Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2008-02-20

[TIFLO] обращение

]Уважаемые участники рассылки!
Просим Вас использовать Ваши возможности и довести следующую информацию до сведения
всех заинтересованных лиц: выпускников - инвалидов по зрению, их родителей,
педагогов, администраций школ, где они обучаются.

В соответствии с законом Российской Федерации <Об образовании> и Федеральным
законом <О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в редакции
Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ) с 2009 года единый государственный
экзамен становится единственной формой государственной итоговой аттестации и
совмещает в себе выпускные экзамены для 11 (12) классов и вступительные экзамены
для поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального
и высшего образования. Несмотря на то, что выпускники с ограниченными возможностями
здоровья имеют право выбрать традиционную форму аттестации, согласно тому же
закону, <приём в государственные и муниципальные высшие учебные заведения проводится
по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное
образование, на конкурсной основе по результатам ЕГЭ>.

Однако и в этом году у инвалидов по зрению, желающих продолжить свое образование,
могут возникнуть большие проблемы, поскольку в эксперименте по проведению ЕГЭ
участвуют практически все регионы и большинство учебных заведений.

Начиная с 2007 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
осуществляет ряд мероприятий по апробации проведения ЕГЭ для лиц с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе и для лиц с нарушением зрения. В частности,
были подготовлены к печати шрифтом брайля сборники тренировочных тестов и контрольные
измерительные материалы по русскому языку. С целью создания статистической базы
данных и своевременного решения вопросов тиражирования и рассылки необходимого
количества КИМов и контрольных работ для лиц с глубокими нарушениями зрения Рособрнадзор
разослал информационное письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в котором
предлагается в срок до 20 января 2008 года предоставить сведения об участии в
ЕГЭ данной категории выпускников. Этот срок продлен до 1 марта 2008 года.

Мы настоятельно рекомендуем всем инвалидам по зрению, желающим продолжить образование,
как можно скорее заявить о своем намерении сдавать ЕГЭ в региональные органы
управления образованием, с тем, чтобы им были обеспечены специальные условия
(в том числе предоставлены упоминавшиеся материалы, отпечатанные шрифтом Брайля).
В случае возникновения трудностей в регионах Вы можете обратиться:

Телефоны и адреса электронной почты

Инструктивно-методический отдел Управления контроля и оценки качества Рособрнадзора
Министерства образования и науки РФ

Капустняк Александр Григорьевич (начальник отдела):

телефон - (495)-608-71-35;

e-mail - agk@m*****.ru.

Брызгалова Саргылана Матвеевна (специалист отдела):

телефон - (495)-608-74-18;

e-mail - bsm@r*****.ru.

Кафедра Специального образования Российского университета дружбы народов:

Волосовец Татьяна Владимировна (зав. кафедрой) и

Кутепова Елена Николаевна (зам. зав. кафедрой):

телефон - (495)-434-41-02;

e-mail - special***@m*****.ru.

Лаборатория Содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ "Институт
коррекционной педагогики Российской академии образования":

Денискина Венера Закировна (зав. лабораторией):

телефон - (495)-247-06-14.

Зарубина Ирина Николаевна (старший научный сотрудник):

телефон - (495)-999-85-97;

e-mail - tifloi***@m*****.ru

Наиболее полные сведения о ЕГЭ можно получить на Портале информационной поддержки
единого государственного экзамена по адресу www.ege.edu.ru

По мере поступления ответы на частозадаваемые вопрросы, Публикации и дополнительные
материалы по теме подготовки и сдачи ЕГЭ с участием незрячих и слабовидящих будут
размещаться на странице программы "Факультатив" радио РАНСиС по адресу: www.radiopage.ransis.org/index.php?name=Matter&matter=facultative

Вы можете скачать аудиозапись передачи, посвященной этим вопросам, по ссылке:

http://www.ransis.org/static/files/facultative080207.ogg

Денискина Венера Закировна - зав. лабораторией <Содержания и методов обучения
детей с нарушением зрения> Института коррекционной педагогики Российской академии
образования

