> Уходят <из Церкви в основном
те, кто не нашел в ней> своего места. Воцерковление
у нас часто понимается как изменение внешнего поведения
по строго определенному шаблону: вот так молись, вот так
постись, вот так передавай свечки, вот на такие благочестивые
темы разговаривай вот таким «смиренным» голосом. Проблемы
духовной жизни сводятся к перебору бесконечных «можно» и «нельзя»,
причем чем больше «нельзя», тем выше «духовность». Но жизнь
не укладывается ни в какие рамки, и в острых,
кризисных ситуациях сжатая внешними приличиями пружина стремительно
распрямляется, снося всё на своем пути.
> А кто-то, не дожидаясь кризиса, вдруг осознаёт,
что утрачивает свою индивидуальность, превращаясь в безликое
«духовное чадо» с расхожими цитатами вместо мыслей и чувств, —
и предпочитает снова стать неповторимым Васей, уникальной
Машей. Да просто задумывается: «Ну молюсь я, ну пощусь,
ну сначала вроде как было интересно… теперь наступила усталость,
и совершенно непонятно, зачем продолжать, если всё равно
ангелом я не стал, да и вокруг меня тоже сплошь
не ангелы. Не лучше ли тогда попивать пивко или
в бассейн ходить вместо этих богослужений?» А ведь
такая позиция, пожалуй — это честный отказ от лицемерия
в самом прямом смысле этого слова, от того, чтобы
«примерять чужое лицо», пусть даже самое благочестивое и правильное.
> Нередко человек, приходя в Церковь, охотно принимает
на себя некий список «стандартных грехов и добродетелей»,
с грехами начинает известными способами «бороться», добродетели же
«совершенствовать», — но всё это совершенно
не про него, а про какого-то абстрактного
христианина. Но рецепт «больше молиться, строже поститься»
совершенно не работает, а только изнуряет человека.
Благочестие — мощный инструмент в решении духовных
проблем, но вовсе не волшебная палочка. Любой инструмент
надо еще уметь применять — и вот девушка, которой
чтение акафистов так и не принесло желанного жениха,
или парень, которого земные поклоны не избавили от блудных
помыслов, отказываются от этих занятий как бесполезных.
> Надо честно сказать: к такой «стандартизации» склонны
и те, кто определяет образ жизни наших приходов и монастырей,
то есть клирики и приходской актив. Их тоже можно
понять: психологического образования у них нет, да и житейский
опыт есть не у всех, вот и получается, что каждого
приходящего принимают по некой общей мерке. Обычно приходская
жизнь ориентирована на определенный психологический тип:
от человека ждут больше эмоций, чем рассуждений, больше
терпения, чем дерзания, и т.д.
> Один провинциальный священник с грустью заметил, что
типичные его прихожане — это немолодые женщины
с неустроенной семейной жизнью. Да, понятно, что именно у них
есть время и силы для церковной жизни, и потребность
в душевном тепле тоже. Но не в том ли еще
причина, что именно такие женщины удобны для нынешних
наших приходов? Они во всём будут слушаться батюшку,
опекать его, готовить еду и мыть полы в храме… Дело
даже не в том, что данный конкретный священник настроился
именно на таких прихожанок: скорее, вся приходская жизнь
уже ориентирована именно на них. А вот молодому
мужчине трудно бывает найти себе место в такой среде,
он просто иначе устроен.
> Хотя дело, конечно, не в возрастной и половой
принадлежности, все люди разные. Кому-то бывает жизненно
необходима активная деятельность, такой человек просто увянет,
если на приходе ему не найдется дела по душе и по способностям,
а кто-то, наоборот, хочет, чтобы его оставили в покое
и не приставали к нему с бесконечными поручениями.
Один требует мистических глубин, другой — социального
служения; для одного важнее всего верность традиции, другой
ищет адекватный ответ на вызовы современности. И так
буквально во всём, и если человек не найдет в приходе
своего места, он скорее всего уйдет из такого прихода.
> Приходская жизнь — штука вообще очень непростая,
тут под каждого не подстроишься. Зачастую вообще все силы
уходят на ремонт храма и организацию богослужения. Нужно
устроить то и заплатить за это, братья и сёстры,
давайте напряжемся… И человек вдруг начинает ощущать, что
не суббота для него, а он для субботы.
Может быть, он и неправ, просто сейчас устали все, забегавшемуся
приходскому активу не до его высоких духовных поисков.
Но он в таком случае может сразу отбросить и саму
субботу, сделать вывод обо всей Церкви: «Чего я искал,
того у них нет».
> А может быть, и вправду ему просто не довелось
встретить то… вернее, Того, ради встречи с Кем и приходят
в храм? Часто можно услышать: расцерковившиеся на самом
деле искали чего-то своего, второстепенного, потому и ушли.
Иначе говоря, в храме они не встретили Христа. Но ведь
так мы просто переводим разговор в область мистического опыта,
очень личного, таинственного, невыразимого. Вот спросить
человека, выходящего из храма: ты встретил Его там
сегодня? Каждый раз встречаешь или только иногда? Встречаешь
только там или в других местах тоже? На эти вопросы
невозможно будет дать осмысленный ответ.
> Так что зачастую разговор о «невстреченном Христе» —
это просто попытка рационализации: почему это Вася и Петя
вместе ходили в храм, но Вася остался, а Петя ушел?
Значит, Вася Его встретил, а Петя — нет. В христианстве
вообще очень часто привлекают сверхценности для безусловного
объяснения простых вещей; доводилось слышать, как человек
объяснял свой переход на другую работу: «Такова была
воля Божья обо мне». Он мог бы назвать много
уважительных причин, по которым он сделал этот выбор,
но среди человеческих оценок и решений всё сложно
и спорно, проще сразу указать на некую сверхценность, абсолютную
и неоспоримую, и так закрыть вопрос.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме,
в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Он строго наказал ученикам никому не говорить
о том,
что Он Помазанник Божий.
С тех пор Иисус стал открыто говорить Своим ученикам,
что Он должен идти в Иерусалим
и претерпеть там много страданий
от рук старейшин, старших священников и учителей Закона
и что там Его убьют,
но на третий день Он встанет из мертвых.
Петр, отведя Его в сторону, стал Ему перечить:
- Упаси Боже, чтобы с Тобой такое случилось, Господь!
Но Иисус, обернувшись, сказал Петру:
- Прочь с глаз, Сатана!
Ты сбиваешь Меня с пути, ты думаешь не о Божьем, о людском!
Затем Иисус сказал Своим ученикам:
- Кто хочет следовать за Мной,
пусть забудет о себе,
пусть возьмет свой крест -
и тогда следует за Мной.
Кто хочет спасти свою жизнь,
тот ее потеряет.
А кто свою жизнь потеряет ради Меня,
тот ее обретет.
Что пользы человеку, если он приобретет весь мир,
а жизни своей повредит?
Разве не всё отдал бы он,
лишь бы вернуть себе жизнь?!
Потому что Сын человеческий
придет в сиянии славы Отца Своего с Его ангелами
и воздаст каждому по делам его.* (Мф.16:20-27/*/)
*********************************************
/*/
содержит евангельское чтение среды и часть чтения четверга.