Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2013-07-08

[TIFLO] Есть потенциал для развития равных возможностей

Есть потенциал для развития равных возможностей

Проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных
образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании
возможностей
Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности
образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены
более 75 процентов
от общего числа детей, которым это показано.

Просмотров: 58

С.Н. ИСАЕВ, ректор Евразийского открытого института (г. Москва)

П.Н. СЕРОВ, начальник отдела специального образования и социально-правовой
защиты детства Министерства общего и профессионального образования
Ростовской
области

И.А. ЗАХАРЧЕНКО, директор Донского филиала Евразийского открытого института
(г. Ростов-на-Дону)

Ю.А. КОМАРОВ, директор санаторной школы-интерната (No28, г. Ростов-на-Дону)

Г.Е. СНЕЖКО, заместитель директора санаторной школы-интерната (No28, г.
Ростов-на-Дону)

В НАШЕЙ СТРАНЕ в последние годы большое внимание уделяется образованию,
социализации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).

В 2008 году в Российской Федерации подписана принятая Генеральной ассамблеей
ООН Конвенция о правах инвалидов1. Подписание этого документа фактически
утвердило
принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с
ОВЗ, что открывает новые перспективы для решения проблем, связанных с
образованием
и реабилитацией данных граждан посредством обучения. Забота об инвалидах
заявлена приоритетом государственной политики. Подтверждение тому мы видим
на
каждом шагу: это строительство специальных сооружений для доступа лиц с
нарушением опорно-двигательного аппарата в зданиях общественного назначения,
создание
специальных дорожных переходов для незрячих и слабовидящих, появление
специализированного общественного транспорта и прочие факты. Результаты не
заставили
себя ждать: например, прекрасное выступление российских паралимпийцев в
Лондоне (2012).

ДОСТУПНОСТЬ образования является, безусловно, важнейшим направлением
государственной политики в отношении лиц с ОВЗ. В 2011 году принята
госпрограмма <<Доступная
среда>>2. К ожидаемым результатам ее реализации относится <<увеличение
количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда,
позволяющая обучаться
совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития. Федеральная
целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО)3
предусматривает
мероприятия <<по распространению на всей территории Российской Федерации
современных моделей успешной социализации детей. <...> Во всех субъектах
Российской
Федерации будут распространены <...> современные образовательные и
организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с
ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов>>. Во всех федеральных округах
предусматривается создание площадок для обучения и повышения квалификации
управленческих
кадров и специалистов, обеспечивающих распространение моделей успешной
социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации
педагогических,
медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения
обучения детейинвалидов. <...> Планируется развитие сетевого взаимодействия
образовательных
учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной,
этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение
детей с ограниченными
возможностями здоровья>>.

Обучение детей с ОВЗ имеет ряд особенностей: таких как учебно-методическое
обеспечение, индивидуальное сопровождение учебного процесса и
консультирование
по организационным и учебным вопросам, работа с семьей, методическая работа
с преподавателями, организация воспитательной работы.

ПРОЕКТ по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных
образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании
возможностей
Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности
образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены
более 75 процентов
от общего числа детей, которым это показано. Увеличилась доля
образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования.
В 2012 году Правительством
РФ выделено 2,5 млрд. рублей субсидий субъектам России на организацию
дистанционного образования детей-инвалидов (см. документ на сайте
правительства4).
Каждый ребенок может получить качественное общее образование по выбору в
форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в
профессиональной
ориентации.

Рассмотрим в качестве примера деятельность, осуществляемую в этом
направлении в Ростовской области. На оснащение различным специализированным
оборудованием
рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих
дистанционное обучение, а также подключение к сети Интернет рабочих мест,
обучение
педагогических работников и родителей, организационно-методическое
обеспечение направляются средства федеральной субсидии. Средства областного
бюджета
выделяются на закупку спецоборудования, приобретение автотранспортного
средства для перевозки детей с ОВЗ, интерактивного оборудования,
специализированной
мебели, учебно-наглядных пособий, выплату заработной платы работникам
соответствующего профиля.

В целом в 2009-2012 годах выделено 438,3 млн. рублей, в том числе 206,5
млн. - из федерального бюджета, из Ростовского областного - 231,8 млн.

ВО ВСЕХ СУБЪЕКТАХ федерации в рамках реализации решений Правительства РФ
создаются центры сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ, а также
центры
дистанционного обучения (ЦДО) детей-инвалидов. Целью их деятельности
является обеспечение условий для получения общего образования в адекватной
форме этими
гражданами страны.

