Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2016-10-30

[pc] Мы остаёмся в том возрасте, где нас недолюбили

Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там
внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви,
которую тогда недополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно
не научаются находить удовлетворение в себе.

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили.

В каждом возрасте свои потребности, а значит, забота и любовь родителей с
каждым годом имеют свои особенности.
В младенчестве начинает формироваться доверие, поэтому любовь для ребенка
заключается в чуткой заботе матери о его потребностях. Если в этом возрасте
мать была ненадежна, отвергала ребенка и т. д., то это может сформировать
подозрительность и опасение за свое благополучие.

Во взрослой жизни с такими людьми тяжело установить контакт, в отношениях
они часто подвергают партнера испытаниям и проверкам на доверие. В близких
отношениях могут чувствовать себя беззащитными и уязвимыми.

Чуть позже, года в 2-3, ребенок учится быть автономным и развивает
самоконтроль. Если родители препятствуют развитию в этих направлениях,
например, нетерпеливо и настойчиво делают то, что ребенок вполне может
сделать сам, или, наоборот, ожидают действий, которые ребенок самостоятельно
сделать не в состоянии, -- формируется чувство стыда. А если родители
постоянно чрезмерно опекают ребенка и тем самым остаются глухими к его
истинным потребностям, у ребенка возникает сомнение в своей способности
контролировать окружающий мир и владеть собой.

Уже будучи взрослыми, такие люди вместо того, чтобы быть уверенными, думают,
что другие пристально их рассматривают и относятся с подозрением и
неодобрением. Также у них может проявляться обсессивно-компульсивная
симптоматика или паранойяльный страх преследования.

Любовь для ребенка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении
самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на
любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют
ребенку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на его
потребности, развивается чувство вины.

И тогда во взрослой жизни таким <<большим>> детям не хватает
целеустремленности и решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели
и добиваться их. Кроме того, постоянное чувство вины может стать причиной
пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.

В школьном возрасте у детей формируется трудолюбие. Если в этот период
сомневаются в способностях ребенка или в статусе среди сверстников, это
может отбить охоту учиться дальше, а также может сформироваться чувство
неполноценности, которое в дальнейшем убьет уверенность в своей способности
эффективно функционировать и существовать в мире.

Если дети воспринимают школьные достижения и работу как единственный
критерий, по которому судят об их достоинствах, во взрослой жизни они могут
стать <<рабочей силой>> в установленной обществом ролевой иерархии.

Я предлагаю протянуть руку помощи своему внутреннему ребенку и помочь ему
вырасти. Для этого найдите свою детскую фотографию или просто представьте
ребенка, который в вас живет. Сколько ему лет? Как он выглядит? О чем
думает? Кто рядом? Что его беспокоит?

Поговорите с ним.

Возьмите лист бумаги и два карандаша разного цвета: один в правую руку,
другой -- в левую. Если вы правша, то правой рукой пишите от лица
себя-взрослого, а левой -- от лица вашего внутреннего ребенка. Если вы
левша, то наоборот.

В диалоге только вы и ваш внутренний ребенок. Кто из вас первый пойдет на
контакт? С чего вы начнете ваше общение? Ответы, полученные на ваши вопросы,
могут быть для вас неожиданными.

Теперь, когда вы нашли ребенка и вступили с ним в разговор, пришла пора
установить с ним те взаимоотношения. Общайтесь с малышом внутри столько,
сколько ему захочется. Спросите, что ему не хватает. Дайте ему то, что он
просит. Назовите его по имени, скажите теплые, добрые слова, выразите ему
свою любовь. Посоветуйте ему что-нибудь.

Будьте ему таким родителем, в каком вы нуждались тогда.

Автор -- психолог Ирина Парфенова
Источник: www.b17.ru

   2016-10-30 20:15:37 (#3445970)

[pc] Почему мы вдруг впадаем в ступор

Доброго времени суток, дорогие!

Бывало ли у вас такое, что результат, которого вы хотите достичь, вас
мотивирует, все шаги распланированы, но что-то внутри останавливает от
действий -- и совершенно непонятно, что? Например, есть четкий план, как
заработать денег, есть силы, и деньги действительно нужны, но вы никак не
можете заставить себя начать...
Или так: какое-то дело вас увлекало, а потом вдруг начало угнетать.
Например, прекрасный продавец вдруг разлюбил продажи, вдохновленного учителя
стало раздражать ведение уроков, а хорошего студента -- учёба...
Если вы хотите знать, почему это происходит, а главное, что с этим делать --
то эта статья для вас.

