18
Никто никогда не видел Бога.
Только Бог единственный Сын,
пребывающий рядом с Отцом,
Он открыл нам Его.
/.../
29
На следующий день Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит:
Вот Божий Ягненок,
который унесет грех мира! 30 Он Тот, о котором
сказал я:
"Вслед за мной идет человек,
который стал больше меня,
потому что был прежде меня".
31
Я не знал, кто Он, но я пришел омывать водою
для того, чтобы о Нём стало известно Израилю.
32
Вот свидетельство Иоанна: я видел, как Дух спустился
на Него с неба, словно голубь, и остался на Нём.
(33) Я не знал Его, но Тот,
кто послал меня омывать водою, сказал мне: "Когда ты увидишь
человека, на кого нисходит и на ком остается Дух, Он
и есть Тот, кто будет омывать Святым Духом". (34) И я это
видел и свидетельствую, что Он Сын Бога.
35
На следующий день снова стоял там Иоанн и с ним
два его ученика. (36) Увидев
идущего мимо Иисуса, Иоанн говорит:
Вот Божий Ягненок!
37
И оба ученика, услышав его слова, пошли вслед за Иисусом.
(38) Он, обернувшись и увидев,
что они идут за Ним, говорит им:
Что вам надо?
А они в ответ спросили:
Равви (что значит "Учитель"), где Ты живешь?
39
Пойдемте, и увидите сами, говорит Он.
Было
около четырех часов пополудни. И вот они пошли с Ним,
увидели, где Он живет, и пробыли у Него до конца
дня.
40
Один из двоих, тех, что слышали слова Иоанна и пошли
за Иисусом, был Андрей, брат Симона Петра. (41) Первым
делом он разыскал своего брата Симона и сказал ему:
Мы нашли Мессию. (Это значит "Помазанник", Христос.)
42
Он привел его к Иисусу. Иисус, пристально посмотрев на него,
сказал:
Ты Симон, сын Иоанна. Но ты будешь зваться Кифа. (Это значит
"Скала", Петр.)
43
На следующий день Иисус решил отправиться в Галилею. Там
Он нашел Филиппа.
Следуй за Мной! говорит ему Иисус.
44
Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей
с Петром. (45) Филипп,
в свою очередь, разыскал Нафанаила и сказал ему:
Мы нашли Того, о ком писали Моисей в Законе и пророки.
Это Иисус, сын Иосифа, из Назарета.
46
Из Назарета? Разве из Назарета может быть что хорошее?
возразил Нафанаил.
Пойдем, и сам увидишь, говорит ему Филипп.
47
Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила и сказал о нём:
Вот настоящий израильтянин, неспособный на обман.
48
Откуда Ты меня знаешь? спрашивает Нафанаил.
Еще до того, как позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей,
ответил ему Иисус.
49
Равви! Ты Сын Бога, Ты Царь Израиля!
воскликнул Нафанаил.
50
Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел
тебя под смоковницей? Увидишь гораздо большее. (51) Иисус
продолжал:
Говорю вам истинную правду:
увидите, как раскрывается небо
и как Божьи ангелы сходят
к Сыну человеческому
и восходят от Него к Богу.
> В 18 стихе Иоанн формулирует загадку: "Невидимый Бог
стал видимым через Бога". Конечно, сказано буквально не так,
и если думать, что для Иоанна Иисус не Бог, сказано
не так, но если не так, если сказан не парадокс,
то сказана пошлость: мол, хороший человек Иисус отражал некоторые
черты невидимого Божества больше, чем любой другой. Главное же: за этой
фразой следует нарастающий вал искусно привинченных одна к другой
реплик диалога, когда всё, что делают персонажи, напоминает игру
в мяч. И мячом является именно загадка зрения. Сперва Иоанн
восклицает, что видел Духа, видел в Иисусе Сына Божия (34).
Весь эпизод с крещением Спасителя об этом видении
невидимого. Следующий удар Иисуса, теперь Он видит
идущих за ним Иоанна, Иакова, Андрея, заговаривает с ними
и призывает: пойдите за мной и увидите (39). После
чего мяч летит в Петра: Иисус взглянув на него, дает
ему имя (ст. 42). На следующий день слова Иисуса "пойди
и посмотри" повторяются правда, их произносит
не сам Спаситель, но уже ставший Его посланцем Филипп (ст. 46).
Нафанаил идет и Иисус его видит (47) и обращает,
говоря: "Я видел тебя" (49). Нафанаил в изумлении,
и следует эффектная развязка: Иисус говорит: будете видеть ангелов,
служащих Сыну Человеческому на небе (51), после чего тема видения
исчерпана. На парадоксальную загадку: "Как увидеть
невидимого Бога?" дан ответ: "Дай Богу увидеть
тебя тогда увидишь Бога". Иисус открывается людям
как Бог, потому что Иисус открывает людей как Бог
открывает в людях небо, свет, радость, которые они сами в себе
не видят. Чудо не то, что Бога можно изобразить и не поклоняться
изображению, чудо то, что Бог способен поклониться человеку как человеку
не Своему образу в человеке, а человеческому в человеке.
Написать икону Бога дело нехитрое, увидеть иконное, вечное
и превечное в человеческой природе вот что
может только Спаситель.
*Господь мудростью основал землю, / небеса утвердил
разумом,
Его в`едением разверзаются бездны, / и
облака источают росу.
Сын, да не скроется это от тебя,
и сохранишь благоразумие и прозорливость.
И будет это жизнью для твоей души,
и станет людская милость твоим ожерельем.
Тогда безопасна будет твоя дорога, / и
нога твоя не оступится.
Ляжешь спать без боязни, / заснешь - и
сон будет сладок.
Не бойся внезапного несчастья, / погибели,
что готовят нечестивцы;
ибо Господь - на твоей стороне, / Он не
даст тебе ступить в западню.
Не скрывай добра от законного владельца,
/ если это в твоей власти;
не говори ближнему: 'Ступай, придешь потом,
завтра дам', - если есть, чем поделиться.
Не замышляй ничего против человека, /
который тебе доверяет.
Не ссорься попусту с тем, / кто не причинил
тебе зла.
Не завидуй творящему насилие / и не выбирай
его дороги,
ибо мерзок Господу коварный, / а честные
- у Него в доверии.
Проклятие Господа - на доме нечестивца;
а жилище праведных Он благословляет.
Над насмешниками Он посмеется, / а кротким
дарует милость.*
(Пр.3:19-34/&/)
* * *
*Многократно и многообразно говоривший в прошлом
с нашими отцами через пророков,
Бог в эти последние дни говорил с нами
через Сына.
Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью
сотворил всю вселенную.
Сын есть сияние славы Бога и отпечаток
самой Его сущности.
Он управляет вселенной Своим могучим словом.
Совершив очищение грехов,
Он сел по правую руку Божественного величия
в небесах,
став настолько же выше ангелов,
насколько имя, унаследованное Им, выше
их имен.
Потому что кому из ангелов сказал когда-либо
Бог:
"Ты - Мой Сын,
сегодня Я стал Отцом Тебе"?!
И еще:
"Я буду Ему Отцом,
а Он будет Мне Сыном".
И опять же, когда Он приводит Своего Первенца
Сына в мир, Он говорит:
"Пусть Ему поклонятся все ангелы
Божьи!"
Об ангелах Бог говорит:
"Он Себе назначает в вестники ветер
и в слуги - пламя огня".
О Сыне же Он говорит:
"Престол Твой, о Боже, на веки веков.
Жезлом справедливости
правишь Ты в Царстве Своем.
Ты праведность любишь, порок ненавидишь.
И поэтому Бог Твой, о Боже,
возвысил Тебя над сподвижниками,
елеем восторга помазав Тебя".
И еще Он говорит:
"Это Ты, о Господь, изначально
заложил основанья земли,
небеса - это тоже дела Твоих
рук.
Погибнут они -
но Ты остаешься.
Они, как плащ, обветшают,
Ты свернешь их, подобно одежде,
переменишь, как плащ, их -
они переменятся.
Но Ты всегда тот же,
и годам Твоим нет конца!"*
(Евр.1:1-12/*/)
* * *
*Благодаря вере Моисей, став взрослым,
отказался называться сыном дочери фараона.
