[TIFLO] Дети с отклонениями в развитии должны посещать музеи - Потапова
Дети с отклонениями в развитии должны посещать музеи - Потапова
21.04.2010
По данным Минздравсоцразвития РФ, в 2009 году в России насчитывалось 545 тысяч
детей-инвалидов. Более 200 тысяч учатся в коррекционных школах - как и обычные
дети, они иногда ходят в музеи, но часто музейный педагог затрудняется с ними
работать. Что дает посещение музея особым детям и как проводить экскурсии
- об этом в интервью
РИА Новости
рассказала директор музея <Огни Москвы> Наталья Потапова.
- Наталья, как часто проходят экскурсии для детей с ограниченными возможностями
здоровья? И насколько музейные педагоги оказываются готовы к этому?
- В 2008 году мы проводили опрос среди 67 сотрудников музеев разного профиля
из 22 городов России, Украины и Белоруссии в рамках нашего проекта <СВЕТлое
детство> - призера конкурса <Меняющийся музей в меняющемся мире> фонда Потанина.
Почти четверть музейных педагогов проводит экскурсии для особых детей
раз в месяц и чаще (особенно в регионах); в крупных городах - не менее раза в
год.
При этом почти половина респондентов ответили, что не знакомы со спецификой работы
с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Некоторые вовсе отказываются
от проведения экскурсии, даже если группа уже пришла в музей, мотивируя это якобы
неспособностью детей к восприятию материала. Нередко по этой причине
учителя скрывают, что их дети особые - 44% музейных педагогов узнавали об этом
перед самым началом экскурсии.
- А не оставить ли работу с особыми детьми специалистам?
- Дети не могут развиваться, общаясь лишь со специалистами. Да, арт-терапией
должен заниматься врач - это лечение. У экскурсовода другая задача - сделать
рассказ понятным, доступным, дать таким детям почувствовать, что у них те же
права, что у здоровых, что в музее их ждали:
Обычно экскурсии для особых детей проводят как для младших школьников. Но дети
с интеллектуальными нарушениями не могут усвоить информацию в том же объеме
- у многих плохая память, снижена познавательная активность. В ходе проекта мы
разработали методику работы с детьми с разной степенью отставания в развитии.
- Как проходит такая экскурсия? И что она может дать детям?
- Число экспонатов для показа надо ограничить, взять наиболее яркие, зрелищные.
Предметы должны быть связаны с реальной жизнью. К примеру, одно из занятий
начинается так: <Что вам светит днем? - Солнце. - А вечером? - Лампа. - А раньше
у людей была другая <лампа> - лучина>. У некоторых детей нет понятия о
времени: если сказать <это было давно> - не поймут. Тогда разыгрывается ситуация:
<Если бы у тебя сейчас в доме не оказалось ни одного чайника, но ты бы
нашел самовар, как бы ты стал им пользоваться?> После одной из экскурсий дети
смогли вспомнить упомянутые слова на уроке и даже найти сходство: <лучинка
дает свет, и луч солнца тоже светит> - это очень хороший результат.
Занятия в музее важны не только для развития умственных способностей, но и для
социальной адаптации. Так, в школе N359, с которой мы постоянно сотрудничаем,
детям дают основы профессии в столярной и гончарной мастерских, чтобы они могли
поступить в колледж. Мы разработали экскурсии, где большое внимание уделяется
материалам, из которых делают различные вещи: дерево, глина, стекло, металл.
Так, на занятии <Предметы из дерева> дети сначала рассматривают образцы древесины,
пытаются угадать породу дерева, какое легче или тяжелее - опускают их в воду,
затем находят деревянные предметы в экспозиции музея.
Есть дети-аутисты - они не общаются между собой, живут каждый в своем мире. После
одного из занятий мы сели с ними пить чай у самовара. Оказаться вместе
за одним столом - это для них большой прогресс в развитии.
- Можно ли подвести итоги проекта <СВЕТлое детство>? И используют ли вашу методику
другие музеи?
- Эффект от занятий не всегда проявляется сразу. Методика сейчас выложена на
нашем сайте - большинство опрошенных сотрудников других музеев захотели с ней
ознакомиться.
В Москве экскурсии для инвалидов разных категорий проводит также Дарвиновский
музей. С их специалистами мы теперь постоянно обмениваемся опытом (так, ранее
у них в журнале приема экскурсионных заявок уже была заведена графа <Особенности
посетителя> - даже такая деталь очень важна при подготовке экскурсии).
Часто социальные проекты заканчиваются после прекращения финансирования - но
их можно и нужно продолжать. Экскурсии оплачивают и родители, каким-то школам
- спонсоры, мы сами принимаем четыре-пять групп в месяц бесплатно, заявок стало
больше.
Главное - изменить отношение к таким детям в обществе. Мы уже разрабатывали подобную
методику пять лет назад для слепых и слабовидящих детей. Нас осуждали:
<Как можно показывать им фонари?> Но они <смотрят> - только надо давать предмет
в руку. Не должно быть предрассудков, страхов и жалости - детям нужно дружеское
отношение. Мы сделали выставку работ учащихся из коррекционных школ - и часто
здоровые дети говорят: <Какие же они отсталые? Это мы отсталые!>
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
Выпуск листа на новом месте: 5259
количество подписчиков: 228
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru