>
Открывая Библию, человек ищет в ней прежде всего великих откровений. Но если
он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие совершенно мелочных предписаний:
ешь мясо только тех животных, у которых есть раздвоенные копыта и которые
жуют при этом жвачку. К чему всё это? Неужели Богу есть дело до того,
какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности:
как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии?
> Еще до Закона
>
Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом
Ветхом Завете подобные предписания тоже стоя́т на достаточно скромном
месте. Сначала он повествует о сотворении мира, о грехопадении
человека, о всемирном потопе, о праотцах израильского народа. Повеления,
которые Господь давал этим людям, были предельно краткими. Например, в девятой
главе рассказано, как Господь заключал Завет с Ноем после потопа (еще прежде
Авраама и Моисея). Он долго и подробно говорил о Своих благословениях
Ною и его потомкам, а что касается запретов, то их дано
только два: на убийство человека и на вкушение мяса с кровью.
И это всё! Что нельзя убивать – с этим мы все, пожалуй,
согласимся, а что касается запрета на употребление крови в пищу,
то он совсем не тяжел для нас, если это единственное налагаемое
на человека ограничение. У него есть и объяснение: в крови
как носитель жизни принадлежит только Богу.
> Кстати, запрет
есть кровь был подтвержден – единственный из всех ритуальных
ограничений Ветхого Завета – и на Иерусалимском соборе апостолов (Деян.15:23–29),
именно потому, что восходит он еще к временам до Закона. Сегодня с этим
запретом возникают проблемы у христиан из числа
народов Крайнего Севера, для которых свежая оленья кровь служит одним из основных
продуктов питания, а порой и единственным источником витаминов в условиях
зимней тундры. А вот христианам из краев с более умеренным климатом
нетрудно будет воздержаться и от крови.
> Далее
Ветхий Завет рассказывает историю праотцев – Авраама, Исаака, Иакова.
Жизнь каждого из них – это история их отношений с Богом,
подчас непростых. Но в этой истории мы не видим детального Закона: абсолютная
преданность Авраама Господу не требовала от него ни отдельных пищевых
ограничений, ни особых ритуалов, кроме одного: ему и его потомкам
Господь велел совершать обре́зание. В остальном Авраам поступал так,
как считал нужным (и не всегда безупречно – например,
выдавал свою жену за сестру, так что ее чуть не взяли в гарем
египетского царя), и Господь не ставил ему особых формальных рамок.
Не видим мы детальных предписаний и в истории его потомков
Исаака и Иакова.
> И даже Исход израильтян из Египта
совершился еще прежде дарования Закона: Господь установил только правила
празднования Пасхи, которая, собственно, и была Исходом. Всё это ясно
показывает относительность Закона: он вовсе не является обязательной формой
отношений человека с Богом, и даже великие праведники вполне могли,
оказывается, жить без него (впоследствии об этом будет подробно рассуждать
апостол Павел).
> Но когда толпа беглых рабов избавилась
от своих преследователей, когда она должна была стать единым народом, более
того – народом Господним, когда она направилась в Землю Обетованную,
Господь даровал ей Закон. В нём были Десять Заповедей и множество
важнейших предписаний из области нравственности и духовной жизни, и в нём же
были перечни запретной пищи, запретных поступков, множество подробностей ритуала…
Зачем?
> Система запретов
>
Одно из кратких определений понятия «культура» – система запретов.
Конечно, это слишком упрощенно, но на самом деле наше воспитание начиналось
с запретов: не тяни этого в рот, не лезь туда, не трогай
это. Эти запреты порой казались нам непонятными и обидными: почему нельзя
вместо обеда есть одни конфеты? Они же намного вкуснее супа! Почему нельзя
идти вместо школы в кино? И уж совсем не понятно, почему это взрослые
запрещают делить на ноль или писать букву Ы после Ж и Ш…
Что им, жалко, что ли?
