[TIFLO] Пересылка. Обсуждение Проекта Конвенции ООН по правам инвалидов в штаб-квартире ООН - как это было

С 14 августа на протяжении 2-х недель в штаб-квартире ООН проходила Сессия
по обсуждению Проекта Конвенции ООН по правам инвалидов. Делегации
представляли
92 государства мира. Представители более 90 неправительственных организаций
(НГО) участвовали в обсуждении проекта Конвенции. Проект Конвенции содержал
33 статьи и дебаты проходили по каждой формулировке.
Светлана Юрьевна Котова, юрист, помощник депутата ГД присутствовала на
сессии в качестве наблюдателя и присылала на наш сайт краткие отчеты о
работе сессии.
Предлагаем вам ознакомиться с ними. Все материалы вы можете увидеть на нашем
сайте
http://perspektiva-inva.ru/?447
Письмо первое , 14 августа, Брайтон
В качестве наблюдателя: ничего для нас без нашего участия.
Работа Специального комитета по разработке Конвенции по правам инвалидов
отличается тем, что в этот процесс довольно сильно вовлечены представители
гражданского
общества. Действительно, на сессию приехали представители организаций
инвалидов из множества стран. Можно сказать, что здесь по-настоящему
реализуется
принцип: <<ничего для нас без нашего участия>>. Мы участвуем в работе в
качестве наблюдателей, присутствуем в зале, когда официальные представители
от стран
обсуждают положения отдельных статей Конвенции. У представителей организаций
инвалидов есть возможность пообщаться с членами официальных делегаций,
некоторые
организации высказывают свою точку зрения по обсуждаемым Комитетом вопросам
и дают свои предложения. В основном представители организаций инвалидов -
это
сами инвалиды.
Точки зрения, мнения, позиции.
Основным вопросом, который обсуждался 14 августа, стал вопрос о
необходимости создания отдельного договорного органа по мониторингу
исполнения положений
Конвенции странами участниками. Можно отметить, что мнения стран сильно
разделились. Некоторые страны высказывались в поддержку создания нового
договорного
органа, отмечая, что без такого органа Конвенция превратится во второсортный
документ, будет замком на песке. Существующие органы не могут в достаточной
степени контролировать соблюдение прав инвалидов, в комитетах недостаточно
экспертов. Поскольку существующая система защиты прав человека не могла
эффективно
защищать права инвалидов, было принято решение о создании отдельной
конвенции по правам инвалидов. Такой точки зрения придерживаются ЕС, Чили,
Мексика,
ЮАР, Куба, Израиль, Аргентина и др.
Другая группа стран высказывала сомнение в необходимости создания отдельного
договорного органа, полномочия по контролю можно поручить уже существующим
органам. Создание нового органа приведет к противоречию с реформой ООН.
Отдельный договорной орган приведет к возложению на государства ненужных
дополнительных
обязательств, работа будет дублироваться. Такой точки зрения придерживались
в частности США, Китай, Россия, и др. Представитель РФ высказала мнение, что
необходимо принять Конвенцию в кратчайшие сроки, поскольку она повлияет на
судьбы многих людей. Вопрос о создании отдельного договорного органа может
привести
к затягиванию этого процесса. Россия высказала сомнение в необходимости
такого органа и предложила, в крайнем случае, использовать механизм
факультативного
протокола.
Страны, выступающие за создание отдельного договорного органа отмечали
необходимость участия в его работе людей, являющихся экспертами в вопросах
инвалидности.
Высказывались точки зрения, что обязательно должны участвовать сами
инвалиды. Предлагалось также установить принцип гендерного равенства и
равного географического
представительства.
Многие страны также поддерживали возможность представления в Конвенционный
орган честных обращений и жалоб по нарушениям прав инвалидов; предлагалось
сделать
работу договорного органа гибкой.
По этому вопросу International Disability Caucus - коалиция ведущих
международных организаций инвалидов - распространила документы, выражающие
ее позицию.
Она заключается в четкой приверженности создания специального договорного
органа, Права человека по своей природе реализуются в национальном
законодательстве,
но необходим независимый международный орган, производящий мониторинг
соблюдения положений Конвенции странами. Очень много примеров в мире, когда
хорошее
законодательство на практике не реализуется. Очень важно обеспечить
возможность участия неправительственных организаций инвалидов в мониторинге,
также
большинство членов договорного органа должны быть люди с инвалидностью, с
обеспечением гендерного равенства и географического представительства.
