> По дороге в Иерусалим апостолы ясно
сознавали, что Иисус идет на смерть и что, может быть, их ожидает
та же участь. Такова цена близости со Христом. Они должны «потерять»
свою жизнь, дабы обрести вечную жизнь, о которой говорил их Учитель.
>
Иногда беспокойство апостолов становилось совершенно явным, как это случилось
в эпизоде, повествующем о смерти Лазаря. Когда Иисус узнал о его болезни,
Он еще два дня оставался в том месте, где Он находился. И только
напоследок Он сказал ученикам: «"Пойдем в Иудею".
Ученики сказали Ему: "<Равви, только что иудеи
хотели побить Тебя камнями, а Ты снова туда идешь?">»
(Ин 11,<7-8>). Сначала Иисус сказал, что Лазарь спит и что
Он идет его разбудить. Но несколько позже Он им прямо сказал: «"Лазарь
умер. Но Я рад, из-за вас, что Меня там не было. Так вы поверите.
Идемте же к нему!" Тогда Фома, которого еще называли Близнец,
сказал остальным ученикам: "Пойдем и мы и умрем с Ним!"» (Ин 11,14-16).
>
Следование за Христом вплоть до смерти – именно такой идеал
предлагает Фома. Легко сказать, но как трудно исполнить! Петр на собственном
опыте познал это, как и другие апостолы.
> После Тайной Вечери,
закончившейся пением Псалмов, они отправились на <Элеонскую
гору>. И тогда Иисус им сказал: «"Все вы отсту́питесь
от Меня в эту ночь, ибо сказано в Писании: 'Сражу
пастыря – и разбегутся о́вцы ста́да'; Но после
воскресения Моего Я встречу вас в Галилее". Петр сказал Ему
в ответ: "Даже если все отступятся от Тебя, я –
никогда!" Иисус сказал ему: "Истинно говорю тебе, в эту ночь,
прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня". Говорит
Ему Петр: "Даже если мне суждено с Тобой умереть, не отрекусь
от Тебя!" Так говорили и все ученики» (Мф
26,31-35).
> Евангелист Лука дает другую версию, и создается
впечатление, что события происходят не по дороге на Элеонскую
гору, а в помещении, где происходила Тайная Вечеря: «[И сказал
Господь:] "Симон! Симон! вот, сатана добился того, чтобы просеять вас, как пшеницу.
Но Я молился о тебе, чтобы ты не потерял веру. А потом, когда вернешься
ко Мне, укрепляй своих братьев". Он отвечал Ему: "Господь! Я готов
идти с Тобой и в тюрьму и на смерть!" Но Он сказал:
"Говорю тебе, Петр, еще не пропоет сегодня петух, как ты трижды отречешься,
что не знаешь Меня"» (Лк 22,31-34).
>
Следование за Христом вплоть до смерти – таково основное
условие для того, кто хочет стать Его учеником. Ибо Его Весть
не словесная, Его Весть – жизнь. Однако мы знаем, что Фома,
который призывал пойти и умереть со Христом, оказался в полной
растерянности из-за смерти Христа и не хотел поверить в Его Воскресение.
Что же касается Петра, то он, движимый любовью к своему Учителю,
пошел за Ним до двора первосвященника, чтобы «видеть, <чем всё это
кончится>» <(Мф 26:58)>.
>
Несчастный Петр совершенно сбит с толку. Иисуса потащили в суд. И это
не тот Иисус, которого он видел на горе́ Фаворской погруженным
в свет и окруженным сиянием славы. Теперь это обвиняемый, преступник.
Петр ничего не понимает. Он не понимает того, что произошло с Иисусом,
и он не узнаёт себя самого. Он не обратил внимания на слова
Иисуса, возвещавшие его Страсти: «Ибо <говорю
вам: должно исполниться то, что сказано в Писаниях обо Мне: "Его
причислили к преступникам". Ведь всё, что сказано обо Мне,
сейчас свершится*>» (Лк 22,37).
>
Иисус, за Которым апостолы пошли, ибо признали в Нём Мессию, ныне
предстал не только как Мессия страждущий, но как Мессия –
отвергнутый своими и преданный в руки иностранной власти, покорившей
их родину. Поздне́е мы увидим презрение Пилата к иудейскому
народу, который он должен держать в узде. Тот, кто называет себя другом Иисуса,
не только подвергает себя смертельной опасности, но отныне выглядит как наивный
человек, простак, слабоумный, погруженный в мечту о волшебном царстве.
>
Первый ответ Петра на вопрос подошедшей к нему служанки раскрывает нам нечто
в томлении Петра. Служанка посмотрела на Петра, греющегося у огня
вместе с другими служителями, и сказала: «"И
этот был с Ним". Но он <отрицал: "Я не знаю
Его, женщина">» (Лк 22,<56->57).
>
Петр, ты говоришь правду, ты еще Его не знаешь, ибо ты еще не прошел
вместе с Ним через смерть, дабы достичь Воскресения.
Иисус
сказал: "Вы знаете, что было сказано: 'Не нарушай супружескую верность!'
А Я говорю вам: даже тот, кто взглянул на женщину с похотью,
согрешил, нарушив мысленно верность. Если твой правый глаз тебя
вводит в грех, вырви его и отбрось! Для тебя будет лучше,
если часть твоего тела погибнет, а не всё твое тело бросят в
геенну. И если правая рука твоя вводит тебя в грех,
отруби ее и отбрось! Для тебя будет
лучше, если часть твоего тела погибнет,
а не всё твое тело будет в геенне". (Мф.5:27-30/*/)