[pc] Детский вопрос.
Исследовательский фильм "Джон" можно назвать обязательным к просмотру для
всех родителей. Рассказываем историю его создания и суть.
"1969 г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются
новые соседи -- молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведён в
этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках
корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна
вторым ребёнком. У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте
жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям
за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести
в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно
пристроить малыша?
Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники
местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На
необходимое время ребёнка можно поместить в детский дом, где они работают.
Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он
регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс -- доброжелательная
знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью.
Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо
развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно
тяжела. Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями
присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребёнка с
домом.
Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться
на киноплёнку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.
Боулби о том, как влияет на поведение ребёнка расставание с близкими людьми.
На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое -- киносъёмку
приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.
Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и
параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и
характер ребёнка. Они -- сторонники и последователи английского психиатра и
психоаналитика Дж. Боулби и его теории привязанности.
Съёмка ведётся все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в
детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться
рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои
рабочие обязанности.
Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлучённом с матерью. При
просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору
-- на тот момент самому близкому для него человеку.
Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и
пронзительным, что слухи о нём довольно быстро просочились в сферы, не
имеющие отношения к детской психологии. В скором времени фильм был показан
по английскому телевидению в прайм-тайм и произвёл переворот в социальной
политике английского общества по отношению к детям. Министр образования,
увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании
правительства. Была разработана специальная программа, по которой в течение
четырёх лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети,
оставшиеся без родителей, размещены в приёмных семьях.
По отзывам очевидцев, сейчас в Англии "нет не только брошенных детей, нет
даже брошенных собак и кошек".
Фильм "Джон", оказавшийся радикальным для социальной политики английского
правительства, привлёк внимание к теории привязанности Дж. Боулби, выведя её
из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и
показал её практическую значимость.
Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребёнка
С точки зрения Дж. Боулби, привязанность -- поиск и поддержание контакта со
значимыми другими -- базовая человеческая потребность. Потребность в
эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку,
чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а
врождённая равноправная и независимая потребность. Именно за эту идею Дж.
Боулби в 1947 году был исключён из Британского психоаналитического общества,
которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о
пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено. Однако с течением времени
влияние эмоционального контакта ребёнка с матерью на развитие и становление
психики была доказано, и в настоящее время признано большинством направлений
современной психологии.
По мнению Дж. Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому
другому -- наследство наших биологических предков. Контакт с фигурой
привязанности -- внутренний механизм выживания вида, естественная защита
особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределённость активирует
потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам
жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.
Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем,
насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе
его роста и развития, в процессе формирования психики. В зависимости от
степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в
первые три года жизни и определяется отношением к ребёнку первичной фигуры
привязанности -- матери.
Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития
ребёнка, то формируется надёжный тип привязанности. В основе надёжной
привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Дети
с надёжным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют
общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и
подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются
инициативностью и отзывчивостью.
Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребёнка
лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти
потребности, формируется аффективно ненадёжная (амбивалентная, двойственная)
или индифферентно ненадёжная (избегающая) привязанность. Дети с ненадёжными
типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их
поведение неустойчиво и противоречиво.
В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые
вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств.
Основное испытание -- разлука с матерью как с первичной фигурой
привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей
психики, подвергая её опасности нарушения.
Эффект разлучения, как правило, включает в себя три стадии:
1) Первая -- стадия протеста: оставшись без матери, ребёнок протестует:
плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.
2) Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит
в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой
печали.
3) Далее наступает стадия отчуждённости: ребёнок становится более оживлён,
может принять заботу других людей, и кажется, что его состояние улучшается.
В этот период страдания ребёнка не всегда явно проявляются, может создаться
впечатление, что ребёнок "забыл", однако это не так. Когда мать
возвращается, ребёнок либо отворачивается, не хочет её признавать, теряя к
ней всякий интерес, либо вцепляется в неё, не отпуская ни на минуту, ни на
шаг.
С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию
разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с
родителями в раннем возрасте накладывает серьёзный отпечаток на личность
ребёнка, проявляясь в особенностях характера.
Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной
тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с
избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности. Так может
возникнуть "личность, лишённая любви" -- человек, утративший доверие ко всем
людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, "личность, которая
любит слишком сильно" -- человек, жертвующий своими интересами, разрушающий
себя ради интересов других. За историей формирования, на первый взгляд,
столь разных типов личности, стоит один и тот же страх -- страх потери
первичного объекта привязанности, страх потери матери.
Зачастую это приводит либо к отсутствию близких отношений, либо к
квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не
удовлетворяют, кажутся "ненастоящими", оставляют желать лучшего. Как
правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и
отчужденностью.
При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать
своими интересами ради других -- социально одобряемые качества и далеко не
всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми
они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него
отношениях, будучи не в силах пережить расставание.
Исследования Дж. Боулби и его последователей показали, что сформированная в
раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и
постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты
привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте.
Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в
межличностных отношениях.
Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами
противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить
на надёжные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же
образом относятся к своим пожилым родителям.
По мнению, Дж. Боулби и И.Брефертона, в процессе формирования того или иного
типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с
матерью и другими близкими у ребёнка развиваются так называемые "внешние
рабочие модели себя и других людей". На протяжении жизни они используются
для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий
и выработки ответной реакции.
Внимательные и заботливые родители, создавая у ребёнка надёжный тип
привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют
формированию позитивной рабочей модели поведения. Внимательное и
чувствительное отношение к ребёнку убеждает его, что другие люди являются
надёжными партнёрами. Проявления позитивной рабочей модели --
инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе,
когнитивная открытость новому опыту.
Нечувствительность к ребёнку -- пренебрежение его интересами или, наоборот,
подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадёжный тип
привязанности. В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный
родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадёжны, и он не
доверяет им. Как результат -- возникновение у ребёнка так называемой
негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость
от поведения других, искажённость восприятия своего образа и окружающего
мира.
Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребёнка
формируется "рабочая модель себя". От её "позитивности" или "негативности"
зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому
себе.
Ребёнок -- начало взрослого
В фильме "Джон" показано, как 9-невная разлука с матерью в возрасте полутора
лет отражается в поведении ребёнка. Налицо возможность превращения надёжной
привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной,
отзывчивой мамой, в ненадёжную, избегающую привязанность в течение всего
лишь девяти дней.
Читать далее:
https://samopoznanie.ru/articles/vliyanie_na_razvitie_i_harakter_rebenka_razluki_s_materju_v/
С уважением, Ирина Латкина.
Отправлено с iPhone