[TIFLO] Незрячие в Японии
В. ГУдонис
Основы и перспективы
социальной адаптации лиц
с нарушенным зрением
Москва - Воронеж 1999
В Японии позитивно на отношение общества к не-зрячим повлиял ослепший в 850 году
принц Хитоясу, кото-рый, будучи незрячим, оставался на посту губернатора про-винции.
Его брат император Кока даровал слепым особые привилегии. Принц Хитоясу пригласил
в свой дворец 800 слепых, чтобы они изучали литературу, музыку, массаж, аку-пунктуру.
Слепые делились на две группы: монахов (Мозо) и артистов (Тодо). Монахи должны
были научиться декламиро-вать большие религиозные тексты, но прежде всего играть
во время богослужения в храмах на струнном инструменте <бива>. Артисты обучались
не только музыке и риторике, но
47
и массажу. Представители обеих групп находились в большом почете. Первоначально
музыку исполняли только на двух инструментах - <биве> и бамбуковой флейте <сьякахаоки>.
Позднее стали применяться еще два инструмента: <сомины> с тремя и <кота> с тринадцатью
струнами. Как монахи, так и артисты обучались по хорошо продуманной системе.
К при-меру, в те времена для обучения массажиста требовалось де-вять лет. В течение
трех первых лет изучался лишь массаж мышц. В следующие три года обучались акупунктуре
и при-жиганию (Махе). В оставшиеся годы студент все еще нахо-дился под надзором
наставника, отдавая ему половину зара-ботка (135, 23). После смерти Хитоясу с
целью увековечива-ния его памяти в Японии собирался налог в пользу слепых, который
имел силу вплоть до девятнадцатого века, поэтому исторический опыт Японии свидетельствует
не только о раз-нообразных формах общественного призрения, но и соци-ально-трудовой
реабилитации незрячих.
Выпуск листа на новом месте: 2354