> Конечно, наше воспитание
состояло не из одних запретов, в нём было много предписаний, зачастую
совершенно ритуального характера: мой руки перед едой, всегда говори «здравствуйте»
и «спасибо», спрашивай разрешения, уступай место старшим. Многие из этих
повседневных ритуалов совершенно формальны: говоря «извините», например, в вагоне
метро, мы обычно не чувствуем за собой никакой вины. Но с помощью
формальных действий мы показываем, что считаемся с окружающими.
Человек, игнорирующий эти простые правила, прослывет грубияном, ему будет
куда сложнее добиться расположения окружающих.
> То же
самое мы видим и в жизни общества. Возьмем правила дорожного движения:
их польза очевидна всем, их грубое нарушение нередко приводит к смертям
и увечьям. Но если рассуждать отвлеченно, то почему это проезжать можно
на зеленый свет, а не на красный – что такого особенного
в зеленом? Почему на пересечении равнозначных дорог надо пропускать
помеху справа? Почему вообще мы ездим по правой стороне дороги, если
англичане или японцы с таким же успехом ездят по левой?
>
Некоторые из этих правил можно отчасти объяснить. Так, красный цвет заметен
лучше зеленого, поэтому он запрещающий. Большинство людей правши, так что
руль в машинах лучше располагать слева, чтобы передачи переключать приходилось
правой рукой. Но всё равно эти правила зависят в основном
от условностей, и большинству из них невозможно найти рациональное
объяснение. Если дать наши Правила человеку, который не бывал в современных
городах, он только головой покачает: вот напридумывали всякой ерунды, зачем
это нужно… У нас в деревне как: едешь на своей телеге, не забудь
поздороваться с соседом, да смотри, чтобы кур не передавить. И никаких
тебе светофоров и приоритетов.
> Точно так же и с предписаниями
Ветхого Завета. Запрет есть свинину можно объяснить тем, что именно свиное мясо
в жарком климате быстро портится, а свиньи куда чаще овец или коров
служат разносчиками опасных для человека инфекций и паразитов. Из всего,
что плавает в море и реках, разрешалось есть только рыбу с плавниками
и чешуей, а из всех насекомых можно есть только саранчу –
она вполне безопасна, ее включают в свое меню многие народы. А среди
прочих морепродуктов и насекомых есть немало ядовитых, и если люди в них
не очень разбираются, проще запретить всё сразу. Но всё равно
остается множество непонятных для нас, да и для древних людей,
запретов. Почему, например, нельзя смешивать в одной ткани шерсть и лён?
>
Древние люди жили в ином мире, нежели наш мир, не только в том
смысле, что у них не было современной техники или общественных организаций.
Вместо нынешней научной картины мира у них была своя, не менее сложная,
но организованная по-иному. В этом мире действовало множество своих
правил, лишь отчасти объяснимых рационально. И сегодня, когда христианские
проповедники приходят к племенам, живущих первобытным строем, один из первых
вопросов, которые им задают, звучит так: мы приняли вашу религию,
так что нам теперь можно есть, что носить, когда спать с женами,
и вообще какие ограничения необходимо соблюдать? Мир – это сложная
система, и чтобы выжить в нём, нужно знать все предписания <и> запреты.
Нам их дают наука (мойте руки), культура (пишите И после Ж и Ш),
право (переходите на зеленый свет) или этикет (говорите «спасибо»);
человек древности искал их в основном у своей религии. Точно так же
мы, впервые садясь за руль автомобиля, первым делом должны удостовериться,
что рядом сидит инструктор, у которого есть своя педаль тормоза. Кто водит
машину, помнит это трепетное чувство, когда впервые едешь по городу сам и опасаешься
буквально всего – привычка и автоматизм приходят позже. А пока
приходится напоминать себе самому о каждом мелком правиле, и как жаль,
что на соседнем сиденье уже нет инструктора с его занудными
замечаниями!
> Что за
этим стои́т?
> Но в чём же смысл этих правил?