За подготовку данной статьи отвечала Мексика, Доклад и предложения Мексики
можно найти на сайте ООН
www.unenable.com
До встречи,
Ваша Светлана Котова, наблюдатель
Письмо второе, 15 августа 2006
Готовы ли страны действительно развивать инклюзивное образование?
Этим вопросом я задавалась сегодня утром (15 августа), когда обсуждали п. 2.
д. статьи 24, посвященной образованию.
В целом все страны признают, что цель данной статьи закрепить приоритет и
необходимость развития инклюзивного образования и именно этому должна быть
посвящена
ст. 24. Эта статья уже довольно долго обсуждалась на протяжении всей работы
над конвенцией, и до сих пор страны не пришли к соглашению, к единой
позиции.
Уже согласованные части статьи гарантируют бесплатное обязательное начальное
и среднее образование для инвалидов и запрещают дискриминацию в сфере
образования
по причине инвалидности, гарантирует возможность обучения в общей школе
(инклюзивное образование), однако, обсуждаемый сегодня п. абзац 2 д, говорил
о
необходимости предоставления адекватной поддержки, а также пока содержит
положение согласно которому в случае, когда система общего образования не
может
адекватно удовлетворить индивидуальные потребности в той или иной поддержке,
государства обеспечивают предоставление такой индивидуальной поддержки в
среде,
максимально обеспечивающей максимизацию академических и социальных
достижений.
То есть, этот пункт гарантирует существование сегрегированных
образовательных учреждений, а во-вторых дает определенное право государству
решать, для каких
детей возможно, а для каких невозможно создать условия для обучения в
обычной школе.
Больше всего в обсуждении меня поразило то, что представители стран, ранее
заявлявшие о недискриминации инвалидов отстаивали положение в конвенции,
которое
как раз дискриминирует нас. Выражались мнения, что люди с нарушениями
интеллекта не могут учиться в обычной школе, что развивающиеся страны не
обладают
достаточными ресурсами, апеллировали к реальности. В основном, за оставление
части этого пункта, обеспечивающего возможность исключить часть детей с
инвалидностью
из системы общего образования, были развивающиеся страны, а также Китай и
Россия.
Представители выражали сомнение в возможности обучать инвалидов с серьезными
нарушениями и с нарушениями интеллекта в обычной школе. Здесь я задалась
вопросом,
на основании чего эти люди делают такие выводы, ведь даже в зале
присутствуют люди с теми видами инвалидности, о которых говорилось как о
людях, которые
не могут учиться в обычной школе. К сожалению, Россия даже не сочла нужным
объяснить свою позицию.
Страны, которые выступали за исключение формулировки в скобках, то есть за
исключение возможности для государства не включать в общую школу отдельных
категорий
людей с инвалидностью были ЕС, Панама, Венесуэла, Новая Зеландия. В основном
аргументы этих стран сводились к тому, что все должны быть равны, Конвенция
должна быть шагом вперед, чем-то к чему надо стремиться.
Представители организаций инвалидов были единогласны и жестко высказались за
исключение слов в скобках. Официальным представителям стран был задан вопрос
почему, они рассуждают о недискриминации и дискриминируют инвалидов прямо
здесь.
Почему они не хотят менять свои системы образования для того, чтобы
учитывать потребности всех детей, почему они стараются обезопасить себя и
избавится
от неудобных положений, почему они не верят в возможности и ценность каждого
человека?
Представители НГО аппелировали к успешным примерам в мире, в бедных и
богатых странах, говорили т о том, что инклюзия не означает просто помещение
ребенка
в класс, что она подразумевает поддержку для ученика и для учителя.
Говорилось о том, что именно потому, что государства не верят в возможности
каждого
человека, именно потому, что они не признают часть детей с инвалидностью
годными к обучению, 40 миллионов детей с инвалидностью в мире не получают
образование.
Надо еще раз отметить, что позиция за инклюзивное образование для всех без
исключения детей-инвалидов - это позиция международного форума инвалидов,
который
объединяет ведущие организации инвалидов мира, включая организации слепых,
глухих, по защите людей с ментальной инвалидностью. То есть, среди
сообщества
инвалидов по данному вопросу разногласий не было.
Во время официальных дебатов представителей государств чувствовалось
недоумение среди самих инвалидов. Надо отметить, что первые два выступления
от организаций
инвалидов были очень эмоциональными и были встречены аплодисментами всего
зала. Кстати аплодисменты звучали в первый раз.
В итоге, решение принято не было, силы разделились поровну, и представителям
было предложено еще раз обговорить этот вопрос в неформальных переговорах.
Сегодня также было и две победы. Было решено включить в конвенцию статьи 6 и
7 посвященные женщинам и детям с инвалидностью. Что очень приветствовалось
представителями организаций инвалидов.
Всего доброго,
Светлана Котова
Письмо третье, 16 августа, Нью-Йорк.
Как все работает.
Сегодня я задавалась вопросом, как работает эта система, какую роль в этой
работе играем мы, представители организаций инвалидов.
За пределами основных официальных дебатов проходит огромное количество
консультаций, неформальных бесед. Люди с инвалидностью, приехавшие на
заседание комитета
общаются с представителями своих стран, убеждая их принять ту или иную
позицию. Некоторые организации проводят дополнительные мероприятия с целью
дать
больше информации по важным вопросам, обсудить вопрос в менее формальной
обстановке. Например, сегодня проходило такое мероприятие, посвященное
правосубъектности
людей с инвалидностью. Вчера была дискуссия по инклюзивному образованию.
Организации инвалидов работают очень организовано. Основным игроком является
IDC (международный форум организаций инвалидов), объединяющий ведущие и
крупнейшие
организации инвалидов. После обсуждения официальными представителями стран
какого-либо вопроса слово предоставляется IDC для выражения позиции от
сообщества
инвалидов. Пока не было случаев, чтобы мнения организаций инвалидов по
какому-либо вопросу расходились. Пока это одно, консолидированное мнение.
Каждый
день IDC издает информационный бюллетень, отражающий позиции форума по
обсуждаемым в предыдущий день вопросам и по вопросам, которые планируется
обсудить
в этот день.
Величайший профессионализм в такой работе выражается также и в том, что
предлагаются конкретные тесты с правовым обоснованием.
Меня очень поразило и порадовало, что в состав многих официальных делегаций
входят люди с инвалидностью. К сожалению, в составе нашей официальной
делегации
лишь один человек с инвалидностью - В. Рухлядев, председатель Всероссийского
общества Глухих.
Сегодня обсуждались вопросы международного сотрудничества. Принято решение о
разработке отдельной статьи, посвященной этому вопросу. Развивающиеся страны
просили, чтобы язык этой статьи был жестким.
Что такое <<инвалидность>>.
Важным вопросом, который занял большую часть времени, был вопрос определения
инвалидности. По этому поводу споры ведутся уже давно. Некоторые страны
выступали
против определения инвалидности в данной Конвенции. Тем не менее, еще до
этой сессии было принято решение такое определение включить.
Государства предлагали разные определения. Многие из них все еще содержали
медицинский подход в той или иной степени. Но многие государства говорили о
том,
что определение инвалидности не должно быть с точки зрения медицинского
подхода, что инвалидность это прежде всего процесс взаимодействия человека с
обществом
и окружающей средой. говорилось, что определение не должно представлять
человека с инвалидностью как неспособного что-то делать.
Некоторые государства предлагали включить определение в преамбулу к
Конвенции. Россия предложила сделать ссылку на национальное
законодательство, но при
такой ситуации сами государства будут определять, кто защищается этой
конвенцией. Россия также предложила определение инвалидности из Закона РФ о
социальной
защите инвалидов. Надо отметить, что такое предложение вызвало недоумение в
среде самих инвалидов.
Обсуждение данного вопроса продолжится, поскольку пока определения
выработано не было.
Наиважнейшие завоевания.
Очень большой победой организаций инвалидов, особенно тех, кто занимается
защитой прав людей с умственной отсталостью, стало одобрение большинством
стран
положений ст. 12, которые говорят о правосубъектности. Эта статья предлагает
совершенно новую модель, при которой лицо не может быть лишено
дееспособности.
Вместо модели, замены лица принимающего решение, была одобрена модель
поддержки в принятии решения, что означает, что представитель (точнее
опекун) не
сможет принимать решение самостоятельно, не узнав истинной воли
представляемого лица. Хотелось бы поблагодарить Россию, что в данном вопросе
она была солидарна
с прогрессивным большинством.
