[TIFLO] Во времена СССР эсперанто было под запретом
]Комсомольская правда в Украине
25 июля 2008]
Во времена СССР эсперанто было под запретом
Татьяна Винокурова. Фото предоставлено Харьковским эсперанто-клубом.
<Saluton>, - приветствуют всех члены Харьковского эсперанто-клуба. В своем кругу
они разговаривают только на эсперанто - искусственном языке, созданном
для того, чтобы люди разных стран могли понимать друг друга. Его история началась
26 июля 1887 года, когда вышел в свет первый учебник - книга <Международный
<С сыном общаемся на нашем языке>
В Харькове найдется около тысячи человек, которые когда-либо садились за учебник
эсперанто. Правда, сейчас желающих изучать международный язык совсем немного.
Ведь молодежь всем языкам предпочитает английский.
- Да, английский сейчас занял позицию международного языка, - соглашается ветеран
Харьковского эсперанто-клуба Юлий Лупицкий. - Но его распространенность
сильно преувеличена. Когда мы с семьей были в Берлине и сын пытался заговорить
по-английски, нам отвечали <нихт фирштейн>. А благодаря эсперанто у нас
был контакт с местным населением: мы жили у немецких эсперантистов и знали об
их реальных проблемах.
Сам Юлий Лупицкий в эсперанто-движении уже 45 лет. О том, что есть такой язык,
узнал из книги Паустовского <Повесть о жизни> и по рассказам своей мамы.
- Во времена ее молодости это было модным увлечением, - говорит эсперантист.
- Мама рассказывала, что один поклонник писал ей записки на эсперанто. Вот
с тех пор оно и запало мне в голову. Поэтому когда я увидел объявление о курсах,
решил пойти.
Сын Юлия Викторовича Михаил продолжил семейную традицию: он знает язык с детсадовского
возраста.
- Сейчас он живет в Москве, и письма по e-mail я пишу ему на эсперанто, - рассказывает
Юлий Лупицкий. - И по мобильному общаемся на нашем языке. Знаете,
иногда хочется ему что-нибудь сказать, чтобы никто не понял.
Весь клуб гулял на свадьбе француза и украинки
В СССР слово <эсперанто> запрещала цензура, но движение стремительно развивалось.
В 70-е годы на курсах искусственного языка был аншлаг. Эсперантисты катались
по стране, а то и пробирались сквозь железный занавес, участвуя в лагерях и слетах.
Кроме того, зная язык, можно было общаться с людьми со всего мира.
А познакомиться с иностранцем для советской молодежи было счастьем. Президент
харьковского клуба Владимир Ходин бережно хранит свое первое письмо от эсперантиста
из-за рубежа.
- Я помню день, когда к нам пришел Иван Григорьевич Резничук - ветеран харьковского
клуба, переживший сталинские репрессии, - рассказывает Владимир Ходин.
- Он принес ворох писем от зарубежных эсперантистов. И я решился написать в Чехословакию.
Ответ не заставил себя ждать: в почтовом ящике вскоре появился конверт с зеленой
звездочкой - символом эсперанто. Тот мужчина, правда, извинялся: мол, переписку
продолжать не может, у него и так много корреспондентов. Но харьковчанин все
равно был рад письму, написанному на эсперанто.
- Я познакомилась с женщиной, которая давно занималась этим языком, - делится
своей историей Светлана Михайленко. - К нам как раз должен был приехать итальянец,
чтобы с ней встретиться. А она, советская девушка, уехала в командировку и не
попала на встречу! Я была возмущена до глубины души... А чуть позже и сама
пошла учить эсперанто.
В Харькове знают примеры и более удачных виртуальных знакомств. Международные
браки среди эсперантистов не редкость. Так, весь клуб гулял на свадьбе француза
Александра Руссе и симпатичной девушки из Чугуева. О ней французу рассказал друг-украинец.
Сейчас дети Анны и Александра считают искусственный язык родным,
и все проблемы и радости в их семье обсуждаются на эсперанто.
Эсперантисты есть даже в Антарктиде
Харьковские эсперантисты уверяют: называть этот язык мертвым - неправильно. Юрий
Лупицкий рассказывает, как недавно зашел в Интернет, включил программу
Skype и стал искать людей, которые говорят на эсперанто.
- В сети были даже двое из Антарктиды! - рассказывает Юлий Лупицкий. - А японцев
нашел человек двадцать. Сейчас вообще подъем на Дальнем Востоке. Но и в
Европе есть партии, которые предлагают Евросоюзу перевести всю документацию на
эсперанто. Так они борются с повсеместным насаждением английского. Кстати,
если вы встречаетесь с американцем и плохо говорите по-английски, он будет смотреть
на вас несколько снисходительно. А в эсперанто нет никакого неравенства.
Справка <КП>
Эсперанто - самый известный искусственный язык. Его автор, польский врач Людовик
Заменгоф, в 1887 году выпустил книгу <Международный язык> под псевдонимом
Doktoro Esperanto (в пер. - <Доктор Надеющийся>). Через два года в Харьковской
губернии уже было 30 эсперантистов, а в 1910 году открылся эсперанто-клуб.
Основные принципы языка: простота фонетики и грамматики. Большинство слов в эсперанто
имеют латиноидные корни, 30 % - славянские. Грамматическое значение
придается с помощью суффиксов и приставок. По звучанию напоминает итальянский.
Был случай
Итальянец помог купить квартиру
- Кто-то из великих сказал, что незрячие отличаются солидарностью. Известно также,
что солидарностью отличаются эсперантисты. У меня получилось как-бы на
два фронта, - улыбается эсперантистка Татьяна Мухамедшина. C Пьером-Луиджи Да
Коста она виделась всего два раза, когда тот привез ей подарок из Италии
- компьютер. Их семьи познакомились на конгрессе незрячих эсперантистов в Кисловодске.
