Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #3423 *Христос разделился на части?!* / 12-15/X/15 (пт-пн)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).    Будьте внимательны!

Отправлено: 14-Aug-2016 13:53

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 1 августа 2016 г. ст.ст., воскресенье 8-е по Пятидесятнице.
  Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня.
  (Начало Успенского поста)

  литургические чтения: (рядовые) 1Кор.1:10-18; Мф.14:14-22;
                (в честь Креста) 1Кор.1:18–24; Ин.19:6–11,13–20,25–28,30–35.

 

  С праздником!

 

        о празднике.
        к чтениям праздника:
        + свт. Августин Гиппонский: твой путь через море
           messia.ru/rasylka/005/1233.htm (+ссылки)

 

 

                                * * *

 

 

 

 

 

 

> ПРИЗЫВ К ЕДИНСТВУ (1.10-4.21)

> 1.10-17 РАЗДОРЫ И ГРУППИРОВКИ В ЦЕРКВИ

> 10     Именем Господа нашего Иисуса Христа умоляю
>    вас, братья, будьте все согласны друг
>    с другом. Пусть разногласия не разделяют вас! Пусть
>    сплотит вас единая мысль, единая цель!
> 11    А ведь мне, братья мои, стало известно
> 12 от домочадцев Хлои, что у вас есть распри.Я имею
>    в виду, что каждый из вас говорит свое: «Я —
>    Павлов», «А я — Аполлосов», «А я — Кефин», «А я —
> 13 Христов».Это что такое? Христос разделился
>    на части?! Или это Павла распяли за вас?! А может,
> 14 во имя Павла вы приняли крещение?!Слава
>    Богу, я никого из вас не крестил, только Криспа
> 15 да Гая,так что никто не может сказать, что
> 16 вас крестили во имя меня!(Впрочем, я крестил
>    еще Стефанаса с домочадцами. А больше не помню,
> 17
крестил ли еще кого.)Ведь Христос послал
>    меня не крестить, а возвещать Радостную Весть.
>    И не языком человеческой мудрости, чтобы крест
>    Христов не лишился силы.


> 1.13   Христос разделился на части?! — в некоторых рукописях: «Христос не разделился на части!»

> 1.14  Деян 18.8; 19.29; Рим 16.23    1.16 1Кор 16.15    1.17 Мф 28.19; Ин 4.2


> Призыв к единству — это тема всего письма. Многие проблемы, существующие в коринфской церкви, возникли потому, что церковь не пребывает в органическом единстве.

> Ст. 10 — Именем Господа нашего Иисуса Христа умоляю вас, братья, будьте все согласны друг с другом. Пусть разногласия не разделяют вас! Пусть сплотит вас единая мысль, единая цель! — Апостол переходит к корпусу письма. Одна из главных причин его написания — разногласия и возникновение групп, объединяющихся вокруг духовных лидеров в Коринфе. Павла беспокоит эта ситуация. Она может показаться не внушающей опасений, безвредной, но он видит в ней начальные симптомы серьезной болезни, которую необходимо срочно лечить, иначе всё может закончиться крахом. Вот почему он заклинает адресатов именем Господа Иисуса Христа — Его именем исцелялись болезни. Братья — Греческое слово «адельфо́й» («братья») обозначает не только мужскую часть церкви, это слово включает в себя и женщин, сестер. Павел так обращается к своим адресатам, когда у них есть какие-то проблемы и он собирается пожурить их, но при этом хочет подчеркнуть, что делает это из любви к ним.

> Проблема коринфской церкви лежит не в плоскости богословия, это межличностная проблема. В то время, как церковь должна быть единой умом и сердцем, в ней возникают раздоры из-за личностей. Не важно, кто эти личности — это грозит разрушением единства церкви. По мнению Павла, всё это свидетельствует о духовной незрелости коринфских христиан, убежденных в своем духовном совершенстве. Ведь Весть о распятом Христе, воспринятая ими, должна исключить подобное поведение. Будьте все согласны друг с другом — Здесь нет речи о жестком тоталитарном единомыслии, но о добровольном ограничении своих «прав» (см. 6.12), что означает готовность уважать и принимать «инаковость» других в общине, которые непохожи на них самих. Павел хочет, чтобы коринфяне «не говорили того, что перечисляет апостол в ст. 12-м — не делились на партии, а представляли собой единое церковное сообщество»I*. Ср. Флп 2.2-3,5: «Будьте всегда и во всём согласны, равно любите друг друга всей душой, одинаково и чувствуйте, и мыслите! Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия... Пусть мысли и чувства ваши друг к другу будут у вас, как у Христа Иисуса».

> Ст. 11 — А ведь мне, братья мои, стало известно от домочадцев Хлои, что у вас есть распри — Павел пишет письмо из Эфеса (западное побережье Малой Азии). Туда прибыли домочадцы, то есть рабы некой богатой женщины по имени Хлоя. Рабы входили в состав семьи, поэтому назывались домочадцами. Нам неизвестно, кем была эта Хлоя. Возможно, она, как и Лидия из Филипп, занималась торговлей и христианами были ее рабы, которых она послала в Коринф из Эфеса (или из Коринфа в Эфес) по делам, а не она сама. От них Павлу стало известно, что к церкви существуют раздоры и даже сложились какие-то группировки. Апостол немедленно реагирует на это сообщение.

> Ст. 12 — Я имею в виду, что каждый из вас говорит свое: «Я — Павлов», «А я — Аполлосов», «А я — Кефин», «А я — Христов» — Павел перечисляет духовных лидеров, вокруг которых сложились эти группировки. Вряд ли сами лидеры повинны в этом. Скорее всего, верующие вели себя так, как это было принято в греко-римском обществе того времени. В нём существовали особые отношения богатых и влиятельных патронов и бедняков-клиентов, получавших от патронов помощь и защиту. Эти привычные секулярные, мирские модели поведения, ориентированные на личность, диктовали подобное же поведение в церкви, когда люди были лично заинтересованы в отождествлении себя с теми или иными крупными фигурамиII*. В это время собрания церкви проводились в домах наиболее богатых членов церкви, ведь только у таких людей были дома, где могло поместиться несколько десятков Кроме того, они же предоставляли пищу для совместных христианских трапез. Неудивительно, что такие люди, самые богатые, образованные и обладавшие связями в обществе, становились наиболее влиятельными и в церкви, где и занимали лидерское положение. Те, что собирались в их домах, начинали чувствовать как свою зависимость от них, так и выгоду, связанную с таким положением. Для подобных людей принадлежность к группе означала повышение собственного статуса. Если в обществе статус определяется происхождением, богатством и влиятельными друзьями, то перенос статуса в церковь сопровождается некоторой его сакрализацией. Его можно повысить, если объявить о своей близости к тому или иному религиозному лидеру или группировке, а также продемонстрировать свою особую религиозную мудрость и духовную силуII*.

> На первое место апостол помещает группу, члены которой называли себя Павловыми, чтобы не возникло ощущения, что он испытывает ревность и раздражение из-за Аполлоса. Вероятно, в нее входили те христиане Коринфа, которые были обращены Павлом во время его первого посещения и были им крещены, что вызывало в них чувство гордости. Главным невольным виновником проблемы стал, несомненно, Аполлос, о котором рассказывается в Деяниях апостолов (18.24-28). Он был евреем, но носил греческое имя: Аполлос — это сокращенная форма от «Аполлоний» («принадлежащий Аполлону») или «Аполлодо́р» («дар Аполлона»). Он был родом из Александрии, в Деяниях он назван человеком красноречивым и знатоком Писания (18.24). Там сказано, что он проповедовал с большой силой и его аргументы были впечатляющими. Нельзя не вспомнить, что в Александрии сложилась очень авторитетная аллегорическая школа истолкования Писаний, ярким представителем которой был Филон Александрийский, а затем ряд очень авторитетных Отцов Церкви (Климент Александрийский, Ориген и др.), Аполлос не мог не произвести сильного впечатления на коринфян, увлекавшихся красноречием и мудростью. О том, что он сам был смущен сложившейся ситуацией, невольным виновником которой стал, свидетельствует 16.12: «О брате Аполлосе. Я его очень просил прийти к вам вместе с братьями, но у него сейчас нет такого желания. Он придет, когда представится возможность». Павел подчеркивает, что Аполлос, не взирая ни на что, был и остается его братом и сотрудником.

> Мы не знаем, побывал ли в Коринфе Кефа, то есть апостол Петр. Павел предпочитает его арамейское прозвище «Кефа́» греческому «Петр». В этом письме он упоминается еще три раза (3.22; 9.5; 15.5), что может означать, что коринфянам он был знако́м лично. Если даже коринфяне не знали его, Петр, поставленный самим Христом «пасти Его овец» (Ин 21.17), был всем известен и пользовался огромным авторитетом.

