Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> Совсем недавно было такое время, когда православные
интересовались своей верой больше, чем геополитикой.
И тогда мне нередко доводилось слышать споры о спасении.
> «Юридисты» говорили: Христос понес наказание, положенное
грешному человеку, и тем самым спас его. На это
возражали «органисты»: кому же это Христос уплатил штраф,
уж не сатане ли? А если Отцу – какая радость
Отцу видеть Сына распятым? Нет, возражали «органисты», Христос
спас человека тем, что принял на Себя его грешную
природу и так исцелил ее. Но позвольте, – отвечали
теперь уже «юридисты», – тогда что же, и распятие
ничего не значило? Спасение произошло как бы помимо
Голгофы?
> Не будем торопиться с окончательным ответом.
> О сверхъестественном принято говорить с помощью
метафор. А метафоры всегда культурно обусловлены и основаны
на некоторых константах, которые могут нами пониматься
неверно или неполно. Перед нами здесь «битва метафор»,
причем одна сторона основывается на представлениях
о суде. Человек согрешил и подлежит суду, но Христос
принимает на себя положенное ему наказание. Это всего
лишь метафора, она не исчерпывает всего таинства спасения.
А какая метафора лежит в основе «органической» теории?
Вряд ли это понимают ясно даже ее сторонники.
> Возьмем только одну цитату из Послания к Римлянам,
3:23-24. Там Павел излагает свое понимание спасения:
>
πάντες γὰρ ἥμαρτον καὶ ὑστεροῦνται τῆς δόξης τοῦ θεοῦ δικαιούμενοι δωρεὰν τῇ αὐτοῦ χάριτι διὰ τῆς ἀπολυτρώσεως τῆς ἐν Χριστῷ Ἰησοῦ.
Синодальный перевод: «потому что все согрешили и лишены
славы Божией, получая оправдание даром, по благодати
Его, искуплением во Христе Иисусе».
> Если честно, для современного читателя это длинное
выражение выглядит не слишком-то осмысленным: что значит
«искупление», что – «благодать»? В то же время для античного
читателя эти метафоры прочитывались вполне ясно: человек
оказался рабом греха и смерти, но Христос уплатил
соответствующую цену и отпустил человека на свободу.
Получив такой дар от Христа, он становится вольноотпущенником
и Его клиентом.
> И это уже совсем другая метафора – патроната.
Это понятие знакомо нам намного меньше, чем суд,
о нём надо сказать особо.
> Древнее общество было жестко структурировано, в нём
не было индивидуальностей, а только социальные структуры.
Личная зависимость может быть разной: богатый и знатный
человек владеет рабами, они – его собственность. Еще
ему подчинены его домочадцы, над которыми он обладает
почти абсолютной властью (patria potestas, «отцовская власть»
в римском праве). Но это еще далеко не всё:
он является патроном по отношению к многочисленным
клиентам, т.е. лично свободным людям, которые зависимы от него
экономически и социально. В том числе это его вольноотпущенники.
> Отношения патроната могут быть временными: гость из другого
города становится клиентом своего хозяина, пока живет в его доме,
и в свою очередь оказывает ему такое же гостеприимство
в своем доме, делясь с ним собственным социальным
капиталом.
> Ресурсы в таком обществе понимаются как ограниченные
(пресловутая «игра с нулевой суммой»), при этом
они сосредоточены в руках узкой группы лиц, которые
их распределяют, вне зависимости от того, кто
их производит.
> Примерно то же самое относится к нематериальным
благам: безопасность, защита, возможность вести дела и т.д.
Человек древности не мог просто так «заняться бизнесом»
или стать «свободным художником» – он должен был занять
определенное место в структуре общества, и степень
почета, которой он на этом месте обладал, открывала ему доступ
к определенному количеству и определенным видам
других ресурсов, материальных и нематериальных.
> Распределение ресурсов идет сверху вниз: от патрона
к клиентам. Не все патроны располагают всеми ресурсами,
и если тебе нужны ресурсы чужого патрона, ты можешь получить
к ним доступ через своего собственного: он договорится
с чужим. Но напрямую к нему обращаться не сто́ит.
> Плата за ресурсы
– личная верность патрону, включая исполнение его поручений
и даже невысказанных пожеланий. Неблагодарность патрону
– страшный грех, а благодарность выражается не просто
в словах и чувствах, но прежде всего в действиях.
> Своего патрона имеют не только отдельные люди,
но и большие сообщества (город, войско и т.д.). Публичная
благотворительность понимается в терминах патроната:
император строит в городе общественные здания, полководец
раздает ветеранам земельные участки и т.д.
> Отношения божеств и людей в римском обществе
понимались примерно в том же ключе: божества являются
патронами отдельных людей и целых сообществ и оказывают
им благодеяния, за что требуют от них деятельной
верности.
> Раннехристианская община была пронизана отношениями
патронов и клиентов уже потому, что состояла
из людей, активно вовлеченных в подобные отношения.
Именно так она описывала и свое богословие:
ее общий патрон – Господь Иисус Христос, в свою очередь
подчиненный Отцу. Он оказывает благодеяния и делится
всеми необходимыми ресурсами, ожидая благодарности и верности
в ответ.
> Реликты подобных общественных отношений могут оставаться
в нашей практике вне зависимости от того, осознаём ли
мы это. Между прочим, наша литургия сегодня
довольно сильно отличается от Евхаристии на Тайной
Вечере – она произошла после праздничного ужина, и первое
время Евхаристия совершалась по вечерам. Есть разные
объяснения, почему она со временем была перенесена
на утро, в том числе и такое: внешние формы
литургии последовали модели римского обычая «утреннего приветствия
патрона». Клиенты с самого утра собираются в доме
своего патрона, чтобы приветствовать его и выслушать
его поручения и наставления – а он, в свою
очередь, делится с ними некоторым угощением.
> Современное западное (и отчасти российское) общество
ценит независимость и избегает откровенного указания
на патронат. Оно предпочитает безличные юридические
процедуры, а отношения патроната воспринимаются как нечто
недолжное: кумовство, коррупция и проч. Поэтому основанные
на патронате метафоры понимаются обычно плохо. В частности,
на место метафоры патроната современный читатель охотно
подставляет другие метафоры, прежде всего суда.
> В основе спора «юридистов» и «органистов»
– разное понимание ключевого новозаветного слова δικαίωσις.
Одни утверждают, что его следует переводить как «оправдание»,
и это понимание основано на метафоре суда.
Человек виновен, но его провозглашают невиновным благодаря
тому, что Христос понес положенное ему наказание.
> Другая школа переводит его как «наделение праведностью»,
основываясь на метафоре патроната: человек сам по себе
праведности лишен, но Бог как патрон наделяет его
этим свойством, благодаря тому, что Христос его искупил
на свободу и сделал своим клиентом.
> Ту самую цитату из Послания к Римлянам
я предлагаю переводить так: «все они согрешили и лишились
славы Божьей, но их искупил Христос Иисус – и так
наделил их праведностью. Такой дар получили
они по Его благодати». Впрочем, и это лишь одно
из возможных пониманий, оригинал неизмеримо глубже и сложнее любого из возможных переводов.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь
ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Есть разные дары, но их дает один
и тот же Дух. И есть разные виды служения,
но одному и тому же Господу. И есть разные
виды деятельности, но во всех действует для всех
один и тот же Бог. Каждому дано проявление Духа
для общего блага. Одному Дух дает дар мудрой речи;
другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему,
тем же Духом — дар веры; или дар
исцелять болезни — тем же Духом; или дар
творить чудеса, или пророчествовать, или различать,
что от Духа, а что нет; у этого дар языков,
у того — истолкования сказанного на языках.
Но всё это совершает один и тот же Дух, дающий разным
людям разные дары по своему усмотрению.
Возьмем для сравнения человеческое тело —
оно одно, а органов в нём много, но при этом
все органы, хотя их много, составляют одно тело.
Таков и Христос — ведь все мы крещены одним
Духом, чтобы стать одним телом: евреи и греки, рабы и свободные.
Всем нам было дано испить одного Духа.
Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих.
Если нога скажет: "Я не рука, я не принадлежу
этому телу", разве от этого она перестанет
быть частью тела? Или если скажет ухо: "Я не глаз,
я не принадлежу этому телу", разве оно перестанет
быть частью тела? Если бы всё тело состояло из одного
глаза, как бы оно слышало? А если всё тело —
ухо, как бы оно обоняло? Однако Бог поместил все органы
в одном теле и каждому из них отвел место по Своему
усмотрению. Будь все одним органом, где же тело? И вот
в результате органов много, а тело одно. Глаз не может
сказать руке: "Я в тебе не нуждаюсь".
Или голова ногам: "Я в вас не нуждаюсь".
Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми
в теле, оказываются насущно необходимыми. И те органы,
которые кажутся наименее "почтенными", их-то мы
и укутываем наиболее тщательно. И с самыми
неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой
не требуют более красивые. Но Бог так соединил
органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них,
у которых вне тела его нет, для того чтобы
в теле не было разногласий, а все органы
заботились друг о друге. И если страдает один орган,
плохо и всем остальным. Если в почете один орган,
радуются этому и все остальные.
Вы все вместе — Тело Христа. Каждый
из вас — один из его органов и часть
Тела. В Церкви Бог, во-первых, назначил апостолов, во-вторых —
пророков, в-третьих — учителей; потом идут те,
кому дана сила творить чудеса; потом — дар исцелений;
потом — помощи, руководства, дар говорить на неведомых
языках. Разве все апостолы? Все пророки? Все учителя?
Все творят чудеса? У всех дар исцелений? Все говорят
на языках? Или все способны их истолковывать?* (1Кор.12:4-29/*/)
* * *
*<Иисус сказал>: "Верно вам говорю:
то, что вы запретите на земле, запретят на небе
и то, что вы разрешите на земле, разрешат и на небе.
И снова повторяю: если двое из вас вместе попросят
о чём-либо, Мой Небесный Отец даст им всё,
о чём они ни попросят, потому что где хотя бы
двое или трое соберутся ради Меня, там буду
и Я".
Тогда подошел к Нему Петр и спросил: "Господь,
сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной
провинится? Семь раз?"
"Нет, не семь, а семьдесят раз по семь", —
отвечает ему Иисус. ...
... к Иисусу принесли детей,
чтобы Он возложил на них руки и помолился.
А ученики их бранили. "Пусть дети приходят
ко Мне, не мешайте им! — сказал им Иисус. —
Царство Небес принадлежит таким, как они".
(Мф.18:18-22,19:13-14/**/)
*********************************************
/*/
содержит апостольское чтение вторника.
/**/
из рядового апост. чтения вторника.