Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Конфликт. Подстройка в конфликте.

Приветствую всех!

Предлагаю вернуться к вопросу о конфликтах.
Подстройка в конфликте.

Многие бывали в метро в час пик, когда поток людей движется в одном
направлении. Горе безумцу, движущемуся против толпы!
Что же делать, если вдруг необходимо двигаться в противоположном
направлении?
Можно пытаться продираться сквозь толпу, испытывая сопротивление, тычки и
выслушивая обидные замечания. Как-то я был свидетелем почти эпического
эпизода. На "Пионерской" меняли эскалатор, и в утренние часы пик оставшиеся
два работали только на спуск, чтобы доставить граждан из спального района к
местам их работы. При этом обычно справа на ступеньках стоят люди, которым
идти некомфортно, а с левой стороны вниз бегут те, кто уж очень торопится.
Но бывают ведь и другие варианты! На глазах изумлённой публики, ВВЕРХ по
эскалатору бежал гражданин с дорожным ЧЕМОДАНОМ. Я спускался по соседнему и
заметил его уже примерно на половине пути. Не знаю, смог ли он добраться до
выхода из метро или охранники спустили его обратно, но решимость и отчаяние
гражданина определённо производили неизгладимое впечатление.
Намного легче выйти из потока и переждать.
А ещё лучше, двигаясь ВМЕСТЕ с общим потоком, найти свой ручеёк, который
постепенно вынесет вас туда, куда вам и требуется.
В этом суть стратегии подстройки, или айки - стать водой, а не скалой.
Обтечь препятствие, уважая его неколебимость, и достичь своей цели с
минимальными потерями.
В контексте конфликта вы принимаете атаку нападающего на вас человека. В
айкидо эта метафора осуществляется физическим перемещением, когда
защищающийся, уступая атаке, делает шаг в сторону и разворачивается под
напором атакующего в ту же сторону, куда направлена атака. Теперь оба
участника поединка смотрят в одном направлении, и чтобы продолжить атаку,
нападающий вынужден сменить её направление. Для этого требуется время,
поэтому у защищающегося есть возможность перенаправить энергию уже начатого
движения в нужном для себя направлении, чтобы показать, насколько соперник
"не прав" и убедить его прекратить нападение. И тем самым достичь гармонии.
Как участник словесного конфликта, вы, условно говоря, разворачиваетесь в ту
же сторону, куда бьёт нападающий, и начинаете смотреть на ситуацию с его
точки зрения. Вы начинаете интуитивно или рационально понимать причины атаки
и принимаете чувства, обуревающие напавшего на вас человека. Одновременно
нападающий теряет почву для продолжения конфликта в выбранном ключе и
вынужден менять направление удара. Это секундное замешательство можно
использовать для защиты. Например, чтобы показать нападающему, что его
поведение глупо и вредит ему же самому. В момент замешательства нападающего,
которое всегда отмечается небольшой паузой, важно слегка поддержать его,
чтобы обеспечить полноту слияния и возможность последующего ведения
конфликта в нужном вам направлении.
Повторю. Чтобы подстроиться под нападающего, достаточно допустить, что он
реально испытывает, возможно, ужасные чувства, и, что тоже возможно, у него
есть для этого некоторые основания - с его точки зрения. Этим вы нисколько
не соглашаетесь с сутью его претензий. Вы просто допускаете, что он СПОСОБЕН
переживать, и ЧТО он способен переживать. Вы, сохраняя право на свои
чувства, понимаете, что способны менять точку зрения по своему желанию. Это
не уступка и не притворство. Это способность сочувствовать, сопереживать.
Сохраняя, тем не менее, право на СВОЮ точку зрения.
Например, начальник заявляет вам: "Чем вы тут занимаетесь?! Ваша работа
никуда не годится!"
Чем вызвано это нападение, сказать трудно. Быть может, он сам не умеет
руководить и боится разноса от своего шефа, а на вас напал, чтобы и вам было
плохо. А может, он хочет, чтобы вы защитили свою работу и тем взбодрили его
самого. Можно предположить, что он хочет заставить вас испытать чувство
вины, чтобы вы не претендовали на премию, а напротив, взяли дополнительные
обязанности сверх должностной инструкции.
Скорее всего, начальник и сам не понимает, чего хочет. Подстраиваясь и
сливаясь с ним, вы помогаете ему осознать истинные мотивы его нападения.
Поэтому вы пытаетесь просто встать на его место и увидеть ситуацию его
глазами.
Итак, начальник: "Чем вы тут занимаетесь?! Ваша работа никуда не годится!"
Вы: "Я вас в этом не виню."
или: "Я вас понимаю."
или: "Не хотел бы я быть начальником."
Как правило, нападающий не находится в душевном равновесии, и чтобы,
фигурально выражаясь, не упасть, ему требуется сопротивление. И если вместо
сопротивления ведётся подстройка, он приходит в замешательство, не понимая,
в чём дело.
Дальнейшее может развиваться по разным сценариям. Вы можете замолчать,
ожидая ответа, либо взять инициативу в свои руки. Например.
Начальник: "Вы меня НЕ ВИНИТЕ?"
Вы: "Обвинять кого-то за проявление его чувств - не моё дело. Вы
недовольны, и я не могу вас винить за это."
Начальник: "Что вы имеете в виду? Что вы сделали отличный отчёт?"
Вы: "Наверное, нет, раз вы им недовольны."
Обратите внимание, вы просто пытаетесь встать на точку зрения начальника и
констатируете его проявление недовольства. Вы не отвергаете его претензии и
не соглашаетесь с ними. Теперь начальник растерян и не знает, что сказать.
Поэтому вы берёте инициативу в свои руки.
Вы: "Если вы не собираетесь меня немедленно уволить, давайте посмотрим, что
можно тут сделать. Что конкретно вам не нравится?"
И дальше либо начальник понимает, что погорячился и наговорил глупостей,
либо вы переходите к деловому обсуждению вопроса.
Итак, схема подстройки:
1. Слияние с атакующим, чтобы убраться из-под прямой атаки и выяснить
истинные мотивы нападения.
2. Перехват инициативы и восстановление гармонии.
Надо сказать, научиться грамотному слиянию в ходе конфликта труднее, чем
можно предположить. Это требует определённой изобретательности и, главное,
хладнокровия. Но результат, как правило, намного превосходит результаты
ранее рассматривавшихся стратегий.
Тем не менее, бывают ситуации, когда стратегия подстройки НЕ работает:
1. Когда вопрос стоит о жизни и смерти и нет ни времени, ни возможности
изобрести подходящую форму слияния, которая бы остановила атаку и вызвала
замешательство атакующего, и при этом была бы основана на сочувствии к нему.
2. Когда конфликт грозит реальными разрушениями и нет времени на подстройку
либо нападающий находится не в адекватном состоянии и не способен воспринять
подстройку оппонента.

В этих ситуациях требуются решительные действия, например, отпор или обман.

Ответить   Tue, 9 Jun 2015 23:42:00 +0300 (#3277010)