Просто в том, чтобы успокоить первобытного дикаря: если не будешь есть свинину
и носить одежду, сотканную из шерсти и льна, и вовремя принесешь
все положенные жертвы, то всё у тебя будет в порядке?
>
Ветхозаветные пророки, кстати, нередко обличали такое магическое отношение к ритуалу:
«благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая… Ибо Я
милости хочу, а не жертвы, и Богове́дения более, нежели всесожжений» (Ос.6:4–6).
>
Конечно же, во всех предписаниях Закона есть определенный смысл. Самые
главные из них определяют отношения людей с Богом и друг с другом.
К первой группе относятся все эти бесчисленные ритуальные правила, например:
«Если же всё общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто
будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних,
чего не надлежало делать, и будет виновно, то, когда узнан будет грех,
которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного
скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию
собрания; и возложат старейшины общества руки свои на голову тельца
пред Господом и заколют тельца пред Господом…» (Лев.4:13–15,
далее следуют детальные указания, как поступить с кровью и с тушей
тельца).
> Мы узнаём отсюда, что грех, оказывается,
может совершить не только отдельный человек, но и целый народ, и что
этот грех точно так же требует покаяния и прощения. Но народ должен,
прежде всего, понять, в чём этот грех состоит, и пусть его старейшины,
возлагая руки на голову жертвенного животного, тем самым ясно призна́ют,
что на самом деле достойны смерти они, а не телец –
именно в этом состоял смысл подобного жеста.
> Далее
описываются такие же символические детали: кровь животного приносится Господу
в знак признания, что грех совершен именно против Него, а туша
тельца, как бы оскверненная этим грехом, сжигается за пределами стана,
в котором живут израильтяне.
> Какая глубокая и насыщенная
смыслами символика! Следы подобных обрядов видны и в нашей современности,
когда, скажем, новоизбранный Президент возлагает руку на Конституцию и клянется
«пред всем обществом» соблюдать ее положения. В древности ритуалов было
меньше, но они были более насыщенными, их регламентация была более детальной.
Можно ли было без этих деталей обойтись? В эпоху, когда не было
средств массовой информации, разносящих любую деталь по всему свету –
едва ли. Мы постоянно читаем в Ветхом Завете, как «размывалось» почитание
Единого Бога, как привносились в него чуждые элементы. Единство ритуала
напоминало о единстве веры, о недопустимости ситуации, когда каждый
чтит Бога по-своему… или, точнее, каждый чтит собственного бога. 23-я глава 2-й
книги Царств описывает, как была прочитана перед всем народом книга Закона,
найденная незадолго до этого при ремонте Храме (значит, о ней просто
на время забыли?) – и само это чтение привело к всенародному
покаянию. Народ понял, чего ждет от него Господь, и как далека его жизнь
от этого идеала.
> Вторая группа правил –
об отношениях людей между собой. В том обществе не было ни прокуратуры,
ни милиции/полиции, ни уголовного кодекса, ни тюрем.
>
Правосудие вершили либо община, либо царь, а мы знаем, как бывает скора
на расправу людская толпа и как легко правитель становится тираном.
Наказанием за убийство была смерть, причем осуществляли приговор родственники
убитого. А как быть, если смерть произошла вследствие несчастного случая
или по неосторожности? 35-я глава книги Чисел детально регламентирует
такие случаи: человек, невольно ставший причиной смерти другого человека, должен
отправиться в один из специально назначенных для этой цели «городов
убежища», чтобы изложить тамошнему сообществу свое дело. Если будет найдено,
что он «не был врагом его и не желал зла» погибшему, а всё произошло
случайно, ему будет предоставлено право жить в этом городе, где мстители
не могут его убить. Оговаривается даже срок такого изгнанничества: до смерти
первосвященника, потом наступает амнистия.
> И тут же
мы видим дополнение, как быть в остальных случаях: «Если кто убьет
человека, то убийцу до́лжно убить по словам свидетелей; но одного
свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (Числ.35:30).
