иным внешним мотивам. Иногда культ святых сливался с культом языческих
богов (например, Илья-пророк занял место древнего бога-громовержца). Но все эти
факты не могут ослабить ценности самого почитания святых как молитвенников
за мир.}
> 65. Почему Церковь называется
«Соборной»?
> Этим славянским словом передано греч.
слово «Кафолике», «Кафолическая» (лат. Католическая),
т.е. Вселенская, всеобщая, обнимающая всех верных, независимо от пола, нации
или страны. Кафолической Церковь называлась также в противовес раскольникам,
обособленным сектам и еретикам, которые отделились от Ее единства
или отошли от основ евангельской веры (см. 5г).
> В связи с этим ее стали называть и Православной.
С тех пор как в XI в. пути западных
и восточных христиан разошлись (по причинам преимущественно культурно-политическим).
Западная предпочитает называть себя Вселенской, Католической, а Восточная —
Православной; но по существу эти названия отражают одно и то же
понятие. <....>
> Однако долгое существование христиан в двух
руслах углубило расхождение в обрядах, вероучении и правилах (см. примечание).
Возникли общины, которые, пытаясь обновить Церковь, породили новые расколы (протестантизм,
старообрядчество, секты). Тем не менее еще с XII века
начались попытки к сближению христиан, которые привели в XX веке
к экуменической работе, т.е. борьбе за восстановление
утраченного единства.
> {1. Кроме Римско-Католической и Восточно-Кафолической,
есть еще древневосточные и протестантские Церкви,
создавшие свои независимые структуры и принципы. <...> >
2. Западная (Римско-Католическая) и наша, Православная (Восточно-Кафолическая),
Церкви отличаются: > а) в структуре
управления (на Западе один глава, на Востоке каждая национальная Церковь
имеет независимого, автокефального возглавителя);
> б) во взгляде на авторитарный институт, хранящий
и толкующий вероучение. На Западе это римский
первоиерарх (Папа <Римский>), коллегии епископов
и соборы; на Востоке — только Соборы (впрочем, на Востоке
общие соборы не собирались уже более тысячи лет); > в)
в тексте «Символа веры». В латинском — после
слов «иже от Отца...» поставлено «и Сына». Однако
восточные святые и богословы считали, что это
дополнение можно понимать в согласии с Евангелием (Ин 20:22);
> г) на Западе выработано учение о чистилище, переходном
посмертном состоянии человека. Однако и на Востоке есть понятие
«мытарств», близкое к понятию чистилища. Остальные различия относятся
не к догматической сфере, а к области «икономии»
(см. 6).
Например, на Западе богослужение совершается на национальных языках,
а на Востоке — употребляют древние (церковно-славянский,
древнегреческий) языки.}
> 66. Почему Церковь
называется «апостольской»?
> а) Духовную власть
служения в ней Христос передал апостолам (Мф 18:18;
Лк 20:22-23),
а апостолы — своим преемникам <...>. Апостолы лишь
положили начало особого служения в Церкви, т.е. служения словом, служения
в Евхаристии и в руководстве общинами. Эти особые служения возникли
в первохристианскую эпоху в связи с необходимостью разделения труда
в Церкви, как в живом организме, где каждый член несет свои функции
(1Кор 12:4-12;
12:27).
Уже с первых веков прослеживаются непрерывные линии иерархического преемства,
которые доныне строго сохраняются у православных, католиков и в древневосточных
Церквах;
> б) Церковь призвана постоянно
возвещать в мире Евангелие, как делали апостолы (греч. «апостол»
по-русски означает — посланник) (Мф 28:19;
Мк 16:15;
Ин 20:7);
> в) Являясь носителем апостольского <.>
предания, руководство Церкви становится одновременно носителем вероучительного
авторитета, через который личная вера христианина приобщается к вере
всей Церкви. Этот авторитет не является внешним, навязанным, механическим,
а принимается в акте свободной веры и доверия человека к Церкви.
Следует отметить, что православная традиция не ограничивает носителей авторитета
иерархией, а считает, что и само тело Церкви, «народ Божий»
хранит церковное Предание. Однако вопрос о конкретных путях этого «общецерковного»
вероучительного авторитета остается в богословии еще неразработанным.
> 67. Что такое крещение и почему
оно «единое»?
> Крещение есть принятие человека в Церковь
по его вере (Мк 16:16)
или (если он ребенок) по вере его родителей. Оно является
новым рождением в Боге (Ин 3:3).
И как плотское рождение неповторимо, так и крещение совершается над человеком
один раз (Еф 4:5).
Христос избрал ВОДУ для крещения, т.к. она издревле считалась символом очищения.
