Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2008-02-14

[TIFLO] московские школьники не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами

]Ольга Ларионова: московские школьники не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами,
что является главным препятствием для развития инклюзивного образования

В Москве школьники пока не готовы принять то, что с ними в одном классе учатся
их сверстники-инвалиды, заявила глава Департамента образования столицы Ольга
Ларионова на заседании Правительства столицы 12 февраля. "Главным препятствием
инклюзивного, то есть включенного в общеобразовательный процесс, воспитания
детей-инвалидов является отсутствие нормативной базы, достаточного количества
специалистов в этой сфере, неприспособленность для нужд инвалидов существующих
учебных учреждений, а также неготовность здоровых детей и их родителей принимать
своих сверстников с ограниченными физическими возможностями ", - сказала
Ларионова. По ее данным, в Москве сегодня живут более 21 тысячи детей-инвалидов
школьного возраста, при этом лишь 72 % из них получают образование, в том
числе дистанционно.

Городская подпрограмма "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми
с ограниченными возможностями здоровья" на 2008-2009 годы, которую рассматривало
Правительство Москвы, предполагает построение в столице непрерывной вертикали
инклюзивного образования в каждом районе, начиная с детского сада, включая
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, и заканчивая обычной средней общеобразовательной
школой.

Ларионова отметила, что в Москве до сих пор детские сады и школы в основном строятся
без необходимого для инвалидов оснащения, пандусов.

12 февраля 2008 | 14:31
Говорит Москва

Выпуск листа на новом месте: 3187
количество подписчиков: 184

   2008-02-14 06:50:44 (#725007)

[TIFLO] Глаз да глаз

]Глаз да глаз
Общественная палата предлагает штрафовать беспечных родителей
Общественная палата (ОП) вновь собирается призвать Госдуму ужесточить ответственность
родителей за то, что они недостаточно присматривают за своими детьми.
Такое решение приняла вчера комиссия ОП по социальной и демографической политике
во главе с Александрой Очировой. В ближайшее время комиссия намерена обратиться
в комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Министерство образования
и науки с предложением ввести административное наказание для нерадивых родителей,
оставляющих детей без присмотра вне дома или детского сада.

На вчерашнем заседании комиссия ОП по социальной и демографической политике утвердила
план мероприятий на текущий год. Помимо введения штрафов для родителей
решено продвигать социальный патронат и добиться закрепления его в законе. Особое
внимание члены ОП уделят инклюзивному образованию для детей-инвалидов.
В этом году комиссия возьмет под свой контроль весь круг проблем, связанных с
беспризорностью, начиная с детского алкоголизма и наркомании и заканчивая
детской порнографией.

На вчерашнем заседании была также затронута тема предотвращения преступлений
против детей, первопричину которых члены ОП видят в беспечности родителей.
Весной прошлого года совет ОП уже направлял письмо председателю Госдумы Борису
Грызлову (фракция "Единая Россия"). Обращение было вызвано серией убийств
и похищений детей, прокатившейся по стране в начале прошлого года. Тогда члены
ОП поддержали предложение губернатора Красноярского края Александра Хлопонина,
который предлагал ввести штраф за ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей.
В Госдуме прошлого созыва инициативу ОП отвергла председатель
комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова (фракция "Единая Россия").
Она систематически отклоняла предложения ОП, в частности по поводу
патронатных семей, а с подачи Лаховой - и Госдума в целом. В Госдуме нынешнего
созыва руководителем комитета по вопросам семьи, женщин и детей стала Елена
Мизулина (фракция "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь"). Члены
ОП рассчитывают, что она более лояльно отнесется к их предложению.

С точки зрения членов ОП, недостаточное внимание к детям может стать основанием
к лишению или ограничению родительских прав. Они уверены, что подобные изменения
в законодательстве решат проблемы безопасности детей. <Проблема социального сиротства
имеет огромные масштабы - это позор для страны и повод для беспокойства
на национальном уровне, - сказала корреспонденту <Газеты> председатель комиссии
ОП по социальной и демографической политике Александра Очирова. - Родители
должны нести ответственность, если их ребенок находится без присмотра, или голодает,
или не получает образования>. Она уверена, что только четко сформулированная
в законе норма ответственности может заставить нерадивых родителей быть внимательнее
к своим отпрыскам.

Известная феминистка и правозащитница Мария Арбатова считает, что такая инициатива
положит начало законодательной защите прав детей. <Все несчастья, которые
случаются с детьми, начиная от травм и заканчивая ранней наркоманией, - это следствие
того, что уровень ответственности матерей абсолютно снижен>, - сказала
Арбатова корреспонденту <Газеты>.

Пока инициативы ОП не столь суровы, как на Западе. Члены палаты предлагают наказывать
родителей, только если их дети находятся без присмотра на улице. В
США закон более строг к родителям: он запрещает оставлять детей до 12 лет одних
дома более чем на полчаса, поэтому там очень развит институт бебиситтеров.
Аналогичный закон действует в странах ЕС, например в Германии и Великобритании.
В Латвии дети до семи лет должны постоянно находиться под присмотром взрослых.

12.02.2008 / АНАСТАСИЯ НОВИКОВА
Материал опубликован в "Газете" Н26 от 13.02.2008г.
ГАЗЕТА.GZT.ru

Выпуск листа на новом месте: 3186
количество подписчиков: 184

   2008-02-14 06:47:00 (#725006)

[TIFLO] Выплеснули ребенка

]Выплеснули ребенка
Время новостей: N22, 13 февраля 2008
Столичная программа социальной адаптации детей-инвалидов оказалась слишком формальной
версия для печати
Московские чиновники, попросившие порядка 3 млрд руб. из городской казны на социальную
адаптацию детей-инвалидов, не смогли убедить мэра Юрия Лужкова в
том, что сумеют правильно потратить эти деньги. На вчерашнем заседании городского
правительства, где обсуждалась программа совершенствования работы с детьми
с ограниченными возможностями на 2008--2009 годы, выяснилось, что в столичном
департаменте образования слишком увлеклись материально-технической стороной
проблемы, совершенно упустив из вида человеческий фактор. Насыщенный цифрами
документ не учитывает, в частности, подготовку социальных психологов для работы
с семьями. При этом, как отметил председатель комиссии по науке и образованию
Мосгордумы Евгений Бунимович, сложности адаптации детей-инвалидов вызваны
в первую очередь отсутствием у их родителей психологической и медицинской помощи
на самых ранних этапах после появления ребенка.

По словам г-на Бунимовича, в родильных домах столицы до сих пор встречается <стилистика
предыдущей эпохи>, когда ребенок с патологией считался чем-то постыдным,
а его существование общество предпочитало не замечать. И сегодня, уверен депутат,
врачи порой советуют родителям больного ребенка отказаться от такой обузы,
а речи о специальной подготовке родителей к воспитанию малышей с ограниченными
возможностями и вовсе не идет. <К счастью, за последние несколько лет активного
обсуждения в обществе проблем детей
с синдромом Дауна
ситуация изменилась: от таких детей стали меньше отказываться, если раньше количество
брошенных малышей составляло 95%, то сейчас отказываются от 50%>,
-- поделился наблюдениями г-н Бунимович.

Готовившая программу городской помощи детям-инвалидам глава департамента образования
города Ольга Ларионова признала, что даже в дошкольных образовательных
учреждениях реабилитационная и просветительская работа с родителями ведется только
по заявкам. С медиками же, по ее словам, психологи и вовсе <в тесном
контакте не работают>. Как рассказал директор Института коррекционной педагогики
Российской академии образования Николай Малофеев, в некоторой степени
будущих родителей готовят к воспитанию и уходу за необычными детьми в женских
консультациях. Но лишь в порядке эксперимента. Однако, по мнению г-на Бунимовича,
оперативная помощь семьям с ребенком-инвалидом является не менее важной задачей,
чем оборудование в городе лифтов и проездов для людей с ограниченными
возможностями.

Между тем тема оборудования туалетов и подъемников для инвалидов в докладе г-жи
Ларионовой была освещена весьма полно. Ее ведомство предлагает оснастить
специальными входами и техникой 177 общеобразовательных учебных заведений. Сейчас,
по ее словам, из более чем 26 тыс. детей с ограниченными возможностями
65% учатся в школах, 5% -- в домах-интернатах, 6% получают образование на дому,
остальные и вовсе системой образования не охвачены. Глава департамента
посетовала на то, что детские сады и школы в Москве по-прежнему строятся без
учета потребностей детей-инвалидов. При этом предложенная ею концепция предполагает
<непрерывную вертикаль инклюзивного образования> детей с ограничениями в развитии
-- начиная с детского сада и заканчивая средней школой и профтехучилищами.

Несмотря на наличие модного слова <вертикаль>, программа не понравилась и Юрию
Лужкову. Градоначальник считает, что планы строительства центров реабилитации
для детей-инвалидов должны готовиться заранее, а в целом программа должна включать
мероприятия не на два года, а на десятилетия. В деньгах, конечно, этому
направлению, по словам мэра, отказано не будет, но и белых пятен в документе
быть не должно. <В ближайшее время должны появиться два-три центра для инвалидов
вблизи Москвы, но в программе это не отражено>, -- сетовал г-н Лужков.
Юлия ХОМЧЕНКО

Выпуск листа на новом месте: 3185
количество подписчиков: 184

   2008-02-14 06:41:19 (#725004)

[TIFLO] Правительство решает проблемы детей-инвалидов

]13.02.08 13:17 Вечерняя Москва
Правительство решает проблемы детей-инвалидов: Вчера состоялось заседание правительства
Москвы, посвященное проблемам работы с детьми-инвалидами

Вчера состоялось заседание правительства Москвы, посвященное проблемам работы
с детьми-инвалидами