> Существовала ли группа, которая называла себя Христовой? Одни полагают, что ее не было: а) так как в древних рукописях отсутствовали знаки препинания, смысл фразы может быть таков: «Одни говорят, что они Павловы, Аполлосовы, Кефины, но я, Павел, Христов!»; б) Павел иронизирует: «А может есть среди вас и Христовы?!» Ведь всякие расколы свидетельствуют о том, что люди отступают от единства в Христе; в) Иоанн Златоуст был уверен, что апостол хотел укорить адресатов: "Я — Христов, должны были бы высказать!»

> Другие же толкователи полагают, что такие люди были: а) они, вероятно, не признавали никаких авторитетов, кроме Христа, и не желали подчиниться никаким требованиям; б) они могли быть людьми, которые считали, что раз они спасены Христом, то они уже живут в сфере Духа и свободны от всяких нравственных запретов так называемые либертинисты); в) так могли называть себя также люди, которые признавали апостолами только Двенадцать, избранных Христом, а тех, кто придерживался взглядов Павла на Закон, считали группировкой Павла; г) группа людей, убежденных в том, что только они — истинные христиане. Возможно, это люди, утверждавшие, что они получили особые откровения от Христа. В любом случае апостол их не хвалит, ведь «Христос не может принадлежать только избранным, определенной группе в церкви»III*.

> Ст. 13 — Это что такое? Христос разделился на части?! Или это Павла распяли за вас?! А может, во имя Павла вы приняли крещение?! — На первый взгляд, эти раздоры и противоречия могут показаться пустяком, но Павел видит симптом опасной болезни: Церковь как Тело Христа находится в опасности, она может перестать быть единым организмом (см. 12.12-13). Апостол задает коринфянам ряд язвительных риторических вопросов. Христос разделился на части?! — точнее: «Христос поделен на части?» Получается, что у каждой из этих групп по «кусочку» Христа, они разделили Его на части или присвоили себе, «монополизировали»IV*. Опасно, когда в центре христианства будет стоять не распятый Христос, но Его вестники. Это грозит сползанием в идолопоклонство. «Заявления об особой приверженности Павлу или другим учителям должны рассматриваться как стремление узурпировать место Христа. Наподобие того, как на отдельных предметах, найденных в Коринфе, сохранились надписи: «Я принадлежу Афродите, я принадлежу Деметре», эти дезориентирующие заявления о предпочтении и исключительной верности по сути представляют собой идолопоклонство»IV**.

> Или это Павла распяли за вас?! — Хотя группировок было несколько, Павел, будучи очень тонким и деликатным человеком, употребляет только собственное имя, а не имена Аполлоса и Петра. Церковь зиждется на крестной смерти Христа, создана Его кровью. Похвальба теми или иными лидерами означает, что Крест перестает быть центром христианского бытия. Если сейчас в церкви некоторые превозносят имена своих лидеров, не означает ли это, что не Христос, а эти учителя умерли за них?! Так Павел демонстрирует всю абсурдность подобного поведения.

> А может, во имя Павла вы приняли крещение?! — Благодаря этим словам приоткрываются причины раздоров: вероятно, людям казалось очень важным, кто именно их крестил, и они считали, что их спасение зависит и от того, кто совершил крещение. А это искажает саму суть и прекращает крещение в магический обряд. Иоанн Златоуст иронически пересказывает слова Павла и добавляет: «Крещение — воистину великая вещь, но его величие — не в личности совершающего крещение, но в Том, чье имя призывается в крещении». В богословии Павла распятие Христа и крещение неразрывно связаны (см. Рим 6.3-4; Кол 2.12-15; ср. 1Кор 11.24-26). Христиане принимали крещение во имя Иисуса Христа (Деян 2.38), а это означало, что с этого момента они безраздельно принадлежат Христу, что Он — их Господин, Он один владеет ими. Кроме того, принявшие крещение настолько тесно соединяются с Христом, что представляют неразрывное единство с Ним, входят в Него и пребывают в Нём. Недаром в Письме галатам Павел называет крещение «одеванием в Христа» (3.27), что означает нераздельность существования, постоянное пребывание в Христе. Отныне христианин приобретает Его качества, разделяет Его природу. В других письмах апостол призывает сбросить с себя ветхого человека и облечься в нового (Эф 4.24; Кол 3.10). Этот новый человек для него идентичен Христу.


> I* Толковая Библия, т. 3, Первое Послание к Коринфянам, с. 13.
> I**A.D. Clarke, Secular and Christian Leadership in Corinth: A Socio-Historical and Exegetical Study of 1 Corinthians 1–6, p. 42-93.
> II* V.P. Furnish, The Theology of the First Letter to the Corinthians, p. 32.
> III* Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 451.

> IV* W.Schrage, Der erste Brief an die Korinther, S. 152.
> IV** Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 451.

[ В.Н.Кузнецова. ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М., 2007. Стр.34-40
 ]

 

 

 

 

см. также по теме апост. чтения:
 + В.Н.Кузнецова: Слово о кресте (1Кор.1.18-24) (две мудрости, 18-25)
 + прот. Александр Мень: Вселенскость Церкви (+ ссылки!)
 + свящ. Яков Кротов: Церковь: семейная ссора?
    messia.ru/rasylka/006/1577.htm (+ множество ссылок!)
 + Церковь – единая и разделенная messia.ru/r2/4/ek01_040.htm
                           (+ ссылки на др. материалы по теме)

 

 

 

по теме евангельского чтения см.:
 +++ протоиерей Георгий Митрофанов:
     как совместить это чудо с рассказом об искушении Христа в пустыни?
 +++ митрополит Сурожский Антоний: о чудесах (+ ссылки)
 +++ он же: ВЫ дайте им то, что нужно
      messia.ru/rasylka/009/2449.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:alr_pol0@mtu-net.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Иисус, выйдя на берег, увидел большую толпу.
 Ему стало жалко их, и Он исцелил тех, кто был болен.
 Когда наступил вечер, подошли к Нему ученики.
  — Место здесь пустынное, – сказали они, – а время уже позднее. Отпусти народ, пусть сходят в окрестные селения и купят себе поесть.
  — Им незачем уходить, – ответил Иисус. – Накормите их вы.
  — У нас ничего здесь нет, только пять хлебов и две рыбы, – говорят они Ему.
  — Принесите Мне их сюда, – сказал Он.
 Иисус велел людям рассесться на траве, взял пять хлебов и две рыбы
 и, подняв глаза к небесам, произнес молитву благодарения, разломил
 и дал хлеб ученикам, а ученики – народу.
 Все ели, насытились
 и еще набрали двенадцать полных корзин оставшихся кусков.
 А едоков было пять тысяч человек, не считая женщин и детей.*
                                              (Мф.14:14-21/*/)

* * *

Иисус сказал:
"... из уст человека исходит то, чем полно его сердце.
 Добрый человек выносит доброе из хранилища добра,
 а злой человек выносит злое из хранилища зла.
 Говорю вам, за всякое праздное слово ответят люди в День Суда.
 Потому что словами своими будешь спасен и словами своими осужден".
                                                  (Мф.12:34-37/**/)

* * *

*Не могу похвалить вас за ваши собрания:
 от них больше вреда, чем пользы.
 Во-первых, я слышал, что, когда вы собираетесь перед лицом Божьим,
 у вас бывают раздоры. Отчасти верю:
 среди вас должны быть и разногласия,
 чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание.
 Так вот, хотя вы и собираетесь вместе,
 это нельзя назвать трапезой Господа.
 Каждый из вас налегает на собственную трапезу.
 И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян.
 У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить?
 Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих?
 Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!
 Ведь я от самого Господа узнал то, что потом передал вам:
 Господь Иисус в ночь, когда был предан, взял хлеб,
 поблагодарил за него Бога, разломил и сказал:
 "Это Мое тело, которое за вас отдается.
  Делайте так в память обо Мне".
 Точно так же Он взял чашу после ужина и сказал:
 "Эта чаша – Новый Договор с Богом, скрепленный Моей кровью.
  Каждый раз, когда будете пить из нее, делайте это в память обо Мне".
 Это значит, что всякий раз,
 когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу,
 вы возвещаете смерть Господа - до тех пор, пока Он не вернется.
 Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши
 неподобающим образом, виновен перед телом и кровью Господа.
 Но пусть человек сам сначала испытает себя,
 а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу,
 потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела,
 ест и пьет свой приговор.
 Вот почему среди вас так много слабых и больных,
 да и умерло немало.
 А если бы мы сначала сами испытывали себя, нас не осудил бы Бог.
 Но когда Господь так нас судит и наказывает, Он исправляет нас,
 чтобы не осудить вместе с остальным миром.
 Так вот, братья мои, когда вы собираетесь вместе на Трапезу,
 дожидайтесь друг друга.
 Если кто голоден, пусть поест дома.
 Не надо, чтобы ваши встречи становились вам судом.
 Об остальных делах распоряжусь, когда приду к вам сам.*
                                               (1Кор.11:17-34/***/)

             *********************************************

/*/ содержит часть воскресного евангельского чтения.
/**/ из рядового еванг. чтения субботы.
/***/ содержит часть ряд. апост. чтения понедельника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3423.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm


В избранное