Надо отметит, что, в общем, эта концепция была одобрена большинством стран.
И это будет одни из наиважнейших завоеваний этой конвенции.
Ваша Светлана Котова,
официальный представитель от РООИ <<Перспектива>>
Письмо четвертое, 17 августа
Инвалидность и сексуальность.
Насколько государства могут принимать право на сексуальность инвалидов и
защищать его? Этот вопрос возник при обсуждении двух статей - 23 и 25-й.
Ст. 23, п.1 говорит о том, что государства-участники Конвенции должны
предпринимать эффективные и достаточные меры для исключения дискриминации
инвалидов
в сфере брака, семьи и личных отношений. Люди с инвалидностью должны иметь
равные возможности для реализации своей сексуальности, имеют право на
сексуальные
и другие личные отношения и быть родителем. Ст. 25 говорит о правах в сфере
здравоохранения - о том, что людям с инвалидностью государства должны
предоставлять
услуги в сфере здравоохранения таких же стандартов, как и другим своим
гражданам, включая услуги по поддержке сексуального и репродуктивного
здоровья.
Мнения государств по этим статьям сильно разделились.
Против формулировки в ст. 23 выступали ВСЕ арабские страны, объясняя свою
позицию культурными различиями, тем, что в мусульманских странах сексуальные
отношения
возможны только в браке, и поэтому предлагали сделать бoльший акцент на
семейные и родительские отношения. Эти страны предлагали избегать слов
<<секс>> и
<<сексуальность>> в Конвенции. Государства, поддерживающие эту позицию, также
предлагали не делать Конвенцию <<минным полем>> и не включать положения,
вызывающие
такую жесткую реакцию со стороны большого количества государств. Эту позицию
поддержали также США, Святой Престол и Китай.
Страны, поддерживающие сохранение предложенной формулировки в тексте
Конвенции, ссылались на то, что сексуальные отношения - это важная часть
жизни каждого
человека, и инвалиды часто дискриминируются именно в этой области. Это такие
страны как Бразилия, ЕС (страны Евросоюза выступали <<одним голосом>>),
Израиль.
По статье 25 также было большое расхождение во мнениях. Страны,
высказывающиеся за отдельную оговорку о сексуальном и репродуктивном
здоровье, упоминали
множество фактов, когда инвалиды дискриминировались в этой области. Это
латиноамериканские страны, Канада, ЕС. Страны, выступавшие против - в
основном,
арабские страны, - говорили о том, что этот термин не определен, что его
можно трактовать так, что инвалидам нужны отличные от других услуги в сфере
сексуального
и репродуктивного здоровья. Многие представители выражали обеспокоенность
тем, что положение об услугах сексуального и репродуктивного здоровья может
трактоваться
как разрешение на аборт. Обсуждение этих вопросов продолжалось довольно
долго, и страны так и не пришли к консенсусу.
Ваша Светлана Котова,
Представитель РООИ <<Перспектива>> на 8-ой сессии Специального комитета
Письмо пятое, 18 августа
Понятие инвалидности
Сегодня продолжились неформальные консультации по вопросу определения
инвалидности.
Во время переговоров Китайская делегация, а также представители ЕС,
продолжали настаивать на включении положений, определяющих инвалидность, в
Преамбулу.
Австралия предлагала включить в ст. 1 определение цели Конвенции. Также
Китайская делегация настаивала на том, чтобы определение инвалидности не
охватывало
широкого круга лиц, поскольку у Китая может не хватить ресурсов для
реализации обязательств, предусмотренных данной Конвенцией. В результате
пока договорились
о том, что разработают положение для Преамбулы и определение для ст. 1 или
2.
До встречи
Ваша Светлана Котова, наблюдатель
Письмо шестое, 21 августа
Поправки России: можно ли понять отношение России к Конвенции по поправкам,
которые она предлагает?
Сегодня в связи с тем, что страны представили около 150 поправок в
существующий текст, председатель предложил процедуру, при которой страна
обосновывает
поправку, которую затем ставят на голосование - чтобы страна увидела,
насколько поправка проходима и поняла, с кем надо вести переговоры. По
предложению
председателя, страны должны будут договориться по своим поправкам в течение
24 часов, иначе поправка далее рассматриваться не будет. При такой процедуре
практически все поправки получили голоса против. Однако сегодня были
консенсусно одобрены и некоторые статьи: 10 (право на жизнь), 14 (свобода и
личная
неприкосновенность), 22 (уважение неприкосновенности частной жизни).
Что предлагает Россия
Людям, живущим в России, наиболее интересно будет узнать, какие поправки
предлагала Россия и почему. Поэтому я решила остановиться подробнее на этом
вопросе.
Мне показалось, что Россия была не самым активным участникам процесса -
часть поправок от России имели технический характер, но некоторые показались
мне
принципиальными. Например, в п. 2 ст. 9, которая посвящена созданию
доступной среды, Россия предлагала сделать менее требовательный язык во
фразе <<обеспечить
легкие для понимания надписи, а также надписи шрифтом Брайля на общественно
важных зданиях (Россия предлагала слово <<обеспечить>> заменить на слово
<<содействовать>>).
Такую же замену предлагалось сделать в пункте, посвященном предоставлению
индивидуальных помощников.
Россия обосновала свои предложения тем, что обязательства, содержащиеся в
этой статье, потребуют довольно больших ресурсов, которых нет у
развивающихся
стран. Интересен тот факт, что против этой поправки проголосовали
африканские, арабские страны, а также ЕС, Канада и др.
Некоторые поправки России были направлены на то, чтобы контрольные
полномочия возлагались не только на судебный или другой независимый орган,
но и на государственные
органы. Такие поправки предлагались к ст. 12, где речь идет о независимом
периодическом судебном контроле решений, принимаемых законным представителем
(опекуном) инвалида; к ст. 16, где речь идет о контроле за деятельностью
учреждений и работой программ, предоставляющих различные услуги инвалиду со
стороны
независимого органа для предотвращения случаев насилия и эксплуатации.
Россия сняла поправку к ст. 19, поскольку не считала ее принципиальной и
предлагала удалить некоторые <<повторяющиеся положения>> и по причине того,
что слишком
многие были против. После этого ст. 19 была утверждена на основе консенсуса.
Это одна из самых важных статей Конвенции, она предусматривает право
инвалидов
жить в обществе и выбирать место проживания: эта статья направлена на
деинституционализацию, поскольку в том случае, если инвалид не захочет
проживать
в интернатном учреждении, государство будет обязано обеспечить его услугами
для проживания в обществе.
В ст. 24, посвященную инклюзивному образованию, Россия вначале предлагала
внести поправку, исключающую понятие <<инклюзивное образование>>, но
впоследствии
Россия такую поправку сняла и присоединилась к предложению Китая, которое
также было направлено на смягчение обязательств государств по развитию
инклюзивного
образования. Россия также поддержала аргументацию Китая о невозможности
скорейшего внедрения инклюзивного образования.
Поправки России к ст. 27, посвященной труду и занятости инвалидов, были
обоснованы тем, что в реальности инвалиды не могут выполнять все виды работ
и для
того, чтобы не получилась ситуации, при которой инвалид хочет работать по
определенной профессии, но по объективным причинам не может, Россия
предложила
внести слово <<необоснованную>> в п. (а) параграфа 1, говорящий о том, что
государство должно принять меры по запрещению дискриминации по признаку
инвалидности
в отношении всех вопросов, касающихся занятости, включая условия приема на
работу, найма и занятости, непрерывности занятости, продвижения по службе и
условий труда. Таким образом, Россия предлагает запретить <<необоснованную
дискриминацию>>, у меня применительно к этой поправке возник вопрос, может ли
дискриминация быть обоснованной, и кто будет решать, что она является
таковой. Нужно отметить, что против этой поправки также проголосовало очень
много
государств.
Из вышеперечисленного я сделала вывод, что российские поправки, прежде
всего, направлены на смягчение обязательств государств. Мне также
показалось, что
Россия не подхватила прогрессивные идеи, предлагаемые некоторыми участниками
Комитета. Мы по-прежнему стремимся, чтобы Конвенция соответствовала нашему
законодательству и практике, хотя, на мой взгляд и по мнению организаций
инвалидов, Конвенция должна быть тем стандартом, к которому государства
должны
стремиться. К сожалению, в России не произошел коренной перелом в сознании в
отношении к инвалидам, о котором все время говорится здесь, и который должна
принести эта Конвенция.
Какие поправки России удастся провести мы увидим уже очень скоро, я очень
рассчитываю на прогрессивную позицию других стран.