Он предпочел делить тяготы с народом Божьим
вместо того, чтобы наслаждаться временными
удовольствиями греха.
Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника
Божьего,
он счел богатством б`ольшим, чем сокровища
Египта:
ведь он устремлял свой взор к будущей
награде.
Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись
царского гнева -
он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
Благодаря вере он установил Пасху и окропление
кровью,
чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев
израильтян. ...
Но ст`оит ли продолжать?
У меня не хватит времени рассказать
о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде,
а также о Самуиле и пророках.
Благодаря вере они покоряли царства, вершили
справедливость,
добивались того, что обещал им Бог, усмиряли
львов,
гасили яростный огонь, спасались от острия
меча,
обретали силу после слабости, становились
могучими в бою,
разбивали войска чужеземцев.
Женщины получали умерших детей воскресшими.
Иных мучили до смерти,
но они отказались от свободы,
чтобы обрести воскресение в лучшей жизни.
Другие же испытали на себе издевательства
и побои,
даже цепи и тюремные решетки.
Их побивали камнями, перепиливали пилами,
убивали мечами.
Они скитались бездомные, одевались в овечьи
и козьи шкуры,
вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
Те, кого весь мир был недостоин,
блуждали в пустынях, горах, пещерах и
ущельях.
Все они благодаря вере заслужили от Бога
похвалу,
но не получили обещанного.
И это ради того,
чтобы достичь совершенства они могли только
вместе с нами,
так как для нас Бог предусмотрел нечто
лучшее.
И раз вокруг нас такая тьма свидетелей,
то нам надо снять с себя бремя цепкого
греха
и бежать предстоящий нам забег терпеливо
и стойко,
не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя
веры - Иисуса.
Ради той радости, которая Ему предстояла,
Он, пренебрегши позором, претерпел смерть
на кресте
и теперь сидит по правую руку от Престола
Божьего.*
(Евр.11:24-28,32-12:2/**/)
* * *
Над насмешниками Он посмеется,
а кротким дарует милость.
Мудрые обретут славу,
а глупцы погрязнут в позоре.
Слушайте, сыновья, наставление отца,
внимайте, набирайтесь ума.
Ведь я учу вас добру,
не пренебрегайте наказом моим.
Были отец с матерью и у меня, * был и
я для них любимцем ненаглядным.
Вот как отец поучал меня:
сохрани в сердце мои слова,
соблюдай заветы мои - и будешь жить.
Приобретай мудрость, обретай знание,
не забывай и не отвергай того, что сказал я.
Не покидай мудрости - и она сохранит тебя,
люби ее - и она обережет тебя.
В чём начало мудрости? Обретай мудрость,
что бы ты ни копил, накопи разумение.
Оцени мудрость - и она вознесет тебя,
прославит тебя, если обнимешь ее.
Великолепный венок на главу возложит,
принесет тебе сияющий венец.
Выслушай, сын, и прими мои слова -
и продлятся годы твоей жизни.
Путь мудрости укажу тебе,
направлю дорогой прямой.
Пойдешь - не собьется шаг,
и если побежишь, не споткнешься.
Держись этих правил, не отступайся,
храни их, ибо в них - твоя жизнь.
На дорогу нечестивых не вступай,
не следуй по пути злодеев:
сверни с него, не ходи по нему,
пройди стороной, ступай мимо.
Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,
глаз они не сомкнут, если кого не погубили.
Ведь питаются они злодейством, как хлебом,
и
пьют насилие, как вино.
Путь благочестивых - как свет зари,
что разгорается ярче с приходом дня.
А путь нечестивых - во мраке,
и неведомо им, где споткнутся.
Сын, прислушайся к моим словам,
к речам моим будь внимателен.
Да не ускользнут они от тебя,
сохрани их в глубине сердца.
Ибо станут они жизнью для того, кто обрел
их,
будут для плоти целительны.*
(Пр.3:34-4:22/***/)
* * *
Душа моя, душа моя, восстань,
что ты спишь?
Конец приближается, и тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!
*********************************************
/&/
паремия пятницы (перевод РБО, 2000 г.)
/*/ апостольское чтение
субботы.
/**/ апостольское чтение
воскресенья.
/***/
новый перевод РБО (2000г.). чтение понедельника.