Мой личный опыт

Я выросла в бедной семье, в провинции, и прошла через многие жизненные
кризисы, включая банкротство, проблемы со здоровьем, переезд на учебу в
другую страну без гранта, с двумястами евро в кармане, и полную смену
деятельности:)
Я знаю, что возможность оплатить помощь коуча (а то и психотерапевта) есть
далеко не у всех и не всегда -- и хочу поделиться с вами моей любимой
<<палочкой-выручалочкой>>, которой я пользуюсь в ситуациях ступора и
самосаботажа или когда перестаю понимать саму себя.
И это не просто личный опыт. Технику, которую я хочу вам предложить, я
активно исследовала на протяжении двух с половиной лет с привлечением более
двухсот участников. Так что за качество отвечаю :)
Почему мы вдруг впадаем в ступор
Часто причина в скрытых ассоциациях и внутреннем эмоциональном заряде.

Мое спонтанное, начавшееся как эксперимент и внутренняя игра, исследование,
привело к знакомству с современной нейробиологией и когнитивной
лингвистикой.
Вот что они говорят об устройстве нашего мышления:
Наш мозг устроен так, что когда требуется что-либо запомнить, это кодируется
набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со
всем этим эмоциями и ощущениями в теле -- то есть тем, что уже есть в нашей
долговременной памяти. Все эти <<кусочки памяти>> тоже, в свою очередь,
закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний
активирует целые цепи. Так работают ассоциации и цепочки ассоциаций.
Добавьте к этому знание о том, что лучше всего мы запоминаем то, что
окрашено эмоционально. Позитивная это окраска или негативная -- для мозга не
так важно, главное наличие самой эмоции. Этот механизм выработан эволюцией
за миллионы лет: если что-то пугает или радует -- значит, это важно и надо
реагировать, а о нейтральном можно не беспокоиться и не тратить на него
ресурсы.
Чтобы выявить причины внутреннего ступора и суметь его преодолеть
самостоятельно, я предлагаю выявить глубинные ассоциации к нужному понятию
или ситуации и посмотреть, какой эмоциональный заряд они в себе носят.
Упражнение <<16 ассоциаций>> помогает сделать это быстро, мягко и хитрО.
Ведь наш мозг обожает выстраивать психологические защиты, чтобы уберечь нас
от по-настоящему неприятных и болезненных для психики вещей. Это упражнение,
основанное на методе свободных ассоциаций Юнга, а здесь еще и дополненное
мной теми фишками и ключами, которые я нашла в ходе своего исследования.

Каких результатов ждать?
В узком смысле это упражнение направлено на поиск глубинной ассоциации к
какому-то одному важному именно для вас слову, понятию или образу. Если
брать более широко (я люблю делать именно так) -- это способ переписать
<<ментальный код>>, перепрограммировать собственное мышление.
С помощью <<16 ассоциаций>> можно:
. построить карту своих ассоциативных связей
. отловить деструктивные ассоциации, словно компьютерные вирусы
. увидеть корень проблемы
. усилить осознанность
. получить инсайт
Вам понадобится лист бумаги, ручка и около получаса свободного времени в
тишине.

Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от 1 до 16
-- это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении
упражнения.

Первый этап

Создайте запрос. Для этого опишите словом или словосочетанием проблему или
задачу, которая вас волнует, и решение которой улучшит качество вашей жизни
в ближайшей перспективе. Сформулируйте ее одним словом или коротким
словосочетанием. Например, вы никак не можете сесть за написание диплома --
тогда возьмите слово <<диплом>>. Ваша текущая работа начала вызывать негатив
-- возьмите слово <<работа>>.
Чтобы сделать результат более глубоким -- выпрямите спину, сделайте пару
глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота.
Поверьте, это работает.
Первый вопрос для самокоучинга: что меня сейчас волнует больше всего?
Запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу
проблему/задачу.
Второй этап
Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом
понятии -- как о том, что имеет отношение лично к вам, и как об отвлеченном
понятии. А теперь запишите 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к
вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово,
даже если оно кажется вам неподходящим -- раз оно пришло к вам в голову,
значит, это ваша ассоциация.
Третий этап
Теперь соедините слова попарно, как на фотографии: первое со вторым, третье
с четвертым и так далее.
Именно сейчас начинается настоящая работа. В ней два правила, и первое --
это честность. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем более
мощный эффект получите в результате. Второе правило -- слова не должны
повторяться. Если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или
более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним
сделать.
Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без
привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос).
Для каждой пары слов найдите общую ассоциацию - слово, которое объединяет
эти два лично для вас. Помните про внутреннюю честность? Ищите ту общую
ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к себе -- и к своему
телу. Найденное слово вам откликается? Это именно оно -- или можно
сформулировать точнее?
Используйте существительные, глаголы и наречия.
Как помочь себе, если объединяющая ассоциация не находится
Визуализируйте -- представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно
отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может
быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в
каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как
назвать его одним словом?
Прислушивайтесь к ощущениям в теле -- выпрямите спину, расслабьте плечи,
переведите внимание в низ живота и в ноги. Если вы плохо визуализируете, то
можно искать объединяющую ассоциацию через ощущения: почувствуйте, какие
ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь -- какие ощущения
вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они
ассоциируются? Опишите это одним словом.

Проверка на честность
Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и
к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное --
именно для вас?

Четвертый этап
У вас получилось восемь слов. Объедините их снова скобками попарно и
повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны
повторяться (если слово повторяется -- запишите его внизу и ищите еще одну
ассоциацию). Ищите именно ваши слова.
Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте
внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как
сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.
Теперь объедините получившиеся два слова в одно.

Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.
Некоторое время назад я поймала себя на том, что приходящая мне на почту
рассылка с объявлениями об интересных мастер-классах и вебинарах стала
портить мне настроение. А еще я никак не могла заставить себя позвонить в
университет, чтобы узнать подробнее о новых программах...

Я сделала свои любимые <<16 ассоциаций>> и получила глубинную ассоциацию --
депрессия!
Упс, какой неожиданный результат! Да, это имело смысл -- учеба стала
вызывать у меня депрессию. Это именно то, что я чувствовала.
О'кей, и что с этим делать?
Давайте посмотрим.
Как работать с результатами:
Первое и главное -- разделять <<мух>> и <<котлеты>>. Помните, что все эти
слова -- всего лишь ассоциации. Депрессия на самом деле не имеет ничего
общего с учебой.
Второе -- посмотреть на финальное слово и задать себе вопрос: мне комфортно
с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня учеба ассоциируется с
депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?
Финальное слово может быть и позитивным -- и тогда оно может стать ресурсом:
той ассоциацией и тем образом, который придает вам сил и желания
действовать.
Глядя на результаты упражнения, вы можете осознать, что влияет на ваше
восприятие и подсознательное отношение к ситуации. Уже одно это, как
правило, дает трансформационный эффект.

Третье -- определить негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце.
Напомню, их пять, последний -- из одного слова. Что обозначает каждый из
столбцов?
Первый (16 слов) -- это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе
воспитания или под влиянием окружения и среды.
Второй (8 слов) -- это ментальный уровень: подсознательные мысли.
Третий (4 слова) -- уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на
эмоциональную окраску каждого из этих четырех слов.
Четвертый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что я называю
<<треугольником решения>>.
Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно
появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами,
которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо
сделать.

Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало?
Откуда проистекают негативные ассоциации?

Где больше позитива? Как эти позитивные ассоциации могут помочь вам в
решении вашего запроса? Да-да, уже пошли коучинговые вопросы :)

Четвертое -- перепишите <<деструктивный код>>

Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем
сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут
позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно --
мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет
эффект <<перезаписи>>.
Можно просто повычеркивать негативные слова и заменить их на позитивные.
Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте <<поворотные точки>> (первые
негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и
вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.