Среди основных требований к созданию ЦДО - реализация законодательства РФ по
разработке адаптивной модели, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов
к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и
склонностями через развитие системы дистанционного обучения с использованием
Интернет-технологий; создание безбарьерной информационно-образовательной
среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей
детей-инвалидов
и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь
общества.

Сегодня успехи этого направления очевидны. Так, с 2009 года в рамках
Программы реализации приоритетных на циональных проектов на 2009-2012 годы
Министерством
образования Ростовской области начата реализация направления <<Развитие
дистанционного образования детей-инвалидов>>. Сформирован банк данных о
детях-инвалидах,
обучающихся на дому, проведены родительские собрания в муниципальных
образованиях.

В 2009 году средства федерального бюджета были направлены на оснащение ЦДО,
созданного на базе санаторной школы-интерната No 28 г. Ростова-на-Дону. В
настоящее
время здесь обучается 409 детей-инвалидов. Для сравнения, в 2009 году центр
мог принять 59 детей, в 2010 году - 150, в 2011 году - 200. В 2012 году
созданы
условия для обучения еще 150 детей области. При этом охват территории
региона составил не менее 85 процентов. В 2013 году общая численность
обучающихся
достигнет 559 человек.

В Ростовском центре работают 344 педагога с высшим профессиональным
образованием, в том числе 2 доктора и 11 кандидатов наук, 196 специалистов
имеют высшую
квалификационную категорию. Помимо этого, все педагогические работники
прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Комплектами
специального оборудования
оснащены 315 рабочих мест учителей, обеспечены они и доступом к Интернету по
месту проживания. В мае 2012 года с целью оказания детям с ОВЗ помощи в
организации
обучения и воспитания были открыты 3 филиала ЦДО: Волгодонский,
Зерноградский и Новошахтинский.

С ЦЕЛЬЮ организации дистанционного образования детям-инвалидам и
педагогическим работникам Ростовской области во временное безвозмездное
пользование предоставляются:
специализированная компьютерная техника, доступ к образовательным ресурсам
Интернета и авторизованный доступ к специализированным образовательным
ресурсам.

Разработан порядок передачи оборудования для организации дистанционного
обучения детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения по состоянию
здоровья,
в том числе как пожертвование - успешным выпускникам для продолжения
образования. В 2012 году по договору в бессрочное пользование получили
комплекты оборудования
первые 22 выпускника ЦДО. Уже проведены торги на закупку из средств
областного бюджета комплектов оборудования взамен пожертвованных. В 2013
году планируется
передача еще 45 комплектов, но средства для этого необходимо изыскивать,
поскольку статьями областного бюджета компенсация подобных социальных акций
не
предусмотрена. Также нерешенным остается вопрос о передаче компьютеров
выпускникам 9-х классов для получения дальнейшего профобразования.

ПРАВА на полное общедоступное образование, отвечающее современным
требованиям и возможностям каждого ребёнка, в наибольшей степени реализуются
в центрах
дистанционного образования детей-инвалидов.

Обучение осуществляется в малых группах (классах) до трех человек в
очно-дистанционной форме и режиме on line посредством обеспечения доступа к
образовательным
Интернет-ресурсам. С 2010 года используются электронный журнал и дневник.
Комплектование классов, определение учебной нагрузки обучающихся
осуществляются
на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума школы,
индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, с учётом
особенностей
психофизического развития и возможностей обучающихся.

В зависимости от состояния здоровья каждому ученику предлагается
индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) - это
совокупность учебных
предметов, выбранных для освоения обучающимся из учебного плана
общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального
базисного учебного
плана. Вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их
потребности и возможности. Формирование ИУП осуществляется на основании
психолого-медико-педагогических
рекомендаций. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка согласовывается
с родителями.

Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным
областям определяются индивидуально и зависят от уровня усвоения минимума
содержания
образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных
запросов, но не превышают максимально допустимую аудиторную нагрузку
учащегося.
Для сокращения обязательного времени пребывания детей у компьютера такие
предметы, как ИЗО, музыка и физическая культура исключены из обязательного
перечня
предметов учебного плана ЦДО. В рамках индивидуальных предметных курсов
учащиеся могут осваивать эти предметы по заявлению родителей. Внедрение ИУП
позволяет
значительно продвинуться в решении проблем снижения перегрузок учащихся.

СВЯЗИ с различными учреждениями области налажены для организации
воспитательно-досуговых мероприятий: например, с Донской публичной
библиотекой, организацией
инвалидов-опорников <<Икар>>, ведущими вузами региона. Учащиеся принимают
активное участие в конкурсах
и олимпиадах различного уровня, становятся победителями и призёрами.

Школой-интернатом No 28 заключены договоры о сотрудничестве и с различными
учебными заведениями области: Южным федеральным университетом, Ростовским
государственным
экономическим университетом, Южно-Российским государственным университетом
экономики и сервиса, Донским филиалом Евразийского открытого института и
другими.
Выпускники школы успешно сдают ЕГЭ и поступают в ведущие вузы и ссузы
региона и страны. С 2010 года центр окончили 28 выпускников одиннадцати
классов,
из них 24 успешно сдали ЕГЭ, 4 - прошли итоговую аттестацию в традиционной
форме, 6 - поступили в ссузы области, 18 - в вузы страны.

МОЖНО уверенно констатировать, что в регионах России есть потенциал для
развития инклюзивного образования всех уровней, включения людей с
ограниченными
возможностями здоровья в полноценный образовательный процесс, учитывающий их
индивидуальные особенности. Благодаря целенаправленной государственной
политике,
внедрению программы <<Доступная среда>>, а также выделенным правительственным
субсидиям, инклюзивное образование получило новый импульс для развития.
Сегодня
уже выявлены основные направления построения единой системы непрерывного
инклюзивного образования в России:

список из 7 элементов
* развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений различного
уровня и включение инклюзивного образования в общую систему образования РФ;
* последовательное внедрение дистанционных образовательных технологий как
основных технологий инклюзивного образования;
* дальнейшее развитие центров дистанционного образования для лиц с ОВЗ в
субъектах РФ согласно программе Правительства РФ;
* методическая подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в
дистанционной образовательной среде;
* сотрудничество с вузами-экспертами в области дистанционных
образовательных технологий и построение модели непрерывного инклюзивного
образования, включающей
все уровни образования;
* развитие условий для благотворительности и фандрайзинга в области
образования;
* создание публичных площадок для обмена опытом по организации инклюзивного
образования - конференций, методических семинаров, круглых столов в очном и
дистанционном форматах.
конец списка

В рамках внедрения дистанционных образовательных технологий для обучения
детей с ОВЗ особое значение имеет методическая подготовка педагогов и
родителей
детей-инвалидов. Для этого во всех субъектах РФ реализуются соответствующие
образовательные программы. Активное участие в обучении педагогов принял
Евразийский
открытый институт (ЕАОИ, г. Москва) - вуз, чей опыт в реализации
образовательных программ с использованием ДОТ широко известен. В ноябре 2012
года в институте
по программе повышения квалификации в объеме 144 часов прошли обучение 334
педагогических работника учебных заведений Московской области.

В ходе организации работы курсов в ЕАОИ была развернута система
дистанционного обучения на базе LMS MOODLE, продолжающая функционировать и
после окончания
занятий.

Были прочитаны циклы лекций и проведены практические и лабораторные занятия,
в которых освещались следующие вопросы:

список из 5 элементов
* знакомство с методическими аспектами преподавания в дистанционном режиме
в целом и отдельных учебных предметов;
* освоение минимально необходимых для ведения учебного процесса операций в
СДО MOODLE в роли учителя и ученика;
* организация и контроль деятельности ученика и учителя в образовательном
процессе с использованием дистанционных технологий;
* методика организации форумов и онлайн-конференций для организации
дистанционного учебного взаимодействия между учеником и учителем;
* ознакомление с методикой проведения обучения родителей детей с ОВЗ по
вопросам организации дистанционного образования.
конец списка

К проведению занятий были привлечены ведущие специалисты Московского
государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и Евразийского
открытого
института.

В процессе обучения учителей школ использовались самые современные
электронные образовательные технологии, включая использование
видеоконференцсвязи для
индивидуального консультирования, организацию предметных форумов и чатов.
Для более эффективного освоения ДОТ разработан специальный электронный
интерактивный
учебный курс <<Учитель в среде электронного обучения>>, который широко
использовался для получения и закрепления навыков работы в виртуальной
образовательной
среде. Для тех слушателей, которые не могли лично присутствовать на учебных
занятиях, проводилась прямая трансляция лекций с использованием
видеоконференцсвязи.
Видеозаписи лекций размещались в виртуальной образовательной среде.

Также слушателям курсов была предоставлена возможность и в дальнейшем
использовать программную платформу СДО MOODLE для обучения детей с ОВЗ.

По итогам занятий слушатели курсов выполнили и защитили квалификационную
работу на тему <<Методическая разработка учителя-предметника
(педагога-психолога)
по организации урока (внеклассного мероприятия, психолого-коррекционного
занятия) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и
цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР)>>. Все педагоги прошли тестирование по
изученным материалам, итоги которого обобщены в диаграмме (см. рисунок).

