Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] За одной партой с аутистом

За одной партой с аутистом
14.05.2010

Валерия Крикунова

Многие родители не готовы к тому, чтобы их здоровые дети учились в одном классе
с инвалидами

<Сразу после рождения мне поставили диагноз - <церебральный паралич>. Мои учителя
и доктора сомневались, что я смогу получить образование. Но родители все-таки
отдали меня в обычную школу>, - рассказал на пресс-конференции профессор права,
глава руководящего комитета проекта <Инклюзивное образование для детей
с особенными потребностями в Украине> МакФирсон ДАРСИ. Инклюзивное образование
означает, что дети-инвалиды учатся не в специальных школах, а в самых обычных
- вместе со здоровыми ребятами. В украинско-канадский проект уже включились школы
Львова и Симферополя.

Но когда во львовском лицее N3 принялись обследовать детей, то обнаружили, что
брать инвалидов со стороны нет надобности. Своих хватает. Когда школа подключилась
к проекту, то всех школьников обследовали и выяснили, что из 1970 учащихся у
1053 - от одного до 12 заболеваний, а у 26 - серьезные проблемы со здоровьем!

РАВНОДУШНЫЕ РОДИТЕЛИ

Как рассказала <ВЕДОМОСТЯМ> директор львовского лицея Людмила ВИШНЯК, среди этих
26 шестеро - инвалиды с детства, двое - видят только на один глаз (неоперабельное
бельмо), у троих ослаблен слух, еще у троих - детский церебральный паралич. А
один мальчик перенес пять операций на сердце! Логопедические проблемы (он
долго находился в больнице, ни с кем не общаясь) и физическая боль мешают нормальной
учебе. Кроме того, школу посещают двое детей больных сахарным диабетом,
которые большую часть времени должны лежать. Есть один паренек - аутист, один
ребенок, страдающий от аномалии толстой кишки, из-за чего он не может просидеть
на уроке 45 минут без перерывов. Есть ребята-эпилептики, у 43 учеников - иммунозависимая
патология, некоторые дети заикаются. У других обнаружены психические
проблемы - инвалидность им не определяют, но учиться с такими диагнозами нелегко.

И это абсолютно обычная школа! Людмила Вишняк, подчеркивает, что никого специально
не принимала, в школу поступают дети из микрорайона.

- Как так получилось, что этих ребят не обследовали раньше, до начала проекта?
- спрашиваем у директора.

- Кто-то был обследован впервые, кого-то обследовали дополнительно (например,
диагноз <задержка умственного развития> никто в первом классе не поставит),
- говорит Людмила Вишняк. - А у некоторых при поступлении в школу в медицинской
справке было написано, что ребенок абсолютно здоров. Тут родители либо
маргинальные (алкоголики, например), либо просто равнодушные - не ходили с сыном
или дочерью к врачам. Так что порой только в школе мы замечаем у ребенка
отклонения. О 5-6% детей мы знаем, что они требуют особого наблюдения. Таких
можно найти в каждой школе.

СОЧИНЕНИЕ С АССИСТЕНТОМ

- Благодаря проекту, - продолжает директор, - у лицея появилось больше возможностей
обеспечить этих ребят необходимым уходом. Например, сейчас в школе три
психолога, два логопеда, два социальных работника и три ассистента учителя.

- Разве этого достаточно?

- Мы планируем увеличить штат, например, количество ассистентов с трех человек
до десяти>. Ассистент учителя нередко сидит на уроке за одной партой с больным
ребенком и помогает ему делать задания. Скажем, я задаю детям сочинение на тему
<Осень>. Но мальчик с умственными проблемами не напишет рассказ, он может
просто ответить на вопросы. Когда я даю домашние задания, мой ассистент планирует,
как приспособить его для ребенка с особыми потребностями, - поясняет
Людмила Вишняк.

КТО КУПИТ ЛИФТ?

Однако, кроме внимания, больным детям нужны определенные условия, которых в школе,
увы, нет. Например, если в классе у двух-трех ребят проблемы со зрением,
необходима особая окраска стен, если проблемы со слухом - требуется специальное
усиление звука. А некоторые школьники вынуждены ходить в корсетах, страдая
от тяжелых форм сколиоза. Конечно, они не способны отсидеть неподвижно всю пару,
им необходима специальная мебель. Для инвалидных колясок нужны пандусы,
специальные дверные проемы, перестроенные туалеты и так далее. <Но это очень
дорого, - замечает директор. - Лифт стоит 500 тыс. грн., пандусы - 70 000

на второй этаж на руках. Директор надеется, что на деньги города
и канадского фонда скоро может появиться специальная комната для отдыха, где
дети, страдающие от проблем со здоровьем, смогут набраться сил. А над специальной
окраской стен сейчас думают в родительском комитете.

ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ГЛУХИМ

- А бывают случаи, когда здоровые подростки обижают больных?

- Главное в такой ситуации выяснить причину. Бывает, жертва нарочно вызывает
насмешки в свой адрес - пытается привлечь к себе внимание. Если же главная
причина - физический изъян, то нужно максимально его сгладить - например, купить
слуховой аппарат плохо слышащему ребенку.

- А если дело в одноклассниках?

- Нужно выяснить, почему дети злы. Может быть, они смотрят жестокие передачи,
а может, папа бьет маму, и ребенок изливает агрессию на своего товарища.

- Как с этим бороться?

- Мы проводим недели толерантности, устраиваем игры. Суть одной, например, в
том, чтобы ребенок почувствовал себя в роли инвалида. Мы просим его заткнуть
уши или завязать рот и попробовать так общаться с одноклассниками.

<Работать надо и с родителями, - добавляет в разговоре с <ВЕДОМОСТЯМИ> Галина
КЛИМЕНКО, глава одной из родительских организаций Симферополя и мама 19-летней
дочери, страдающей аутизмом. - Если мать находится в депрессии из-за болезни
ребенка, то, в первую очередь, нужно оказать ей необходимую поддержку>. Дочь
Галины училась в специализированной школе. <Но в Канаде я видела, что даже дети
с самыми тяжелыми формами болезни учатся в нормальных, обыкновенных школах,
- продолжает Галина. - У нас же нет таких условий>.

КОЛЯСКА МЕДАЛИ НЕ ПОМЕХА

Сейчас в лицее Людмилы Вишняк есть духовой оркестр. И уже пять детей-инвалидов
получили полное музыкальное образование. А мальчик-аутист, который был настолько
погружен в свой мир, что до 11 лет не мог показать пальцем на называемый ему
предмет и с большим трудом говорил, сейчас учится в среднем на 8 баллов. Другой
ученик все годы передвигался на коляске и почти не мог разговаривать. Но это
не помешало ему получить золотую медаль. Экзамены мальчик сдавал на компьютере.
С помощью компьютера он и со своими одноклассниками общался.

<В Украине учителя в школах в основном не готовы к воспитанию больных детей,
и многие родители не хотели бы, чтоб их сын или дочь сидели за одной партой
с ребенком-инвалидом>, - сетует Юлия НАЙДА, координатор проекта в Украине. И
все же прогресс есть. Например, по словам Людмилы Вишняк, в Симферополе на
базе Крымского педагогического университета уже появились первые специальные
курсы по инклюзии. Да и общество хоть и медленно, но все-таки меняется.

При скрупулезном врачебном обследовании в школе среди учеников обнаружили 26
инвалидов. У некоторых из них в медицинской справке значилось: <абсолютно здоров>

Расти лучше в кругу здоровых

Действительно ли это такая нужная вещь - инклюзивное образование? <ВЕДОМОСТИ>
решили спросить об этом и у докторов.

- Такая работа с классом помогает развивать в здоровых детях сострадание к больным,
- ответила нам научный сотрудник Института педиатрии, акушерства и гинекологии
АМН Украины, врач-психотерапевт Виолетта ЗАВГОРОДНЯЯ.

- А всегда ли сострадание приятно ребенку с особыми потребностями? Стоит ли акцентировать
внимание на его болезни?

- Если мы будем делать вид, что ничего не происходит, если у детей не возникнет
сострадания, то взамен появится недоверие, насмешки, боязнь лишиться популярности,
подружившись с больным ребенком.

- А может быть, некоторым детям лучше учиться в специализированных школах, где
им не придется ждать помощи одноклассников, чтобы, например, подняться на
второй этаж школы?

- Каждый случай индивидуален. Отведите ребенка на месяц в обычную школу, а затем
спросите его - готов ли он продолжать обучение среди обычных сверстников.
Решать должен ребенок.

Главный детский невролог Киева Оксана МАЙСТРУК также уверена, что для детей с
особыми потребностями намного лучше учиться в обычных школах.

- Даже если в школах для них не созданы хорошие условия - не сделаны пандусы,
не куплена специальная мебель? - уточнили <ВЕДОМОСТИ>.

- Об этом должно позаботиться государство. Но ребенку лучше расти в обычной школе
в кругу здоровых ребят.

"Киевские ведомости"

Выпуск листа на новом месте: 5322
количество подписчиков: 229
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sun, 16 May 2010 06:12:41 +0400 (#1077020)