> {а) Крещение совершает вся Церковь руками священника.
Это же относится и к остальным таинствам Церкви. > б)
Таинствами называются священнодействия Церкви, знаменующие реальное присутствие
в ней Христа. Они сопровождаются молитвой верных, призывающих Дух Божий.
Из таких священнодействий избрано 7 (библейский символ полноты), как важнейшие <...>:
> СВЯЩЕНСТВО, или Рукоположение, — передача
Церковью духовных сил для служения и совершения таинств (Мф 10:40;
Лк 10:16;
Ин 20:21-23;
2Кор
11:28-29). Обряд таинства — возложение рук (1Тим
4:14). С первых веков Церкви установлено три степени священства:
епископ, священник, дьякон. Первый совершает все семь таинств, второй —
все, кроме Рукоположения; дьякон лишь помогает при совершении таинств. Патриарх,
митрополит, архиепископ — различные виды епископского служения.
> ПОКАЯНИЕ, или Исповедь, — примирение грешника с Богом
через исповедание и отпущение грехов (Мф 18:18;
Ин 20:23).
> БРАК — таинство освящения супружеской любви и семейной
жизни (Быт 2:24;
Иер 19:5-6).
> ЕЛЕООСВЯЩЕНИЕ, или Соборование (таинство Елей), —
совершается над больными ради исцеления их те́ла и души́
(Мк 6:13;
Иак 5:14-15).
> в) Чин таинства Крещения состоит из:
1) покаяния, 2) обряда оглашения, 3) самого Крещения, 4) Миропомазания, 5) Причащения
Св. Тайн. > 1) К покаянию, или предварительной исповеди
за всю жизнь, лучше готовиться по вопросам, приведенным в «Памятке».
> 2) Оглашение состоит из:
> молитв
священника (посвятительной, «заклинательной», которая говорит о торжестве
Бога над силами тьмы);
> троекратного вопроса к оглашаемым:
«Отрицаеши ли ся сатаны и всех дел его?..» и ответа
оглашаемого: «Отрицаюся»;
> троекратного вопроса: «Сочетаваешь ли ся
Христу» (т.е. готов ли соединиться со Христом в Крещении)?
и ответа: «Сочетаваюся»;
> вопроса: «И веруеши
ли Ему»; и ответа: «Верую Ему, яко Царю и Богу»;
> произнесения «Символа веры» оглашенным;
>
призыва священника: «И поклонися Ему и Святому Духу, Троице единосущной
и нераздельной»;
> и заключительной молитвы священника.
> 3) Крещение включает:
>
Великую ектению (молитвенное прошение);
> освящение воды;
>
помазание Елеем в знак освящения тела;
> водного крещения;
> возложения креста и белой одежды.
> 4)
Миропомазание есть знак «царственного священства»
верных (1Петр 2:9),
т.е. посвящения человека на служение Христу. В этом таинстве Церковь
испрашивает на новокрещенного ниспослание благодати Святого Духа (Ин 15:26;
Деян 10:44;
19:1-7).
Свершается миропомазание миром, благовонным маслом, которое приготовляется церковным
предстоятелем (Патриархом). > Далее следует
обхождение купели, чтение Апостола и Евангелия, удаление остатков мира губкой
и пострижение волос в знак начала христианского пути. > г)
По православной традиции крещение, совершенное в инославии, считается
действительным и не повторяется. В случае нужды таинство может
совершать не только епископ или священник, но и дьякон, и мирянин.
При отсутствии воды достаточно снега или песка. > КРЕЩАЛЬНАЯ ФОРМУЛА
(для таких чрезвычайных обстоятельств): «Крещается раб Божий (имя)
во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Св. Духа, Аминь». >
д) Причастие Св. Тайн есть участие в Тайной вечери, заповеданное
Спасителем (Лк 22:17-19).
В древности обряд Завета скреплялся кровью жертвенного животного, поскольку
кровь была символом жизни, над которой властен один Бог. Жертва знаменовала
соединение с Богом. В Новом Завете это соединение скреплялся
Кровью Голгофы. «Плоть и Кровь» в Библии означает самого
человека (Мф 16:17).
Плоть и Кровь таинства означают реальное присутствие в нём самого Христа.
Его мистическое соединение с верными и соединение их в единое Тело Христово
(Церковь). {<В издании "Верую..." это "примечание"
(текст, заключенный здесь в фиг. скобки) опубликовано в существенно
отличающейся редакции. Прим. ред. рассылки.>}}
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Буду
благодарен за материальную поддержку проекта. Как это можно
сделать, описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
*Чрез
восемь дней по воскресении Твоем, Господи, явился Ты ученикам Твоим
/ на месте, где они были собраны, и, возгласив им: "Мир вам!"
неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро. Он же,
уверовав, возглашал Тебе: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"*
*Когда ученики были в сомнениях, в день восьмой предстал Спаситель,
там, где они были собраны, и, мир дав, Фоме возгласил: "Подойди,
Апостол, прикоснись к рукам, которые пронзены гвоздями". О
прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел,
и со страхом возгласил: "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"*
*Когда двери были заперты, пришел Ты, Христе, к Своим ученикам.
Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними. Ибо стал он говорить:
Никак не поверю, если не увижу и я Владыки; если не увижу ребра,
откуда вышли кровь и вода крещения; если не увижу рану, от которой исцелилось
великое поражение человека; если не увижу, что не был Он подобен
духу, но плоть имел и кости!" Смерть поправший и Фому
удостоверивший, Господи, слава Тебе!*
(стихиры вс, перевод иером. Амвросия (Тимрота))
*
* *
*Хотя
и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес
как победитель, Христе Боже, мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!"
и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.*
(Кондак Воскресению, перевод
иером. Амвросия, с изменениями)
* * *
*Петр
... обратился к народу: – Израильтяне! Что вы этому так удивляетесь?
У вас такой вид, будто это мы сами, благодаря собственной силе или благочестию,
поставили этого человека на ноги и он стал ходить. Бог Авраама, Исаака
и Иакова, Бог наших отцов прославил Служителя Своего – Иисуса,
которого вы предали и от которого отказались перед Пилатом,
хотя тот предлагал отпустить Его. Вы отказались от святого и праведного
и попросили помиловать убийцу. Вы убили Владыку жизни,
но Бог поднял Его из мертвых, чему мы свидетели. Этому человеку,
которого вы видите и все хорошо знаете, вернуло здоровье имя Иисуса.
Это Иисус и вера, которую Он дает, исцелили его у вас на глазах. Но
я знаю, братья, что вы всё это сделали по неведению, как и ваши правители. Ведь
Бог исполнил то, что издавна возвестил устами всех пророков:
Его Помазанник должен был претерпеть страдания. Так раскайтесь
и возвратитесь к Богу, чтобы Он очистил вас от грехов! И
когда настанут времена обновления, которое совершит Бог, Он пошлет
к вам предназначенного вам Помазанника – Иисуса. Он должен оставаться
на небесах, пока не наступит время, когда Бог восстановит всё,
что обещал с давних времен устами Своих святых пророков.
Вот что сказал Моисей: "Господь, Бог ваш, пошлет вам Пророка из
собратьев ваших, как послал меня. Слушайтесь
Его во всём, что Он скажет вам. Всякий человек, который
ослушается того Пророка, будет исторгнут из народа и погибнет". Об
этих днях возвестили и все остальные пророки: и Самуил, и те, что пророчествовали
после него. А вы – потомки пророков и наследники Союза, который
Бог заключил с вашими отцами, когда сказал Аврааму: "Всем
народам земли принесет благословение твое потомство".
К вам первым Бог послал Своего Служителя, воскресив Его, чтобы Он благословил
вас и отвратил каждого от злых его дел.* (Деян.3:12-26/*/)
*
* *
*... в Кане,
что в Галилее, была свадьба. Там была мать Иисуса. На свадьбу
был приглашен и Иисус с учениками. Когда кончилось вино, мать Иисуса
говорит Ему: — У них нет вина. — Что Мне до этого, женщина?
— отвечает ей Иисус. — Еще не пришло Мое время. — Делайте
то, что Он вам скажет, — говорит она слугам. Там было шесть каменных
чанов — они стояли для обряда очищения, принятого у евреев, — каждый
вместимостью от восьмидесяти до ста двадцати литров. — Наполните чаны
водой, — говорит слугам Иисус. Слуги наполнили их до краев. —
А теперь зачерпните и несите распорядителю пира, — говорит Иисус. Они
отнесли. Распорядитель, попробовав воду, которая превратилась
в вино, — а он не знал, откуда оно взялось, знали только слуги,
черпавшие воду, — зовет к себе жениха и говорит ему: — Все люди
сначала подают хорошее вино, а уже потом, когда гости напьются,
похуже. А ты берег хорошее вино до сих пор. То, что совершил
Иисус в Кане Галилейской, положило начало Его чудесным знакам. Этим
Он явил Свою славу, и Его ученики поверили в Него.* (Ин.2:1-11/**/)
*********************************************
/*/
включает апост. чтение понедельника. /**/
еванг. чтение понедельника.