Сначала подготовить почву. Инклюзивное образование. Статья от 2 июля,
Иркутск
Восточный Формат
>> 2 июля 2013
Сначала подготовить почву
У инклюзивного образования нет будущего без изменения отношения общества к
инвалидамВ прошлом году Владимир Путин подписал закон <<Об образовании в РФ>>,
в котором отдельным пунктом обозначено понятие <<инклюзивное образование>>. С
1 сентября 2013 года, казалось бы, должно исполняться законное право детей
с инвалидностью на обучение в детских садах, школах. Но на практике проект
по внедрению особых ребят в общеобразовательную систему, которая и так
переживает
не лучшие времена, оказался плохо применим. Родители таких детей и вовсе
убеждены, что все попытки <<интеграции инвалидов>> в России не имеют ничего
общего
с тем инклюзивным образованием, которое успешно применяется по всему миру.
Несмотря на принятие законодательной базы, внедрение инклюзивного
образования в России ждет непростая судьба. Фото Олега Усова height=320
Несмотря на принятие законодательной базы, внедрение инклюзивного
образования в России ждет непростая судьба. Фото Олега Усова изитка
Автор статьи
Анастасия Елизарова
А будут ли тьюторы?
Повсеместные разговоры об инклюзии подняли очень болезненный для российской
действительности вопрос -- отношение общества к проблемам и нуждам инвалидов.
В советское время, пережитки которого ощущаются и сейчас, люди с
ограниченными возможностями воспринимались только с медицинской точки
зрения -- их нужно
было лечить. Хотя большинство заболеваний неизлечимы, и поэтому необходимо
уделять пристальное внимание другой задаче -- социальной адаптации инвалидов
в обществе.
<<Принять такой факт, как рождение ребенка-инвалида, один на один очень
тяжело. Ведь в такой момент, как правило, отстраняются многие родственники,
друзья,
даже сам отец малыша. Некоторые знакомые и врачи до сих пор еще не
стесняются спрашивать: <<А почему не отказалась?>> В результате многие мамы
запираются
со своими детьми в четырех стенах, боясь выйти на улицу. Единственный доход
для них -- маленькая пенсия ребенка, -- комментирует ситуацию член совета
общественной
организации родителей детей-инвалидов <<Солнечный круг>> Галина Крендясева. --
Из-за существующей в России системы из инвалидов получаются иждивенцы, хотя
даже люди с тяжелыми нарушениями могут приносить обществу пользу>>.
Таким образом, как убеждены эксперты и родители детей-инвалидов, для того
чтобы вводить в России инклюзивное образование, необходимо сперва
подготовить
<<почву>> -- нужна массовая социальная реклама, рассказывающая о людях с
ограниченными возможностями (всех категорий); на государственном уровне
следует создать
полноценное сопровождение инвалидов от рождения до самой смерти.
В развитых странах мира система инклюзивного образования действует следующим
образом. Ребенок с инвалидностью учится в одном классе вместе с <<обычными>>
детьми. На протяжении всей учебы его сопровождает тьютор (помощник). Этот
специалист является посредником между ребенком и сверстниками, он помогает
своему
подопечному во время выполнения учебных заданий (например, если у ученика
проблемы с мелкой моторикой, помощник конспектирует материал в его тетрадь).
Если тема какого-то урока ребенку будет не под силу, ему дается
индивидуальное упражнение. Таким образом, при помощи тьюторского
сопровождения особый ребенок
не перетягивает к себе все внимание педагогов и не тормозит прохождение той
или иной темы остальными учениками, а развивается в своем собственном темпе,
но при этом находится в среде ровесников.
У некоторых обывателей возникает вопрос, зачем вообще особым детям обучаться
вместе со здоровыми. Ведь в России существуют специальные коррекционные
учебные
заведения для детей с разными нарушениями здоровья (в том числе и с легкой
степенью умственной отсталости), но есть категории детей-инвалидов, которые
по линии государства никак не включены в систему обучения -- это дети с
тяжелыми или множественными нарушениями здоровья. За последние годы по
России появились
некоммерческие организации, которые работают с такими категориями ребят,
долгие годы считавшимися <<необучаемыми>>. В Иркутске есть две организации,
которые
работают с такими детьми -- <<Семейная усадьба>> и <<Прибайкальский талисман>>.
<<Но таким детям нужно обязательно общаться и со здоровыми сверстниками,
видеть так называемую <<норму>>. И это должно идти именно от государства, а не
только
от инициативы родителей. При этом ребята с инвалидностью, вопреки многим
стереотипам, никак не могут пагубно повлиять на развитие <<здоровых>> детей.
Наоборот,
последние вырастут в понимании, что такое доброта, толерантность, а также
будут ценить свои собственные природные данные>>, -- убеждена член совета
организации
родителей детей-инвалидов <<Солнечный круг>>, Лада Зюзюн.
В том, что не каждый ребенок может участвовать в инклюзивной программе в
полной мере, но каждый должен быть тем или иным образом задействован в
учебном
процессе, уверена и Галина Крендясева: <<У моего сына (ему 5 лет) третья
степень умственной отсталости. Он не разговаривает, не способен
самостоятельно
передвигаться. Инклюзия в обычном понимании, конечно же, не для нас. Но мой
ребенок может обучаться в небольших группах или индивидуально, а также
принимать
участие в общих школьных праздниках и мероприятиях>>.
Активисты организации <<Солнечный круг>> разработали
информационно-интеграционный проект <<Жизнь полная красок>>, который
реализуются на базе образовательных
школ Иркутска (уже прошел в СОШ No19 и СОШ No63). Сначала для учеников самых
разных классов (мероприятия уже осуществлялись в 4-м, 6-м и 9-м классах)
проходят
<<Уроки доброты>>, на которых со школьниками говорят о детях с инвалидностью;
в ходе занятий показываются ролики, проводятся интерактивные игры. Затем
организуется
совместный интегрированный праздник или мероприятие -- подготовленные к
встрече ученики обычно очень дружелюбно встречают своих особых сверстников.
Как отмечают эксперты, инклюзивное образование в России <<буксует>> еще во
многом и из-за того, что отсутствуют специально подготовленные кадры. <<У нас
есть
курсы дополнительного профессионального образования для педагогов,
работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, -- рассказывает
заведующая
кафедрой психологии и коррекционно-развивающего обучения Татьяна Баширова. --
При необходимости мы могли бы обучать и тьюторов, но пока еще в нашей стране
нет общей концепции, что это будут за специалисты, чем конкретно они будут
заниматься. За рубежом сильно развито волонтерское тьюторское движение.
Какие
люди составят костяк этой должности в России, еще непонятно. Родители
инвалидов на эту роль однозначно не подойдут -- часто им самим нужна
психологическая
помощь и поддержка. Так что в нашей стране лучше быть реалистами: до
тьюторства нам далеко. Оптимальный для нас вариант -- создание коррекционных
классов
для детей-инвалидов в образовательных учреждениях>>.
Альтернатива инклюзивному образованию
Понятно, что в ситуации критической нехватки и обычных школьных учителей
сложно в ближайшие годы рассчитывать, что к каждому ребенку с ограниченными
возможностями
будет прикрепляться отдельный сотрудник. Но даже в сложных педагогических
условиях некоторые школы приспосабливаются, организовывая возможные вариации
инклюзивного образования.
В средней общеобразовательной школе No29, которая позиционирует себя как
<<школа для всех и каждого>>, примерно 33% детей имеют особенности: задержки
в
развитии,
ДЦП, заболевания крови, даже легкую степень умственной отсталости. Ребята,
требующие особого подхода, обучаются в специальных коррекционных классах,
или,
как их здесь называют, классах педагогической помощи.
<<Мы условно разделили детей на группы, позволяющие дать им полноценное
образование согласно их способностям. В коррекционных классах у детей такая
же программа,
как и в обычных, только немного другой подход -- здесь нет <<гонки>> за
выполнением учебной программы, учитываются особенности каждого ребенка. Для
детей
с умственной отсталостью (их 16 человек) даются более простые задания в
соответствии с их уровнем интеллектуальных возможностей. Вообще, главный наш
принцип
-- не различать детей между собой и не делать каким-то одним ученикам
поблажки перед другими>>, -- рассказывает директор школы No29 Ирина Алексеенко.
В школе работает целый штат сотрудников, которые адаптируют детей с
нарушениями: социальный педагог, психолог, два логопеда. Педагоги
дополнительного образования
также вносят свой вклад в социализацию детей. Иногда ребенок не может
выучить таблицу умножения, но зато отлично держится на сцене и поражает всех
своими
выступлениями. Одному мальчику с умственной отсталостью, закончившему шестой
класс, сложно дается учеба, но он лучше всех танцует в школьном ансамбле --
исполняет силовые номера, необычные трюки.
Хотя иногда в школу попадают настолько сложные дети, что поначалу хватаются
за голову даже многоопытные педагоги. <<Например, к нам из другого
общеобразовательного
учреждения попал мальчик с задержкой развития и ДЦП. У ребенка словно не
было тормозов -- он мог спокойно встать посреди урока и куда-то пойти или
начать
рассказывать ни с того ни с сего сочиненную им сказку про Лунтика. Чтобы
успокоить такого активного ученика, педагогам приходилось импровизировать --
придумывать
предложение или задачку с его любимым персонажем. Через два года ребенок
стал гораздо спокойнее, стал учиться на четверки-пятерки, даже побывал на
городской
олимпиаде. Оказалось, что нужно было просто перетерпеть некоторое время.
Затем его мама перевела мальчика обратно в ту школу, где он начинал
учиться --
он пришел в свой исходный класс, но уже преуспевающим>>, -- добавила Ирина
Алексеенко.
Некоторых детей с инвалидностью сложно социализировать из-за гиперопеки их
родителей. Первые четыре года один мальчик с ДЦП и гидроцефалией обучался в
коррекционном классе школы. Он находил контакт со сверстниками -- на
фестивале, посвященном дню защиты детей, ребенка даже нарядили королем;
товарищи по
учебе по очереди катали его коляску на шествии. Затем, ближе к
пятому-шестому классу отношения с одноклассниками стали обостряться --
сверстникам было некомфортно
даже не с самим мальчиком, а с его мамой, ни на шаг не отпускавшей сына
(хотя ее тоже можно понять -- у ребенка могли внезапно начаться приступы). С
пятого
класса родительница вопреки рекомендациям педагогов перевела мальчика на
домашнее обучение. В этом году парень получил аттестат с хорошими оценками,
но
в течение долгих школьных лет был лишен общения и дружбы со сверстниками.
Как убеждены педагоги школы, самое главное в инклюзии -- это не учеба, а
именно
социализация детей в среде ровесников.
http://deti38.ru/index.php?topic=1005.0
Выпуск листа на новом месте: 7723
количество подписчиков: 318
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru