> Недели*,
следующие за Крестопоклонной седмицей, говорят нам о святых
двух родов: о таких, которые были наставниками духовной
жизни и потому указывают путь, каким мы должны идти для того,
чтобы действительно принести Богу благодарность всей нашей жизнью,
душой, мыслью, сердцем, волей, плотью нашей; и таких святых,
которые были грешниками, подобными нам, — некоторые могут даже сказать:
хуже нас (хотя человек, который грешит и умеет по-настоящему
каяться, показывает, что у него душа и во грехе была
в таком борении, какого у нас часто не наблюдаешь)
и которые показывают нам, что может Бог сотворить
над человеком, когда тот к Нему приходит и кается
в своих грехах.
> Первая неделя после Крестопоклонной посвящена
памяти святого Иоанна Лествичника. Святой Иоанн так назван,
потому что он написал всего одну книгу, которая называется
"Лестница восхождения к Богу", где шаг за шагом
нас наставляет, как вырваться из греха, как шаг за шагом
подниматься к Богу, живя такой жизнью, которая Богу была бы
радостью, а нам — спасением.
> В чём же основное его учение?
Во-первых, в том, что без покаяния истинного, слезного,
без того чтобы наше сердце растаяло в нас слезами,
нет пути к подлинному возрождению человека. Это очень
важно. Речь не идет о том, чтобы быть плаксивыми,
а о том, чтобы глубоко восчувствовать, с одной стороны,
величие, красоту, любовь Божию, и, с другой стороны, пережить
нашу собственную неверность и наше недостоинство, изумиться:
каким образом Бог может такого, как я, любить, больше того:
любить до смерти Своей, любить жизнью Своей, смертью Своей,
крестом Своим. Покаяние не заключается в том, чтобы только
оплакивать свои грехи, а в том, чтобы, поняв, что эти грехи
принудили Христа умереть на кресте, отвернуться от них
с отвращением. Покаяние заключается в том, чтобы весь
курс жизни переменить от земли к небу, от тьмы во свет,
из отчуждения от Бога — к Самому Богу.
> А второе, о чём говорит святой, это то,
что путь к спасению лежит во смирении. Причем не в том
ложном смирении, которое мы все умеем проявлять, говоря: Ой,
я недостоин!.. Ой, я не такой, каким вы себе
представляете меня... — Нет, в смирении таком, которое нас,
во-первых, примиряет, потому что смиренный человек это человек,
который с–мирился, при–мирился со всеми обстоятельствами своей
жизни и считает их даром Божиим; и дальше — который
готов в пределах этих обстоятельств прислушиваться к голосу
Божию и быть открытым Ему, примиренным с Ним и поэтому
способным вслушиваться в каждое слово каждого наставления.
> Латинское слово, означающее "смирение"
— humilitas — говорит о том, что мы
должны быть подобны плодородной земле, которая лежит перед лицом
неба, безмолвная, готовая принять от него и теплоту, и дождь,
которая готова быть глубоко вспаханной плугом и потом, удобренная,
способна принять любое зерно, любое семя, которое будет посеяно
в нее, и принести богатый плод. Вот о чём говорит
нам в основе святой Иоанн Лествичник: Покайся, осознай до слез
свое недостоинство и свою нужду в Боге, обратись в Его
сторону, обратись прямо к Нему и прими всё от руки
Божией как путь спасения. Если этим путем идти, то спасения
достигнешь, потому что Бог нас встречает не только на полпути,
Он снисходит до самых глубин нашего греха и спасает
нас, грешных.
*Мы
убеждены, что вы ... сто`ите на пути к спасению. ...
Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такое же усердие
до конца,
то есть до исполнения надежды,
чтобы он не обленился,
а последовал примеру тех, кто, благодаря вере и стойкости,
получает обещанное в наследие обещанное Богом. ...
<Обещание Бога и Его клятва>
служат для нас, бежавших под Его покров,
источником великой бодрости
и побуждают крепко держаться той надежды,
что у нас перед глазами.
Надежда эта - словно якорь
для души, крепкий и надежный,
который входит внутрь святилища, за
завесу,
куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради
нас,
став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником
навеки.*
(Евр.6::9,11-12,18-20/*/)
* * *
*Уподобился я, Христе, / в руки разбойников
попавшемуся
и оставленному ими от побоев еле живым;
так и я изранен, Спаситель грехами
моими.
*"Не презри меня, Спаситель, болящего
тяжко", -
взывал с рыданиями / разбойникам отдавший
богатство Твое.
И я так молю: / "Пожалей и спаси
меня!"
*Христе Спаситель!
Ум мой - в язвах от грехов,
разбойниками неправедными поражен
/ и злыми помыслами;
уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.
*
*Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя,
я изранен разбойниками, пребывая в
страстях;
но воздвигни меня, молю.
*Ограбили ум мой разбойники / и оставили
меня полумертвым
в язвах согрешений моих;
но исцели меня, Господи.
*Обнажили меня страсти:
не в силах я исполнить заповедей Твоих,
Христе Спаситель,
и наслаждениями я был уязвлен;
но излей на меня милость.
*
*Разбойники похитили / мое стяжание - дело
божественное
и оставили меня страдающим от ран.
*Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей
Твоих
непостоянные помышления мои,
оттого я и изранен согрешениями.
*Левит, когда меня, ранами уязвленного,
увидел,
прошел мимо, Спаситель мой;
но Ты меня спаси.
*
*Иисусе, осмотри раны души моей,
как в древности попавшегося в руки
разбойников,
и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.
*Мучительно от язв согрешений / изнемогла
душа моя, Христе,
и оттого я нагим лежу, без добродетелей
божественных.
Молю, спаси меня!
*Священник, увидевший меня, / и левит бессильными
явились,
ибо мимо меня они прошли;
но Ты Сам, как милосердный, / ныне
избавление подал и спас меня.
*
*Страстями я растратил / имение божественное,
Владыка,
и весь жестоко израненный согрешениями,
прибег к Тебе.
"Сжалься надо мною", - молю.
*Расхитили богатство мое / и как мертвого
оставили меня разбойники,
страстями ум мой уязвив,
но, сжалившись, спаси меня, Господи.
*Когда увидел левит мучение мое от ран,
вида тех язв не вынося, мимо меня
прошел.
Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил
на меня богатую Твою милость.
*
*Разбойники напали на меня, несчастного,
и оставили меня / как бы мертвым от
побоев, бездыханным.
Потому молю Тебя: / "Боже, посети
меня!"
*Ум мой ограбили / помыслы непостоянные
/
и, поразив страстями,
мертвым меня оставили по множеству
согрешений;
но Ты, Спаситель, исцели меня.
*Когда увидел меня левит, / от ран страдающего,
не вынося моих язв, как неизлечимых,
прошел мимо меня, Спаситель мой;
но Ты Сам уврачуй меня.
*
*Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель,
извратил я жизнь мою согрешений ранами.
Оттого я обнажен, лишившись божественного
образа, -
Твоего, человеколюбивый Боже;
но пожалей меня.
*Пришел Ты на землю с высот, Спаситель,
пожалев меня, всего ранами покрытого,
и язвами согрешений, Милосердный,
и излил на меня, Христе, милость Твою.
*Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель,
как выкуп за меня дал и спас меня,
всего роем согрешений уязвленного,
/ в неисцелимых ранах,
как Милостивый.
*
*Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом
моим,
в страстные наслаждения погрузившись,
я лишился благодати и в язвах извержен
нагим.
Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти
меня.
*Не смог левит язв моих очистить,
но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел
и излил на меня милость сострадания
Твоего, Спаситель,
как врач искуснейший исцеляя меня.
*Как милосердный, сжалившись, / Ты спас,
Христе Спаситель,
меня, бичами разбойников жестоко избитого,
и душу с телом Своим, как два динария
/ дал за меня во искупление.*
(Канон 4-го воскр. Вел. поста, перев. иером. Амвросия)