Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
08-Apr-2018 12:08
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
* 26 марта 2018 г. ст.ст., ПАСХА,
воскресение Христово! литургические чтения: Деян.1:1-8;
Ин.1:1-17.
> В эти <..> дни невольно всё возвращаешься
к тому же вопросу: если в неслыханном утверждении "Христос
воскресе!" вся суть, вся глубина,
весь смысл христианской веры; если, по слову апостола
Павла, "вера наша тщетна", если не воскрес Христос, —
то что же означает это для нашей, для моей жизни сейчас,
здесь? Вот <...> снова была эта удивительная ночь,
это пламя свечей, нарастание волнения, снова были мы в лучезарной
радости этой службы, которая вся состоит как бы из одной
ликующей песни: "Ныне вся исполнишася света, небо, и земля,
и преисподняя. Да празднует убо весь мир восстание
Христово, в немже утверждается". Какие радостные, какие
победные слова! Всё соединено: небо, земля, подземное царство
смерти. Весь мир участвует в этой победе, в воскресении
Христа находит свой смысл, свое утверждение.
> Но вот проходит, прошла эта ночь, кончился
праздник, и из света мы возвращаемся в мир,
спускаемся на землю, вступаем снова в нашу реальную, будничную,
трезвую жизнь. И что же? Всё так же, как было,
ничего не переменилось, и как будто ничто, решительно
ничто на земле не имеет ни малейшего отношения к тому,
что пелось в церкви: "Да празднует убо весь
мир восстание Христово, в немже
утверждается!" И в душу закрадывается сомнение. Эти слова
такие прекрасные, такие возвышенные, прекраснее и возвышеннее
которых нет и не может быть на земле, —
не иллюзия ли они, не мечта ли? Их жадно впитывают
в себя сердце, душа, но холодный и будничный разум
говорит: мечта, самообман! Две тысячи лет прошло
и где же их действие? Где их сила? В чём их победность?
И <..> как часто христиане как бы опускают
голову и даже уже и не пытаются "свести концы
с концами". Оставьте нам — как бы говорят
они миру — эту нашу последнюю драгоценность,
утешение, радость! Не мешайте нам в наших запертых храмах
утверждать, что радуется и ликует весь мир. Не мешайте
нам, а мы не будем мешать вам строить этот мир, и управлять
им, и жить в нём, как вам угодно...
> Однако на последней глубине нашей совести
мы знаем, что это малодушие, этот минимализм, это внутреннее
бегство в тайный и сокровенный праздник несовместимы с подлинным
смыслом и подлинной радостью Пасхи. Или воскрес Христос, или
не воскрес. Или или! И если воскрес
(а о чём же ином наше пасхальное ликование, вся эта
светом, торжеством и победой пронизанная, наполненная ночь?)
если действительно в один решающий и единственный
момент в истории не только человечества, но и всего
мира свершилась эта неслыханная победа над смертью, то тогда
всё действительно стало иным и новым в мире, знают
это люди или нет. Но тогда и на нас, верующих,
радующихся, ликующих, лежит ответственность, чтобы другие; узнали
и поверили, увидели, услышали и вошли в эту победу
и в эту радость. Древние христиане свою веру называли
не религией, а Благой вестью, и свое назначение
в мире видели в ее возвещении и распространении.
Древние христиане знали и верили, что воскресение Христово
не просто причина ежегодного празднования, а источник
силы и преображения жизни. И то, что слышали на ухо,
возвещали с крыш...
> Но, отвечает мой трезвый или, как говорят
теперь, реалистический разум: но что же я могу? Как могу
я возвещать, кричать, свидетельствовать? Я — бессильная
песчинка, затерянная в массе? Но это возражение разума
и так называемого здравого смысла ложь,
может быть, самая страшная и дьявольская ложь современного
мира. Этот современный мир каким-то образом убедил нас, что силу
и значение имеет в мире только число, количество, масса.
Что может один против всех? Однако именно тут, именно по отношению
к этой лжи и должно раскрыться во всей своей силе
основное утверждение христианства, его ни на одну другую
не похожая логика. Христианство утверждает, что один человек
может быть сильнее всех. И именно в этом утверждении —
благая весть о Христе. Помните эти удивительные строчки
из "Гефсиманского сада" Пастернака:
> Он отказался без противоборства,
> Как от вещей, полученных взаймы,
> От всемогущества и чудотворства —
> И был теперь, как смертные, как мы.
> Ведь именно в этом образ Христа:
Человек без власти, без противоборства, без какой
бы то ни было земной силы. Один! Оставленный, преданный, брошенный
всеми. И побеждающий. Пастернак продолжает:
> Ты видишь, ход веков подобен притче
> И может загореться на ходу.
> Во имя страшного ее величья
> Я в добровольных муках в гроб сойду.
> Я в гроб сойду
> И в третий день восстану,
> И как сплавляют по реке плоты,
> Ко мне на суд, как баржи каравана,
> Столетья поплывут из темноты...
> "И может загореться на ходу"...
В этом "может загореться" заключен ответ на сомнения
трезвого разума. О, если бы каждый из нас, знающих пасхальную
радость, слышавших о победе, поверивших в то, что неведомо
для мира — но для него и в нём
совершилась она, если бы каждый из нас, забыв о числах,
количествах и массах, эту радость и веру передал
еще только одному человеку, тронул ею одну человеческую душу?
Если бы эта вера и радость тайно присутствовали в каждом,
пускай самом незначащем разговоре, были с нами в наших
трезвых буднях, — они начали бы сейчас, здесь,
сегодня преображение мира и жизни. "Не придет Царство
Божие приметным образом", — сказал Христос. Царство
Божие приходит каждый раз в силе, свете и победе,
когда я, когда каждый верующий выносит его из храма и им
начинает жить в своей жизни. Тогда всё, всё время, в каждую
минуту "может загореться на ходу..."
[ свящ. Александр Шмеман.Пасхальная
вера. Оп. в сб. " Воскресные беседы"
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Хотя
и сошел Ты во гроб, Бессмертный,
но уничтожил силу ада
и воскрес как победитель, Христе Боже,
женам-мvроносицам возгласив: "Радуйтесь!"
и Твоим Апостолам мир даруя,
Ты, дающий падшим воскресение.*
(Кондак,
перевод
иером. Амвросия, с
изменениями)