glavred.info
Зачем незрячему SMS?
Михаил Шишминцев, для "Главреда"
24.10.05 // 23:37
Данной статьей мы продолжаем цикл публикаций о проблемах использования новейших
информационных технологиях нашими слепыми и слабовидящими согражданами.
Сегодня речь пойдет о такой простой возможности - SMS.
Подобные вопросы уже не возникают в развитых странах, где не на словах, а на
деле делают все возможное для того, чтоб инвалиды жили полноценной жизнью и
не чувствовали унижения от того, что разработчики забывают предусмотреть способы
использования устройств и программ людьми, которые воспринимают мир без
помощи зрения.
Так, британская телекомунникационнная компания
British Telecom,
получившая множество жалоб от своих незрячих пользователей мобильной связи, посчитала
необходимым вложить средства в разработку
устройства,
которое пересылает полученные SMS на КПК, озвучивающий текст сообщения.
На данном рисунке изображен мобильный телефон для незрячих фирмы ALVA
А итальянский оператор мобильной службы
TIM
создал специальную
службу
для людей, которые не могут прочитать SMS. Их читает вслух устройство, установленное
в офисе компании, куда можно позвонить по определенному номеру. Здесь
же принимаются речевые сообщения, которые превращают в текстовые SMS.Та же служба
помогает общаться незрячим с неслышащими, переводя голосовые сообщения
в текст.
Ученые из Боннского университета (Германия) придумали оригинальный осязательный
способ чтения SMS,
который будет доступен незрячим и неслышащим людям. Он кардинально меняет наши
представления о способах общения между людьми и, возможно, скоро на смену
текстовому лаконизму современного
эсэмэсного языка придет аскетизм "осязаемых мелодий" - так поэтично назвали разработчики
чтение SMS путем ощупывания штырьков, которые движутся на поверхности
телефона. Основную заготовку для "смайликов" - круг можно определить по круговому
движению; обращение к другому человеку, идентичное местоимению "ты",
воспринимается как волна, идущая к телефону, а местомение "я" - как волна, идущая
от телефона. Если у вас появятся идеи, как выразить местоимение "мы"
или заставить смайлики ожить - значит, изобретатение ждет великое будущее,- ведь
успех всякого новшества зависит от того, насколько каждый из нас готов
применить его в своей жизни.
Трурдно сказать насколько популярными будут нетрадиционные способы воспроизведения
SMS, описанные выше - несомненно одно: они расширяют и обогащают возможности
общения не только для незрячих, но и для абсолютно здоровых людей, которые смогут
донести свои чувства, мысли и переживания всем, кто без этих технических
достижений никогда этого бы и не узнал.
Особенно дороги наши чувства нашим дедушкам и бабушкам, которые с возрастом видят
отнюдь не лучше, но все же решились освоить мобильный телефон, который
в нашу немногословную эпоху подчас становятся единственным способом общения с
детьми и внуками... которые не всегда помнят, что пожилому человеку очень
трудно читать их послания на малюсеньком экранчике мобилки.
Украинские незрячие не избалованы удобством пользования SMS. Они пока довольствуются
тем, что - благодаря некоторым провайдерам и специальным программам
- могут отправить SMS своим зрячим друзьям и родственникам с сайтов мобильного
оператора. Однако для того, чтобы послать SMS с сайтов самых крупных мобильных
операторов Украины -
"Киевстар"
и
UMC,
необходимо ввести цифры, которые изображены на картинке (так же, как при регистрации
на некоторых сайтах). Специальные программы для незрячих, которые озвучивают
тексты веб-страниц, не обладают встроенными средствами распознавания рисованного
текста - и поэтому незрячий пользователь человек лишен возможности отправить
SMS через гейты наших этих операторов. То есть, незрячие клиенты - как и все
остальные - платят за мобильную связь те же самые деньги, что и любой другой
пользователь,- однако не получают равных со всеми прав и возможностей.
Между этими двумя компаниями идет очевидное соревнование за первенство на украинском
рынке. И я бы с радостью отдал пальму первенства той из них, которая
первой решится - для начала - сделать возможной отправку незрячими SMS-сообщений
со своих сайтов - при сохранении защиты от почтовых роботов. Я понимаю,
что это непростая и технологическая, и маркетинговая задача,- однако она принципиально
решаема. Об одноми из способов ее решения, предложенном российскими
коллегами, "Главред" уже писал в статье
"Интернет нужен не только зрячим".
Остается только понять, что внимание и милосердие - категории не только личные,
но и профессиональные, а "социально" - значит, "конкурентоспособно".
P.S. Мы будем очень рады получить ваши предложения и пожелания по тематике цикла
статей "IT для незрячих":
http://www.glavred.info/archive/2005/09/29/203539-3.html ,
http://www.glavred.info/archive/2005/10/03/212923-8.html ,
http://www.glavred.info/archive/2005/10/13/101510-3.html ,
http://www.glavred.info/archive/2005/10/20/180439-1.html .
http://www.glavred.info/archive/2005/10/20/180439-1.html
Пишите Михаилу Шишминцеву по адресу:
edu@m*****.ua.
Выпуск листа на новом месте: 1367