Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

101отражение: создай НастроЙение!


ВЫПУСК 82.

Движение силой познания

 

Всякая вещь существует только тогда,
когда я ее воспринимаю.

Дж. Беркли,
английский философ начала
XVIII в.

 

Человечество во все времена интересовал механизм познания мира и накопления знаний.

Гносеология недаром стала одним из важнейших разделов философии. Платон, Аристотель, Кант, Умберто Матурано и Франсиско Варела – от античности до наших дней лучшие умы человечества пытались четко определить механизмы познания и влияние на окружающий мир наших знаний о нем.

Со школьных лет нам известны такие понятие как материализм (материя первична, сознание есть лишь свойство материи) и идеализм (мир идей, сознания первичен, а человек не способен воспринимать мир во всей его полноте).

Соотношение знаний и мнения, истины и заблуждения всегда казалось неописуемо важным. А еще ведь существовал внешний и внутренний опыт, духовные искания и научные эксперименты. Различные точки зрения порождали разные направления философии и в конечном итоге разделили на два враждующих лагеря религию и науку.

В наше время не только философов занимает теория познания. Психологи и нейрофизиологи пытаются найти ответы ан те же самые вопросы с помощью современных методов исследований.

Ведь то, как мы познаем мир, способно не только многое о нас рассказать, но и дать реальные инструменты управления сознанием…

Пока мы определяем себя как существ мыслящих, процесс познания будет оставаться в фокусе нашего внимания…

Правда, за сотни лет изучения этого вопроса мы пришли к одному очень простому выводу.

Чем больше человек познает мир, тем больше понимает, что мир познать нельзя.

Как в басне про слепых мудрецов и слона, мы воспринимаем лишь кусочки мозаики. Только то, на что направлено наше внимание. И по частям пытаемся воссоздать в воображении, представить себе целое.

Во многом результат наших попыток зависит от доступных нам инструментов восприятия, от того, насколько широко мы способны приоткрыть окно навстречу миру.

Жажда познания – один из таких инструментов.

Но как же много ограничений, стереотипов и барьеров приходится нам преодолевать на этом пути!

Двигаясь от одной теории к другой, мы воссоздаем все более сложную картину, учимся понимать и чувствовать взаимосвязи в мире и пытаемся найти место для себя.

И это непросто. Ведь мы понимаем, что там, за пределами наших рамок и стереотипов, за пределами наших органов чувств, может оказаться совершенно непредставимое для нас сейчас пространство…

Котенок, с рождения приученный не замечать вертикалей, воспринимает мир не так, как котенок, которого не ограничивали в развитии…

Каждый такого рода эксперимент показывает, что и мы можем быть ограничены в своем восприятии подобным же образом.

Мы смотрим на мир сквозь щель неплотно прикрытого окна, а то, что видим, стараемся интерпретировать в меру своих сил и уровня знаний.

И именно жажда познания раз за разом заставляет нас смотреть дальше за горизонт, приоткрывать свое окно шире. Это та сила, которая увлекает человечество вперед столетие за столетием.

Да, наша картина мира часто меняется. И всегда находятся те, кто знает истину «в последней инстанции». Но любознательность человечества не знает границ, и есть и те, кто неутомимо идет вперед, открывает новое и доказывает его право на жизнь. И пока это так, финальная точка в миропонимании и миропознании поставлена не будет.

Построение «теории всего», поиск взаимосвязей во Вселенной и законов, которые в ней действует, самоценен. Это как раз тот случай, когда Путь важнее Финала, когда Процесс важнее Результата.

В попытках распахнуть окно шире, мы совершенствуем себя как вид. Этот вечный непрекращающийся поиск стимулирует к развитию всю цивилизацию.

Но не только в контексте развития технического процесса и историко-культурного наследия важен процесс познания.

Для каждого человека он тоже является определяющим во многих областях жизни.

Ведь от того, что мы знаем о мире и о себе, зависит качество и смысл прожитых лет.

Нет сомнений, что

Мир ДО пенициллина и ПОСЛЕ,

Мир ДО компьютеров и ПОСЛЕ,

Мир ДО Интернета и ПОСЛЕ –

это кардинально разные эпохи.

Мы способны переживать такие значительные изменения не только на уровне цивилизации.

«Личные революции» подчас имеют для нас большую важность.

Человек, не умеющий читать и писать, и человек с двумя высшими образованиями, имеют разный кругозор и обладают различными возможностями для самореализации.

Человек, объехавший полмира, знает больше не только об увиденных им странах, но и о себе – тоже.

Каждое новое впечатление и каждое новое знание необратимо нас меняют. Совершенствование невозможно остановить в одной точке, это непрекращающийся процесс. Из суммы всех полученных впечатлений складывается день за днем жизненный опыт, и именно он делает нас теми, кто мы есть.