- Знаете что такое специальное образование вчера и сегодня? - директор Института
коррекционной педагогики Николай Малофеев согнул лист бумаги формата А4
и разорвал его пополам. Одну половинку он нещадно измял, другую - оставил гладкой
и чистой.
Так началось вчера заседание правительства Москвы, посвященное проблемам работы
с детьми-инвалидами. По иронии судьбы, ровно 100 лет назад московская
городская управа разрешила открыть в столице первый класс для умственно отсталых
детей. С тех пор специализированное образование в столице ушло далеко
вперед.
- Чистый лист - это здоровый ребенок перед началом образования, - продолжил
Николай Малофеев. - А помятый, изломанный лист - это образ ребенка-инвалида.
Раньше мы, социальные педагоги, пытались добиться того, чтобы он хоть немного
походил на обычного ребенка своего возраста, и поступали так, - Николай Николаевич
старательно разглаживает листок. Но вид у того все равно довольно помятый, абсолютной
гладкости добиться не удается.
- А теперь мы поступаем так, - Малофеев вновь сминает несчастный листок и:
дает ему возможность самому расправляться. Мятая бумажка вдруг преображается.
Из обыкновенного мусора на наших глазах возникает диковинный то ли цветок, то
ли скульптура:
- Мы просто даем ребенку возможность проявить все таланты, которые заложены
у него внутри, - объясняет Малофеев. Я смотрю на это почти художественное
чудо и вспоминаю одну московскую маму, медсестру по образованию. У ее дочки Наташи
был ДЦП, но через слезы и боль мать смогла научить ее не только ходить,
но и двигаться в такт музыке. Однажды на дискотеке в санатории Наташа оступилась
и упала. Так мать и сама не подошла к дочери, и запретила подавать ей
руку другим: <Пусть встает сама. В другой раз она упадет на улице, и рядом не
будет никого. Пусть учится>.
- Существует стереотип восприятия инвалидов как иждивенцев, на которых государство
должно тратить деньги, - считает руководитель Департамента образования
Москвы Ольга Ларионова. - Хотя жизнь многих из них показала нам не только примеры
мужественного выживания, но и совершения подвигов во имя Родины, достижения
ими высоких результатов в различных сферах жизни общества. Всем известны имена
Алексея Маресьева, Николая Островского. А недавно была вручена грамота правительства
Москвы Александру Суворову, слепоглухонемому профессору психолого-педагогического
университета. О детях-инвалидах мы почему-то не говорим в столь возвышенном
ключе. А зря. Настоящей победой наших детей можно назвать то, что в прошлом году
с золотыми медалями закончил школу и поступил в вузы 21 ребенок с ограниченными
возможностями.
Подпрограмма по детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями поступила
на обсуждение столичного правительства на полгода позже назначенного
срока. За что Ольга Ларионова получила от мэра Москвы персональное строгое замечание
и поручение программу доработать.
Тем не менее все участники обсуждения и эксперты сошлись на том, что в других
регионах и того нет. Довольно трудно повернуть машину государственной власти,
чтобы она относилась к работе с инвалидами не как к благотворительности, а как
к инвестициям в завтрашний день. Наверное, по-настоящему изменить отношение
в обществе к инвалидам можно лишь, как предложил мэр, объявив 2009 год в Москве
Годом равных возможностей.
- В психологическом плане это не очень правильно, наверное, объявлять его
Годом инвалида или поддержки инвалидов, - подчеркнул мэр. - Год равных возможностей
- это цель, которая должна быть реализована в обществе по предоставлению равных
условий комфортной жизни в нашем городе для инвалидов и других горожан.
Это может дать очень серьезную концентрацию внимания на проблеме всего городского
сообщества, а не только чиновников и органов власти. Кстати, затронул
мэр и проблему образования будущих родителей. По его мнению, нынешняя молодежь
мало знает о том, как зачать здорового ребенка. И это упущение педагогов
и медиков. Хотя, по странному стечению обстоятельств, чем цивилизованнее государство
- тем больше в нем людей с ограниченными возможностями. То ли экология
подводит, то ли, наоборот, медицина выручает. Возможно, без высококвалифицированной
помощи медиков и педагогов эти дети просто не выжили бы.
Но даже самые беспомощные из 26 тысяч московских детей-инвалидов нам очень
нужны. Они делают нас добрее и человечнее, заставляя оставаться людьми в наш
расчетливый техногенный век.

Вчера же на заседании столичного правительства был принят проект закона <О
социальном обслуживании населения города Москвы>. Сегодня различными социальными
услугами пользуется примерно половина жителей нашего города. Цель документа -
повысить доступность этих услуг, закрепив законом их точный перечень и стандарты,
систему равных возможностей их получения, а также социальные гарантии города
его жителям.
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: <
Газета <Вечерняя Москва>
> на первоисточник обязательна.

Автор: Ирина ПОЗДНЯКОВА

Выпуск листа на новом месте: 3184
количество подписчиков: 185

   2008-02-14 06:02:58 (#725000)

[TIFLO] Столичные школы сделают удобными для инвалидов

]13 февраля 2008 г.
NEWSru.com | Москва, московские новости | Столичные школы сделают удобными для
инвалидов
Столичные школы сделают удобными для инвалидов
До 2010 года ежегодно в Москве по три школы в каждом округе будут приспосабливать
для инвалидов.

Об этом заявила руководитель департамента образования столицы Ольга Ларионова
на заседании столичного правительства при обсуждении проекта подпрограммы
"Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
здоровья в Москве" на 2008-2009 годы, сообщает
"Интерфакс".

Пока такая работа ведется лишь экспериментально - в Центральном, Юго-Западном,
Западном и Северо-Восточном округах Москвы, уточнила Ларионова.

Она отметила, что развитию инклюзивного образования препятствует, с одной стороны,
отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей наполняемость
классов, наличие в штатных расписаниях школ помощников педагогов, а также то,
что в большинстве массовых школ нет необходимых условий для обучения детей-инвалидов.

По ее словам, вторая важная проблема - психологическая неготовность родителей
и детей к процессу интеграции инвалидов в массовую школу. В подпрограмме,
заверила руководитель департамента, есть мероприятия, которые позволят справиться
с этой задачей. Кроме того, запланированы меры по разработке нормативных
документов, подготовке педагогических кадров, а также мероприятия, направленные
на воспитание толерантного отношения к проблемам детей-инвалидов.

На социальную адаптацию детей-инвалидов планируется выделить 15 миллиардов рублей.
Эти средства пойдут на реабилитацию, санаторно-курортное лечение и создание
так называемой безбарьерной среды.

Мэр Москвы Юрий Лужков объявил, что следующий год станет Годом равных возможностей.
"Не очень корректно называть его Годом инвалидов, но по сути это будет
направлено на поддержку инвалидов в обществе, - пояснил он. На заседании правительства
Москвы Лужков подверг критике проект подпрограммы "Совершенствование
работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в
Москве" на 2008-2009 годы и отправил документ на радикальную переработку.

Эту программу должны были утвердить еще в конце прошлого года, но рассмотрение
вопроса многократно переносили. Тем не менее оказалось, что в документе опять
много "белых пятен". "Как это можно назвать программой, если в приложении, где
должны быть прописаны сроки и объемы - пустота", - сказал Юрий Лужков.

По данным проекта Международный мониторинг прав инвалидов, которые приводит
"Газета",
Россия оказалась на последнем месте среди 14 европейских стран. Например, в нашей
стране около 200 тысяч детей-инвалидов школьного возраста ежегодно не
обучаются, около 70% инвалидов трудоспособного возраста не имеют работы. В Москве
ситуация лучше, чем в целом по России, однако и в столице много проблем.
В частности, только 5% наземного транспорта и не более 20% социальной инфраструктуры
приспособлено для инвалидов. Сейчас в Москве живут 26 тысяч детей-инвалидов.

Выпуск листа на новом месте: 3183
количество подписчиков: 185

   2008-02-14 05:47:19 (#724996)

[TIFLO] ПРОКУРАТУРА НЕ МОЛЧИТ

]ПРОКУРАТУРА НЕ МОЛЧИТ

Судьба училища-интерната для инвалидов, что расположен на Дачной, взволновала
читателей. Напомним, в начале февраля <ПС> рассказала о весьма странной ситуации:
коллектив учебного заведения, студенты и общественники в один голос кричали:
<Училище доживает последние дни!> А в областном департаменте социальной защиты,
напротив, уверяли, что <все в порядке> и <никто ничего закрывать не собирается>.
При этом в здании училища полным ходом производились ремонтные работы - третий
этаж готовился принять <переселенцев> из дома престарелых...

После публикации в редакции то и дело раздавались возмущенные звонки читателей:
<Нарушаются права инвалидов! Как можно так легко распоряжаться судьбами детей?
Почему молчит прокуратура?!>

Мы выяснили, что прокуратура не молчит, а проводит проверку. И сегодня старший
прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи
областной прокуратуры Галина Королева согласилась поделиться с читателями ее
предварительными результатами:

- Проверка проводится прокурором Ломоносовского района. Позиция департамента
соцзащиты: здание не используется в полную силу, а его содержание требует серьезных
затрат из областного бюджета. У департамента соцзащиты имеются проблемы с нехваткой
помещений для других учреждений социального обслуживания. Все это и привело к
возникновению вопроса о том, что делать с училищем. Один из вариантов решения:
разместить учащихся в других училищах области.

У департамента соцзащиты существует план мероприятий <По оптимизации деятельности
подведомственных учреждений и по повышению эффективности использования областного
имущества>. План фактически предполагает реорганизацию двух учреждений. Одно
из них - ПУ интернат, второе учреждение в Устьянском районе - дом-интернат с
малой вместимостью для престарелых и инвалидов.

- А прокуратуру устраивает мотивировка департамента, что профессии, которым ведется
обучение в училище на Дачной, можно получить в других учебных заведениях области?