Мелочны ли эти правила, если по ним решались уголовные дела об убийстве?
Думаю, что нет. Здесь предписана процедура, здесь устанавливается и четкая
система ценностей: убийство карается не штрафом и не заключением,
а только казнью, как самое тяжкое преступление против личности, но в то же
время смерть, причиненная по неосторожности, не должна рассматриваться
как убийство.
> Третья группа правил – те самые
мелочные законы, вроде «по́ля твоего не засевай двумя родами семян;
в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся» (Лев.19:19).
Наши ткани часто содержат разнородные нити, и что же в том дурного?
Но это правило, как и некоторые другие, задает некий глобальный
принцип: не сто́ит смешивать понятия. В мироздании есть определенная
структура, и она должна оставаться неприкосновенной: не только добро
нельзя смешивать со злом, но и шерсть со льном, а пшеницу
с ячменем. Это, разумеется, мелочь, но она напоминает о вполне
определенных принципах.
> Следуя правилу «сделай себе кисточки
на четырех углах покрывала твоего» (Втор.22:12),
ортодоксальные иудеи и сегодня носят одежду с кисточками, в которых
общим счетом 613 нитей – по числу заповедей Писания. Нити
ежедневно напоминают им об этих заповедях и о стоя́щих за ними
принципах. Кстати, много ли это – 613 правил? Мы с вами,
все без исключения, живем по Конституции, Гражданскому кодексу, Уголовному
кодексу, Налоговому кодексу, по тем же Правилам дорожного движения,
в них содержатся многие тысячи статей, параграфов и разделов –
а сколько в нашей жизни бывает разных законов, наставлений и инструкций,
и попробуй что-нибудь нарушить! Можно, по-моему, позавидовать древним израильтянам:
всего 613 заповедей на все случаи жизни.
> Христиане
не носят этих самых кисточек, они вообще не считают для себя
исполнение всех требований Закона обязательным, следуя решению того самого апостольского
Собора, о котором мы говорили в самом начале этой главы. Вопрос
об отношении к Закону не был для апостолов простым, но в целом
было принято такое решение: жертвенная смерть Иисуса Христа освободила нас от необходимости
соблюдать все ритуальные предписания. Нет более необходимости в кровавых
жертвах, а если лишается смысла центральная часть Закона, то и второстепенные,
вроде запрета на свинину или ткань из разных волокон, уже не имеют
силы.
> Но общие принципы, стоя́щие за положениями
Закона, никак не утратили своей силы и для христиан. Отчасти они нашли
свое выражение в разных обрядах и правилах Церкви (без них не обходится
ни одна ветвь христианства), хотя эти внешние формы сегодня не имеют
уже такого абсолютного значения, как во времена Ветхого Завета. Но наша вера,
как и наша любовь или наша надежда, всегда нуждается в каких-то внешних
формах. Мы дарим любимым людям цветы и поздравляем их с днем рождения
потому, что так принято выражать свою любовь в нашей культуре –
и то же самое можно сказать о ветхозаветных правилах как о способах
выразить свою любовь к Богу и к людям. Можно выражать ее и без цветов
или правил, разумеется.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить
на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Не
Премудрость ли это зовет, / не ее ли разумный голос слышен? На вершине
холма над дорогой, / на перепутье она стои́т; у ворот городских
взывает, / при входе в город восклицает: ... - А теперь послушайте меня,
дети: / блажен, кто держится моих путей! Слушайте наставление
- и будете мудры, / не отвергайте его. Блажен, кто слушает меня,
/ у порога моего днюет и ночует, с двери моей глаз не сводит.
Кто обрел меня - обрел жизнь / и снискал благоволение у ГОСПОДА.
А кто против меня, сам себя губит: ненавидеть меня
- значит любить смерть.* (Пр.8:1-3,32-36/&/)
*********************************************
/&/
новый перевод РБО, 2000 г.; содержит часть паремии
понедельника.