Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Как улучшить ЕГЭFw: Анатомия правосудия

В ОП РФ министр образования Дмитрий Ливанов обсудил как улучшить ЕГЭ
Фото: ИТАР-ТАСС

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему <Как улучшить Единый
государственный экзамен>. <Трибуна Общественной палаты> следила за ходом
дискуссии.

В рамках круглого стола члены ОП РФ, представители Министерства образования
и науки и приглашенные эксперты обсудили комплекс мер, направленных на
модернизацию
ЕГЭ и исправление сложившихся патологий итоговой государственной аттестации.

В начале июня замминистра образования Игорь Реморенко, который несколько
часов назад
сообщил
о прекращении полномочий,
признал
утечку ЕГЭ в эфире программы <Железные леди>. В качестве источника слива
названы отдельные регионы, куда направлялись материалы ЕГЭ и где эти
материалы,
по словам замминистра, оказались в руках хакеров. При этом блогеры
зафиксировали, что сливаются не тысячи всех возможных вариантов, а как раз
именно те,
которые предназначались для тех или иных конкретных регионов. Поэтому член
Общественной палаты Тина Канделаки отмечает, что <источник слива знает не
только
те варианты, которые будут в этом году, но и знает, в каком регионе, какие
из них будут>. <Стобалльником> по такой системе может стать даже хорошо
выдрессированный
шимпанзе. И такого стобалльника по закону просто обязан будет принять любой,
даже самый престижный вуз, типа МГИМО>, - иронично отметила Тина. Коллега
Тины Канделаки по Общественной палате, учитель русского языка и литературы
Сергей Волков
выразил
свое отношение к произошедшему инциденту: <Меня за последние дни огорчила
реакция условно скажу "народа" на списывания. Этакая массовая радость от
удачно
проведенной операции: вот, мол, как мы государство обскакали! Вот вам ваш
ЕГЭ! Мы крутые!>.

Однако системные ошибки ЕГЭ в этом году не ограничились <сливом>. Популярной
практикой стал ЕГЭ-туризм - родители выпускников отправляли детей в те
места,
где легче и дешевле сдать ЕГЭ и получить максимальные балы. ЕГЭ-туризм стал
одной из главных поводов для обращения в Общественную палату РФ, как
сообщает

РИА <Новости>.
Другим массовым поводом для жалоб стала низкая квалификация педагогов.
<Родители формулируют свои претензии очень простыми словами, например, что
сам учитель
не может написать ЕГЭ больше, чем на 50-60 баллов>, - рассказала первый
заместитель председателя Комиссии ОП по развитию образования Любовь
Духанина.

<Важнейший государственный институт нельзя подвергать сомнению. Это должно
быть справедливым, несмотря на те прорывы на фоне хакерства или желания
некоторых
граждан любой ценой получить для своего ребенка преимущество на экзамене>, -
открыл заседание председатель Комиссии ОП по развитию образования Ярослав
Кузьминов.

Ректор <Высшей школы экономики> выступил с комплексным предложением
модернизации ЕГЭ. Во-первых, <контрольно-измерительный банк нужно
опубликовать в интернете>.
Ссылаясь на психологов, Ярослав Кузьминов объяснил, что когда количество
заданий превышает некоторый рубеж, то становится экзаменуемым становится
бессмысленно
зазубривать задания, тем более если они будут формироваться к экзамену в
случайном порядке.

Во-вторых, необходимо пресекать нарушения во время экзамена. <Я бы осмелился
бы предложить институт общественных наблюдателей на ЕГЭ - это вузы,
региональные
общественные палаты, специальные НКО и т.д.>, - поделился своими
соображениями председатель Комиссии ОП по развитию образования.

В-третьих, он предложил усилить контроль над проверкой: <Как только начался
эксперимент по ЕГЭ в 2004 году, мы написали, что часть С должна проверяться
не в том регионе, в котором проходит экзамен. Я не вижу в этом злой воли,
это просто инертность государственного механизма. Это очень сильно вредит
авторитету
государства>.

В-четвертых, <нельзя создавать такие ситуации, когда карьера организаторов
ЕГЭ зависит от того, как выпускники сдали ЕГЭ. Нельзя оценивать школу,
регион,
губернатора по результатам ЕГЭ, так как это создает очевидную
заинтересованность участников процедуры>.

В-пятых, для повышения прозрачности Ярослав Кузьминов предложил сопоставить
результаты ЕГЭ и олимпиад: <Мы предлагаем победителям и призерам олимпиад
учитывать
результаты олимпиады по профильному предмету только в том случае, если по
ЕГЭ они набирают больше 70 баллов. Если нет, то человек повесит свой диплом
на

абитуриентам за портфолио от 10 до 30 баллов.

Наконец, ректор <Высшей школы экономики> предложил разделить ЕГЭ на
общеобразовательный и профильный уровни. Например, математика в МИФИ нужна
профильная,
тогда как в экзамене по русскому языку можно было бы ограничиться
общеобразовательным уровнем. <Масса ориентируется на натаскивание на A и B.
Мы предлагаем
такое нововведение, чтобы выпускники, которые хотят получить глубокие
знания, не погружались в атмосферу натаскивания - вот именно для этого мы
предлагаем
разделение ЕГЭ, - пояснил Ярослав Кузьминов. - Мы понимаем, что в какой-то
степени возрастает субъективность. Нужно предусмотреть действенный механизм
апелляции>.

