Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-10-16

[TIFLO] Профессиональная ориентация

С.Г. Генкина,

Санкт-Петербург, Россия

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ

1. Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации
и интеграции: Материалы Всерос. научно-практич. конф. - СПб: Изд-во Рос. гос.
пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2003. Часть 2. - С. 229 - 230.

В условиях функционирующей в стране системы всеобщего среднего образования перед
юношами и девушками с глубокими нарушениями зре-ния в старших классах школы встает
проблема выбора дальнейшего про-фессионального и жизненного пути.

После окончания 10 класса учащиеся имеют возможность либо за-вершить полное среднее
образование в специальной школе, либо посту-пить для получения среднего профессионального
образования в лицеи или колледжи, либо перейти в общеобразовательную школу. Подразумевается,
что выбор того или иного пути обусловливается склонностями юноши или девушки,
состоянием зрения, общественной необходимостью в работниках различных профессий
и уровнем образования. В реальности же выбор об-разовательного маршрута после
окончания 10 класса диктуется и множеством

229

других социальных и психологических факторов, в частности эмоцио-нально-психологической
зрелостью выпускника школы (знание себя и го-товность к самостоятельному выбору),
уровнем осведомленности общест-ва о возможных вариантах профессиональной подготовки
и последствиях того или иного решения для человека со зрительной депривацией
и др. Со-вокупность этих серьезных проблем приводит к тому, что, как правило,
выпускники 10 классов школ Ш и IV видов не находят для себя варианта обучения
вне своей школы (колледжи, лицеи, профессионально-техничес-кие училища не готовы
принять детей с проблемами в развитии) и возвра-щаются в нее.

Лишь очень незначительная их часть в старших классах учится в об-щеобразовательных
специализированных школах массового типа, в основ-ном - филологического и юридического
профиля. Чаще всего - это юноши и девушки с миопией высокой степени без осложнений
и гиперметропией, имеющие хорошую очковую коррекцию. Но даже у данной категории
де-тей возникают конфликтные ситуации с учителями и соучениками.

Для них необходима помощь со стороны психолога и тифлопедагога, которая соединяла
бы в себе:

- профессиональную психолого-педагогическую помощь;

- социально-экономическую консультацию (помощь в выборе про-фессии с учетом
зрительных нарушений и перспектив ее востребования в обществе);

Что же касается выпускников 12 классов школ III и IV вида, то прак-тика позволяет
выделить типичные ошибки и затруднения, возникающие у них при выборе профессии:

- отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного при-станища, ориентация
сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование;

- выбор профессии <за компанию> - чтобы не отставать от друзей;

- увлечение только внешней или какой-либо частной стороной про-фессии;

- отождествление школьного учебного предмета с соответствующей

профессией;

- неумение и нежелание разобраться в своих личных особенностях ; (склонностях,
способностях, подготовленности);

- незнание или недооценка своих физических особенностей, недос-татков, существенных
для выбора профессии.

Процесс становления самосознания старших школьников с глубокими нарушениями зрения
сложен и труден. На него оказывает значительное влияние социальное окружение
подростков: это, в первую очередь, их соб-ственная семья - та среда, в которой
у ребенка формируется представление о себе и в которой <начинается> его социальная
природа; это и школа-

230

интернат, где учащиеся с глубокими нарушениями зрения приобретают различные навыки,
умения, реализация которых ведет к их самоопределе-нию и самоутверждению; это,
наконец, и широкий социум, общество в це-лом, с его отношением к инвалидам, в
частности, к инвалидам по зрению, с cit) готовностью к интеграции в него таких
граждан.

В связи с этим процесс развития самосознания юношей и девушек с депривацией зрения
может быть эффективным только тогда, когда усилия общества и самих молодых людей
будут направлены на формирование у членов общества гуманного отношения к слепым
и слабовидящим, соче-тающегося с реальными знаниями об их возможностях, с конкретной
практической помощью во всех сферах их жизнедеятельности.

Один из путей стимуляции процесса становления личности - это развертывание просветительной
работы в форме консультаций, семинаров, школ для родителей. Необходимо распространение
объективной информа-ции о возможностях получения профессии данной категорией
юношей и девушек, с долгосрочным прогнозом о рациональном трудоустройстве. Целесообразно
также организовать в крупных городах консультационные центры для людей с ограниченными
возможностями здоровья, в штат ко-торых входил бы юрист, психолог, тифлопедагог.

Выпуск листа на новом месте: 1332

   2005-10-16 18:32:56 (#457057)

[TIFLO] об обучении незрячих компьютерной грамотности в Гродно

Здравствуйте!
В рамках Международного Благотворительного Общественного Объединения "Николь"
прошёл проект, в котором уделялось внимание пространственной и социально-бытовой
ориентации, а также проходило обучение незрячих компьютерной грамотности, и в
городе Гродно за второй пункт был ответственный я. В целом всё прошло благополучно.
Обучилось компьютерной грамотности примерно 6 человек, остальные, которым организация
выделила несколько компьютеров в пользование, обучаются и теперь, несмотря на
то, что проект закончился. Люди довольны. Возможно, это сообщение читают кто-нибудь
из руководства БелТИЗ, так их хотелось бы призвать к тому, чтобы и они ввели
что-либо подобное, а не ставили палки в колёса, как это могло произойти в Гродно.
Спасибо Антоненко Михаилу Николаевичу из Бреста за то, что у себя в области он
это дело поставил на профессиональную основу, т.е. люди по окончании курсов получают
документ, благодаря которому окончившие курсы могут попытаться устроиться на
работу. А вот у нас в Гродно, когда дело дошло до распределения компьютеров,
пошли нападки на меня в частности,будто я неправильно их распределил. Ну во-первых,
я давал только рекомендации и список тех, кому, по моему мнению, компьютеры нужны
больше. Таковых в списке набралось 14 человек, но компьютеров столько выделить
не смогли, и те, кому не досталось, устроили шумиху, которой я не видывал за
всю историю, что работаю на предприятии. Но благодаря Ирине Гусаревич, приехавшей
как раз в это время с проверкой моей деятельности, шумиху удалось нейтрализовать.
Но наша председатель областного правления Крупник Зоя Владимировна, вместо того,
чтобы как-то поблагодарить нашу организацию за то, что мы даём незрячим ещё одно
- большое окно в мир, решила, что МБОО "Николь" идёт в пику БелТИЗ и стала обзванивать
все предприятия БелТИЗ и говорить, что если к кому-нибудь приедет председатель
данной организации, её ни под каким предлогом не принимать. Чтобы не было развития
данного конфликта, хотелось бы сказать руководству БелТИЗ: наша организация также,
как и БелТИЗ, хочет лишь помогать инвалидам, а не наоборот. Даже готова была
бы с ними сотрудничать, конечно,если это было бы в разумных пределах. Руководство
нашего предприятия и других тоже могло бы обратиться в банки и офисы, ведь они
часто меняют оборудование, и подержанное они могли бы передать для слепых, пусть
даже за символическую цену. Но в частности на нашем предприятии не хотят этим
заниматься, а вот от МБОО "Николь" хотели, чтобы они выдали компьютер для обучения
людей на предприятии, но платить за это они отказались, и за доставку данного
компьютера они тоже платить не намеревались. Поэтому и предложили им сделать
такой компьютер через банк или офис. Теперь вроде всё пока успокоилось. Ещё раз
призываю руководство БелТИЗ: вместо того, чтобы ставить палки в колёса, займитесь
также, как и "Николь", обучением слепых компьютерной грамотности. Компьютеры
можно просить в банках или офисах. Ведь для начинающего совсем не обязательно
начинать с крутой машины, для начала хватило бы пентиума-233, тем более, что
я вообще начинал с 486 компьютера, работавшего только в системе дос. Другой способ
приобретения компьютеров: у нас в Гродно их можно брать в кредит или ссуду в
банке, как это сделал я. Теперь у меня каждый месяц с пенсии высчитывают примерно
20000. На наши даходы, если кроме пенсии есть ещё и работа, это не очень ощутимо.

Вот такие у меня пожелания и предложения к руководству БелТИЗ, и это сообщение,
я уверен, дойдёт до нашего руководства.
Желаю всех благ на данном поприще.
С уважением Виктор, г. Гродно, Беларусь!
l_vit***@i*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1331

   2005-10-16 14:11:58 (#456868)

[TIFLO] Все пингвины делают это

Газета.Ru
Все пингвины делают это

Текст: Анастасия Макряшина.
В Гарварде состоялась церемония вручения наград за самые бесполезные научные
исследования. Шнобелевскую премию мира получили ученые, измерявшие активность
мозга саранчи при просмотре <Звездных войн>. Ig Nobel также достался исследователям
фекалий пингвинов и изобретателям искусственных яичек для кобелей-кастратов.

В четверг в Гарвардском университете в США состоялось вручение премии Ig Nobel
(или в просторечии Шнобелевской премии) за 2005 год. Награда присуждается
за самые смешные и бесполезные <достижения> в науке. Ig Nobel была учреждена
научно-сатирическим журналом Annals of Improbable research (<Летопись невероятных
исследований>) и, по словам редактора журнала Марка Абрахамса, вручается за достижения,
которые <сначала заставляют людей смеяться, а потом размышлять>.

Награда-2005 присуждена в десяти номинациях, соответствующим различным областям
науки и жизни. В помещении театра <Сандерс>, расположенном в Гарварде, собралось
около 1,2 тыс. человек. Награду вручали всемирно известные ученые, обладатели
Нобелевской премии: лауреаты 1976 и 1986 годов в области химии Дудли Хершбах
и Уильям Липскомб, физики Шелдон Глашоу и Роберт Уилсон, получившие премию в
1978 и 1979 годах.

В области химии самым бесполезным признано открытие ученых из университета Миннесоты
Эдварда Касслера и Брайана Геттельфингера, которые выяснили, что в
сиропе люди плавают так же быстро, как и в воде.

Премию в области гидрогазодинамики получили Бенно Мейер-Рохов (университеты немецкого
Бремена и финского Оулу) и Йозеф Галь (университет венгерского города
Лоранда).

Начало блока цитаты
Они провели теоретический анализ процесса испражнения пингвинов.
Конец блока цитаты

В ходе опытов они выяснили, что экскременты этих птиц отлетают на расстояние
до 40 см. Исследователи также изучили давление, необходимое для испражнения:
оно оказалось от 10 до 60 килопаскалей (0,1-0,6 атмосферы), что больше, чем у
людей. Как рассказал доктор Мейер-Рохов, исследование было начато в 1993
году, когда он организовал экспедицию с Ямайки в Антарктиду. Идея исследовать
испражнения пингвинов пришла несколькими годами позже. Профессор показывал
студентам фотографии пингвиньих гнезд, окруженных фекалиями. Одна из студенток
спросила, почему вокруг пингвиний кал, ученый ответил: <Они встают, двигаются
к краю, поворачиваются, свешиваются из гнезда и стреляют>. Девушка засмущалась,
а чуть позже в аудитории созрела идея проанализировать этот процесс.

Премию по физике присудили исследователям, проявившим достойное восхищения терпение.
Еще в 1927 году Томас Парнелл из университета австралийского Квинсленда
в 1927 году начал проводить опыты с битумом. По его мнению, на самом деле застывший
битум жидкий, хотя и находится в твердом состоянии. Сейчас дело Парнелла
продолжает его коллега Джон Мейнстоун. Для доказательства этого факта остывший
битум был помещен в воронку. Первая капля упала через восемь лет после начала
эксперимента, вторая - еще через девять. В 2002 году Мейнстоун дождался восьмой
капли.

Начало блока цитаты
В области медицины премию получил Грег Миллер из штата Миссури, разработавший
протезы яичек разных размеров для кастрированных кобелей под названием Neuticles.
Конец блока цитаты

<Neuticles позволят вашему питомцу обрести свой естественный вид и уверенность
в себе>, - говорится на сайте его компании. Продажа протезов оказалась успешной,
изобретатель реализовал более 150 тыс. комплектов искусственных тестикул для
собак.

За вклад в биологию награды удостоилась международная команда исследователей,
которые составили каталог запахов, производимых 131 видом лягушек, находящихся
в состоянии стресса.

Йоширо Накаматс из Токио получила приз за исследования в области питания: в течение
34 лет она фотографировала и анализировала все, что съедала. Какова
практическая ценность ее работы, не сообщается.

Начало блока цитаты
Премию по литературе получили спамеры из Нигерии, которые просили помощь для
поиска якобы принадлежащих им сокровищ.
Конец блока цитаты

В электронных письмах из этой страны представлена целая галерея колоритных персонажей,
которым всего лишь необходима небольшая сумма, чтобы получить доступ
к невероятным богатствам. Сочинители спама, естественно, обещают впоследствии
разделить их с получателем письма.

Гаури Нанда из Массачусетского технологического института удостоилась награды
в области экономики.

Начало блока цитаты
Изобретательница придумала будильник Clocky, который прячется от владельца, передвигаясь
на колесиках.
Конец блока цитаты

Теоретически это должно экономить рабочее время, так как в поисках будильника
люди должны окончательно просыпаться.

Премию за исследования в области сельского хозяйства получил ученый из университета
Мэсси в Новой Зеландии, изучивший технологический прогресс в разведении
молочного скота для газеты под названием <Многозначительность взрывающихся брюк
мистера Ричарда Бакли>.

И наконец, Шнобелевскую премию мира получили два исследователя из университета
Ньюкасла, Великобритания. Они сумели замерить активность мозга саранчи в
момент, когда насекомые просматривали фрагменты киноэпопеи <Звездные войны>.
07 ОКТЯБРЯ 2005 13:01

Выпуск листа на новом месте: 1330

   2005-10-16 07:20:17 (#456731)