Еще более мощный эффект будет, если перед тем, как искать новые объединяющие
ассоциации, вы войдете в ресурсное состояние (например, с помощью
медитации). Мне нравится этот способ, и в случае с <<учебой>> я пользовалась
именно им. <<Перезарядив>> себя медитацией, я нашла новую объединяющую
ассоциацию взамен негативной -- и вывела заново всю цепочку от нее и до
финального слова. И уже на следующий день с удовольствием участвовала в
вебинаре.
Пятое -- посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не
ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом
<<деньги>> и получили в финале слово <<достижения>> и ощущение, что вот да,
получение денег для вас -- признание достижений, а достижения -- приносят
доход... Но как еще можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные
подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, на своем
мастер-классе я предложила участникам написать самим себе письменное
разрешение на разрешение получать доход разными способами, а перед этим мы
покреативили на тему, какими эти разные способы могут быть. Этот способ
помогает расширить сознание и убрать рамки.
Шестое -- зафиксируйте позитивные ассоциации. Например, с помощью яркого
коллажа или рисунка. Кстати, создание коллажа на тему найденных позитивных
ассоциаций гарантированно добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.
Действуйте!
Совет: сохраните исписанный лист, поставив на нем дату, и выполните <<16
ассоциаций>> заново с тем же словом-запросом месяца через три -- так вы
сможете отследить, что поменялось.
Шеф, а что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза
или чаще?
Например, вы работали со словом <<деньги>>, и у вас повторялось слово
<<сила>>.
Мой опыт и мое исследование показывают, что когда слово повторяется, это
означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие
основного слова (запроса). В приведенном примере внутреннее восприятие силы
влияет на отношение к деньгам.
Проделайте упражнение еще раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде
запроса, и посмотрите на результаты.
И напоследок:
Современные ученые утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же
самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то
вспоминаем -- тем сильнее нейронные связи (и ассоциативные цепи). Отсюда
следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы
делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше
собственное мышление -- и тренируем мозг!
Все участники моего исследования, которые стали самостоятельно и регулярно
пользоваться техникой <<16 ассоциаций>>, отмечают существенные изменения к
лучшему в каждой из прорабатываемых сфер. А когда я спрашивала своих
клиентов по коучингу <<Какое упражнение или техника дали вам первый мощный
толчок в продвижении вперед?>> -- все они назвали <<16 ассоциаций>>.
Конечно, выполнять эту технику вместе с коучем эффективнее -- хотя бы
потому, что он будет независимым взглядом замечать ваши реакции и, обращая
на них ваше внимание, задавать полезные вопросы и помогать войти в ресурсное
состояние для <<перезаписи>>.
Но, как я уже говорила в начале статьи, далеко не у всех есть возможность
пойти к коучу. Поэтому я и делюсь здесь с вами моими любимыми
<<шестнашками>> -- при обычном самокоучинге (когда мы задаем вопросы сами
себе) бывает сложно обойти внутренние психологические защиты. А с помощью
<<16 ассоциаций>> это можно сделать мягким и экологичным для психики
образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на
конкретном запросе, конкретной теме.
Лично для меня <<16 ассоциаций>> стали надежным инструментом саморазвития и
самоисследования.
Меняйте свое мышление, получайте инсайты и действуйте!

Ольга Губанова

   2016-10-30 18:46:19 (#3445956)

[pc] Re[4]: Цените время!

Всем привет!

По-моему, сохранить время вообще невозможно. Его можно лишь более или
менее рационально тратить, но сохранить и преумножить вряд ли. Время не
зависит от нас, оно, так скажем, живёт своей жизнью. (улыбка)
Ещё я заметила, что, чаще всего, когда пытаешься за короткий промежуток
времени сделать как можно больше, то есть фактически пытаешься опередить
время, обязательно случается что-то, что отшвыривает тебя чуть ли не ещё
дальше, чем ты был до того. Обстоятельства ведь тоже не всегда от нас
зависят.

   2016-10-30 15:52:32 (#3445913)

[pc] Re[3]: Цените время!

Здравствуйте, Александра.

Вы писали 30 октября 2016 г., 1:13:19:

АЛ> Я думаю, что вежливость и человеческое отношение тут упомянуты как
АЛ> способ проживания этого самого времени, а ни как способ его сохранения.

Скорее всего, да, ты права. Но способ проживания времени совершенно не
связан со способом его сохранения. У каждого свои способы. Даже если
человек не вежлив, не доброжелателен, он всё же умеет сохранять своё
время. Он использует время в своих личных целях, чтобы идти по головам
к собственной цели. А человек вежливый и добрый постоянно к кому-то
прислушивается, кому-то угождает... И как итог, - не успевает чего-то
главного для себя в этой жизни. Вот как-то так.

   2016-10-30 14:20:27 (#3445901)

[pc] Re[2]: Цените время!

Привет всем и здоровья Ирине!
Я думаю, что вежливость и человеческое отношение тут упомянуты как
способ проживания этого самого времени, а ни как способ его сохранения.
Лучше наполнить время добрыми отношениями, чем не нужными обидами.
Ну а как это самое время распределить и сберечь для важного - это уже
другой вопрос.
Вот как-то так мне думается. :)--
С уважением,
Сандра!
sanka21m***@y*****.ru

   Александра Линькова 2016-10-30 01:14:02 (#3445775)