Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3660 *Логос - жизнь и свет* 30/IV-1/V/18 (пн,вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 30-Apr-2018 22:55

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос воскрес!

 

 

 

 

>  1 Изначально был Тот, кто называется Словом.
>    Он был с Богом, и Он был Бог.
>  2 Он изначально был с Богом.
>  3 Через Него всё было сотворено,
>       ничто не было сотворено без Него.
>  4 Он был источником жизни,
>       и жизнь была светом для людей.
>  5 Свет сияет во тьме,
>       и тьма Его поглотить не смогла.

>  6,7 Был человек, посланный Богом, имя его Иоанн. Он пришел
>    для свидетельства – для того, чтобы стать свидетелем света
>  8 и чтобы поверили все через него. Сам он не был светом,
>    но пришел для того, чтобы стать свидетелем света.

>  9 Это был истинный свет,
>       освещающий всякого,
>       кто рождается в мир.
> 10 Он был в мире,
>       но, хотя мир через Него сотворен,
>       мир Его не узнал.
> 11 Он пришел к своим,
>       но свои Его не приняли.
> 12 Тем же, кто принял Его,
>       Он даровал право быть детьми Бога.
>    Это те, кто верит в Него,
> 13 кто родился не от жара в крови,
>    не от плотской страсти,
>    не от мужского желания,
>       но от Бога.
> 14 И Тот, кто называется Словом,
>       стал человеком и жил среди нас.
>    Мы видели Его Божественное величие и силу –
>       Он получил их как единственный Сын у Отца, –
>          воплощение милости и истины.

> 15 Иоанн выступает Его свидетелем, он возвестил: «Это Тот,
>    о котором сказал я: “Следом за Мной идущий стал больше меня,
>    потому что был прежде меня”».

> 16 И мы все разделили Его богатство,
>       Он одарил нас бессчетно по Своей доброте.
> 17 Бог дал Закон через Моисея,
>       а милость и истина явлены через Иисуса Христа.
> 18 Никто никогда не видел Бога.
>    Только Бог – единственный Сын,
>       пребывающий рядом с Отцом, –
>    Он открыл нам Его.

> 1.1-2 Ин 17.5; 1Ин 1.1-2   1.1 Откр 19.13   1.3 Прем 9.1; Ин 1.10; 1Кор 8.6; Кол 1.16-17   1.4 Ин 5.26   1.5 Ин 3.19   1.6 Мф 3.1; Мк 1.4; Лк 1.13,17,76; 3.1-2   1.8 Ин 1.20   1.9 1Ин 1.3; 2.8; 1Кор 8.6; Кол 1.16   1.12 Гал 3.26   1.13 Ин 3.3,5,6; Иак 1.18; 1Петр 1.23; 1Ин 3.9; 5.18   1.15 Мф 3.11; Мк 1.7; Ин 1.27   1.18 Мф 11.27


<Комментарий к Прологу в целом и ст. 1 – см. в вып. #3657.>

> Ст. 2 – Он изначально был с Богом – Здесь повторена мысль, содержавшаяся в предыдущих словах. Кстати, повторы очень характерны для этого Евангелия. Евангелист еще раз подчеркивает мысль о предвечном существовании Логоса. Итак, «Слово не относится к сотворенному; Слово пребывало до творения; Слово – не часть мира, возникшего во времени, Слово – от вечности и пребывало в ней с Богом еще до начала времен и мира, то есть предшествовало им». {У.Баркли, Толкование на Евангелие от Иоанна, т. 1, с. 45.} Ср. также Притч 8.23-26: «Я [Мудрость] возникла от начала времен, издревле, при основании мира. Прежде первозданной бездны я появилась; еще не были воздвигнуты горы и холмы, когда я возникла, еще не создал Он тогда земных просторов и первой горсти земного праха!»

