]19.02.08 22:02 Бунтарь
Подвиг Детской Вешалки
В обыденном понимании, герой - это человек, совершивший то, что другие либо не
могут, либо не очень-то хотят делать. Героев принято уважать, глядя на них
снизу вверх. В результате, часто уже при жизни человек перестает быть личностью,
превращаясь в ходячий памятник самому себе.
Доктора психологических наук, действительного члена международной академии информатизации
при ООН, кавалера Почётной Золотой медали имени Льва Толстого
Александра Васильевича Суворова такая чаша миновала. Хотя клеить ярлык <героя>
Саше начали еще в отрочестве - во время учебы в Загорском детском доме для
слепоглухих. Да-да, здесь нет опечатки: этот доктор, профессор и т.д. с детства
не видит и не слышит.
Согласно исследованиям, 90 % информации человек получает с помощью зрения. Еще
8-9 % - посредством слуха. На вкус, обоняние и осязание остается всего 1-2
%. Именно эти 2 % напрямую связывают Суворова с окружающим миром. Плюс - книги,
набранные брайлевским шрифтом (выпуклыми точками), плюс - дактильный алфавит
(способ разговаривать <ладонь в ладонь>, когда каждая буква обозначается на ладони
собеседника определенной комбинацией пальцев). К этому, прямо скажем,
небогатому набору в последние 12 лет прибавился компьютер со специальным брайлевским
дисплеем, переводящим в точечный шрифт любые текстовые файлы.
Александр Суворов, безусловно, личность героическая - спорить с этим было бы
глупо. Однако, познакомившись с ним, я поняла: его героизм заключается вовсе
не в победе над слепоглухотой, преодолеть которую, увы, невозможно. В чем же
тогда? На этот вопрос я и попытаюсь ответить.
Как-то еще в детдоме журналисты, решившие написать про последнее достижение советской
педагогики, спросили Сашу, не тяжело ли ему учиться. До сих пор доктор
наук не может забыть своего изумления: он попросту не понял вопроса. И тогда,
и теперь он убежден: учиться может быть <либо интересно, либо скучно. Если
интересно - трудностей не замечаешь, а если скучно - то и легкое трудно>.
Саша учился хорошо. Во-первых, потому, что поглощение знаний всегда было его
любимым занятием. Во-вторых, суровая судьба сделала ему скромный, но, как потом
выяснится, бесценный подарок. Мальчик ослеп на четвертом году жизни, а в девять
лет почти полностью потерял слух. За это немногое, по нашим меркам, время
малыш успел стать человеком и даже окончить начальную школу для слепых. Он умел
говорить, запоем читал книги, написанные брайлевским шрифтом, понимал,
в чем отличие буквы от слова, и потому, оглохнув, без особых проблем перешел
на дактильный алфавит. (Детей, потерявших слух в раннем детстве, этому учат
долгие годы.)
Словом, до поры до времени мальчишка просто жил, полностью отдаваясь любимым
занятиям. Благо, рядом были любящие и заботливые родители, а позже, в детдоме
- педагоги, готовые создать для развития слепоглухих детей все мыслимые условия.
(Саша никогда не был сиротой. Просто Загорский детдом, созданный в 1963
году, был единственным местом в Советском Союзе, где слепоглухой ребенок мог
получить образование.)
Решающим днем в жизни 17-летнего Саши Суворова стало 9 февраля 1971 года, когда
он и еще три воспитанника (Наталья Корнеева, Юрий Лернер и Сергей Сироткин)
были переведены в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения
слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии Педагогических наук
СССР для подготовки к обучению в университете. Он до сих пор с нежностью и благодарностью
вспоминает руководителей и идейных вдохновителей этого эксперимента
- доктора психологических наук Александра Ивановича Мещерякова, доктора философских
наук Эвальда Васильевича Ильенкова и академика Алексея Николаевича
Леонтьева. Благодаря усилиям Мещерякова, открылся Загорский детдом, а его лучшим
ученикам была дана возможность продолжить образование. Ученые знали, что
при правильном подходе слепоглухие могут научиться не только обслуживать себя,
общаться и собирать на ощупь простейшие изделия. Первый слепоглухой доктор
философии появился в США в начале ХХ века (им стала Элен Келлер), а в 1961 году
в Советском Союзе степень кандидата педагогических наук получила воспитанница
харьковского педагога-новатора И.А. Соколянского Ольга Скороходова.
Эксперимент был поддержан на самом высоком уровне - молодых людей зачислили в
МГУ вне конкурса и даже без аттестатов. Сначала экспериментаторы хотели дать
своим подопечным свободу выбора факультета. Но вскоре оказалось, что обучение
слепоглухих - дело крайне трудоемкое, и четверка собралась на факультете
психологии - там, где сходились интересы и преподавателей, и большинства подопечных.
Учились слепоглухие студенты отдельно от остальных - воспринимать лекции в устном
переводе оказалось слишком сложно (на Суворова, к примеру, они нагоняли
сон). Всю необходимую литературу и расшифровки лекций, которые читали обычным
студентам, приходилось переводить на брайлевский шрифт. Связь с большинством
преподавателей, а порой и друг с другом осуществлялась благодаря уникальному
прибору - телетактору. Он переводил текст, набранный на клавиатуре (обычной
или брайлевской), в брайлевскую строку, позволяя вести диалог в режиме, напоминающем
компьютерную <аську>. Впрочем, все эти сложности улаживали организаторы
эксперимента, давая своим подопечным возможность без помех впитывать знания.
И они впитывали:
Но едва юный Суворов успел освоиться в МГУ, как навалились непростые вопросы.
До сих пор он покорно шел туда, куда его вели. Даже выбор вуза был сделан
за него. Ему по-прежнему нравилось учиться, но чем дальше, чем настойчивей в
мозгу стучало: <Зачем?..> Раздумья отливались не в психологические трактаты,
а в жесткие, беспощадные к себе самому стихи. Впрочем, это не удивительно - поэзия
привлекала Александра еще в детстве, он даже мечтал о литинституте.
* * *
Ничего не умею руками,
Только двигать умею мозгами.
Никуда я не годен такой, -
Косорукий, с прямой головой.
1 мая 1974
<Детский сад! Ничего себе "только"!> - прокомментировал это откровение сам автор
четверть века спустя. Но тогда ранимому, неуверенному в себе юноше было
не до смеха:
Под каждым стихотворением - точная дата как фиксация очередного этапа наблюдений.
Ведь с начала 70-х годов стихи и дневниковые записи станут для Суворова
основной формой сбора экспериментального материала о жизни странного, малопонятного
субъекта - самого себя. Его раздражает мелочная опека - и страшит одиночество;
он готов к борьбе, но не видит цели, мечтает, как о чуде, о возможности одному
пройтись по городу - и полушутя примеряет петлю, сознавая, что добровольный
уход из жизни - один из немногих поступков, который он может совершить сам, без
посторонней помощи:
* * *
Кто я? -
Неполноценный человек.
Я - идиот, себя талантом мнящий.
И чувства все мои, весь интеллект -
Слабее, чем у слышащих и зрячих.
С кем наравне задумал быть, балда?!
Я - лилипут, задравший нос без меры.
Со мною снисходительны всегда,
И не лишат в себя счастливой веры.
Я нужен великанам, как объект
Тщеславной жажды проявлять гуманность.
Я - экспонат в музее <Человек>,
В разделе редкостей <Курьёз и Странность>...
17 марта 1977
Разумеется, эти стихи - не более (но и не менее) чем отзвук боли, вызванной унынием
и разочарованием. Длительным такое настроение быть не могло, иначе не
было бы успешной учебы. Но оно БЫЛО - и, преодолев слабость, Суворов не может
делать вид, что ее не было.
А время шло. В 1974 году не стало А.И. Мещерякова, и эксперимент возглавил духовный
наставник Александра Э.В. Ильенков. В 1977 году Суворов с товарищами
окончили факультет психологии МГУ и были приняты на должности младших научных
сотрудников в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности НИИ
общих и педагогических проблем Академии педагогических наук СССР. Но сотрудничество
оказалось недолгим - в марте 1979 года Ильенкова не стало. К тому времени
Александр Суворов понял, что путь психолога-теоретика для него закрыт: чтобы
двигаться вперед, надо быть в курсе современных исследований, однако читать
в библиотеке обычные книги и журналы он не мог. Не мог он и работать с пациентами,
следовательно, экспериментальная стезя тоже не для него.
