]Зеркало недели
Н 25 (704) 5 - 11 июля 2008
Какими будут инструкции?
Автор: Михаил ИЗЮМСКИЙ
Список из 5 элементов
печать
обсудить
отправить другу
прочесть позже
письмо редактору
конец списка
На рассмотрение в Верховную Раду поступил законопроект <О внесении изменений
в Закон Украины <О лекарственных средствах> (об использовании шрифта Брайля
в инструкциях о применении лекарственных средств)>. Несмотря на, казалось бы,
неопровержимую пользу инициативы, документ вызвал ожесточенные дискуссии
среди людей с проблемами зрения и специалистов.
Напомним, что рельефно-точечный шрифт, названный в честь его изобретателя Луи
Брайля, широко используется незрячими всего мира для чтения и написания текста.
Однако по мере развития компьютерных технологий, в том числе и специальных голосовых
программ, позволяющих людям с проблемами зрения пользоваться Интернетом
и почти всеми возможностями современной компьютерной техники, все меньше слепых
используют бумажные носители для получения и передачи информации, а потому
- разучиваются читать <по Брайлю> или даже вообще этому не учатся.
Слепой человек, получив документ <в электронном виде>, может его легко озвучить
с помощью специальных программ-синтезаторов языка и прослушать, как и любую
другую текстовую информацию из Интернета. Бурно развивается рынок аудиокниг:
огромное количество произведений, как правило, художественной литературы,
качественно озвучено профессиональными актерами и доступно в аудио- и mp-3 форматах,
в то время, как по Брайлю книжек уже почти не печатают. Студенты на
лекциях пользуются цифровыми диктофонами.
Впрочем, несмотря на сказанное, применение брайлевского шрифта почти ни у кого
возражений не вызывает. Но важно сделать так, чтобы <усовершенствование законодательства>
не только привело к подорожанию препаратов из-за дополнительных затрат производителей,
но и принесло хоть какую-то пользу тем, ради кого изменяют закон.
Законопроектом, собственно, предлагается внесение двух изменений, а именно:
1) обязать производителей изготавливать с применением шрифта Брайля пять процентов
от общего количества инструкций к лекарственному средству;
2) при реализации препаратов инструкцию о применении, напечатанную шрифтом Брайля,
предоставлять потребителю этого способа по его требованию.
Стоит отметить, что некоторые производители, даже без специальных законов, уже
давно продвинулись дальше - например, почти в каждой аптеке можно купить
один из самых популярных препаратов индийского производства, на упаковке которого
рельефно-точечным шрифтом напечатано название лекарства. Согласитесь,
очень полезная вещь, ведь, когда человек идет в аптеку, он почти всегда знает,
что и зачем ему нужно. А когда сидит дома и необходимо эти лекарства применить,
очень важно не ошибиться и выбрать в <аптечке> именно тот препарат. Но и здесь
есть <но>: как, например, печатать названия на совсем маленьких или мягких
упаковках? Ведь существует минимальный размер шрифта, который воспринимается
и распознается пальцами человека, кроме того, печатать его можно только на
достаточно жестком материале.
Предложенные же изменения вызывают ряд вопросов.
Во-первых, даже если разработают действенные механизмы контроля за соблюдением
пятипроцентной квоты, то как определить, в какой коробке специальная инструкция,
а в какой - обыкновенная? По принципу акций <загляни под крышечку>? Как быть
провизору в аптеке, которого обязуют предоставлять незрячему потребителю такую
инструкцию, представляете? Если даже в аптеку и поступит случайно пять процентов
препарата с брайлевскими инструкциями, ему придется открыть 20 упаковок,
найти одну такую инструкцию!
Во-вторых, не все слепые знают шрифт Брайля, а люди с ослабленным зрением - тем
более! И это не только инвалиды, а почти все пенсионеры, офисные клерки,
которые <посадили> зрение за компьютером, и т. п. А вы видели, каким кеглем написаны
все инструкции врачей? Если у вас не стопроцентное зрение, то уже
проблематично прочитать такой шрифт, а в состоянии болезни, когда зачастую используются
лекарства, - тем более!
Позволим себе высказать несколько замечаний и предложений по этому поводу.
По нашему мнению, было бы очень хорошо, если бы: а) нормы нового закона обеспечили
удовлетворение потребностей людей с проблемами зрения; б) от их внедрения
выиграли бы и другие граждане, так сказать, условно здоровые; в) они не вызывали
возражений у производителей и значительного подорожания лекарств; г) производители
были заинтересованы в выполнении этих норм; д) эти нормы давали государству возможность
ввести действующие механизмы контроля за соблюдением соответствующего
законодательства.
Смоделируем такую сугубо бытовую ситуацию. Вы - человек с нормальным зрением,
сидите дома, и вдруг у вас что-то заболело. Помните, что в <аптечке> вроде
бы были какие-то лекарства от этой болезни, находите таблетки без упаковки и
инструкции, читаете название, сомневаетесь относительно применения. Что вы
сделаете? Вероятно, одним из вариантов ответа на этот вопрос может быть: <Кому-то
позвоню!>. Знакомому врачу, бабушке, которая о лекарствах <знает все>,
еще кому-нибудь... А если бы была возможность позвонить по телефону не кому-нибудь,
а в специальную информационно-справочную службу?
Итак, первое наше предложение - ввести информационно-справочную службу по вопросам
применения лекарственных препаратов. Конечно, она должна быть, во-первых,
бесплатной и круглосуточной; во-вторых - государственной или тщательно контролируемой
государством; кроме того, номер должен быть одинаковым по всей Украине,
хорошо разрекламированным и потому хорошо известным. Это может быть либо <услуга
8-800...>, либо обычный короткий, двух- или трехзначный номер вроде <01>,
<02> и т.д. Вдобавок соответствующий интернет-портал. В случае внедрения этой
услуги можно обязать всех производителей предоставлять ей инструкции о применении
всех лекарственных препаратов, а также обязательно печатать на упаковке номер
<горячей линии>.
От создания этой службы выиграют все: и медицина, поскольку меньше граждан будут
попадать в больницу с отравлениями в результате употребленных по ошибке
препаратов, и сами граждане, которые потеряли или не смогли прочитать инструкцию,
включая тех же слепых. Да и производители, кажется, заинтересованы, чтобы
их продукцию использовали по назначению.
Что касается Брайля, а точнее - придуманного им шрифта. Его использование, по
нашему мнению, целесообразнее на самой упаковке лекарственного препарата для
написания названия и телефонного номера, о котором шла речь. Как вам известно,
производители лекарств очень страдают от фальсификаторов и различными способами
борются, чтобы защитить свою продукцию. Один из механизмов такой защиты - использование
<дорогих> технологий при изготовлении упаковки. Мелкому фальсификатору
подделать такую упаковку очень дорого из-за мизерных объемов <производства>,
в то время как крупная фармацевтическая фирма заказывает огромные тиражи полиграфии,
из-за чего стоимость единицы значительно снижается. Одной из таких относительно
дорогих технологий является т. н. тиснение, когда отдельные рисунки, буквы
или какие-нибудь другие элементы упаковки -рельефны и выпуклы. Применяя эту технологию,
также можно нанести и брайлевские буквы и цифры - название препарата
и номер горячей линии.
Снова почти <сплошные плюсы>: производитель таким образом борется с фальсификатором,
от чего, кроме самого производителя, выиграют государство и граждане,
а незрячий получит возможность найти при необходимости нужные лекарства. Даже
те слепые, которые не знают рельефно-точечного шрифта или разучились им пользоваться,
могут запомнить комбинацию рельефных символов. А инструкцию, опять-таки, найти
в Интернете или прослушать, позвонив по соответствующему номеру.
http://www.zn.ua/3000/3450/63431/
Выпуск листа на новом месте: 3585
количество подписчиков: 197