#132 (24177) от 22 июля 2005 года (пятница)
ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ, МЫ ИХ РЕШАЕМ
Владимир РОМАНОВ,
заместитель председателя Комитета общественных связей г. Москвы
Проблема трудовой адаптации инвалидов является одним из направлений деятельности
Комитета общественных связей города Москвы. Отдел по трудовой адаптации
инвалидов и молодежи комитета тесно взаимодействует с Управлением государственной
федеральной службы занятости населения по городу Москве. Вместе мы реализуем
городскую программу содействия занятости населения на 2002-2005 годы.
Комитет включает эти вопросы в повестку дня такого общественного органа, как
Координационный комитет содействия занятости населения. Такая общественная
формация, существование которой предписывается Законом РФ <О занятости населения
в Российской Федерации>, формирует конкретные рекомендации по вопросам
интеграции и реабилитации инвалидов, включая их профессиональную подготовку и
содействие в трудоустройстве на рынке труда города. Приведу пример. В повестку
дня заседания комитета от 2 июня текущего года был включен и всесторонне обсужден
вопрос создания городского специализированного Центра по профессиональной
реабилитации и трудоустройству инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата,
так называемая специализированная биржа труда. На создание центра
Комитетом общественных связей предусмотрено выделить денежные средства Фонда
квотирования рабочих мест. В перспективе центр будет заниматься также проблемами
инвалидов с другими патологиями.
Вопросы, связанные с трудовой адаптацией инвалидов, ежегодно включают в обязательства
сторон московского трехстороннего соглашения. В августе на заседании
Московской трехсторонней комиссии мы подведем итоги реализации соглашений за
первое полугодие, включая вопросы трудовой адаптации инвалидов, поддержки
предприятий, применяющих труд инвалидов, а также итоги исполнения в первом полугодии
Закона города Москвы <О квотировании рабочих мест>.
Об этом законе скажу несколько слов. Разработка законопроекта, обеспечение в
дальнейшем его реализации, контроль за его выполнением организациями города
являются важнейшими поручениями для нашего комитета со стороны правительства
Москвы.
Опыт столицы и ряда регионов, квотирующих рабочие места для социально незащищенных
групп населения, уже в течение нескольких лет свидетельствует о сложности
и неоднозначности этого процесса. Закон с 1997 года претерпел изменения, и 10
января текущего года вступила в силу новая (уже третья) редакция закона города
Москвы по квотированию рабочих мест.
Квотирование рабочих мест теперь распространяется на работодателей, у которых
среднесписочная численность работников составляет более 100 человек. По-прежнему
квота устанавливается в размере 4% от среднесписочной численности. Обязанность
по предоставлению квартальных отчетов о выполнении квоты возлагается только
на работодателей, подлежащих квотированию. Однако постановке на учет подлежат
все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города. В законе
раскрыты понятия выполнения квоты, согласно которым выполнением квоты считается
трудоустройство работодателем, подтвержденное заключением трудового договора:
_ инвалидов, имеющих рекомендации к труду, _ несовершеннолетних в возрасте 14-18
лет; _ лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
в возрасте до 23 лет; _ граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений
начального и среднего профессионального образования, ищущих работу
впервые.
Как альтернативное решение - ежемесячная плата работодателями компенсационной
стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для
трудоспособного населения, установленного в городе Москве на день выплаты.
Молодые граждане из перечисленных мною категорий могут быть трудоустроены в счет
установленной квоты при условии, что количество инвалидов, принятых на
квотируемые рабочие места не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной
численности работников.
Невыполнение работодателем установленной законом обязанности по созданию или
выделению квотированных рабочих мест влечет наложение административного штрафа.
Законодательством города Москвы впервые устанавливается административная ответственность
работодателя.
Средства из целевого бюджетного фонда квотирования используются:
- на создание и сохранение специализированных рабочих мест, цехов, участков и
производств для инвалидов. Практика и анализ работы по созданию рабочих мест
для инвалидов в городе Москве подтверждает, что для большей эффективности вложенных
бюджетных средств следует организовывать и сохранять специальные рабочие
места;
- на создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием
дистанционных образовательных технологий. Это новое направление расходных
средств Фонда квотирования;
- на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре
предприятий с целью реализации в полной мере условий для трудовой
адаптации.
В связи с принятием нового Закона в 4,5 раза уменьшилось число предприятий, подлежащих
квотированию.
На территории города действуют 10 территориальных комиссий по квотированию рабочих
мест, работает городская комиссия, которую возглавляет вице-мэр Москвы
Валерий Шанцев.
Ведется конкурсный отбор проектов, подготовленных работодателями города по созданию
дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи в возрасте до 18
лет. Создание таких мест финансируется за счет целевого бюджетного фонда квотирования.
В результате за 2003-2005 годы в столице создано около 1700 дополнительных рабочих
мест для инвалидов и 2600 мест - для несовершеннолетней молодежи.
Практика применения норм закона показывает, что нам необходимо совершенствовать
эту работу и делать это в тесном взаимодействии с общественными организациями
инвалидов и органами исполнительной власти, занимающимися вопросами профессиональной
реабилитации инвалидов.
ЗАО "Концерн "Вечерняя Москва"
Выпуск листа на новом месте: 1025