[TIFLO] Почему мы только третьи

Почему мы только третьи по физике
Текст: беседовала Марина Лемуткина. Фото: psj.nsu.ru.
В июле сборная России вернулась с международного тура олимпиады по физике, который
проходил в испанском городе Саламанка. Наследники одной из лучших физических
школ мира - российской - заняли там 3-е место. При этом, как выяснилось, наши
вполне довольны своим результатом.
Оказалось, что российские школьники вчистую уступают своим соперникам в экспериментальной
часть заданий: с этой областью науки подрастающее поколение российских
физиков практически не знакомо. Причина банальна - нет средств. Те крохи, что
выделяет государство, идут не на подготовку команды, а на транспортные расходы,
питание, расселение "олимпийцев". Преподаватели учат их и снабжают необходимой
аппаратурой за свой счет. Об этих и о других проблемах, с которыми сталкиваются
участники международных олимпиад по школьным предметам, "Газете.Ru" рассказал
научный руководитель сборной страны по физике, доктор физико-математических
наук, профессор Физтеха Станислав Козел.
-- Станислав Миронович, сборная российских школьников только что вернулась с
международной олимпиады по физике:
-- Да, это уже 36-я ежегодная международная олимпиада по школьным предметам.
И 35-я, в которой участвуют сборные нашей страны. Единой штаб-квартиры у международной
олимпиады нет: она поочередно проводится в разных странах мира. И очередь расписана
уже до 2020 года. Вопросы для участников олимпиады предлагает страна-устроитель
текущего года, но утверждают их после обсуждения и корректировки члены международного
комитета, представляющего все страны-участницы. Дважды олимпиаду
по физике устраивали в Москве, в этом году она прошла в Саламанке (Испания),
а на будущий год состоится в Сингапуре.
В этом году в олимпиаде состязались команды из 73 стран, всего - 350 участников.
В сборной России было 5 человек - ребята из Ярославля, Набережных Челнов,
Сергиева Посада, Тамбова и Новосибирска. От Москвы в этом году в нее не попал
никто. Наши школьники выступили очень хорошо: 4 золотые и одна серебряная
медаль. В целом же, наша команда заняла третье место. Первое завоевала команда
Тайваня, второе - сборная Китая. Кроме них в десятку лидеров входят Румыния,
Таиланд, Иран, Венгрия, Индия, США и Корея. Вплотную за ними идут Индонезия и
Гонконг.
-- Почему наша команда заняла только третье место? С нашей-то научной физической
школой и традициями можно было бы ожидать и большего.
-- Прежде всего, все командные места неофициальные. Они определяются по сумме
баллов, набранных участниками. А тут мы уступили лидерам совсем немного: при
максимально возможном количестве в 250 баллов ближайшая к нам команда Китая набрала
234, а наша - 228 баллов.
-- На чем наши ребята потеряли очки? В чем проблема российской сборной?
-- Наши ребята отлично подготовлены теоретически и очень плохо - в области экспериментальной.
Многие из них вообще не видели приборов: из-за отсутствия
средств в школе сейчас практически нет экспериментов, физические кабинеты очень
бедны и оснащены устаревшим оборудованием. При этом около половины заданий
на олимпиаде носит именно экспериментальный характер. Кроме того, наши ребята
совершенно не обучены, что называется, преподносить сделанное. Нет у них
такой культуры. Отсюда небрежность при оформлении работ: что-то пропустили, где-то
допустили опечатку. А за все это снижают очки.
Главная же проблема не в международных сборных, а в отсутствии внимания к ним
на государственном уровне. Когда несколько лет назад сборная школьников США
заняла первое место по математике, их по возвращении домой встречал и поздравлял
президент страны. То же самое в Иране. Лидеры этих и многих других стран
понимают важность поддержки "олимпийцев", потому что это будущее страны. Там
существуют специальные государственные программы подготовки сборных команд.
С очень высоким уровнем финансирования. В Китае, например, ребят отбирают более
чем на полгода и готовят, готовят, готовят: Правда, этот метод имеет и
свои слабые стороны: во имя натаскивания на "олимпийские" результаты по одному
предмету китайских ребят на целое полугодие отрывают от школьной программы
по всем остальным.
Как бы там ни было, наши ребята трижды проходят сборы общей продолжительностью
лишь 4 с половиной недели. Государство кое-какие бюджетные средства, правда,
выделяет. Но они приходят в регионы участников международного тура поздно и в
ничтожном количестве. Например, для участия в последних сборах продолжительностью
20 дней каждому участнику выплатили по 12 тыс. руб. А это и проезд, и проживание,
и питание, и та самая экспериментальная база, и привлечение преподавателей.
Понятно, что этих денег недостаточно и многое держится, что называется, на энтузиазме,
а не на господдержке.
Вот вам последний пример. Только что на олимпиаде в Испании ребятам предложили
в качестве одного из заданий хороший эксперимент. Естественно, предоставили
под него установки. А по завершении олимпиады предложили их купить для подготовки
участников последующих поколений. И цена-то не высока - по 150 евро каждый.
Но средств-то на них не предусмотрено: Так что мы купили четыре штуки за свой
счет.
Министерство образования нам этих денег точно не компенсирует. Может быть, что-то
подкинет Физтех, на базе которого мы готовим команду.
-- А негосударственные средства?
-- У нас, опять же в отличие от других стран, нет и частных спонсоров. Вернее,
некоторую спонсорскую поддержку нам оказывает Фонд Потанина, но они платят
только стипендии победителям международного тура олимпиады. А нам нужна финансовая
помощь на стадии подготовки. Особенно важна для физиков экспериментальная
база.
-- Что могло бы сделать государство?
-- Создать государственную программу поддержки международных олимпиад для школьников.
И, прежде всего, заявить, что это нужно стране - создать соответствующую
атмосферу. Во-вторых, конечно, должно быть своевременное финансирование, прежде
всего, на стадии подготовки к международным олимпиадам.
-- В каких объемах?
-- Что-нибудь порядка $15--20 тыс. на команду по каждому предмету. Ну и, в-третьих,
хотелось бы, чтобы победителей международных олимпиад у нас тоже приветствовали
первые лица государства. Тем более что у нас есть чем гордиться. По физике, например,
наша сборная никогда не опускалась ниже 8-го места, да и то это случалось
только дважды. Обычно она стабильно входит в первую четверку, а первое место
завоевывала, если не ошибаюсь, 18 раз. Правда, в последние годы это случается
все реже: нас здорово потеснили страны Юго-Восточной Азии. Там, в отличие от
России, этому уделяют много внимания.
-- Почему? Какие преимущества дает победа в международной олимпиаде, скажем,
в том же Китае?
-- Точно не скажу - Китай достаточно закрытая страна. Во-первых, это вопрос государственного
престижа. А во-вторых, победа в олимпиаде такого уровня открывает
перед победителями двери в любые вузы не только своей страны, но и мира. То есть
дает возможность не только бесплатно учиться там, но и получать стипендию.
Это, кстати, касается и наших ребят. Несколько лет назад один из них разослал
свои документы в 13 американских вузов, и в 12 из них его приняли. Но, правда,
большинство ребят все равно выбирают Физтех - наша школа лучше.
gazeta.ru
20 ИЮЛЯ 2005 19:53
Выпуск листа на новом месте: 1028