[TIFLO] Виталий Рубцов: о психологии в образовании просто забыли
Виталий Рубцов: о психологии в образовании просто забыли
Виталий Рубцов: о психологии в образовании просто забыли
Новый закон "Об образовании в РФ" будет принят в 2012 году. Среди вопросов,
которые вызвали множество споров при обсуждении документа - введение
обязательного
дошкольного образования, пересмотр системы начального и среднего
профобразования. О том, какие недостатки есть в новом законе с точки зрения
психолога,
в интервью РИА Новости рассказал президент Федерации психологов образования
России, ректор Московского городского психолого-педагогического университета
Виталий Рубцов.
ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий
Рубцов
- Виталий Владимирович, как психологи оценивают третью версию проекта закона
"Об образовании в РФ"?
- Новая версия, безусловно, учла многие замечания и предложения
профессионального сообщества. В регулировании вопросов, связанных с
психологическим сопровождением
образовательного процесса, прогресс очевиден - особенно, если сравнивать с
ныне действующим законом.
Но без ложки дегтя, даже двух ложек тут не обойтись. Регулирование это
получилось очень поверхностное и избирательное. Сказалась, конечно, и наша
обычная
практика, когда правая рука не знает, что делать с левой.
И самое главное: создается впечатление, что разработчики законопроекта,
сказав "а", не захотели или даже испугались сказать "б". В результате могу
констатировать:
психологию в образовании просто забыли.
- Объясните, что означает поверхностное и избирательное регулирование?
- Давайте посмотрим на статью 42 законопроекта. Ведь как она называется?
"Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся,
осваивающим основные
общеобразовательные программы". По этой статье выходит, что оказывать
психолого-педагогическую помощь необходимо только детям, у которых есть
трудности
в освоении основных образовательных программ, в развитии и социальной
адаптации, детям с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в
поведении.
Разумеется, обучение и развитие таких ребят немыслимо без психологической
поддержки. Но куда подевались, почему "выпали" из 42-й статьи остальные
дети?
Они, что, могут обойтись без психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса? Или они в ходе реализации учебных программ
"как-нибудь
сами вырастут", например, без учета специфики возрастного развития? Наконец,
сохранение и укрепление психологического здоровья во время учебы - это что,
пустяки? Это не нужно?
Сегодня около 60 тысяч школьных психологов каждый день, с утра пораньше
отправляются в наши российские школы. Они решают массу задач: это и
индивидуализация
обучения, и формирование коммуникативных навыков, и развитие
психолого-педагогической компетентности педагогов. В ежедневном
психологическом сопровождении
нуждаются не только дети, у которых те или иные трудности, а вообще все
участники образовательного процесса - и ученики, и их родители, и сами
работники
образовательных организаций.
- Как понимать выражение, что "правая рука разработчиков законопроекта плохо
знакома с деятельностью левой"?
- Вот вам пример, на сайте Минобрнауки России наряду с 3-й версией
законопроекта "Об образовании в РФ" опубликован проект приказа "О внесении
изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. No373".
Так вот, этот приказ, который, если не ошибаюсь, уже проходит регистрацию в
Минюсте, дополняет ФГОС пунктом о том, что должны обеспечиваться
психолого-педагогические
условия реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Здесь и учет возрастной специфики учеников, и формирование
психолого-педагогической
компетентности педагогических работников, родителей, и вариативность
направлений психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса.
Что же это получается? В законопроекте одно, а в федеральном стандарте
другое? Кому все-таки будем оказывать психолого-педагогическую помощь?
Только детям,
у которых есть трудности, или всем детям? Очень надеюсь, что в министерстве
со всеми этими, мягко говоря, нестыковками как можно быстрее разберутся.
- Какие еще, с точки зрения психолога, есть проблемы у нового законопроекта?