Кочетков Юрий Иванович - Главный редактор журнала <Школьный вестник>

Зарубина Ирина Николаевна - старший научный сотрудник Института коррекционной
педагогики Российской академии образования

Котов Юрий Иванович - Зам. Главного редактора журнала <Школьный вестник>

Выпуск листа на новом месте: 3203
количество подписчиков: 184

   2008-02-20 20:45:12 (#726572)

[TIFLO] Программа "Факультатив"

]Здравствуйте, Уважаемые участники рассылки!
В очередном выпуске программы "Факультатив" вы услышите беседу с Исаковым Андреем
Юрьевичем -
главным специалистом-экспертом отдела образования детей с ограниченными возможностями
здоровья и специальных образовательных учреждений департамента воспитания, дополнительного
образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской
Федерации.
В передаче рассматриваются вопросы оказания ранней помощи детям-инвалидам, специального
и интегрированного образования.
Время выхода программы в эфир
Очередной выпуск программы впервые выходит в эфир
в четверг, в 05.20, и повторяется в 09.20, 13.20, 17.20 и 21.20;
по субботам повторы идут в 04.00, 11.00 и 18.00;
по воскресеньям - в 06.00, 12.00 и 20.00,
а по понедельникам - в 01.00, 07.00, 14.00 и 20.00
(время московское).
Передачу ведет Валерий Лагойский.
С уважением
координатор программы "Факультатив"
Ирина Зарубина

Выпуск листа на новом месте: 3202
количество подписчиков: 184

   2008-02-20 20:14:02 (#726568)

[TIFLO] В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ?1 БАРЕНЦЕВА РЕГИОНА СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

]Информация предоставлена Николаем Мякшиным
В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н1 БАРЕНЦЕВА РЕГИОНА СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КЛАССА
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Архангельск. В мероприятии приняли участие заместитель главы администрации Архангельской
области Михаил Ситкин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Норвегии
в России г-н Ойвинд Нордслеттен, президент объединенной норвежской нефтегазодобывающей
компании <СтатойлГидро> г-н Бенгт Ли Хансен и его коллеги, сообщили
сайту
ARHPERSPECTIVA.RU
в комитете по международным связям и развитию туризма Архангельской области.

Перед участниками презентации с праздничным концертом выступили воспитанники
музыкальной школы, затем был представлен класс со специальным оборудованием
для обучения детей со слабым зрением, оснащенный в 2006-2007 году в рамках проекта
администрации области и компании <Статойл>.

В своем приветственном слове Михаил Ситкин поблагодарил норвежских партнеров
за помощь, оказанную архангельской школе: <Мы очень надеемся, что специальное
оборудование, учебные пособия, музыкальные инструменты позволят создать более
комфортные условия для обучения детей Архангельской области, помогут учащимся
реализовать свой творческий потенциал и успешно адаптироваться к условиям современной
жизни:>.

В свою очередь г-н Бенгт Ли Хансен по случаю праздника преподнес подарки детям
и преподавателям школы, а также отметил, что компания <СтатойлГидро> заинтересованна
в дальнейшем сотрудничестве с администрацией Архангельской области для реализации
новых социально значимых проектов.

Благодаря участию в проекте Детская музыкальная школа Н 1 Баренцева региона стала
единственным российским образовательным учреждением, располагающим подобным
оборудованием для организации эффективного обучения музыке детей с ограниченными
возможностями.

Выпуск листа на новом месте: 3201
количество подписчиков: 184

   2008-02-20 16:40:45 (#726508)

[TIFLO] Перепечатка. Незрячие в Англии

]Материал взят из рассылки
edu-mail. Материал разместила Елена Горянская

Истории Запада и Востока. Помощь слепым в Великобритании

8.02.08 10:37

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио
Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Алексей Кузнецов: В Соединенном Королевстве зарегистрировано около 500 тысяч
слепых и людей с очень слабым зрением, не способных читать и узнавать
знакомых.

О том, как живут и работают незрячие жители Великобритании, рассказывает
корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Наталья Голицына: В небольшом городке Нью-Милтон, в графстве Хэмпшир, в
феврале открывается необычная выставка, которая привлекла внимание
столичного телевидения
и ведущих газет. Со своими фотоработами публику знакомит слепой фотограф
Элисон Бартлетт. Элисон 51 год; в 1979 году она начала терять зрение, а в
1992
году окончательно ослепла. Потеряв зрение, она поклялась продолжать делать
то, что она делала прежде, - в частности, продолжать фотографировать.
Фотографией
Элисон увлекается с 12 лет и специализируется на пейзажах и снимках живой
природы. Она рассказывает, что со временем выработала необычайно острый
слух,
который помогает ей услышать как птицы хлопают крыльями или как белка грызет
орехи.

Британская Ассоциации слепых объединяет 370 тысяч человек; около 100 тысяч
слепых не входят в ассоциацию. Многие слепые работают на производствах,
организованных
Ассоциацией слепых, а нередко приобретают профессию, которая, на первый
взгляд, абсолютно им не подходит. Так, нынешний главный редактор журнала
Disability
Now Иэн Маккей в течение четырех лет работал ведущим на местном телевидении,
брал интервью у знаменитостей и неплохо справлялся с работой. Он объясняет,
почему, будучи слепым, решил заняться журналистикой.

Иэн Маккей: Для меня важным было представить нас, слепых, - всех неспособных
видеть, всю нашу общину - тем людям, которые в большинстве своем почти
ничего
о нас не знают, а также тем, кто, возможно, живет в страхе и неспособен
избавиться от него. Сейчас любому журналисту трудно найти работу - что уж
говорить
о слепом журналисте. Работодателям хорошо известно законодательство о приеме
на работу некоторых категорий инвалидов. Однако на практике существует
множество
препятствий. Одно время я работал журналистом на телевидении, и мне повезло
с работодателем. Для него критерием были талант и профессионализм. Однако
позднее
мне пришлось работать под началом человека, который не способен был понять,
что слепой человек делает на телевидении и на что я способен. Как я ни
старался,
мне так и не удалось заставить его изменить свое мнение.

Наталья Голицына: Конечно, слепой тележурналист - явление в Британии
исключительное.

Впрочем, в Англии совсем недавно был даже слепой министр - Дэвид Бланкет,
который везде - в том числе, и в парламенте - появлялся с собакой-поводырем;
долгое
время он занимал посты министров внутренних дел и образования в кабинете
Тони Блэра. Надо признать, что городские власти Лондона многое делают для
облегчения
жизни слепых. Взять, к примеру, так называемые <тактильные тротуары> -
специальные, с выпуклыми шишками покрытия, которые предупреждают слепых о
приближении
перекрестка. Или бесплатное снабжение слепых собакой-поводырем. Их
используют в Англии около 5000 человек. Британская промышленность выпускает
более 750
различных приспособлений и предметов, облегчающих жизнь слепых. Это и
специальные часы, и телефонные аппараты, и специальная кухонная и столовая
посуда
со звуковым индикатором, подающим сигнал, когда кастрюля или чашка полностью
наполнилась жидкостью. Среди многих организаций, работающих со слепыми,
выделяется
объединение бывших военнослужащих, ослепших на войне или военной службе, и
носящей имя святого Данстана - архиепископа Кентерберийского, жившего в Х
веке.
Это старейшая благотворительная организация была основана в 1915 году для
помощи ослепшим в Первой мировой войне солдатам и офицерам. В интервью Радио
Свобода ее президент Рэймонд Хейзан рассказывает...

Рэймонд Хейзан: Мы все бывшие военнослужащие. Поначалу мы принимали лишь
потерявших зрение во время боевых действий, но сейчас заботимся обо всех
ослепших
бывших солдатах и офицерах. Мы предлагаем самый широкий спектр услуг, в том
числе предоставляем жилье с момента утраты зрения, и даже после их смерти
заботимся
о вдовах и детях слепых. Мы обучаем незрячих различным профессиям, вывозим
наших постояльцев на отдых к морю, выделяем финансовую помощь им и их
семьям,
предоставляем помощников, помогающих преодолеть слепоту.