Оставался путь самопознания и самоанализа. Эта тропа была уже изрядно утоптана
- по ней в свое время прошли и Элен Келлер, и Ольга Скороходова, написавшая
книгу <Как я представляю, воспринимаю и понимаю окружающий мир>. Именно на нее
вела слепоглухих выпускников логика эксперимента. Его инициаторы надеялись,
что эти дипломированные специалисты помогут коллегам-психологам глубже проникнуть
в темный и безмолвный мир слепоглухоты, нащупать в нем новые путеводные
нити. Их обеспечили не только рабочими местами, но и жильем в Москве, а также
неплохими (по тогдашним меркам) стартовыми зарплатами:
Возможно, Суворов ничего бы не потерял в плане званий и регалий, пойди он по
этому пути. Вот только быть вечно ведомым молодому, критически мыслящему ученому
не хотелось. Слишком остро чувствовал он фальшь в отношении сотрудников института
к слепоглухим коллегам. В 1985 году в стихотворении <На перепутье> Александр
вынесет себе и своим товарищам беспощадный приговор от лица <мужей науки>:
Слепы, глухи... Я терплю -
Никуда не денешься!
Лишь народные в трубу
Вылетают денежки.
Всё ж не богадельня здесь,
Чтобы мы им трафили!
В их работах только есть
Факты биографии.
:::::::::::
Не наука их судьба -
Около науки только.
Их придётся призревать
(Тайно презирать, конечно).
Мы гуманны. В шею гнать -
Было бы бесчеловечно.
Терпеть такое отношение Суворов не хотел и потому, не бросая института, стал
искать иную сферу приложения своих знаний и возможностей. В 1981 году он возвращается
в родной детдом, чтобы попытаться помочь его нынешним воспитанникам.
Конечно, наивно предположить, что слепоглухому доверят жизнь и здоровье детей.
За ними и здоровые-то воспитатели порой не могли усмотреть: Но и плакатным
примером <правильного> ученика Александр тоже становиться не собирался. Отныне
он станет для детей чем-то вроде старшего брата, друга, не связанного внутришкольной
субординацией и потому более близкого, чем другие взрослые. (Позже, в одном из
обычных детских лагерей ребята дадут ему забавное, но точное прозвище -
<Детская Вешалка>.)
Чтобы быть полезным детям, Александру пришлось немало поработать над собой -
побороть свою нелюдимость, закомплексованность, научиться говорить на одном
языке с детворой. Последнее было особенно сложно, ведь даже в детском саду у
Саши не было друзей. Решать педагогические проблемы Суворову помогал еще один
старший друг - историк педагогики, ныне академик РАО, Борис Михайлович Бим-Бад.
Он советовал идти от ребенка, изучать его интересы и помогать в решении
проблем, а не торопиться <впихивать> в него свое.
Освоившись в детской среде, Суворов понял, что главный <тормоз> в развитии слепоглухих
ребят - дефицит общения. И - начал искать пути преодоления этой проблемы.
Летом 1987 года он поставил на себе эксперимент по выживанию в среде зрячеслышащих
людей: целый месяц прожил без сопровождающих-переводчиков в пионерском
лагере <Салют>, где работали вожатыми его знакомые из Ленинградского пединститута
имени А.И. Герцена. Конечно, потеряться или умереть с голоду ему бы там
не дали в любом случае. Однако каждый день он должен был десятки раз устанавливать
и поддерживать контакты со взрослыми и детьми, не умеющими говорить
<на пальцах>. Опыт оказался успешным, и на следующий год Суворов появился в лагере
уже не один, а с четырьмя слепоглухими подростками из Загорска. С тех
пор такие поездки детдомовцев в различные лагеря стали регулярными.
Другой, первичной для него темой стала проблема развития и сохранения личности
в условиях слепоглухоты. Ей посвящен и единственный в своем роде сборник
стихов <Достоинство в склепе>. Названия многих его разделов говорят сами за себя
- <Склеп>, <Израненная душа>, <Траурная сюита>, <Самоанализ>, <Живая совесть>,
<Ангел-хранитель> (стихи о маме): О чем эта книга, которая периодически дополняется
новыми страницами? О том, как жутко живому оказаться пожизненно замурованным
в вечном мраке и тишине слепоглухоты. О том, что и в этом склепе человек остается
человеком, продолжая надеяться, страдать, верить, любить и ненавидеть.
О том, как больно ранят мелочные уколы окружающих, которые за физическими недостатками
упорно не видят человеческую личность: Прочитать этот сборник и
другие работы Александра Суворова, можно на его
сайте.
Пока же - еще одно стихотворение из него, снабженное авторским комментарием:
* * *
Инвалиды всех стран, умирайте!
Добровольно. Житуха пуста.
Ни малейших надежд не питайте,
Будто сбудется ваша мечта.
Жить не стоит. Да вот же качели:
Чуть пригреют - и хочется жить...
У ближайшей, реальнейшей цели -
Только слёзы в песок уронить.
О духовности - и не мечтайте.
Вы беспомощны. Дух - на замок.
Инвалиды всех стран, умирайте!
Подлой жизни - хоть в морду плевок.
14 августа 1995
<Мне не с кем было поехать в компьютерный центр для работы над докторской диссертацией,-
поясняет Суворов.- И я опасался, что и вообще будет не с кем. Я
не раскаиваюсь в этих и подобных чудовищных строчках. Так было, так бывает, и
пусть об этом знают все, потому что надо же что-то делать, - ТАК НЕ ДОЛЖНО
БЫТЬ!
А пока так есть, - ЧЕСТНЕЕ об этом кричать, чем молчать.
И я давным-давно разрешил себе кричать, перестал стесняться крика - и в стихах
и в прозе. И считаю, что разрешить себе кричать - это проявление силы, а
не слабости. Крик - подчёркиваю, ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫЙ, а не просто вопль, - форма
борьбы с тем, чего нельзя терпеть, а значит, не надо и <стесняться> кричать
об этом>.
А жизнь тем временем шла своим чередом, поворачиваясь к моему герою отнюдь не
худшей стороной. После 1991 года пионерская структура развалилась, однако
Суворов еще до этого, в 1989 году, активно включился в работу всероссийского
Детского ордена милосердия (ДОМ). Ученый признается: <эта организация является
одной из главных моих экспериментальных площадок>. С 1994 года в ДОМе реализуется
разработанная Александром программа, которая чуть позже получила название
<Школа взаимной человечности>. На занятия, проходящие во время каникул, съезжаются
ребятишки со всей России - как здоровые, так и дети-инвалиды. Цель же
необычной школы - научить детей и взрослых взаимопониманию и чуткости, уважительному
отношению к особенностям других.
В процессе учебы ее неизменный участник, Александр Васильевич Суворов, давно
стал самым лучшим тренажером. Он не только выступает с лекциями и беседами,
но и активно общается с ребятами: сам говорит, а собеседник в ответ пишет буквы
на его ладони. Разговаривать таким способом непросто, особенно поначалу.
Зато как интересно - без посредника беседовать с человеком, который не видит
и не слышит! Тем более, когда этот необычный взрослый оказывается чутким и
понимающим другом.
Удачно сложилась и научная карьера. В 1994 году Суворов защитил кандидатскую
диссертацию на тему <Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты>,
а через два года - докторскую, <Человечность как фактор саморазвития личности>.
Несмотря на тяжелые заболевания (диабет, гипертония), одолевающие в последние
годы, продолжается и активная <детско-лагерная> деятельность Суворова. Да
и как не тянуться к этой жизни, если именно там, в 2002 году он неожиданно обрел
свое личное счастье - названного сына Олега? С самого начала доверие было
настолько полным, что Александр за руку с ним, тогда еще школьником, рискнул
не только подняться в горы (дело было на Кавказе), но и перейти вброд по камням
горную речку. А позже, после смерти сестры Суворова, студент московского вуза
Олег поселился вместе с приемным отцом и, по сути, стал его главным помощником.
(Мама юноши этому не препятствует.)
Так в чем же подвиг Александра Суворова? В том, что он, приговоренный судьбой
к пожизненной опеке окружающих, к роли вечного <подопытного кролика> в науке,
сумел отстоять для себя свободу принятия решений, свободу выбора пути. (Мало
ли на свете совершенно здоровых людей, которые безропотно передают ее родным,
начальству, властям - кому угодно! - лишь бы не отвечать за последствия выбора.)
И не просто смог отстоять, а эффективно ею воспользовался - мог бы ведь
<свободно> спиться или попросту свести счеты с жизнью. Результат - налицо: в
крайне непростое для всех нас время слепоглухой инвалид Александр Васильевич
Суворов ухитрился не просто выжить, а развить продуктивную НЕкоммерческую деятельность.
Более того, стать нужным десяткам ребятишек. (Поверьте опыту учителя
- дети на первом встречном не повиснут!) Это действительно дорогого стоит.
Екатерина Зотова
http://www.buntar.ru/?r=34&c=172
Выпуск листа на новом месте: 3198
количество подписчиков: 184