- Во-первых, явно не доработана статья 81 о работе с ребятами, проявившими
выдающиеся способности. Авторы этой статьи, установив единые способы
выявления
и поддержки одаренных детей: олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия,
проигнорировали самый эффективный способ выявления юных талантов -
психологическое
тестирование их интеллектуального и творческого потенциала.
И, во-вторых, статья 95, в которой говорится о педагогической экспертизе
нормативных актов и их проектов. Здесь подразумевается проверка документов,
затрагивающих
вопросы обучения и воспитания, для того, чтобы установить и предотвратить
возможное негативное воздействие на учащихся условий осуществления
образовательной
деятельности, требования к которым установлены такими документами.
Эта экспертиза, раз уж речь идет о возможных негативных факторах
образовательного процесса, должна быть не педагогической, а
психолого-педагогической. Благо,
в России уже появились направление подготовки высшего профессионального
образования - психолого-педагогическое образование, а также специальность
"Педагогика
и психология девиантного поведения". В соответствии с госстандартом по этой
специальности, как раз одной из важнейших профессиональных задач будущего
выпускника
является осуществление социально-педагогической и психологической экспертизы
нормативных актов.
- В чем проблема психологической службы образования?
- Отсутствует концептуальный федеральный нормативный правовой акт.
Сегодняшнее положение о службе практической психологии в системе
образования, утвержденное
в 1999 году приказом министерства, всего лишь ведомственный документ,
поскольку сам приказ не зарегистрирован в Минюсте. Очевидно, что он и не
может быть
зарегистрирован, ведь у Минобрнауки нет полномочий для издания такого
нормативного правового акта.
Выход из положения есть. В статье 6 законопроекта надо закрепить полномочие
РФ по установлению общих принципов организации психологического
сопровождения
образовательного процесса, а в статье 8 - установить обязанность субъектов
обеспечивать психологическое сопровождение образовательного процесса.
Только в этом случае работа психологических служб больше не будет зависеть
от чиновников в субъектах. Психологи должны чувствовать себя в школе
уверенно.
Психология не должна быть падчерицей в доме, имя которому - российское
образование.
Источник:
http://www.ria.ru/
Выпуск листа на новом месте: 6752
количество подписчиков: 286
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
приветствую всех!
ирина,раз уж тут прошла такая публикация,хотелось бы,чтобы участники листа
вступили в дискуссию,но не совсем по предмету самой публикации...
вобщем,так. когда я слышу фразу типа "психологическая поддержка учащихся"
или "психологическое сопровождение учебного процесса",меня передёргивает и
начинает тошнить. исходя из моего личного опыта и опросов множества
людей,которые мной же проводились,это самое психологическое сопровождение
учебного процесса не только отсутствует,но зачастую,так скажем,развёрнуто в
обратную сторону.
как учеников с инвалидностью,так и обычных,здоровых,и,соответственно,как в
интернатах,так и в обычных школах,вузах и сузах,педагоги (не
все,естественно,но слишком уж многие) беспощадно превращают своими
действиями и высказываниями в серую массу и прививают различные комплексы
неполноценности.
приведу для начала свой пример. в том интернате,где я учился,существовала
негласная практика,при которой если ученик хорошо усваивает с нормальными
отметками 1 предмет,а с другим проблемы (ну тройка стабильно,и всё тут,никак
выше не идёт!),то учитель,у которого ученик занимается слабее,начинает
злиться,завидовать вслух другому учителю,ругать ученика за неодинаковое
отношение к предметам,и доходит до того,что ученик вдруг становится,по
признанию озлившегося учителя,представьте себе,балбесом,дураком или даже
дебилом.
при такой ситуации не дай боже съездить на конкурс или олимпиаду по
предмету,который лучше усваивается,вобще заклюют потом и ученики со своей
завистью и подковыристостью (здесь далее не обсуждается,тема вобще другая),и
учителя,которые считают,что олимпиадному предмету было отдано всё внимание,а
их предмет забыт.
при обращении в администрацию школы с жалобами на такие факты,как унижение
со стороны учителей,их грубые высказывания и так далее,встречаешь либо
равнодушие,либо вобще какую-то усмешку.
я защищал честь школы на огромном количестве конкурсов,на олимпиадах и
спортивных соревнованиях,меня отпускали неохотно,и нередко через долгое
время я обнаруживал вместо пропусков (которые,к слову,обещали не ставить
всвязи с уважительной причиной) двойки,которые отработать не давали совсем
или давали,но так,что замучаешься это делать.
было и ещё немало вещей похуже,но это уже непечатное,лучше об этом публично
не говорить...
в колледже в общем виде было то же самое. психологи же что там что там
преподавали теорию,но толковых консультаций личных даже по учебному процессу
и общению с преподавателями не могли дать,путались как-то,отшучивались и
тему закрывали,а порой напрямую обвиняли и без того измученных
студентов,будто вступая в заговор совместный с педагогами.
я по типу личности циклотимик,с этим очень тяжело жить,и по возможности я
всех предупреждаю,что мне нужна индивидуализация учебного процесса (даже не
в смысле растянутости программы,просто несколько иной подход,причём могу
чётко объяснить,какой именно) и частая психологическая поддержка,но в ответ
получаю полное непонимание со стороны педколлектива,а одна из психологов
вобще повергла меня в шок,спросив "циклотимик?! а что это такое?",и мне
пришлось ей объяснять,что это не "что",а "кто",и как в общих чертах выглядит
жизнь таких людей,и как им надо поддержку оказывать...
после обучения в двух этих учебных заведениях мне совсем не хочется где-либо
учиться,как раз из-за полной уравниловки,из-за отсутствия хоть
сколько-нибудь индивидуального подхода. сейчас меня активно проталкивают
родители получить высшее образование,но я считаю,что с такими
условиями,созданными для обучающихся (ещё раз подчеркну,что даже не имею
ввиду только инвалидов,эта же картина повсюду) это пытка,которая может
окончательно сломать человека. ну есть ведь школьное образование и
специальное,что ещё надо!
и в конце о том самом опросе. он показал,что в сузах,пту,школах и вузах,где
обучаются самые обычные студенты и ученики,наблюдается массовое унижение со
стороны множества педагогов,диктат со стороны руководства учебных
учреждений,вкупе с наглым сбором "пожертвований",растущих непомерно с каждым
годом,и это всё нивилирует вобще любые нормативно-правовые акты,принятые на
любом уровне.
сам принцип работы с педколлективами должен быть изменён,психологи либо
убраны из штата,либо как-то переподготовлены,иначе образование превратится в
каторгу,а,так как частные школы большинству недоступны,начнётся массовый
отказ от получения образования,поскольку,проучившись много лет,многие
оказываются ненужными ни обществу,ни государству,что является ещё одной
большой проблемой.
сразу скажу,что уважаю и противоположные точки зрения,если у кого всё
сложилось совсем по-другому,я только рад,но мой взгляд на систему изнутри
вот таков,причём,ещё раз скажу,это только "вершки",всё остальное уже
слишком...
итак,приглашаю всех подписчиков поделиться мнениями и результатами
наблюдения на сей счёт,но не по поводу нормативных документов,а по поводу
конкретного,реального психологического сопровождения учебного процесса и по
поводу индивидуализации подхода к обучающемуся,и всё это можно приводить
независимо от имеющейся у наблюдающего инвалидности,только указывайте,есть
ли у вас или у того,чьи случаи и выводы,приводите,инвалидность!
ирина,а вас как профессионала в делах педагогических,отдельно прошу
высказать своё мнение и свои наблюдения в том же аспекте...
и очень жалко,если всё написанное мной- офтоп,тема такая,слишком уж
обширная...
с уважением меньшиков александр.
бесплатный курс "мой рубль"- ваш проводник в мире личных финансов и
семейного бюджета:
http://menshikow.myrouble.ecommtools.com/kurs
Выпуск листа на новом месте: 6753
количество подписчиков: 286
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru