[TIFLO] МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О КРИЗИСЕ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
]МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О КРИЗИСЕ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ? - МНЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ
29.08.2008 20:21
В понедельник, 1 сентября, начнется новый учебный год.
Как известно, в последние годы много говорилось о кризисе российского образования
и о падении его уровня по сравнению с временами СССР. Выход из кризиса
искали в реформах (либерализация и перекройка программ, введение ЕГЭ и т.п.),
однако признаков подъема в подготовке выпускников пока не наблюдается. Некоторые
видят главный недостаток нашей образовательной системы в ее архаичности, зарегулированности
и оторванности от потребностей жизни. Другие, наоборот, считают,
что образование должно быть фундаментальным и универсальным, направленным на
формирование гармонически развитой личности.
Согласны ли вы с тем, что российское образование переживает кризис, и если да,
то что нужно для его преодоления? Какое первое сентября запомнилось вам
больше всего? С такими вопросами корреспондент
REGIONS.RU/"Новости Федерации"
обратился к представителям верхней и нижней палат парламента и к религиозным
деятелям.
Члены Совета Федерации гораздо оптимистичнее депутатов Госдумы оценили уровень
и перспективы российского среднего образования. По их мнению, сегодняшней
школе приходится решать проблемы, которых в советское время еще не существовало.
Владимир Гусев
Симптомы кризиса российского образования налицо, убежден первый заместитель
председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству
и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир
Гусев.
"Нет ни малейшего сомнения в том, что российское образование переживает кризис",
- заявил сенатор.
Для преодоления кризиса парламентарий предлагает вернуться к единой системе обучения
и единым учебникам, прививать любовь к чтению художественной литературы
и обратить серьезное внимание на духовно-нравственное воспитание школьников.
"Во времена Советского Союза мы все учились по единым учебникам. Сейчас же
школы имеют право выбирать на каких учебных пособиях им остановиться, в результате
ребята оказываются лишены тех или иных основополагающих знаний, из-за
того что какие-то авторы решили об этом в своих учебниках не упоминать", - подчеркнул
он.
Кроме того, продолжил Гусев, "российская школа, как это делала советская школа,
должна прививать любовь к чтению". "Компьютер с интернетом это, конечно,
хорошо, интересно и современно, однако советские школьники читали в сотни раз
больше, от чего они были духовно богаче", - отметил политик, добавив, что,
по его наблюдениям, "современные девочки даже более распущены, чем мальчики".
Касаясь наиболее запомнившегося первосентябрьского праздника, парламентарий сказал,
что, находясь на должности генерального директора химического объединения
в Саратове, работая в областном комитете партии, будучи депутатом Верховного
Совета РСФСР, Госдумы, а ныне сенатором, ему очень часто доводилось и доводится
посещать разные школы и институты первого сентября. "И каждая встреча с подрастающим
поколением меня всегда очень волнует", - заключил Владимир Гусев.
Хусейн Чеченов
Ненужными считает разговоры о кризисе российского образования председатель Комитета
Совета Федерации по науке и образованию, представитель в СФ от правительства
Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.
"Надо говорить не о кризисе в российском образовании, а о необходимости изменения
его качества, о появившихся новых требованиях времени, которым образование
должно соответствовать", - заявил сенатор. "И не надо сравнивать его с советским
- разные эпохи требуют разных знаний. Ведь, например, сегодня многие школьники
в определенных областях знают больше, чем преподаватели вузов десять лет назад",
- заметил парламентарий.
По мнению Чеченова, новые наукоемкие технологии требуют междисциплинарной подготовки
школьников и студентов. "Уровень знаний, который требуется в наше
время, значительно выше, чем вузы в большинстве своем могут дать, поэтому качество
образования должно выступить на первый план", - подчеркнул политик.
Для повышения качества образования сенатор считает необходимым переподготовить
преподавательский состав высших школ, "подтянуть" уровень региональных вузов
до центральных, увеличить их финансирование, а также следить за тем, чтобы вузы
готовили востребованные на сегодняшний день кадры.
Парламентарий рассказал, что проработав долгие годы в системе образования, он
помнит все праздники 1 сентября на протяжении сорока лет. "И каждый из них
был прекрасен по-своему", - заключил Хусейн Чеченов.
Валерий Федоров
Состояние российского образования нельзя считать кризисным, уверен член Комиссии
Совета Федерации по делам молодежи и спорту, представитель в СФ от законодательного
органа госвласти Липецкой области Максим Кавджарадзе.
"Российскому образованию сейчас действительно тяжело, но не стоит утверждать,
что оно в кризисе", - заявил сенатор.
Между тем, констатировав, что многие преподаватели высшего уровня во время перестройки
или занялись другой работой, или эмигрировали, парламентарий указал
на катастрофическую нехватку педагогических кадров, которых, по его словам, в
послеперестроечное время "вырастить просто не смогли". Связано это, по его
мнению, и с отсутствием "того уровня зарплат, который был в советское время".
Посоветовав в связи с этим увеличить оплату преподавателям, Кавджарадзе также
обратил внимание и на объективные причины возникновения трудностей у современного
образования. "Сейчас жизнь ставит перед нами другие задачи, страна перестраивается
в направлении бизнеса, а при любой переделке бывают потери, и одной
из них является падение духовно-нравственного уровня современного поколения,
уровня общей культуры, откуда идет и падение авторитета учителей", - отметил
политик. При этом сенатор подчеркнул, что лично для него, учившегося в советской
школе, "учитель всегда был человеком, на которого хотелось равняться и
во всем слушаться".
Парламентарий рассказал, что он до сих пор очень хорошо помнит тот день, когда
ему пришлось впервые переступить порог школы. "Поскольку меня всегда тянуло
к знаниям, то я шел в школу не просто как на праздник, а с ощущением, что сбылась
моя несбыточная мечта, как будто я полетел в космос", - заключил Максим
Кавджарадзе.
Александр Тер-Аванесов
О кризисе российского образования говорить нельзя, уверен заместитель председателя
Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике,
представитель в СФ от Законодательного органа власти Костромской области Александр
Тер-Аванесов.
"Российское образование не переживает кризис", - заявил сенатор.
Такое утверждение, по словам парламентария, основывается на наблюдениях за тем,
как учатся его дети, как повышается уровень их знаний и на сравнении со
временем обучения его самого в советской школе. "Никакой особой разницы, кроме
меньшего числа учеников в классах моих детей, я не замечаю", - сказал Тер-Аванесов,
заметив при этом, что "уровень знаний школьников всегда зависел от уровня знаний
учителя".
Между тем политик считает, что для более эффективного образования следует широко
внедрять систему "детский сад - школа - вуз", при которой занятия в детском
саду и затем обучение в школе ведутся по профилю определенного вуза. "Вот при
такой системе, когда специалистов определенного профиля будут растить буквально
с пеленок, уровень их образования будет действительно высоким", - подчеркнул
сенатор.
Парламентарий рассказал, что хранит в памяти два первосентябрьских дня, когда
вначале один, а через три года другой его ребенок пошел в школу. "Оба раза
я очень переживал и переживал больше, чем они", - заключил Александр Тер-Аванесов.
Иван Мельников
Российская система образования на сегодняшний день переживает глубокий кризис,
убежден вице-спикер Госдумы, первый заместитель председателя фракции КПРФ
Иван Мельников.
"Российская система образования находится в глубоком кризисе", - заявил депутат.
"Если еще в 90-е годы удавалось какие-то образовательные "реформы" сдерживать,
то при министре Андрее Фурсенко все либеральные шедевры сорвались с цепи", -
пояснил он.
Парламентарий подчеркнул, что "в то время как все передовые страны на основе
анализа советской системы образования ведут модернизацию образования в сторону
всеобщей доступности и улучшения качества, российскую систему под разговоры о
Европе толкают в обратном направлении". "Так, - продолжил он, - в России
менее 40% студентов учатся за счет бюджета, и тенденция к уменьшению этой цифры
усиливается".
Мельников осуждает также переход на двухуровневую систему в высшей школе. "На
первом уровне - получение "навыков", когда убивается присущая нашему образованию
фундаментальность, а второй уровень - только для тех, кто может платить", - пояснил
депутат. Недоволен политик и системой ЕГЭ, поскольку, по его словам,
"эта система просто убивает таланты, бьет по нервам детей и родителей, а главное:
вузы теряют связь со "своим" студентом, так как система отбора этого
студента утеряна".
Политик подчеркнул, что государственные расходы на образование уменьшаются. "В
2007 году доля образования в расходах федерального бюджета составляла чуть
более 5%. В скорректированном бюджете на 2008 год - 4,79%. В следующем планируется
снижение до 4,65%. В 2010 уже 4,53%", - рассказал он.
В этой связи депутат заметил, что "при тех мизерных средствах, которые получают
преподаватели, система образования не может выполнять функцию воспитания
детей в школе, и не может соответствовать современным требованиям в вузе".
По мнению депутата, вывести образование их кризиса можно только при условии "особой
ответственной государственной политики". "Образование должно перестать
быть рынком по продаже услуг, заработную плату учителей необходимо довести до
средней в промышленности, а преподавателей вузов до удвоенной средней в промышленности,
повысить их социальный статус. Только тогда в образование придет живая здоровая
инициатива. Также нужно сделать серьезные вложения в восстановление дошкольного
образования, а всеобщность образования - сделать фундаментальным принципом всей
политики государства. И это лишь ряд мер, главное - заложить верные принципы",
- подчеркнул парламентарий.
Отвечая на вопрос о своем личном отношении к 1 сентября, политик рассказал, что
у него "четыре любимых Дня знаний". "Один - когда я сам пошел в школу.
А другие три - когда в школу пошли мои дети. Такие воспоминания остаются на всю
жизнь", - заключил Иван Мельников.
Виктор Шудегов
Отсутствие прогресса в российской системе образования заставляет эту сферу сегодня
переживать кризис, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы
по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов.
"В современной России гуманитарные науки и многие дисциплины научного профиля
не подвергаются модернизации, за счет чего классическое образование практически
осталось на прежнем, советском уровне", - заявил депутат.
По мнению парламентария, чтобы преодолеть существующий на сегодняшний день кризис
в сфере образования надо провести очень большую работу, и прежде всего,
"необходимо увеличить финансирование, потому что только после этого можно смело
говорить о дальнейшем повышении качества образования". По его мнению, для
того, чтобы обеспечить сферу образования высококвалифицированными кадрами "необходимо
чтобы средняя зарплата в сфере образования была равна средней зарплате
в банковской сфере". "Также, - продолжил депутат, - необходимо менять спектр
специальностей и делать учащихся более практико-ориентированными, поскольку
нет ни одного выпускника, которого можно было бы сразу со студенческой скамьи
поставить к мартеновской печи".
На вопрос о самом запомнившемся лично для него празднике первого сентября Виктор
Шудегов ответил, что для него таковым стал тот день, когда он впервые
пошел в школу.
Гаджимет Сафаралиев
Российская система образования нуждается в срочной модернизации, убежден заместитель
председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая
Россия" Гаджимет Сафаралиев.
"Российская система образования переживает кризис, поэтому она нуждается в срочной
модернизации", - заявил депутат. "После распада Советского Союза страна
поменялась в целом, а система образования осталась старой", - добавил он.
По мнению парламентария, чтобы преодолеть существующий кризис в системе образования
необходимо прежде всего "на законодательном уровне объединить закон
об образовании, написанный в 1992 году, и закон о послевузовском образовании,
написанный в 1996 году, а также внести в получившийся единый закон соответствующие
поправки, направленные на модернизацию образовательной политики". "Законы должны
подстраиваться под политику, а не наоборот", - подчеркнул он.
Кроме этого, отметил депутат, "необходимо, чтобы вузы готовили только профильных
специалистов и возродить среднее профессиональное образование".
На просьбу рассказать о самом запомнившемся ему лично первом сентября, депутат
отметил, что "таких дней было много". "В хорошем смысле, это - первый поход
в школу и последний, перед выпускным вечером, а в плохом смысле - события 2004
года в Беслане", - заключил Гаджимет Сафаралиев.
Олег Смолин
Российская система образования переживает кризис, который в следующем году может
стать еще более глубоким, считает заместитель председателя Комитета Госдумы
по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин.
"Сегодня российская образовательная политика день переживает кризис", - заявил
депутат. "Более того, - продолжил он, - в следующем году этот кризис может
резко усилиться в результате некоторых нововведений".
Во-первых, отметил парламентарий, "в 2009 году вступает в силу закон о ЕГЭ, что
означает: если не будут внесены изменения в законодательство, а результаты
по итогам экзамена будут такими же, как в этом году, то половина российских школьников
может остаться без аттестатов". Во-вторых, продолжил он, "в бюджете
на следующий год впервые за послесоветскую историю не предусмотрено ни рубля
на повышение зарплаты российским педагогам".
Говоря о вступающем со следующего года в силу законе о двухуровневом высшем образовании,
политик подчеркнул, что "благодаря этому закону студенты будут
учиться на год меньше, что позволит им получить менее качественное образование,
а за более качественное уже придется доплачивать". Кроме этого, продолжил
Смолин, "недавно министр образования и науки Андрей Фурсенко объявил о том, что
собирается сократить примерно в шесть раз количество российских вузов".
"Даже Егор Гайдар предлагал сократить только в два раза", - заметил он.
По мнению Смолина, ситуацию может исправить лишь отказ от губительных для системы
образования реформ. "Для того чтобы преодолеть существующий кризис российско-образовательной
политики, прежде всего, необходимо отказаться от всех реформ, способных нанести
образованию вред, увеличить вдвое бюджетное финансирование, поднять статус
российского педагога до государственного чиновника по уровню зарплаты и социальным
гарантиям, обеспечить дополнительной поддержкой все нуждающиеся семьи
с низкими и средними доходами, а также поменять информационную среду и восстановить
образовательный канал или увеличить количество образовательных программ
на всех российских телеканалах", - убежден парламентарий.
На просьбу рассказать о самом запомнившемся для него лично Дне знаний, депутат
назвал день, когда он поступил в омскую школу-интернат для незрячих детей.
"Это было самое волнующее первое сентября, поскольку это было не просто началом
учебного года, а началом новой жизни", - заключил Олег Смолин.
Отец Борис Михайлов
Российское образование утрачивает присущую ему фундаментальность, считает протоиерей
Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
"Система нашего образования - в кризисе. Одна из важнейших причин этого - утрата
фундаментальности знаний. Придание знанию функционального значения и технологизация
учебного процесса, т.е. процесса преподавания и усвоения знаний, приобретают
сейчас глобальный характер", - сказал он.
"Но это не единственная причина. Есть причина более глубокого залегания. Она
заключается в том, что образование в дореволюционной России воспринималось
почти буквально исходя из понятия образа Божия в человеке. Другое дело, насколько
удачно эта идея воплощалась на практике. Но в русской культуре эта идея
имеет очень глубокие религиозные корни и занимает в ней очень важное место. И
в свою очередь причина разрушения фундаментальности знания и превращения
его в объект эксплуатации заключается в забвении главной цели образования - восстановление
образа и подобия Божия в человеке. Какой бы нереальной, может
быть, для многих ни казалась эта идея, но так или иначе она должна присутствовать
в нашей системе образования", - считает отец Борис.
"Итак, если мы осознаем состояние кризиса в системе образования, мы должны осознать
и его причины. Конечно, наша система образования должна как-то соответствовать
мировым процессам, но она вовсе не должна им всецело подчиняться. В ней должно
остаться глубокое, - фундаментальное в исконном значении слова - измерение.
Для начала просто необходимо, чтобы хотя бы все гуманитарии изучали латынь и
древнегреческий", - считает священник.
"Вообще не надо жалеть средств на образование. Нужно серьезно потратиться на
то, что называется широким научно-образовательным кругозором, и не ожидать
от этого быстрой выгоды", - подытожил отец Борис Михайлов.
Иеромонах Димитрий
Россия не должна копировать американскую систему образования, уверен иеромонах
Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального
отдела по делам молодежи Московского Патриархата. "Да, наша система образования
переживает глубокий кризис. Причем причина этого - в переходе с традиционной
для России немецкой парадигмы развития на англо-американскую. Россия последних
300 лет - это страна немецкой культуры научной мысли, ведения войны и государственного
управления", - напомнил отец Димитрий.
"Надо сказать, что глобализационный выбор Петра был не случаен, потому что Германия
тогда во многом задавала тон всей Европе. Это и лучшая философская
школа: немецкий идеализм - пик и камертон всей европейской мысли XVIII-XIX вв.
Это и фундаментальная наука, и, конечно, культура и искусство. Благодаря
германской парадигме развития Россия буквально за несколько десятилетий вошла
в круг ведущих европейских держав. На этой же основе была выстроена и советская
система науки и образования, чем и объясняются наши научные прорывы и тот факт,
что Россия и поныне еще остается страной, обучающей иностранных студентов",
- сказал батюшка.
"А последние 10-15 лет мы видим переход на англо-американскую модель, в которой
акцент делается не на фундаментальных базовых знаниях и жестких требованиях
к образовательному стандарту, а на методиках адаптации человека к изменяющемуся
миру и прикладных задачах. И вот сейчас происходит самая настоящая трагедия:
отказ от мощной системы образования, восходящей еще к досоветскому периоду, в
пользу англо-американской системы образовательных ценностей", - считает отец
Димитрий.
"Вторая проблема российского образования - это отсутствие мотивации к образованию
в целом. Многие люди, получившие серьезное образование, оказываются никому
не нужными. Это уже не столько кризис системы образования, сколько кризис самого
института науки как социального института. А отсутствие перспективы может
быть страшнее всех остальных проблем", - отметил он.
"Для преодоления кризиса нужно взять лучшее из дореволюционной отечественной
системы образования и нужно возрождать и развивать систему грантов и экспертных
советов, прекрасно зарекомендовавшую себя на Западе. Кроме того, нужны точечные
инвестиции в развитие конкретных научных исследований в рамках малых групп,
создаваемых под конкретные проекты", - считает отец Димитрий.
"В целом же, по-моему, система образования нуждается главным образом не в реформах,
а в сохранении того, что было достигнуто в советские годы. Советская
система образования имела прекрасно отстроенную структуру базовых предметов -
естественнонаучные дисциплины, русский язык и литература; осталось только
по-другому расставить акценты в истории и обществоведении, что во многом уже
сделано за последние годы. Следовало бы вспомнить и о гимназическом преподавании
древних языков, изучение которых делает человека не только гражданином мира,
но позволяет обратиться к истокам мировой культуры", - заключил он.
Отец Сергий Махонин
Причин кризиса в российском образовании множество, считает протоиерей Сергий
Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского
района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна
Богослова.
"Кризис системы образования очевиден. Причин множество - от самых банальных (экономических),
до самых важных (нравственных), - сказал он.
"Клубок проблем образовался вокруг ключевой фигуры системы образования - учителя.
Сейчас статус учителя низведен фактически до статуса обслуживающего персонала.
А ведь учитель - это наставник, он должен быть носителем нравственного авторитета,
а не просто передатчиком информации", - отметил священник.
"Много сложностей связано со сменой поколений преподавателей. Молодых учителей
не так уж много. Не все готовы вступить на этот путь жертвенного служения.
Да и уровень квалификации самих учителей часто оставляет желать лучшего", признал
батюшка.
"Сейчас школа из источника фундаментальных знаний превращается в источник поверхностной
и часто ненужной информации, да и ту дети переваривают с трудом,
потому что нарушены важнейшие механизмы усвоения знаний. Серьезная задача - усвоение
нравственных уроков, которые дает нам и история, и классическая литература.
Без усвоения этих уроков само образование становится бессмысленным", - считает
отец Сергий.
"Преодоление кризиса в системе образования непосредственно связано с преодолением
нравственного кризиса, в котором оказалось наше общество. Надо молить
Бога, чтобы Он послал таких делателей на Свою жатву, которые могли бы достойно
представлять отечественную науку, культуру и образование", - заключил он.
REGIONS.RU
http://www.regions.ru/news/2163494/
Выпуск листа на новом месте: 3695
количество подписчиков: 203