Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
101отражение: создай НастроЙение!
ВЫПУСК 87. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ.
В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Э. Боно. Шесть шляп мышления. Когда мы говорим о мозге, сознании, разуме и мыслях, часто у нас эти определения сливаются в одно понятие, хотя на самом деле это не так. Философы с древнейших времен пытаются найти ответ на извечный вопрос, что первично, мысль или материя, какое влияние оказывает человеческое сознание на видимый мир, данный нам в ощущениях. В наши дни наука серьезно подходит к вопросам исследования возможностей нашего мозга, сознания, развития когнитивных и латеральных способностей – всего, что может сделать нашу жизнь полнее и ярче. Квантовая физика говорит нам о том, что окружающий мир – есть результат нашего восприятия, а человеческая мысль самым непосредственным образом может изменять реальность. Психологи, нейрофизиологи дают нам все больше инструментов для того, чтобы развивать способности мышления и даже управлять эмоциями и настроения с помощью силы мысли. Сейчас трудно сказать, насколько эти исследования ошибочны или истинны. Но самое главное – те инструменты, которые нам предлагают, реально работают и реально влияют на качество жизни. Поэтому в этом выпуске я предлагаю поговорить о таком полезном инструменте как мыслительные стратегии. Что это такое? На первый взгляд кажется, что мыслить и размышлять умеет каждый человек от рождения. Только представить, сколько мыслей пробегает за сутки в нашем мозгу! Неостановимая какофония, «белый шум» постоянной «говорилки» в голове! «…Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами…» Э. де Боно. Шесть шляп мышления Но хаотичное мелькание мыслей, большую часть которых мы вообще не осознаем, еще не означает способность мыслить. Как правило, результатом процесса мышления должно стать какое-то решение, новая идея, новый продукт, открытие, ответ на вопрос – некое ИЗМЕНЕНИЕ, которое мы готовы провести с собою и с окружающим миром. И вот мыслить таким образом, чтобы находить решение, ответ или идею, оказывается умеют не все из нас одинаково эффективно! Зато научиться этому может каждый желающий. На самом деле способности правильного мышления необходимо развивать с детского возраста, закладывать основы буквально с детского сада. Но наша система образования пока не учитывает эти нюансы. Поэтому приходится заняться этим самостоятельно J На тему развития когнитивных способностей и различных стратегий мышления написано достаточно много книг разными авторами. Я бы сейчас выделила работы Эдварда де Боно, британского психолога, специалиста в области развития мышления, автора концепции латерального мышления, и Говарда Гарднера, американского психолога, автора теории множественного интеллекта. Эдвард де Боно сформулировал основные принципы творческого мышления, ввел понятие латерального мышления. Широко известен его метод шести шляп. Что касается Говарда Гарднера, то свою теорию множественного интеллекта он развил и в более практические методики, которые успешно применяются в системе образования Штатов.
Итак, «Великолепная пятерка» Г. Гарднера. "…В соответствии с теорией множественного интеллекта, все люди обладают некоторым количеством сравнительно автономных когнитивных способностей, каждую из которых я считаю отдельном интеллектом. Люди отличаются друг от друга параметрами интеллекта, и это существенно влияет на их обучение и работу". Пять типов мышления, несомненно, задействуют все наши интеллекты». Г. Гарднер выделяет 5 типов мышления, которые могут у нас быть в разной степени развиты. 1. Дисциплинарный тип мышления – готовность и умение полноценно осваивать основные дисциплины (естественные науки, математику, историю и т.д.) и по крайней мере ,одну профессиональную дисциплину. Дисциплинарный тип мышления предполагает характерный способ мышления, видения мира. Должна сказать, что сегодня очень мало людей, которые действительно мыслят в категориях своей профессии. Как правило, большинство из нас стали ремесленниками – мы четко выполняем инструкции. Но если вдруг надо подумать самостоятельно, сделать какой-то вывод или что-то изменить – возникают проблемы. Обратите внимание, что каждый врач в поликлинике – узкий специалист в своей области, назначения делает четко согласно распоряжениям Минздрава. Но если нужно диагностировать нестандартное проявление заболевания или спланировать курс лечения с учетом заболеваний из разных областей – нам бывает трудно найти специалиста, который на это способен. Еще более простой пример – в школе и вузах мы изучаем историю и социологию. Практически каждый может рассказать о какой-либо революции, происшедшей в прошлом, назвать даты, основных действующих лиц, причины и пр. Но если попросить студента или школьника проанализировать текущую ситуацию в какой-либо стране и попросить сделать вывод о возможности революционного разрешения ситуации – большинство не смогут этого сделать. Эти примеры говорят о том, что мы можем ЗАУЧИТЬ некоторое количество информации. Но не всегда умеем мыслить в категории определенной дисциплины, то есть создавать новые решения, находить новые ответы. «Образование издавна и неизбежно зависит от цели и ценностей человека. Научные дисциплины не подскажут Вам, как действовать в реальных условиях – на работе или, предположим, в университетской аудитории. Почему? То, что Вы делаете, как учитель или менеджер, должно определяться Вашей собственной системой ценностей – а ни наука, ни технологии не обладают такой встроенной системой». Знать факты полезно, однако, это не значит мыслить в дисциплинарной манере. Понимание не равно запоминанию.
2. Синтезирующий тип мышления – способность интегрировать идеи из разных областей знаний в единое целое, а затем генерировать на этой основе новые идеи, концепции и подходы. В последнее время очень много внимания уделяется тому, что в разных областях науки господствует жесткая и достаточно узкая специализация. Но сейчас огромная потребность в том, чтобы совершать открытия и новые прорывы в нашем представлении о мире именно на стыке разных областей знаний. Химия и биология, психология и нейрохирургия, гидравлика и кардиология и многие другие. Интегрируя знания из разных областей мы можем совершать настоящие прорывы, потому что будем владеть не небольшими кусочками мозаики, а видеть целое большое полотно. Конечно же, синтезирующий тип мышления полезен и в более простых вещах. Например, архитектору и дизайнеру нужны знания геометрии, черчения, эргономики, цветовосприятия и многого другого. На работе мы часто можем делать более конкретные выводы и принимать значимые решения, если знакомы и со смежными областями (в частности, руководитель должен знать свой продукт, иметь представление о маркетинговых стратегиях и бюджетировании). Синтез знаний обогащает наше восприятие, помогает нам видеть нюансы и находить действительно интересные решения. Чем шире мы смотрим на мир, тем больше деталей в нем замечаем! "…Нобелевский лауреат, физик Мюррей Гелл-Манн считает, что в 21 веке самой востребованной станет модель мышления, характеризующаяся умением синтезировать". Виды синтеза: - изложение (перечисление фактов, литературное произведение) - систематика (например, классификация животных и растений К. Линнея, таблица химических элементов Д. Менделеева) - комплексные концепции (концепция естественного отбора Ч. Дарвина, концепция бессознательного З. Фрейда) - поговорки и афоризмы (в них собирается квинтэссенция народной мудрости, в одной фразе заключен опыт целых поколений). - сильные метафоры, образы и темы (знаменитые бренды) - визуальные и музыкальные образы (опера «Кольцо Нибелунга» Вагнера) -теории (любые концепции можно преобразовать в теории, например, теорию рыночной экономики А. Смита или современную теорию хаоса и катастроф). - метатеория (знания из разных областей можно заключить в единые рамки, например, «теория всего» в мире физики)…»
3. Креативный тип мышления – способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены. Способность к творчеству дана от рождения, к этому надо иметь талант, скажете Вы. Не совсем так! Креативность и способность мыслить творчески можно развить. Гением, наверное, не станешь, но смотреть на ситуацию с разных сторон и видеть ее нестандартно, научиться вполне возможно. Кстати, именно Эдвард де Боно очень много писал о развитии творческих видов мышления.
4. Респектологический тип мышления – умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур. На первый взгляд, кажется очевидным, что надо уважать людей разных культур и традиций. Однако на практике мы не всегда достаточно терпимы и готовы сотрудничать с «чужаками», которые одеты не так, как мы, исповедуют другую религию, имеют другой цвет кожи, говорят не так, как мы и едят не то, что мы. Одно дело соглашаться с написанными на бумаге словами, другое дело вести себя в соответствии с этими принципами. При развитом респектологическом ("уважительном") отношение ко всему, не похожему на привычные стандарты, мы будем не только декларировать, но и действовать уважительно. Не отворачиваться брезгливо от цыганки, не раздумывать, брать ли на работу человека из другой страны и т.д. К сожалению, до идеального состояния в этом вопросе нам всем еще очень далеко. Очень сильна почти рефлекторная настороженность в отношении всего, что отличается от привычного. «…Респектологическая модель предполагает, что человек избегает стереотипов или карикатурности во всем, что бы он ни делал – писал, исследовал или управлял. Он должен понять людей такими, как они есть, демонстрировать доверие к ним, стремиться к взаимопониманию и быть достойным их доверия».
5. Этический тип мышления – осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой из этих сфер. Вот этот тип мышления даже не знаю, как прокомментировать. Безусловно, мы должны осознавать и наверняка не будем оспаривать эту необходимость. Но вот опять же, если говорить о действиях в соответствии с нашим долгом – нам точно есть куда развиваться. Наверное, самое простое и понятное – профессиональная этика и долг. Здесь мы все понимаем, чего от нас ожидает общество и те люди, с которыми мы взаимодействуем. И в большинстве своем мы все-таки склонны реально помогать другим, используя свои профессиональные навыки и знания. А вот если смотреть масштабнее – например, наша совокупная для всего человечества ответственность за загрязнение окружающей среды, за вымирание многих и многих видов живых существ, за отравление рек и океанов химическими выбросами, за неконтролируемое захламление планеты отходами продукции и производства пластмасс и многое – многое другое… Давайте будем честны – как часто мы вообще об этом задумываемся? Выбросил пластмассовую бутылку или 25 полиэтиленовых пакетов – что с ними произошло дальше? Это не древесина, бумага или металл, которые уничтожаются с течением времени за счет естественных процессов в природе. Пластмасса практически вечна. Но куда она девается с мусорных свалок за городом? Ветром разносится, переносится подземными и сточными водами в моря и океаны. Уже сейчас в океанах есть много областей, в которых существуют так называемые «мусорные водовороты», которые изучают ученые. Буквально тонны пластмассы вращаются на километровых пространствах океана… Они не могут быть уничтожены солнечным светом или живыми организмами. Мы разработали новый продукт, но не предусмотрели способы его быстрой и безопасной утилизации. Это и есть наша ответственность за собственные действия. Мало того, гранулят пластмассы также в большом количестве находится в водоемах и усугубляет проблему тем, что его поедают птицы, рыбы, медузы. Пластмасса не переваривается. Живые создания гибнут… Вы скажете, что никак не влияете на количество гранулята пластмассы? Но мы же все используем изделия из пластика, полиэтилена, пластмассы… А женщины наверняка припомнят скрабы, в составе которых вместо дробленых косточек и минералов стоят длинные химические названия. Вот эти жесткие мелкие «скрабовые» частицы с химическими названиями – как правило, тоже тот самый гранулят. Мы его смываем с лица, он по системе канализации уходит в ближайший водоем. Очистные системы ничего с ним не делают, в результате он оказывается в желудках живых существ, которые умирают… Да, в наши дни этим проблемам стали уделять внимание. Многие ученые и люди разных профессий занимаются проблемами загрязнения окружающей среды. Проводятся исследования, ищут способы безопасной утилизации многих наших продуктов. Очень многие из нас активно участвуют в деятельности различных фондов, занимающихся защитой дикой природы. Но, наверное, мы можем сделать и больше…
НАСТРОЙка недели: Почему нам важно развивать умение мыслить? Ответ предлагает Эдвард де Боно: Так как мышление — это фундаментальный человеческий навык… Так как навыки мышления определяют ваше счастье и успех в жизни… Так как вам нужно думать, чтобы строить планы, брать на себя инициативу, решать проблемы, открывать возможности и разрабатывать план действий на будущее… Так как без способности мыслить вы не способны контролировать свою судьбу и напоминаете пробку, безвольно плывущую по течению… Так как процесс мышления очень увлекателен и весел — если вы знаете, как сделать его таким… Так как мышление и ум — это разные вещи. Ум можно сравнить с мощью машины, а мышление — с умением водителя. Так как мышление — это навык, который можно приобрести, тренировать и развивать…
АНОНС следующего выпуска: Поговорив о том, какие виды мышления можно выделить, дальше интересно было бы перейти к вопросам развития творческого мышления. Способны ли мы на это в принципе? И если да, то как это сделать? Шесть шляп мышления и латеральное мышление – в следующем выпуске!
С уважением, Полина Рэй PS Жду Ваши мнения, предложения по темам новых выпусков рассылки и не только! Пишите мне и заходите в гости, буду Вам рада! www.mymirror.ru, polinaray@mail.ru
© Copyright by Полина Рэй Все права защищены. Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на сайт автора
|
В избранное | ||