> Ст. 3-4 – Через Него всё было сотворено, ничто не было сотворено без Него – Мысль повторена дважды: первый раз через утверждение, второй – через отрицание. Логос, как и Мудрость, был посредником в творении. Как уже говорилось выше, Слово/Мудрость в Библии всегда мыслится как творческая сила Бога. Ср. Притч 8.27-30: «Когда Он утверждал небеса – я [Мудрость] там была, когда чертил круг на поверхности бездны, когда Он водружал облака наверху, когда укреплял источники бездны, когда Он полагал морю предел, которого не преступят воды, когда устанавливал основания земли – я была при Нём строительницей». См. также Прем 9.9: «Вместе с Тобою мудрость, она дела Твои знает, рядом с Тобой была, когда Ты творил мироздание». Ср. Кол 1.16: «Потому что через Него было создано всё – и небесное, и земное, и видимое, и невидимое... Всё было создано через Него и для Него». Ср. также 1Кор 8.6; Евр 1.2. Было сотворено – дословно: «стало». Совершенный вид глагола противопоставлен несовершенному в ст. 1 и 2. В отличие от Логоса всё остальное имело начало, было сотворено, причем при участии Логоса, что делает Его неизмеримо выше всего сотворенного. См. также коммент. на ст. 1.

> Возможно, тем, что евангелист так усиленно подчеркивает существенную роль Логоса в творении мира, он полемизирует с зарождавшимся гностицизмом, в котором творение приписывалось не Отцу, но некоему злому Богу Демиургу (греч. «Творец»). Гностики отрицали материю, считая ее злом, не поддающимся исцелению, и, следовательно, Христос, по их мнению, не мог иметь ничего общего ни с творением, ни с искуплением мира.

> Он был источником жизни, и жизнь была светом для людей – Как Бог есть создатель не только мертвой материи, но и жизни, так и Его Логос, вечно пребывающий с Ним, есть посредник в даровании жизни сотворенному мирозданию.

> Древние рукописи не содержали ни пробелов между словами, ни знаков препинания, так что понимание этого отрывка зависит от пунктуации. Поэтому возможны другие переводы: «То, что было сотворено, в том была жизнь» и «То, что было сотворено, в Нём имело жизнь». Первый перевод внес бы совсем неверную мысль, что творение имеет жизнь само в себе, что жизнь как бы самостоятельно зародилась. Но мироздание получило жизнь через Логоса, который здесь отождествляется с Духом Господа (ср. Быт 1.2; Прем 1.6-7). Возможно, здесь есть и аллюзия на рассказ о сотворении человека и даровании ему жизни: «Бог... вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил» (Быт 2.7).

> Жизнь была светом для людей – Здесь мы впервые встречаемся с самыми важными понятиями Евангелия: это жизнь и свет. Так, слово «жизнь» встречается тридцать семь раз, а свет – двадцать два раза. Оба они неразрывно связаны с творением. Жизнь – понятие гораздо более емкое, чем представляется человеку нашей культуры. Это не только биологическое существование (первое значение еврейского слова – «дыхание»), но и полнота благосостояния, общения и мира с Богом (ср. Ис 38.19-20; Иез 37.1-14). Поэтому жизнь неразрывно связана с понятием спасения. Недаром в этом Евангелии автор употребляет слова «жизнь» и «вечная жизнь» вместо «Царства Бога» (исключениями являются 3.3, 5). Сам Иисус называет себя жизнью (11.25; 14.6).

> Свет воспринимается в том же ключе. Свет был сотворен раньше всего, это первородный свет, существовавший до создания светил и исходящий от самого Бога и неразрывно связанный с Его творческой деятельностью (Быт 1.3-4). У света, как и у жизни, много дополнительных религиозных смыслов, особенно важных для 4-го Евангелия. Ничто не может существовать без света. Сама Мудрость названа отражением, отблеском вечного света и незапятнанным зеркалом Божьих действий (Прем 7.26-27), в свою очередь освещающая людей, из рода в род переходящая «в святые души». Именно этот отрывок из Мудрости Соломона отнесен к Христу в Письме евреям (1.3). В Псалме 36 (35).10 соединены жизнь и свет: «Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем мы видим свет». Ср. также Пс 27(26).1, где свет, спасение и жизнь воспринимаются как некое единое целое. Позже сам Иисус назовет себя светом для мира (8.12; 9.5; 12.46). См. также 3.15-16; 4.14; 5.24-30; 6.35,63; 10.10; 17.3; Мф 5.14; Мк 4.21-22; Лк 17.24. Дальше мы увидим также, что свет является и орудием суда. Светом для людей – Итак, Логос, будучи неразрывно связанным с жизнью и светом, дает людям истинное знание о Боге. Благодаря Логосу мы узнаем Божью волю и Его замыслы. Духовный свет в человеке также значит неизмеримо больше, чем физическое зрение. Со светом неразрывно связана идея Божественного откровения, он в каком-то смысле и есть воплощение этого откровения.

> Позже еврейские учителя прямо станут отождествлять Тору со светом. Важно помнить также о том, что жизнь и свет являются существенными понятиями и в эллинистической религиозной и философской мысли. Они очень характерны для Филона Александрийского, герметической литературы и рукописей Мертвого моря. Даже если они не имели столь богатого семантического наполнения, как в Библии, они много говорили читателям, принадлежавшим к иным культурам.

> Ст. 5 – Свет сияет во тьме – Если в сознании человека свет есть символ жизни, то тьма неразрывно связана с небытием и смертью. До сотворения света царила тьма (Быт 1.2). Отсюда неизбежен контраст между светом и тьмой, между жизнью и смертью. Для автора Евангелия характерен этот дуализм, который проявляется не только на космическом уровне как борьба двух противоположных начал, но и на этическом (добро и зло). В кумранских рукописях говорится о двух духах – света и тьмы. Насельники Кумрана называли себя сынами света, а всех остальных – сынами тьмы. Ср. 12.46: «Я – свет, и в мир Я пришел, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме». Сияет – Настоящее время глагола указывает на вечный характер этого сияния. В отличие от иранской религии, где между собой боролись две равные силы света и тьмы, библейское единобожие не допускает мысли о сопернике Бога. Поэтому нет сомнений в конечном исходе этой великой космической битвы. Даже в тех случаях, когда может показаться, что силы зла одолевают, на самом деле это не так.

> Тьма его поглотить не смогла – Вероятно, прошедшее время говорит о конкретном эпизоде, где, казалось бы, тьма наконец-то восторжествовала (ср. «Но теперь ваше время, власть тьмы!» – Лк 22.53). Это смерть Иисуса на кресте. Но за ней последовало воскресение. Однако есть возможность и другого понимания, ведь греческий глагол «каталамба́но» означает также «познавать, постигать» (ср. Флп 3.12; Эф 3.18). Аорист, обычно соответствующий русскому прошедшему времени совершенного вида глагола, иногда употребляется в пословичных и крылатых выражениях для указания на какие-то вечные истины (в русском в таких случаях предпочтительно настоящее или будущее время). Если это так, то евангелист говорит об интеллектуальной неспособности тьмы постичь свет, и речь идет не только о творении, но и о воплощении. Ср. Прем 7.29-30: Мудрость «свет дня неизмеримо превосходит. Ведь вслед за днем ночь наступает, но никакое зло не одолеет мудрость». Кроме того, в дуалистическом ряду евангелиста появляется новое противопоставление – истины и лжи. Ср. слова апостола Павла о человеческой и Божественной мудрости (1Кор 1.18-25).

[ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий.
// М.: ОПУОПАМ, 2010. стр. 27-28,34-37 ]

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Иисус сказал:
 "... Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь,
  тот во Мне живет, и Я в нём.
  И подобно тому, как Я, посланный живым Отцом, живу благодаря Отцу,
  так и тот, кто ест Меня, будет жить Мною.
  Вот хлеб, сошедший с Небес.
  Он не таков, как хлеб, который ели отцы, – они умерли.
  Но тот, кто ест этот хлеб, будет жить вечно".
 Так учил их Иисус в капернаумской синагоге.
 Многие из числа Его учеников, выслушав Его, сказали:
 "То, что Он говорит, чудовищно! Слушать невозможно!"
 А Иисус, зная, что Его слова возмутили учеников, сказал им:
 "Вас это смущает?
  А что будет, когда вы увидите,
  как Сын человеческий восходит туда, где Он был прежде?
  Только Дух дарует жизнь,
  человек тут бессилен.
  В словах, которые Я говорю вам, – Дух жизни.
  Но есть среди вас и такие, которые не верят".
 Иисус, конечно, знал с самого начала,
 кто в Него не верит и кто Его предаст. Он продолжал:
 "Поэтому Я и сказал вам:
  только тот ко Мне сможет прийти, кому будет дано Отцом".
 С тех пор многие из Его учеников покинули Его
 и больше с Ним не ходили.
 Тогда Иисус спросил у Двенадцати: "Может, и вы хотите уйти?"
 Симон Петр ответил Ему:
 "Господь, к кому мы пойдем?
  У Тебя слова, дающие вечную жизнь.
  И мы поверили и знаем, что Ты – Святой Божий".*
                  (Ин.6:56-69 – евангельское чтение понедельника)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/018/3660.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru


В избранное