Жажда познания влечет ребенка исследовать травинку и облака, любознательность заставляет задавать взрослым бесконечные «почему». Ребенок вырастает, становится взрослым.

И в процессе становления происходит преображение – человек становится другим.

Сохраняются узнаваемые черты лица, какие-то особенности характера или личные пристрастия, вроде любви к мороженому и яблочной пастиле.

Но – опыт, душевные переживания и знания о мире и о себе – другие. И восприятие себя и мира необратимо меняется.

Этот новый человек чувствует, думает и принимает решения уже не так как ребенок.

Это происходит с каждым из нас на протяжении всей жизни.

Сегодня мы уже не те, что вчера.

И завтра для нас несет новые возможности.

Слава богу, что мы не похожи на стрекозу в янтаре, навеки застывшую и неподвижную.

Изменение фокуса взгляда, поворот внимания расширяет наше восприятие, дает возможность новых открытий.

Жажда познания преображает мир.

Как океан состоит из миллиарда водяных капель, так и общие изменения восприятия мира складываются из миллиардов  наших личных знаний о нем.

На этапе открытия и эксперимента о новом знает лишь первооткрыватель.

Но проходит время – и новая идея захватывает все больше умов. У нее становится все больше последователей или противников.

И таким образом человеческое внимание определяет право на жизнь для каждой инновации.

Теория Дарвина поначалу воспринималась в штыки, она противоречила устоявшейся картине мира, но потом на десятилетия стала господствующей научной парадигмой эволюционного развития человечества и по сей день она преподается в школах…

Каждое новое открытие, новое познание открывает перед нами больше возможностей.

Чем больше мы знаем о мире, тем больше мы знаем о себе.

Познание стимулирует рождение новой эры и ведет к расцвету цивилизации.

Еще 15 лет назад мы были очарованы новыми возможностями сотовых телефонов, а сегодня многие оценили по достоинству Skype, мы хотим не только слышать любимые голоса, но и видеть тех людей, с которыми разговариваем.

И те многофункциональные устройства, которые мы сегодня называем телефонами, совсем не похожи на революционный еще 140 лет назад аппарат Белла.

Это касается не только технических новинок.

Новые знания «перезагружают» наше сознание.

Мы способны на большее, с каждым новым уровнем личных открытий.

Change Your Frame! – эта фраза обладает магической силой.

И «сменить рамку» мы можем как раз за счет познания, как личного, так и общечеловеческого. Сегодня, как никогда, накопленные цивилизацией знания доступны многим.

Жажда познания увлекает нас вперед, заставляет делать предположения, экспериментировать с собой и с миром и интегрировать новый опыт.

С каждым новым витком этой вечной спирали, мы выходи на новый более высокий уровень развития.

Стабильность и непреложность этого движения внушает уверенность в будущем.

 

 

Другие статьи и рассказы  автора         

Можно прочитать на авторском сайте

http://www.mymirror.ru

 

 

 

НАСТРОЙка недели:

Поскольку внешние события существуют для нас только в том случае, если мы их осознаем, сознание означает субъективно переживаемую реальность.

Хотя потенциально в него может попасть все, что мы чувствуем, видим, слышим или вспоминаем, все же большая часть существующей вокруг нас информации остается за его пределами.

Таким образом, сознание, как зеркало, отражает то, что наши органы чувств сообщают нам о происходящем вокруг и в нервной системе, но делает оно это избирательно, активно интерпретируя события и навязывая им свою собственную реальность.

По сути, именно отражение, создаваемое сознанием, - сумму всего того, что мы услышали, увидели, почувствовали и перестрадали от рождения до смерти, - мы называем своей жизнью.

М. Чиксентмихайя. Поток.

 

 

АНОНС следующего выпуска:

Последний день незаметно промелькнул и растаял. А ведь это особенный месяц – середина осени.

Такой вот перевалочный пункт от бабьего лета к поздней осени с ее промозглым ветром, дождями, сыростью и ожиданием зимней стужи.

И дождь в октябре тоже особенный.

Прогуляемся вместе с дождем по октябрьским крышам? Заглянем в осеннее небо?

Отразим во взгляде улицы и прохожих под зонтами?

Все это – бесчисленные отражения.

101 или больше…

Те самые детали, которые придают жизни вкус.

 

 

С уважением, Полина Рэй

PS Жду Ваши мнения, предложения по темам новых выпусков рассылки и не только!                 

 Пишите мне и заходите в гости, буду  Вам рада! www.mymirror.ru, polinaray@mail.ru

 

       

© Copyright by Полина Рэй

Все права защищены. Перепечатка материалов разрешена только с активной ссылкой на сайт автора

 


В избранное