- Решать сегодня проблему расформированием прежде-временно, так как в других
училищах не созданы условия для принятия детей-инвалидов с серьезными патологиями
здоровья. Когда будет решен вопрос о создании таких условий, тогда и можно ставить
вопрос о каком-либо расформировании.

- Но ведь сегодня и само ПУ на Дачной не особо приспособлено для инвалидов. Там
нет лифта, нет пандусов, узкие коридоры...

- Но, несмотря на отсутствие всего этого, учреждение востребовано. Закрыть его
сейчас - нарушить права несовершеннолетних инвалидов на получение образования.
Хотя несовершеннолетних в училище всего тринадцать человек. Остальные учащиеся
- взрослые люди. Хочу подчеркнуть, что речь не идет о нарушении прав тех, кто
учится сегодня. Они как раз спокойно доучатся. Речь идет о нарушении прав тех
инвалидов, которые могли бы в будущем получать образование в особых условиях,
но в связи с ликвидацией училища не смогут этого сделать.

Кроме того, училище-интернат как учреждение начального профильного образования
принадлежит к инфраструктуре детства...

- И в законе, очевидно, существуют ограничения по использованию подобного учреждения
в каких-то иных целях?

- Несомненно. Это как раз касается перепрофилирования, реорганизации, передачи
здания в аренду. В законе прямо говорится, что если ликвидация учреждения все
же происходит, то необходима предварительная экспертная оценка последствий принятого
решения для несовершеннолетних. Поскольку если имущество используется для целей
образования, воспитания, социального обслуживания в отношении детей, то прежде
чем проводить перепрофилирование, необходимо создать другое имущество для этих
целей. Чего сделано не было. И экспертной оценки в данном случае тоже не было.

В ходе проверки выяснился еще один интересный момент - с июля училище работает
без лицензии. На сегодня у него нет права на образовательную деятельность!

- То есть его можно уже по этой причине прикрыть?

- По сути, да. С точки зрения закона необходимо ставить вопрос о приостановке
образовательной деятельности. Но в чем виноваты учащиеся? Поэтому решено действовать
исключительно в их интересах. И чтобы не прерывать учебный процесс, прокуратура
поставила вопрос о срочном оформлении лицензии. А вот в отношении руководителя
училища и самого училища как юридического лица последуют меры прокурорского реагирования.
Речь идет об административной ответственности. Также будем ставить вопрос о дисциплинарной
ответственности должностных лиц департамента социальной защиты населения.

- Сейчас в училище идет ремонт третьего этажа под нужды учреждения соцобслуживания.
Здесь все в соответствии с законом?

- Мы будем разбираться с законностью такой передачи в безвозмездное пользование.
Фактически заключен договор безвозмездного пользования имуществом, которое находится
в оперативном управлении учреждения. И которое сейчас передано центру социального
обслуживания. Изымать и передавать помещения можно лишь в том случае, когда помещение
не используется по назначению. И тут опять необходима экспертная оценка, которой
не было.

- А каким образом тогда произошло это изъятие?

- Нам стало известно, что был заключен трехсторонний договор. Одной из сторон
выступало само училище.

- Но раз коллектив училища сейчас так протестует против этого соседства, то не
был ли подписан договор <под давлением>?

- При сложившихся обстоятельствах нельзя ничего исключать. Возможно, эта сделка
явилась кабальной для училища.

- Когда проверка будет окончательно завершена?

- До конца февраля работа закончится. Но уже сегодня можно сделать предварительные
выводы: вопрос с ликвидацией училища не был основательно подготовлен. А раз так,
то закрытие его противоречит закону и интересам несовершеннолетних.

Наталья ПАРАХНЕВИЧ.
14/02/2008

Copyright 2008, Правда Севера.
При использовании материалов сайта ссылка на www.pravdasevera.ru обязательна.

Выпуск листа на новом месте: 3182
количество подписчиков: 185

   2008-02-14 04:48:54 (#724995)