Также проведено анкетирование, в котором приняли участие 284 человека.
Подавляющим большинством слушателей (96 процентов) высоко оценен уровень
проведения
обучения и отмечена полезность освоенной информации для организации обучения
детей с ОВЗ в своих учебных заведениях.

Несмотря на определенные успехи в сфере инклюзии, создание системы
непрерывного образования лиц с ОВЗ остается нерешенной проблемой, в
частности, продолжение
обучения в учреждениях СПО и ВПО. Этому была посвящена межрегиональная
научно-практическая конференция <<Опыт использования дистанционных
образовательных
технологий при обучении детей-инвалидов>> (декабрь, 2012). Организаторами
выступили Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области,
Евразийский открытый институт, санаторная школа-интернат No28 г.
Ростова-на-Дону. Цель конференции - систематизация практического опыта,
анализ и оценка
результатов работы как фактора социальной интеграции детей с ОВЗ.

В обсуждении приняли участие более 200 педагогов Ростовской области,
использующих дистанционные технологии для обучения детей-инвалидов.
Достижения региона
представил начальник отдела специального образования и социально-правовой
защиты детства министерства, кандидат психологических наук П.Н. Серов.
Особенности
процесса внедрения электронного обучения прокомментировал С.Н. Исаев, ректор
Евразийского открытого института (г. Москва).

В режиме интерактивного телемоста представили свой опыт специалисты
Сызранского центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, сотрудники Евразийского открытого института.
Специалисты ЦДО г. Ростова-на-Дону обобщили опыт, накопленный на территории
своего
региона, по обучению детей-инвалидов в части внедрения
программно-технических средств при создании единой системы дистанционного
обучения детей с ОВЗ.
Председателем родительского комитета санаторной школы-интерната No28 г.
Ростова-на-Дону Е.Е. Марченко была обозначена родительская функция в
обеспечении
эффективности дистанционного обучения детей с ОВЗ.

По результатам конференции был систематизирован и обобщен опыт регионов РФ
по внедрению ДОТ в системе непрерывного образования детей-инвалидов,
организован
межрегиональный электронный форум по обмену мнениями на сайте Евразийского
открытого института.

список из 4 элементов
1. Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006
г.
2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. No 175 <<О государственной
программе Российской Федерации <<Доступная среда>> на 2011-2015 годы>>.
3. Постановление Правительства РФ от 7.02.2011 г. No 61 <<Об утверждении
Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
(ФЦПРО)>>.
4. РИА Новости:
http://ria.ru/edu_news/20120528/659354480.html#ixzz2HZt6JCFP

Выпуск листа на новом месте: 7745
количество подписчиков: 318
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-07-08 12:36:16 (#2780978)

[TIFLO] Re[4]: Могут ли незрячие дети учиться в обычной школе?

Здравствуйте.
Это конечно хорошо, что мы тут с вами потешились по поводу
откровенного бреда в данной статье... Не мешало бы изданию на чьих
страницах это вышло еще и опубликовать опровержение написаного.
У меня к сожалению не сохранилось письма Ирины в котором была
опубликована статья, в ней была ссылка... Может кто-нибудь ее мне
продублирует в личку, или (что лучше) сам напишет им, что они брешут.
С уважением, Войцеховский М.В.

05.07.13, "irina zarubina"<inz***@m*****.ru> написал(а):
> Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
> Николай Кузьмич, вы пишите:
> письмо было опубликовано Зарубиной, но она не может не знать, что его автор,
>> мягко говоря мало знаком с проблемами образования детей-инвалидов.
> Конечно, знаю. Но моя цель показать участникам рассылки то, чем пичкают
> людей, далеких от наших проблем. Рада, что вы указали на ошибки. В противном
> случае пришлось бы самой в выходные про это писать.
> Специальные школы сохранены почти во всех странах и прекрасно существуют
> вместе с инклюзией. Немцы и французы вообще очень осторожно относятся к
> полному переходу на инклюзию. Скандинавы и итальянцы практически
> ликвидировали спецшколы, но по отзывам слепых, проживающих в этих странах,
> образование незрячих на сегодняшний день у них не в лучшем состоянии.
> С уважением
> Ирина
>
>
> Выпуск листа на новом месте: 7735
> количество подписчиков: 318
> подписаться письмом:
> culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
> Заказать правила рассылки по почте:
> culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
>
>

Выпуск листа на новом месте: 7744
количество подписчиков: 318
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2013-07-08 10:56:50 (#2780936)