Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

Эмоциональный интеллект

Доброго времени суток!

Давайте познакомимся с Эмоциональным интеллектом.

Вопреки расхожему мнению, высокие показатели IQ совсем не являются гарантией
карьерного успеха...

Способности человека в наш век стоят дорого. Ну скажите, кто бы из нас не
мечтал быть талантливым, одаренным и гениальным? Ведь все это может принести
нам не только уважение со стороны окружающих, но и нечто более материальное.
Например, прибавку к зарплате. Ни для кого не секрет, что работодатели
предпочитают нанимать тех, у кого "ушки на макушке". Соображайте побыстрей,
берите инициативу в свои руки, доверяйте интуиции - и вы покорите любого
босса. Кстати говоря, вопреки расхожему мнению, высокие показатели IQ, то
бишь неплохие умственные способности отнюдь не являются гарантией карьерного
успеха. То есть соображать - необходимо, но не достаточно. Как показали
исследования последних лет, ничуть не меньшую роль играют ваша уживчивость,
неконфликтность, общительность. А это означает, что традиционная фраза
"коммуникабелен, умею работать в команде" - это не формальный довесок к
вашему резюме, а одна из основных характеристик вас как "рабочей силы".

Несколько десятилетий назад психологи штата Масачусетс провели несложное
наблюдение. В качестве "подопытных кроликов" выступили 450 американских
мальчишек. Две трети из них отличались высоким IQ и выросли во вполне
благополучных семьях. Оставшаяся треть ребят еще в детстве столкнулась с
семейными проблемами и не отличалась задатками гениев, то есть показатели IQ
в этом случае были более, чем средними. Как показала встреча 15 лет спустя,
их жизненный успех далеко не напрямую зависел от показателей IQ. Гораздо
более важными оказались умение сопротивляться стрессу и привычка оставаться
оптимистом, невзирая на неудачи.

В 1995 году американец Даниель Гоулмен ввел термин "эмоциональный
интеллект". Смысл, вложенный им в это понятие, был таким: "Эмоциональный
интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и
эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для
реализации собственных целей". Вы возразите: "Прислушиваться к собственным
ощущениям, конечно, полезно. "Познай себя"... Но при чем тут интеллект? Ведь
этот термин обычно связывают с рациональными способностями человека, с его
умением мыслить логически, со склонностью к математике..." Но обратимся к
одной из классических интерпретаций термина "интеллект". Как гласит
определение Давида Вечслера, "интеллект есть умение действовать
целенаправленно, рационально и эффективно с целью достижения успеха в данных
условиях". Стоит ли говорить, что такая трактовка подразумевает не только
мыслительный процесс в строгом смысле этого слова, но и множество
внеинтеллектуальных факторов.

Собственно, идея не нова. Еще в далекие 30-е годы Роберт Торндайк писал о
"социальном интеллекте", говоря о людях, склонных к адаптивности. В 40-е
исследователи из штата Огайо обратились к теме лидерства. Их основной
задачей было выяснить, какими именно чертами характера природа наделяет
наиболее талантливых руководителей. Как оказалось, чем выше ранг социального
работника, тем больше требований его должность проявляет к эмоциональному
интеллекту.

Впрочем, не стоит ударяться из крайности в крайность. Конечно, сколь угодно
высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни
профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все "за" и "против" и
делать выводы "головой". Однако при прочих равных лучше быть дружелюбным да
с чувством юмора, чем иметь лишние 10-15 баллов IQ. Вообще говоря, когда
говорят об эмоциональном интеллекте, то обычно подразумевают два аспекта.
Речь идет о том, чтобы контролировать свои эмоции и о создании благоприятной
эмоциональной атмосферы.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в
состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу,
раздражению или унынию. Интересно, что, если человек наделен подобными
качествами, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только
на область, связанную с учебой, работой и т.д. Наилучшей иллюстрацией к
этому может послужить, наверное, знаменитый "зефирный тест", проведенный
учеными из Стенфордского университета. С точки зрения любого здорового
ребенка тест этот носил ярко выраженный характер издевательства. Ибо
заключался он в том, чтобы как можно дольше сидеть перед столом со
сладостями, ни к чему не притрагиваясь. Вскоре были выявлены рекордсмены
самообладания, и, как ни смешно, именно они оказались наиболее успешными
предпренимателями спустя десяток лет.

Контроль за эмоциями, как правило, заключается в том, чтобы не давать
выплеснуться негативным впечатлениям. Речь идет о непрерывном
психотреннинге, позволяющем поддерживать себя в хорошем настроении. Так,
Мартин Селигман разработал целую концепцию "ученого оптимизма". Ее суть - в
том, чтобы выместить абстрактное недовольство в случае неудачи
конструктивной самокритикой. То есть, когда вас в очередной раз обломают, не
восклицайте раздраженно: "Все плохо, эта жизнь - отстой!", а возьмите
бумажку и проанализируйте собственные недочеты. Что было сделано, как надо,
а что - не так? В результате у вас поубавится уныния, да, к тому же, в
следующий раз вы будете осмотрительнее - ведь в вашем распоряжении будет
новая информация.

Иногда - перед важным испытанием - стоит изначально настроиться на
великолепный исход дела. Мысленно нарисуйте себе на лбу ярко-красную
пятерку, когда идете на экзамен!

Кстати, этот момент стоит учитывать руководителям всех рангов: при
благоприятных ожиданиях со стороны начальства производительность труда
вырастает раза в полтора. Подтверждением тому - еще один эксперимент. На
одном из треннингов по подготовке кадровых специалистов в число обучающихся
включили профессионального актера. При работе с добровольцами, выступавшими
в роли сотрудников, он целенаправленно изменял эмоциональный фон общения с
"персоналом". В одном случае, он "заражал" их энтузиазмом, в другом - пугал
угрюмостью, в третьем - демонстрировал верх раздражительности, в четвертом -
вызывал поклонение, являя миру харизму... Ожидания себя оправдали: степень
"слаженности" коллектива и скорость работы напрямую зависели от поддержки со
стороны руководителя.

Напоследок стоит упомянуть о еще одной ипостаси эмоционального интеллекта.
Эмпатия - способность "вживания" в другого. Если вы способны "впрыгнуть" в
шкуру собеседника и лучше, чем он сам мог бы это выразить, понять, чего же
он от вас ждет - успех обеспечен. Как показывает практика, из подобных людей
выходят первоклассные менеджеры.

Ответить   Thu, 20 Nov 2014 00:11:14 +0300 (#3166969)