> Второе прошение молитвы Господней звучит так: «Да приидет
Царствие Твое». Как и по поводу первого прошения:
«Да святится имя Твое», уместно задать вопрос: что вкладывает
в эти слова человек, христианин, верующий, произносящий
эту молитву, на что, к чему направлены в эту минуту
его сознание, его надежда, его желание? Я боюсь,
что на вопрос этот ответить так же трудно, как и на предыдущий
— о первом прошении.
> Когда-то, на самой заре христианства, смысл этого
прошения был прост, вернее, оно воплощало, выражало
в себе, можно сказать, главное в вере и надежде
христиан. Ибо достаточно один раз прочитать Евангелие,
чтобы убедиться в том, что понятие Царства Божия стоит
в самой сердцевине проповеди и учения Христа. Пришел
Иисус, проповедуя Евангелие Царствия, и сказал: «Покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). О Царстве
Божием почти все притчи Христа. Он сравнивает его
с сокровищем, ради приобретения которого человек
продает всё, что у него есть; с зерном, из которого
вырастает тенистое дерево; с закваской, которая поднимает
всё тесто.
> Всегда и всюду это — одновременно таинственное
и притягивающее обещание, возвещение, приглашение в Царство
Божие. «Ищите же прежде Царства Божия» (Мф.6:33), да будете
«сынами Царствия» (Мф.13:38). И потому, может быть,
самое удивительное в длинной истории христианства, что это
сердцевинное, центральное понятие, это сердцевинное содержание
евангельской проповеди нам сегодня приходится как бы
заново разгадывать, словно мы забыли или потеряли
его где-то по дороге. Но как же молиться нам о Царстве
Божимем, как говорить и Богу и себе: «Да приидет
Царствие Твое», если мы сами не знаем хорошенько,
что значат эти слова?
> И трудность здесь состоит прежде всего в том,
что в самом Евангелии это понятие Царства как бы
двоится. С одной стороны, оно как будто отнесено
к будущему, к концу, к запредельному; оно как будто
соответствует тому, что всегда говорят о христианстве
его враги — пропагандисты безбожия, а именно — что христианство
центр тяжести полагает в каком-то другом, неведомом нам
загробном мире и поэтому равнодушным оказывается к злу
и несправедливости этого мира, христианство-де есть религия
одного потустороннего. А если так, то молитва «Да приидет
Царствие Твое» есть молитва о конце мира, о его
исчезновении, молитва о наступлении как раз вот этого
потустороннего, загробного царства.
> Но почему же тогда Христос говорит и о том,
что Царство приблизилось, на вопросы своих учеников
отвечает, что оно посреди них и внутри них?
Не указывает ли это на то, что понятие Царства
не может быть просто отождествлено с потусторонним
миром, имеющим наступить в будущем, после катастрофического
конца и обрыва этого нашего земного мира?
> Тут-то и подходим мы к самому главному. Ибо
всё дело в том, что если разучились мы понимать
Евангелие Царства и не знаем толком, о чём
молимся, произнося слова молитвы Господней: «Да приидет
Царствие Твое», то это потому, конечно, что забываем
и почему-то не слышим их во всей полноте. Мы
всегда начинаем с себя, с вопросов о себе,
даже так называемый «верующий» человек очень часто кажется
заинтересованным в религии только постольку, поскольку
она отвечает на его вопросы о себе — бессмертна ли
моя душа, неужели со смертью всё кончается
или, быть может, есть что-нибудь там, за страшным и таинственным
прыжком в неизвестность?
> Но Евангелие говорит не об этом. Оно называет
Царством встречу человека с Богом, Который есть подлинная
и Жизнь всякой жизни, Который есть Свет, Любовь,
Разум, Мудрость, Вечность. Оно говорит, что Царство приходит
и начинается тогда, когда человек встречает Бога, узнаёт
Его и с любовью и радостью отдает себя Ему.
Оно говорит, что Царство Божие приходит тогда, когда
моя жизнь до краев наполняется этим светом,
этим знанием, этой любовью. И оно говорит,
наконец, что для человека, пережившего эту встречу
и наполнившего свою жизнь этой Божественной жизнью,
всё, включая саму смерть, открывается в новом свете,
ибо то, что он встречает, и то, чем наполняет
свою жизнь здесь, сейчас, сегодня, и есть сама вечность,
ибо есть Сам Бог.
> О чём же мы молимся, когда произносим
эти действительно единственные во всём мире слова:
«Да приидет Царствие Твое»? О том, прежде всего,
конечно, чтобы произошла эта встреча, сейчас, здесь и сегодня,
чтобы в этих обстоятельствах, в этой моей будничной
и трудной жизни прозвучало это: «Приблизилось к вам
Царство Божие», и чтобы засияла моя жизнь силой
и светом Царствия, силой и светом веры, любви и надежды.
О том, далее, чтобы и другие, и все, и весь
мир, так очевидно лежащие и пребывающие во зле,
в тоске, в страхе и суете, увидели бы
и восприняли этот свет, воссиявший в мире две тысячи
лет назад, когда на далекой окраине Римской империи
прозвучал тот одинокий, но доселе звучащий голос:
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2).
О том еще, чтобы помог нам Бог не изменять
этому светлому Царствию, не отпадать от него всё время,
не погружаться в затягивающую нас тьму, и о том,
наконец, чтобы пришло оно, это Царство Божие, в силе,
как говорит Христос.
> Да, в христианстве есть всегда устремление к будущему,
ожидание любимого, надежда на конечное торжество на земле
и на небе: «Да будет Бог всё во всём» (1Кор.15:28),
«Да приидет Царствие Твое». Это даже не молитва,
это ритм сердцебиения у каждого, кто хоть раз в жизни
увидел, почувствовал, полюбил свет и радость Царства
Божьего и кто знает, что оно есть и начало,
и содержание, и конец всего, что живет.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь
ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Огорчения от Бога рождают раскаяние
и, значит, спасение,
о чём жалеть не приходится.
А огорчения мирские порождают смерть.* (2Кор.7:10/*/)
*********************************************
/*/
из рядового апост. чтения четверга.
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.