Ваша Светлана Котова,
Представитель <<Перспективы>> на 8-ой сессии Специального комитета
Письмо седьмое, 22 августа.
Царство неформальных переговоров
Сегодня обсуждали результаты неформальных консультаций по мониторингу. Посол
Мексики, отвечающий за эти консультации, сообщил, что удалось достигнуть
определенного
согласия. Наиболее сложные и спорные вопросы (в частности, возможность
подачи индивидуальных жалоб) было предложено поместить в отдельный протокол,
который
будет принят вместе с Конвенцией. Соответственно, страны не желающие, чтобы
частные лица и организации могли подавать частные жалобы в Комитет ООН по
правам
инвалидов на нарушение государством их прав, закрепленных данной Конвенцией,
не будут ратифицировать этот протокол.
Продолжилась вчерашняя процедура по рассмотрению поправок государств в
рабочий текст. Были одобрены и некоторые статьи на основе консенсуса,
благодаря тому,
что государства снимали свои поправки.
Это:
* ст. 3-я - <<Общие принципы>>,
* ст. 7-я - <<Дети-инвалиды>>,
* ст. 13-я - <<Доступ к правосудию>>,
* ст. 18-я - <<Свобода передвижения и гражданство>>,
* ст. 20-я - <<Индивидуальная мобильность>>,
* ст. 21-я - <<Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к
информации>>.
Председатель очень просил представителей государств вести переговоры и
разрешать спорные вопросы - действительно, времени остается все меньше и
меньше,
а наиболее спорные вопросы так и не разрешены. Представители государств вели
переговоры практически всю вечернюю сессию. Это очень волнующий процесс,
поскольку
нам, представителям организаций инвалидов, все труднее проконтролировать, о
чем же договариваются государства. Когда идут открытые дебаты - позиции всех
ясны, а сейчас представители общаются друг с другом в неформальной
обстановке.
Самое интересное впереди, нам остается надеяться, что текст не ухудшится, а
наоборот улучшится.
Ваша Светлана Котова
Письмо восьмое, 24 августа
Быть Конвенции завтра или не быть - вот в чем вопрос.
Сегодня предпоследний день работы 8 сессии Специального комитета. Обстановка
накаляется: слишком много еще неразрешенных вопросов, а именно - определение
инвалидности и лиц с инвалидностью; особенно спорным стал вопрос о включении
в это определение лиц с нарушениями интеллектуального развития; сомнения
вызывает
формулировка <<ментальные нарушения>>, взамен которой предлагается
<<психо-социальные нарушения>>.
Представители Китая решительно настаивают, чтобы формулировка не включала
широкий круг людей, объясняя это тем, что у Китая не хватит ресурсов для
обеспечения
исполнения положений Конвенции, если количество инвалидов сильно возрастет.
Важнейшими нерешенными вопросами остаются:
* ст. 12 вопрос правосубъектности (признания равной с другими право- и
дееспособности),
* ст. 17 формулировки о личной неприкосновенности,
* ст. 6 о женщинах-инвалидах,
* ст. 25 упоминание об услугах сексуального и репродуктивного
здоровья,
* ст. 23 спорные формулировки о сексуальности,
* механизм международного мониторинга.
Не обошлось и без политики
Еще одной серьезной проблемой стало желание стран арабской группы,
поддержанное Кубой, закрепить в ст. 11 и в Преамбуле положение о правах
инвалидов, находящихся
в зоне иностранной оккупации. Некоторые страны считают этот вопрос
исключительно политическим.
Одобрены еще несколько статей
За последние два дня было одобрено еще несколько статей, а именно:
* ст. 9 (доступность),
* ст. 26 (абилитация и реабилитация),
* ст. 28 (надлежащий уровень жизни и социальная защита),
* ст. 15 (свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания).
Большой победой стало сегодня принятие ст.ст. 32 и 33 о международном
сотрудничестве и национальном мониторинге. Это уменьшило количество
важнейших спорных
вопросов.
Мы уже начали переживать.
За несколько минут до окончания заседания председатель предложил одобрить и
ст. 24, посвященную инклюзивному образованию, но произошла некоторая
путаница:
представитель Панамы прочел не тот текст, который был согласован с другими
государствами, на что указал Китай, после чего Панаме дали возможность
зачитать
текст снова, но представители Китая, а также Австралии, были не готовы
поддержать текст сегодня. Надо сказать отдельное спасибо Панаме,
представители которой
проделали огромную работу по согласованию статьи и добились прекрасных
результатов (страны практически согласились с предложениями IDC -
Международного
форума организаций инвалидов): статья четко говорит о приоритете
инклюзивного образования и не закрепляет других альтернатив. Эти поправки
поддержали все
латиноамериканские страны, арабские страны, некоторые африканские страны,
Австралия, ЕС, Япония...
Заседание закончилось, но председатель объявил, что зал свободен до 9 вечера
и просил представителей государств продолжить неформальные консультации. Мы
понимаем, что остается слишком мало времени - если конвенцию не одобрят
завтра, то придется собирать 9-ю сессию, на которой практически все вопросы
будут
быстро решены; но поскольку Комитет не соберется на один день (в его
распоряжении будет две недели), то велика вероятность того, что будут
пересмотрены
многие положения существующего текста, страны могут передумать. Поэтому так
важно, чтобы Комитет закончил работу завтра.
Кроме того, посол Новой Зеландии Дон МакКей больше не сможет руководить
Комитетом, а его роль в разработке Конвенции и стремление учесть интересы
самих
инвалидов нельзя преувеличить. Сегодня я видела в зале несколько инвалидов
из африканских стран, которые сидели и молились. Может, нам теперь только
это
и остается делать? Стоит также отдать должное России - она не блокирует
важных для организаций инвалидов положений и проявляет гибкую позицию.
Осталось ждать совсем немного,
Ваша Светлана Котова
Письмо девятое и последнее. Это самое радостное и важное письмо. 25 августа
Мечта сбылась!
За 10 минут до окончания последнего срока в 19:50 25 августа 2006 г. это
случилось: Специальный комитет одобрил текст Всеобъемлющей единой
международной
конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов.
<<У 650 млн. инвалидов, живущих на нашей планете, была мечта - мечта стать
равными членами общества, мечта иметь равные с другими права, - и сегодня
эта
мечта сбылась!>>
Такими словами начала свою заключительную речь Кики Норстем из Всемирного
союза слепых, выступавшая от имени IDC (Международного форума организаций
инвалидов),
объединившего ведущие и крупнейшие организации инвалидов мира. Эта Конвенция
станет важным этапом в развитии международных стандартов в области прав
человека.
И действительно, эта Конвенция станет первым документом о правах человека в
этом тысячелетии. Конвенция принесет концептуальные изменения по отношению к
инвалидам, она основывается на принципе замены соцобеспечения и
благотворительности системой прав и свобод. Она закрепляет социальный подход
к инвалидности,
каждая ее статья направлена на защиту от дискриминации и на включение
инвалидов в общество.
Конвенция, в частности, закрепляет обязательства государств обеспечить
недискриминацию инвалидов в различных сферах жизни, а также максимальное
включение
инвалидов в общество. Положения Конвенции направлены на
деинституционализацию, развитие инклюзивного образования, трудоустройство на
открытом рынке труда,
защиту личной неприкосновенности инвалидов, в том числе и от насильственного
медицинского вмешательства, признание равной с другими правосубъектности
инвалидов,
защиту от насилия, злоупотреблений, пыток и другого унижающего достоинство
обращения.
Государства в соответствии с Конвенцией будут обязаны создать доступную для
инвалидов среду, предоставлять услуги, обеспечивающие независимый образ
жизни
инвалидов...
Конвенция содержит пути реализации уже существующих общепризнанных прав
человека. Очень важно понимать, что Конвенция предполагает не только запрет
дискриминации
при реализации различных прав, но и позитивные меры, которые должны принять
государства для обеспечения такой недискриминации.
Как все происходило
В последние минуты, когда напряжение в зале нарастало, я четко понимала, что
это грандиозное историческое событие: подумать только, еще 10 минут - и как
знать, какой бы текст мы получили по результатам работы 9-й сессии?
(большинство экспертов склоняется к тому, что текст был бы значительно
хуже).
Результат показал, что председатель выбрал мудрую тактику, и риск оправдал
себя - неформальные переговоры привели к разрешению почти всех спорных
вопросов,
и достигнутые компромиссы в основном не ухудшали, а улучшали текст.
Практически все статьи были приняты на основе консенсуса. Однако пришлось
провести
голосование по спорному вопросу об упоминании иностранной оккупации в
преамбуле.
Опять же, еще раз хочется отметить, что Россия не блокировала прогрессивных
предложений, даже тогда, когда они противоречили тем поправкам, которые сама
Россия вносила. За это нашей делегации можно сказать большое спасибо. Теперь
мы должны объединить усилия, чтобы добиться ратификации Конвенции Россией
с минимальным количеством оговорок.
Ложка дегтя в бочке меда
Единственным негативным фактом, вызвавшим серьезную обеспокоенность
организаций инвалидов, стала сноска в ст. 12, гарантирующей равенство перед
законом,
в соответствии с которой термин <<legal capacity>> переводится на Китайский,
Русский и Арабский как <<правоспособность>>, а не <<дееспособность>>. Эта сноска
ставит в неравное положение инвалидов в разных странах, она фактически
лишает гарантий, предусмотренных ст. 12, инвалидов проживающих в Китае,
России и
арабских странах.
Ничего о нас без нашего участия
Огромным завоеванием данной Конвенции стало объединение сообщества
инвалидов.
Я была поражена тем, как различные организации, представляющие интересы
различных групп, вырабатывают общую позицию, учатся друг у друга, проявляют
взаимное
уважение и поддерживают интересы друг друга.
Мне кажется, что эта способность находить общие интересы и поддерживать друг
друга значительно укрепила движение за права инвалидов в мире, именно это
позволило
добиться такого хорошего и прогрессивного текста. Все группы инвалидов
рассматривались на равных, интересы каждой группы считались очень важными
для всех.
Я так жалела об отсутствии такого единения интересов у нас в России. Разве
вы можете представить себе ситуацию, чтобы общество слепых или глухих
защищало
интересы людей с психическими нарушениями или с нарушениями умственного
развития? А ведь именно это происходило здесь, в ООН. Именно так, идя к
одной общей
цели, не жертвуя ни чьими интересами, IDC добился огромного успеха.
Председатель Специального Комитета Дон МакКей выразил особую благодарность
IDC (Международному форуму организаций инвалидов), отметив, что именно
поправки
IDC позволили достичь компромисса по спорным вопросам.
Что дальше?
Далее Конвенция будет направлена на одобрение делегатам 61-й сессии
Генеральной Ассамблеи ООН, после чего она будет открыта для подписания и
ратификации
всеми странами.
Именно сейчас, по словам Дона МакКэя, настала пора, когда дипломаты отойдут
в сторону и на первый план должны выйти организации инвалидов. Нужно будет
работать
в странах, сначала над тем, чтобы страна ратифицировала Конвенцию с
минимальным количеством оговорок, а затем мы должны будем бороться за
реализацию норм
Конвенции.
Некоторые цитаты и высказывания
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выразил надежду, что принятие Конвенции
будет означать начало новой эры, в которой инвалиды будут иметь равные со
всеми
права и возможности.
"Это великий день для ООН и для лиц с инвалидностью. Это хорошая конвенция и
она изменит жизнь миллионов людей", - заявил председатель Специального
комитета
по разработке проекта конвенции, Постоянный представитель Новой Зеландии при
отделении ООН в Женеве Дон МакКэй.
"Она [конвенция] заставит государства выработать новые подходы к вопросам
инвалидности", - сказал МакКэй. По его словам, "когда люди начинают мыслить
категорией
"выполнимо" вместо "невозможно", это способно принести много пользы".
Председатель 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Ян Элиассон назвал это
событие "историческим". Он подчеркнул, что Конвенция станет самым важным
документом,
принятым в этом столетии. Ян Элиассон отметил, что делегаты, которые
работали над ее проектом, направили всему миру послание о том, что "мы хотим
жить
жизнью достойной для всех и жизнью с равными возможностями для всех людей".
По словам президента Всемирной федерации глухих Марлу Йокинена, Конвенция
содержит очень важные положения для людей с нарушением слуха, она признает
жестовый
язык, определение языка содержит жестовый язык, она предполагает обучение на
жестовом языке, а также обязательство государств обеспечивать предоставление
услуг сурдопереводчиков.
Ваша Светлана Котова,
наблюдатель от РООИ <<Перспектива>> на 8-ой сессии Специального комитета по
Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и
достоинства
инвалидов
***************************************************************
Электронная рассылка Inva-Info организована и поддерживается РООИ
"Перспектива"
Выпуск листа на новом месте: 2348