Во время следующей встречи итальянец предложил новым друзьям: <А
что, если я к вам приеду в гости?>
- Он предупредил, что приедет с большим грузом, - рассказывает Татьяна. - Но
я подумала, мало ли что, может, сахару привезет. Раскрывает свой чемодан -
а там компьютер с колонками и дисплеем для незрячих. Это была моя мечта! А Пьер-Луиджи
говорит нам с мужем: <Вы же нам подарили сувениры и альбом с видами
Харькова, вот и я решил приехать не с пустыми руками>.
Итальянский эсперантист неделю жил у Мухамедшиных, обучая их работать на компьютере.
А через несколько лет семья решила переехать из общежития в собственную
квартиру. Но денег, которые им выделило государство, не хватало. Тогда Пьер-Луиджи,
с которым харьковчане теперь общались через Интернет, предложил свою
помощь.
- Наше общежитие разваливалось: там был холод, тараканы, два человека с туберкулезом,
- вспоминет эсперантистка. - Если бы не Пьер-Луиджи мы бы, наверно,
до сих пор там жили. Или пришлось бы купить какой-нибудь однокомнатный сарайчик.
А он говорит: <Я вам помогу - купите двухкомнатную>.
Сейчас Татьяна Мухамедшина работает корректором в издательстве для слепых. Кроме
того, она пишет стихи на эсперанто и переводит на искусственный язык Пушкина,
Александра Олеся и Бориса Гребенщикова.
http://www.kp.ua/daily/250708/49411/
Выпуск листа на новом месте: 3642
количество подписчиков: 200
]Недостаток знаний ученика при сдаче ЕГЭ конвертируется теперь в недостаток
зарплаты у педагогов. Фото REUTERS
Госэкзамен для учителей
Зарплату педагогов могут поставить в зависимость от успехов их учеников
На заседании в Минобрнауки в пятницу были подведены промежуточные итоги
реализации нацпроекта "Образование". В нескольких регионах власти собираются
ввести
зависимость квалификационной категории учителей, а значит, и их зарплаты от
результатов ЕГЭ. Это станет частью более широкого эксперимента по введению
новой системы оплаты труда, стартовавшего в 2007 году. С сообщением о начале
проведения такого опыта перед межведомственной рабочей группой по
приоритетному
национальному проекту <Образование> выступили ректор института проблем
образовательной политики <Эврика> Александр Адамский и губернатор Псковской
области
Михаил Кузнецов.
Новая система оплаты работы учителей начала действовать с 1 сентября
прошлого года в 34 регионах. В большинстве из них качество образования
конкретного
учителя приравнивали к оценкам школьных тестов или ЕГЭ. <В результате
эксперимента, в котором участвовал 461 учитель, 24% могли бы улучшить свою
категорию,
46% ее подтвердили, а категории 30% педагогов, наоборот, могут быть
понижены>, - сообщил Михаил Кузнецов. По его данным, наибольших успехов
достигли учителя,
которые работают в школах от трех до восьми лет. При этом худшие показатели
были в основном у преподавателей четвертых - восьмых классов. К концу года
в Псковской области результаты педагогического труда еще 800 учителей
сравнят с оценками, которые были получены их учениками за ЕГЭ и внутренние
тесты.
<Нам необходимо новое положение о порядке аттестации педагогических кадров.
Без них все, что мы делаем, незаконно. Как мы после Нового года сможем
объяснить
1,2 тысячи учителей, почему мы их проверили, но ничего не предложили? Уже
сейчас наши тестирования не находят поддержки в учительском сообществе.
Педагоги
не готовы к тому, чтобы их работу контролировали>, - возмущается Кузнецов.
Тревогу преподавателей, впрочем, тоже можно понять. Ведь введение новой
системы оплаты труда предполагает не только дифференцированное повышение
зарплаты,
но и ее понижение. Согласно предложению губернатора Псковской области
учителя должны не только получать новые категории, но и подтверждать их
каждые два
года.
Александр Адамский, который организует выполнение проекта в участвующих в
эксперименте регионах, признает, что оценивать учительские достижения,
исходя
исключительно из результатов ЕГЭ, не совсем правильно. <Действительно,
ученики и их родители считают не заслуживающими их доверия примерно 30%
учителей.
Треть учителей как предметники имеют низкую квалификацию. И ЕГЭ позволит
объективно это оценить. Но тесты позволяет оценить лишь часть работы
педагога.
Ведь в его задачу входит не только дать ребенку определенный набор знаний по
своему предмету, но и сформировать из ученика социально значимую личность>,
- заявил он корреспонденту <Газеты>. Для этого, как считает Адамский,
необходимо собирать на каждого ребенка своего рода детское портфолио. В нем
будут
учитываться не только оценки в дневнике, но и то, как ученик себя проявил:
например, чем занимается вне школы или как участвовал в школьных проектах.
Оценить
способности ученика и его адаптацию в жизни, по мнению Адамского, должны
эксперты и представители общественности. <Задача директора как менеджера -
привлечь
к процессу оценки результатов преподавательского труда и школьные профсоюзы,
и экспертов, и общественные организации>, - заметил ректор "Эврики".
При этом и Адамский, и Кузнецов признали, что система подготовки директоров
средних образовательных учреждений еще не создана. В Псковской области
пересчитать
зарплату директоров школ, сравнив ее с достижениями педагогов, намерены в
2009 году.
27.07.2008 / ОЛЬГА ПАВЛИКОВА
Материал опубликован в "Газете" н139 от 28.07.2008г.
http://gzt.ru/education/2008/07/27/223002.html
Выпуск листа на новом месте: 3644
количество подписчиков: 200