Любовь Духанина констатировала, что количество жалоб и предложений по ЕГЭ
значительно выросло, потому что люди уже поняли природу ЕГЭ и осознанно
делают
предложения. <Основной лейтмотив этого года - несправедливость экзамена>, -
констатирует она.

Принявший приглашение Комиссии ОП по развитию образования министр
образования Дмитрий Ливанов высказал свое отношение к сложившейся вокруг ЕГЭ
ситуации
и прокомментировал предложения членов ОП и экспертов: <Введение ЕГЭ - это
был ответ на общественный запрос на открытость и справедливость. Это не
только
самый востребованный институт в системе образования, но и самый сложный. На
ЕГЭ влияют факторы, которые не входят в систему образования. Это, например,
и нравственная атмосфера в обществе, которая царит не только в пункте
проведения экзамена>.

При этом Дмитрий Ливанов признал тот факт, что с введением ЕГЭ вырос уровень
меритократии, таким образом по ЕГЭ в ВУЗы поступать начали школьники,
действительно
обладающие знаниями, они и получают самые высокие баллы: <По разным оценкам,
в том числе независимым, сократился объем коррупции, связанный с
поступлением
в высшие учебные заведения>.

Министр образования согласился с Ярославом Кузьминовым в том, что искажение
результатов ЕГЭ во многом обеспечиваются практикой вынесения оценки
губернатору
на основе результатов ЕГЭ по региону. Он так же поддержал идею модернизации
КИМов: <Безусловно, требуют модернизации КИМы. Либо мы уходим от заданий с
выбором ответа, либо мы их оставляем и создаем двухуровневую систему. Нам
нужно делать этот банк шире и разрабатывать для этого дополнительные
материалы>.

Что касается вопросов нормативно правового регулирования, министр отметил,
что ведомство планирует <идти не только по пути ужесточения ответственности,
но и по пути предоставления больших прав наблюдательным комиссиям>.

<Трибуна Общественной палаты> спросила у первого заместителя председателя
Комиссии ОП по развитию образованияЛюбви Духаниной, какие из предложенных
мер
нужно реализовать уже сегодня, чтобы уже на следующий год избежать таких
системных ошибок, как сливы и ЕГЭ-туризм.

Любовь Духанина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по
развитию образования, директор Центра образования <Наследник>, член
Ассоциация
негосударственных образовательных организаций регионов России:

- Сегодня прозвучало очень много предложений от участников круглого стола.
По многим из них нужно принять решение еще до начала нового года. Необходимо
решить все вопросы, связанные с введением нового закона <Об образовании> в
действие. Новый закон предусматривает обязательные экзамены в 9 классе для
всех
детей. В настоящий момент у детей было право выбора. К тому же новый закон
предусматривает право ребенка на выбор любого экзамена из перечня
преподаваемых.
Ребенок может запросить, например, сдачу экзамена по физкультуре. Наше
государство пока не предъявило ни модели нового экзамена, ни правила
проведения,
поэтому эти задачи сегодня являются первостепенной важности.

Очень много предложений прозвучало о совершенствовании технологий проведения
ЕГЭ. Сегодня все поддержали идея создания открытых банков данных. Я
дополнила
эту идею введением компьютерного варианта создания КИМа в момент самого
экзамена. В этих условиях мы уходим от КИМа на бумажном носителе, а это
означает,
что доставка КИМа до места экзамена происходит в течение нескольких секунд.
Тогда мы сокращаем влияние человеческого фактора, а следовательно, возможные
утечки. Утечки сегодня являются основным фактором, которые формируют
недоверие общества к ЕГЭ. На мой взгляд, это должно уменьшить влияние
человеческого
фактора и упростить доставку, в том числе и в отдаленные регионы. Многие
объяснения нашей власти за утечки основывались на том, что в удаленные
регионы
КИМы доставляются заранее, чтобы избежать форс-мажоров. В ситуации
компьютерного варианта эти проблемы исчезают. Более того, сокращаются
финансовые расходы.
Лучше сейчас вложить средства в разработку программного обеспечения, чем
обеспечивать доставку бумажных вариантов по всей России.

Очень важно сейчас закрепить регламент ЕГЭ. Сегодня регламент закрепляет
только дату сдачи и сроки проверки на каждом этапе. Для школьника и его
родителей
не важно, кто и на каком этапе проверяет. Для них важно узнать дату, когда
будет оглашен результат, что позволит родителям и детям не находится в
состоянии
перманентного напряжения. Очень важно в регламенте закрепить форму
предъявления результатов: ребенок заранее должен знать, как он получит
результат, так
как с этого момента начинается отсчет времени на апелляцию.

Процедуру апелляции надо сделать более доступной для ребенка. Я предложила
для этого рассмотреть вариант дистанционного проведения апелляции. Иногда
получается
такая ситуация в регионе: ребенок едет в одно место за 200 км сдавать
экзамен, а в это время ему нужно ехать в другое место за 300 км, чтобы
пройти процедуру
апелляции. Таким образом, ребенок лишается возможности реализовать свое
право на апелляцию.

Такие технологические предложения можно реализовать до сентября и сделать
процедуру сдачи ЕГЭ более комфортной для ребенка. ЕГЭ сегодня больше
ориентируется
на то, чтобы было удобнее государственной машине, при этом система не
учитывает права и интересы школьников.

http://top.oprf.ru/main/11624.html

Выпуск листа на новом месте: 7756
количество подписчиков: 319
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Tue, 23 Jul 2013 09:41:23 +0400 (#2790817)