Наталья Голицына: А каково положение слепых в Британии по сравнению с
другими европейскими странами? Довольны ли они тем, что для них делается?

Рэймонд Хейзан: Да, считаю, что довольны. Если сравнить британские военные
пенсии, скажем, с итальянскими, то мы, возможно, получаем меньше. Однако
пенсии
- это еще не всё. Например, мы оплачиваем только треть стоимости
железнодорожных билетов, причем не только своих, но и своих сопровождающих.
У нас бесплатный
проезд в городском транспорте. Есть и много других облегчающих жизнь
привилегий. Так что в целом у слепых в Британии, честно говоря, немного
причин жаловаться.
http://www.svobodanews.ru/Forum/16567.html

Выпуск листа на новом месте: 3200
количество подписчиков: 184

   2008-02-20 09:50:25 (#726396)

[TIFLO] Всероссийский кубок общества слепых <КИСИ>

]Информационно-новостной портал города
В Ярославле прошел Всероссийский кубок общества слепых <КИСИ>

Всего новостей: 2191

В Ярославле прошел Всероссийский кубок общества слепых <КИСИ>
Категория:
Личный интерес,
19 февраля 2008, 14:24

В Ярославле прошел Всероссийский кубок Всероссийского общества слепых <КИСИ>.
История творческих соревнований Команд Интеллектуального Современного Искусства
ВОС насчитывает 7 лет. Официальным организатором Игры выступил <Культурно-спортивный
реабилитационный комплекс> Всероссийского общества слепых, крупнейший
в России центр практической, организационной и методической работы по всесторонней
реабилитации инвалидов. Игра включала элементы из <Что? Где? Когда?>,
<Брейн-ринга>, <Своя игра> , КВН и т.д., но вместе с тем она доступна для незрячих.
КИСИ - это слово, за которым стоит не просто игра, а целое явление
в ВОС, одно из интереснейших направлений в социокультурной реабилитации незрячих.

В игре приняли участие 15 творческих коллективов из 12 региональных организаций
ВОС: Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Красноярской, краснодарской,
Московской, Пермской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Ярославской.

Первая премия присуждена команде <Фортуна> Саратовского регионального отделения
ВОС. Участники награждены поощрительными, специальными и индивидуальными
премиями. Каждая команда-участница получила подарок от мэрии города Ярославля.
http://yar.best-city.ru/news/?id=2217

Выпуск листа на новом месте: 3199
количество подписчиков: 184

   2008-02-20 06:19:15 (#726360)

[TIFLO] Подвиг Детской Вешалки

]19.02.08 22:02 Бунтарь
Подвиг Детской Вешалки

В обыденном понимании, герой - это человек, совершивший то, что другие либо не
могут, либо не очень-то хотят делать. Героев принято уважать, глядя на них
снизу вверх. В результате, часто уже при жизни человек перестает быть личностью,
превращаясь в ходячий памятник самому себе.

Доктора психологических наук, действительного члена международной академии информатизации
при ООН, кавалера Почётной Золотой медали имени Льва Толстого
Александра Васильевича Суворова такая чаша миновала. Хотя клеить ярлык <героя>
Саше начали еще в отрочестве - во время учебы в Загорском детском доме для
слепоглухих. Да-да, здесь нет опечатки: этот доктор, профессор и т.д. с детства
не видит и не слышит.

Согласно исследованиям, 90 % информации человек получает с помощью зрения. Еще
8-9 % - посредством слуха. На вкус, обоняние и осязание остается всего 1-2
%. Именно эти 2 % напрямую связывают Суворова с окружающим миром. Плюс - книги,
набранные брайлевским шрифтом (выпуклыми точками), плюс - дактильный алфавит
(способ разговаривать <ладонь в ладонь>, когда каждая буква обозначается на ладони
собеседника определенной комбинацией пальцев). К этому, прямо скажем,
небогатому набору в последние 12 лет прибавился компьютер со специальным брайлевским
дисплеем, переводящим в точечный шрифт любые текстовые файлы.

Александр Суворов, безусловно, личность героическая - спорить с этим было бы
глупо. Однако, познакомившись с ним, я поняла: его героизм заключается вовсе
не в победе над слепоглухотой, преодолеть которую, увы, невозможно. В чем же
тогда? На этот вопрос я и попытаюсь ответить.

Как-то еще в детдоме журналисты, решившие написать про последнее достижение советской
педагогики, спросили Сашу, не тяжело ли ему учиться. До сих пор доктор
наук не может забыть своего изумления: он попросту не понял вопроса. И тогда,
и теперь он убежден: учиться может быть <либо интересно, либо скучно. Если
интересно - трудностей не замечаешь, а если скучно - то и легкое трудно>.

Саша учился хорошо. Во-первых, потому, что поглощение знаний всегда было его
любимым занятием. Во-вторых, суровая судьба сделала ему скромный, но, как потом
выяснится, бесценный подарок. Мальчик ослеп на четвертом году жизни, а в девять
лет почти полностью потерял слух. За это немногое, по нашим меркам, время
малыш успел стать человеком и даже окончить начальную школу для слепых. Он умел
говорить, запоем читал книги, написанные брайлевским шрифтом, понимал,
в чем отличие буквы от слова, и потому, оглохнув, без особых проблем перешел
на дактильный алфавит. (Детей, потерявших слух в раннем детстве, этому учат
долгие годы.)

Словом, до поры до времени мальчишка просто жил, полностью отдаваясь любимым
занятиям. Благо, рядом были любящие и заботливые родители, а позже, в детдоме
- педагоги, готовые создать для развития слепоглухих детей все мыслимые условия.
(Саша никогда не был сиротой. Просто Загорский детдом, созданный в 1963
году, был единственным местом в Советском Союзе, где слепоглухой ребенок мог
получить образование.)

Решающим днем в жизни 17-летнего Саши Суворова стало 9 февраля 1971 года, когда
он и еще три воспитанника (Наталья Корнеева, Юрий Лернер и Сергей Сироткин)
были переведены в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения
слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии Педагогических наук
СССР для подготовки к обучению в университете. Он до сих пор с нежностью и благодарностью
вспоминает руководителей и идейных вдохновителей этого эксперимента
- доктора психологических наук Александра Ивановича Мещерякова, доктора философских
наук Эвальда Васильевича Ильенкова и академика Алексея Николаевича
Леонтьева. Благодаря усилиям Мещерякова, открылся Загорский детдом, а его лучшим
ученикам была дана возможность продолжить образование. Ученые знали, что
при правильном подходе слепоглухие могут научиться не только обслуживать себя,
общаться и собирать на ощупь простейшие изделия. Первый слепоглухой доктор
философии появился в США в начале ХХ века (им стала Элен Келлер), а в 1961 году
в Советском Союзе степень кандидата педагогических наук получила воспитанница
харьковского педагога-новатора И.А. Соколянского Ольга Скороходова.

Эксперимент был поддержан на самом высоком уровне - молодых людей зачислили в
МГУ вне конкурса и даже без аттестатов. Сначала экспериментаторы хотели дать
своим подопечным свободу выбора факультета. Но вскоре оказалось, что обучение
слепоглухих - дело крайне трудоемкое, и четверка собралась на факультете
психологии - там, где сходились интересы и преподавателей, и большинства подопечных.

Учились слепоглухие студенты отдельно от остальных - воспринимать лекции в устном
переводе оказалось слишком сложно (на Суворова, к примеру, они нагоняли
сон). Всю необходимую литературу и расшифровки лекций, которые читали обычным
студентам, приходилось переводить на брайлевский шрифт. Связь с большинством
преподавателей, а порой и друг с другом осуществлялась благодаря уникальному
прибору - телетактору. Он переводил текст, набранный на клавиатуре (обычной
или брайлевской), в брайлевскую строку, позволяя вести диалог в режиме, напоминающем
компьютерную <аську>. Впрочем, все эти сложности улаживали организаторы
эксперимента, давая своим подопечным возможность без помех впитывать знания.
И они впитывали:

Но едва юный Суворов успел освоиться в МГУ, как навалились непростые вопросы.
До сих пор он покорно шел туда, куда его вели. Даже выбор вуза был сделан
за него. Ему по-прежнему нравилось учиться, но чем дальше, чем настойчивей в
мозгу стучало: <Зачем?..> Раздумья отливались не в психологические трактаты,
а в жесткие, беспощадные к себе самому стихи. Впрочем, это не удивительно - поэзия
привлекала Александра еще в детстве, он даже мечтал о литинституте.

* * *

Ничего не умею руками,

Только двигать умею мозгами.

Никуда я не годен такой, -

Косорукий, с прямой головой.

1 мая 1974

<Детский сад! Ничего себе "только"!> - прокомментировал это откровение сам автор
четверть века спустя. Но тогда ранимому, неуверенному в себе юноше было
не до смеха:

Под каждым стихотворением - точная дата как фиксация очередного этапа наблюдений.
Ведь с начала 70-х годов стихи и дневниковые записи станут для Суворова
основной формой сбора экспериментального материала о жизни странного, малопонятного
субъекта - самого себя. Его раздражает мелочная опека - и страшит одиночество;
он готов к борьбе, но не видит цели, мечтает, как о чуде, о возможности одному
пройтись по городу - и полушутя примеряет петлю, сознавая, что добровольный
уход из жизни - один из немногих поступков, который он может совершить сам, без
посторонней помощи:

* * *

Кто я? -

Неполноценный человек.

Я - идиот, себя талантом мнящий.

И чувства все мои, весь интеллект -

Слабее, чем у слышащих и зрячих.

С кем наравне задумал быть, балда?!

Я - лилипут, задравший нос без меры.

Со мною снисходительны всегда,

И не лишат в себя счастливой веры.

Я нужен великанам, как объект

Тщеславной жажды проявлять гуманность.

Я - экспонат в музее <Человек>,

В разделе редкостей <Курьёз и Странность>...

17 марта 1977

Разумеется, эти стихи - не более (но и не менее) чем отзвук боли, вызванной унынием
и разочарованием. Длительным такое настроение быть не могло, иначе не
было бы успешной учебы. Но оно БЫЛО - и, преодолев слабость, Суворов не может
делать вид, что ее не было.

А время шло. В 1974 году не стало А.И. Мещерякова, и эксперимент возглавил духовный
наставник Александра Э.В. Ильенков. В 1977 году Суворов с товарищами
окончили факультет психологии МГУ и были приняты на должности младших научных
сотрудников в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности НИИ
общих и педагогических проблем Академии педагогических наук СССР. Но сотрудничество
оказалось недолгим - в марте 1979 года Ильенкова не стало. К тому времени
Александр Суворов понял, что путь психолога-теоретика для него закрыт: чтобы
двигаться вперед, надо быть в курсе современных исследований, однако читать
в библиотеке обычные книги и журналы он не мог. Не мог он и работать с пациентами,
следовательно, экспериментальная стезя тоже не для него.

Оставался путь самопознания и самоанализа. Эта тропа была уже изрядно утоптана
- по ней в свое время прошли и Элен Келлер, и Ольга Скороходова, написавшая
книгу <Как я представляю, воспринимаю и понимаю окружающий мир>. Именно на нее
вела слепоглухих выпускников логика эксперимента. Его инициаторы надеялись,
что эти дипломированные специалисты помогут коллегам-психологам глубже проникнуть
в темный и безмолвный мир слепоглухоты, нащупать в нем новые путеводные
нити. Их обеспечили не только рабочими местами, но и жильем в Москве, а также
неплохими (по тогдашним меркам) стартовыми зарплатами:

Возможно, Суворов ничего бы не потерял в плане званий и регалий, пойди он по
этому пути. Вот только быть вечно ведомым молодому, критически мыслящему ученому
не хотелось. Слишком остро чувствовал он фальшь в отношении сотрудников института
к слепоглухим коллегам. В 1985 году в стихотворении <На перепутье> Александр
вынесет себе и своим товарищам беспощадный приговор от лица <мужей науки>:

Слепы, глухи... Я терплю -

Никуда не денешься!

Лишь народные в трубу

Вылетают денежки.

Всё ж не богадельня здесь,

Чтобы мы им трафили!

В их работах только есть

Факты биографии.

:::::::::::

Не наука их судьба -

Около науки только.

Их придётся призревать

(Тайно презирать, конечно).

Мы гуманны. В шею гнать -

Было бы бесчеловечно.

Терпеть такое отношение Суворов не хотел и потому, не бросая института, стал
искать иную сферу приложения своих знаний и возможностей. В 1981 году он возвращается
в родной детдом, чтобы попытаться помочь его нынешним воспитанникам.

Конечно, наивно предположить, что слепоглухому доверят жизнь и здоровье детей.
За ними и здоровые-то воспитатели порой не могли усмотреть: Но и плакатным
примером <правильного> ученика Александр тоже становиться не собирался. Отныне
он станет для детей чем-то вроде старшего брата, друга, не связанного внутришкольной
субординацией и потому более близкого, чем другие взрослые. (Позже, в одном из
обычных детских лагерей ребята дадут ему забавное, но точное прозвище -
<Детская Вешалка>.)

Чтобы быть полезным детям, Александру пришлось немало поработать над собой -
побороть свою нелюдимость, закомплексованность, научиться говорить на одном
языке с детворой. Последнее было особенно сложно, ведь даже в детском саду у
Саши не было друзей. Решать педагогические проблемы Суворову помогал еще один
старший друг - историк педагогики, ныне академик РАО, Борис Михайлович Бим-Бад.
Он советовал идти от ребенка, изучать его интересы и помогать в решении
проблем, а не торопиться <впихивать> в него свое.

Освоившись в детской среде, Суворов понял, что главный <тормоз> в развитии слепоглухих
ребят - дефицит общения. И - начал искать пути преодоления этой проблемы.
Летом 1987 года он поставил на себе эксперимент по выживанию в среде зрячеслышащих
людей: целый месяц прожил без сопровождающих-переводчиков в пионерском
лагере <Салют>, где работали вожатыми его знакомые из Ленинградского пединститута
имени А.И. Герцена. Конечно, потеряться или умереть с голоду ему бы там
не дали в любом случае. Однако каждый день он должен был десятки раз устанавливать
и поддерживать контакты со взрослыми и детьми, не умеющими говорить
<на пальцах>. Опыт оказался успешным, и на следующий год Суворов появился в лагере
уже не один, а с четырьмя слепоглухими подростками из Загорска. С тех
пор такие поездки детдомовцев в различные лагеря стали регулярными.

Другой, первичной для него темой стала проблема развития и сохранения личности
в условиях слепоглухоты. Ей посвящен и единственный в своем роде сборник
стихов <Достоинство в склепе>. Названия многих его разделов говорят сами за себя
- <Склеп>, <Израненная душа>, <Траурная сюита>, <Самоанализ>, <Живая совесть>,
<Ангел-хранитель> (стихи о маме): О чем эта книга, которая периодически дополняется
новыми страницами? О том, как жутко живому оказаться пожизненно замурованным
в вечном мраке и тишине слепоглухоты. О том, что и в этом склепе человек остается
человеком, продолжая надеяться, страдать, верить, любить и ненавидеть.
О том, как больно ранят мелочные уколы окружающих, которые за физическими недостатками
упорно не видят человеческую личность: Прочитать этот сборник и
другие работы Александра Суворова, можно на его
сайте.
Пока же - еще одно стихотворение из него, снабженное авторским комментарием:

* * *

Инвалиды всех стран, умирайте!

Добровольно. Житуха пуста.

Ни малейших надежд не питайте,

Будто сбудется ваша мечта.

Жить не стоит. Да вот же качели:

Чуть пригреют - и хочется жить...

У ближайшей, реальнейшей цели -

Только слёзы в песок уронить.

О духовности - и не мечтайте.

Вы беспомощны. Дух - на замок.

Инвалиды всех стран, умирайте!

Подлой жизни - хоть в морду плевок.

14 августа 1995

<Мне не с кем было поехать в компьютерный центр для работы над докторской диссертацией,-
поясняет Суворов.- И я опасался, что и вообще будет не с кем. Я
не раскаиваюсь в этих и подобных чудовищных строчках. Так было, так бывает, и
пусть об этом знают все, потому что надо же что-то делать, - ТАК НЕ ДОЛЖНО
БЫТЬ!

А пока так есть, - ЧЕСТНЕЕ об этом кричать, чем молчать.

И я давным-давно разрешил себе кричать, перестал стесняться крика - и в стихах
и в прозе. И считаю, что разрешить себе кричать - это проявление силы, а
не слабости. Крик - подчёркиваю, ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫЙ, а не просто вопль, - форма
борьбы с тем, чего нельзя терпеть, а значит, не надо и <стесняться> кричать
об этом>.

А жизнь тем временем шла своим чередом, поворачиваясь к моему герою отнюдь не
худшей стороной. После 1991 года пионерская структура развалилась, однако
Суворов еще до этого, в 1989 году, активно включился в работу всероссийского
Детского ордена милосердия (ДОМ). Ученый признается: <эта организация является
одной из главных моих экспериментальных площадок>. С 1994 года в ДОМе реализуется
разработанная Александром программа, которая чуть позже получила название
<Школа взаимной человечности>. На занятия, проходящие во время каникул, съезжаются
ребятишки со всей России - как здоровые, так и дети-инвалиды. Цель же
необычной школы - научить детей и взрослых взаимопониманию и чуткости, уважительному
отношению к особенностям других.

В процессе учебы ее неизменный участник, Александр Васильевич Суворов, давно
стал самым лучшим тренажером. Он не только выступает с лекциями и беседами,
но и активно общается с ребятами: сам говорит, а собеседник в ответ пишет буквы
на его ладони. Разговаривать таким способом непросто, особенно поначалу.
Зато как интересно - без посредника беседовать с человеком, который не видит
и не слышит! Тем более, когда этот необычный взрослый оказывается чутким и
понимающим другом.

Удачно сложилась и научная карьера. В 1994 году Суворов защитил кандидатскую
диссертацию на тему <Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты>,
а через два года - докторскую, <Человечность как фактор саморазвития личности>.

Несмотря на тяжелые заболевания (диабет, гипертония), одолевающие в последние
годы, продолжается и активная <детско-лагерная> деятельность Суворова. Да
и как не тянуться к этой жизни, если именно там, в 2002 году он неожиданно обрел
свое личное счастье - названного сына Олега? С самого начала доверие было
настолько полным, что Александр за руку с ним, тогда еще школьником, рискнул
не только подняться в горы (дело было на Кавказе), но и перейти вброд по камням
горную речку. А позже, после смерти сестры Суворова, студент московского вуза
Олег поселился вместе с приемным отцом и, по сути, стал его главным помощником.
(Мама юноши этому не препятствует.)

Так в чем же подвиг Александра Суворова? В том, что он, приговоренный судьбой
к пожизненной опеке окружающих, к роли вечного <подопытного кролика> в науке,
сумел отстоять для себя свободу принятия решений, свободу выбора пути. (Мало
ли на свете совершенно здоровых людей, которые безропотно передают ее родным,
начальству, властям - кому угодно! - лишь бы не отвечать за последствия выбора.)
И не просто смог отстоять, а эффективно ею воспользовался - мог бы ведь
<свободно> спиться или попросту свести счеты с жизнью. Результат - налицо: в
крайне непростое для всех нас время слепоглухой инвалид Александр Васильевич
Суворов ухитрился не просто выжить, а развить продуктивную НЕкоммерческую деятельность.
Более того, стать нужным десяткам ребятишек. (Поверьте опыту учителя
- дети на первом встречном не повиснут!) Это действительно дорогого стоит.

Екатерина Зотова
http://www.buntar.ru/?r=34&c=172

Выпуск листа на новом месте: 3198
количество подписчиков: 184

   2008-02-20 06:16:46 (#726359)