Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школьное ученическое самоуправление


Служба Рассылок Subscribe.Ru
-

РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/
doroga@karelia.ru
_______________________

Добрый день всем!

Педагог-организатор из Москвы Алексей Иванов написал нам с вами еще одно письмо.
Я очень благодарен Алексею и надеюсь, что его пример вдохновит и остальных получателей
рассылки. Письмо довольно большое, поэтому я буду комментировать его по тексту.

Денис

------------
   Доброго времени суток!
   Изложу свои замечания по поводу учебника школьного самоуправления.
   Ну, во-первых, сам стиль. ИМХО, диалоги профессора Дороги и иже с
   ним должны быть лишь пояснением к основному тексту, как пример. А
   основной текст в свою очередь должен состоять из четких и ясных
   формулировок. Не нужно сваливаться в частности, как например
   проблема курения или внеурочной нагрузки. Пока, даже мне из
   опупликованных глав учебника не ясно какими силами и средствами
   можно решить проблемы класса или школы.
-----------

По стилю. У ребят из нашей организации, которые прочитали первые параграфы, мнение
прямо противоположное. Они в один голос считают такую форму подачи материала
одним из главных достоинств учебника. Мне тоже кажется, что беседа персонажей
учебника помогает сделать более понятными многие моменты, которые трудно было
бы объяснять в академическом стиле. А что думают об этом остальные подписчики?

В конце замечания о стиле Вы, Алексей, резюмируете: «мне не ясно, как решить
проблемы класса и школы». Тогда встаёт вопрос: а почему, собственно, Вы надеялись,
что это станет ясно из первых параграфов? И, прошу прощения, что из них Вы всё-таки
поняли? Можете ли Вы, перечитав каждую беседу, сформулировать основную мысль
параграфа? Собственно, первые четыре параграфа посвящены разбору целей ученического
самоуправления. Сначала, по-моему мнению, нужно понять, ЗАЧЕМ что-либо делать,
а уже потом – как. Может быть, разобравшись в целях, Вы или другой читатель поймёте,
что вам необходимо попробовать что-то другое, а не самоуправление…

-----------
   Второе, как я уже писал,
   одной из проблем школьного самоуправления являеться пассивность
   самих школьников. К сожалению, не все такие активные и
   сознательные, как Коля Оптимистов. Учебник должен убедить ребят в
   том, что школьное самоуправлене нужно, в первую очередь, им самим,
   что школьный парламент(совет, дума) может стать реальной силой в их
   школе.
----------

Алексей, а это возможно?   ;-)

Мне кажется, что учебник может лишь помочь что-то понять, не более. Даже не научить
чему-то, а лишь помочь более осознанно сформировать своё отношение к ученическому
самоуправлению. А убедить кого-то в чём-то может только реальная жизнь. Вам и
команде ребят, которую Вы вокруг себя соберете, учебник поможет создать свой
проект ученического самоуправления, а остальные школьники убедятся или разубедятся
в необходимости самоуправления, оценивая результаты вашей реальной работы. Станете
«реальной силой» - все это увидят, и уже не надо будет агитировать.

У педагогов вообще, как ни у кого другого, сильна вера в «волшебную палочку».
Лет десять назад опытная учительница завела меня в класс к своим ученикам со
словами: «Зажгите их!». Так просто: «легким движением руки» за 45 минут класс
превращается… превращается…

---------
   Наконец, третье. Этот учебник, должен быть полезен не только
   школьникам, но и учителям. То есть он должен быть написан немного
   более взрослым языком, а как раз примеры могут помочь разобраться
   детям в каких-то тонких ньюансах. Это все что касаеться учебника. У
   меня кроме этого есть еще вопросы. Когда появиться продолжение
   программы "Педагог-организатор"? Начало было очень впечатляющим,
   весьма правильно были подмечены все сложности вожатской работы в
   современной школе, но что-же дальше?
---------

Нашим новым подписчикам объясню, что речь идёт о программе обучения педагогов-организаторов
Петрозаводских школ новым воспитательным технологиям. Я являюсь автором и координатором
этой программы. Прочитать её вы можете на сайте Детско-юношеского центра Петрозаводска:
http://sos.karelia.ru/dyts/
Так вот, о программе. Продолжение появится… в следующем учебном году. В этом
году мы работаем по той программе, которую Вы уже прочитали. К нам на методический
день приходят педагоги-организаторы школ, мы учимся, обмениваемся информацией.
К концу учебного года мы проанализируем работу педагогов-организаторов в школах
и эффективность программы «Педагог-организатор». Дальше будем думать, куда идти
и, наверное, напишем следующую программу. Пока мы – в начале пути.

--------
   Второй вопрос. Можно ли
   разместить содержание рассылку по школьному самоуправленю на
   компьютерах в школьном компьтерном классе, чтобы каждый школьник
   мог ознакомиться с ней?
--------

Я - категорически ЗА!

--------
   Ну и напоследок отвечу на вопрос, что я
   делал и что собираюсь делать для организации школьного
   самуправления в нашей школе. Что было сделано. Сначала я прошелся
   по всем классам и по классным руководителям с просьбой выбать
   представителя класса в совет школы и по возможности представить
   ребят в различные сектора: культмассовый, учебный, спортивный и
   т.п. Прошу заметить, что все это я проделал лично и почти все
   классы мне покивали головами, мол обязательно изберут и напрявят.
   Правда в некоторых классах данное предложение было встречено
   громким смехом, ну да фиг с ними. Итак, торжественный момент
   настал, началось первое заседание совета школы. То что явка была
   около 70% никого не смутило и засучив рукава совет принялся за
   работу. Правда спустя несколько минут пришлось отпустиь нескольких
   товарищей, так как у кого был зачет, у кого обязательный "кружок",
   у кого тренировки. Все остальные мужественно держались. Зам по
   воспитательной доходчиво объяснил, для чего нужен совет школы. Для
   решения школьных вопросов, для организации праздников, для помощи
   учителям и т.п. Был оглашен список секторов, с призывом
   распределиться по оным, дабы каждый мог проявить себя с лучшей
   стороны. Сказано - сделано. Народ распределился по секторам,
   выбрали ответственных. На этом первое собрание было закончено.
   Второе собрание состоялось через две недели. Я, опять-таки, лично
   обзвонил всех представителей класса, повесил по всей школе
   объявления. Собрание было назначено на 15.00. К 15.20 едва подошла
   половина совета. Те, кто подошли пораньше, уже поглядывали на часы.
   Решив, более никого не ждать я открыл заседане совета, так
   предсателя совета тоже не было. Попросил огласить те проблемы
   класса и школы, которые волнуют их класс более всего. Обсудить эту
   тему я каждого просил заранее. Выяснилось, что большинство в своих
   классах не провели никаких бесед. Хорошо, что сами в этом
   признались. Из тех, что поговорили со своим классом, только у трех
   были конкретные проблемы. Остальных ничего не волновало. В
   частности, была поднята проблема организации дискотек в школе, а
   точнее их отсутствия. Все дружно согласились, что дикотеки нужны.
   Тогда я задал другой вопрос: "Кто хочет помочь в организации
   дискотек, т.е. установка аппаратуры, подбор музыки, уборка зала и
   т.п.?". "Лес рук", как в шутку говорят учителя. Желающих не было.
   Тогда я спросил, может кто-нибудь хочет помочь провести новогодние
   праздники. Эффект тот же. А кто хочет сходить на экскурсию в НИИЯФ
   (научно-исследовательский институт ядерной физики)? Хотели многие.
   А кто хочет пройти по классам и составить списки желающих пойти
   туда же? Правильно, никто. На сем и завершилось второе заседание
   совета школы. В-общем, я планирую следущее. Провести в наиболее
   активных, ведущих классах игру-ток-шоу, типа "Детская демократия",
   "Я-лидер", либо что-нибудь подобное. Конкретно, это мы обсудим с
   коллегами. После этого, ребята из этих классов проводят подобные
   игры с другими классами. В результате этого, можно будет выявить,
   те проблемы, которые есть в классе и школе, во-вторых, показать
   ребятам способы их решения, и в-третьих выявить тех ребят, которые
   реально будут работать в совете школы. От каждого класса взять
   челове по пять, чтобы была взаимозаменяемость, и чтобы сектора
   совета школы не испытывали недостаток кадров. Вот чем, в общих
   чертах я хочу заняться в ближайшую четверть.
  С уважением,
  Иванов Алексей
----------

Алексей, еще раз спасибо за столь подробный и честный рассказ.
Раньше в детских журналах были популярными такие задачки: две картинки, на первый
взгляд одинаковые, и подпись – «найди десять отличий».
Давайте сделаем что-то подобное. Первую «картинку» Вы нарисовали, а вторую вспомним,
перечитав грустный рассказ Феди Пессимистова из Предисловия учебника:

- - - - - - - - - - - - -
-       А что сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в школу-то давно заглядывали? Вы, доктора
наук, там не учитесь. Вам хорошо умные слова здесь говорить. А ко мне вот вчера
подошла Мариванна, наша классная, и говорит: после седьмого урока иди к завучу.
Я пошёл. Там собрали по одному человеку из каждого класса и говорят: «Вы теперь
будете школьным парламентом. Сегодня решаем вопрос о запрете курения в школе.
Кто за?» Все подняли руки и быстренько пошли по домам. А с утра по всем классам
объявили, что школьный парламент решил штрафовать всех, кого в школе с сигаретой
заметят. Один перекур – червонец. И на стенд список членов парламента повесили.
Я сегодня весь день из-за этой истории от школьных курильщиков убегал…
- - - - - - - - - - - - -

А теперь – задание: найдите хоть одно отличие в действиях педагогов Фединой школы
и Ваших, Алексей, действиях.

«Как же!» - скажете Вы, - «Ведь отличий – масса!»

Может быть, но давайте положим на одну чашу весов все эти отличия, а на другую
– лишь одно сходство:

И Федины педагоги, и Алексей со своим руководством начали не с создания команды,
а с создания структуры. Вот, мы им предлагаем: «берите, делайте!!!», а они, гады,
хихикают, разбегаются и ничего не хотят. «Ну и фиг с ними». И ТАК ВО ВСЕХ ШКОЛАХ,
ГДЕ ПЫТАЛИСЬ СОЗДАВАТЬ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРИНЦИПУ «КОГО-НИБУДЬ ПОСЛАТЬ».
Мы убеждены, что начинать нужно с создания команды – найти и собрать вокруг себя
заинтересованных ребят, «повозиться» с ними, вырастить из кучки детей группу,
которая может вместе работать. Затем – вместе с ними создать проект самоуправления
и начать его реализовывать в таких формах, которые будут приняты школьниками.
Итак, сначала создайте команду, а потом «под неё» создавайте орган самоуправления.

Какая чаша весов перевесила, гадать не надо – это и так понятно из письма Алексея.

Алексей, теперь у Вас есть возможность оценить свои планы на третью четверть
с точки зрения командообразования: появится ли в результате предлагаемых Вами
игр команда ребят, готовая вместе с Вами работать в ученическом самоуправлении.

И еще одно письмо в нашу рассылку:

------------
Здравствуй Денис!!!
Меня зовут Илья, и я учусь на первом курсе института.
В моей школе уже давно существует орган ученического самоуправления, но вот в
чём дело: в начале учебного года выбирают всякий раз нового председателя (типа
Президент) и часто во главе оказывается человек совершенно в этом не заинтересованный.
Такие люди обычно отличники, участвующие во всех олимпиадах, но совершенно без
капли организаторского таланта. А я считаю, что такие посты, да пожалуй и все
остальные должны занимать активные, коммуникативные, творческие, незакомплексованные
ребята.
Но есть и другая проблема: таких людей немного, а потом КАК ИХ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
ЭТИМ ДЕЛОМ? Поскольку большинство остальных учеников считают, что орган в школе
необходим, от него должна быть польза, но управлять - это удел избранных. А вот
избранным что-то не очень хочется этим заниматься.
Я люблю и часто сейчас хожу в свою школу, и мои друзья жалуются на то что нет
никакого дела от всего этого органа.
Поэтому я очень заинтересовался подпиской, хочу вам помочь немного, поделиться
своим малым опытом, ну и попробовать растормошить людей в школе, зажечь их.
Надеюсь на сотрудничество и ответ!!!

С уважением, Илья!!!

-----------

По-моему, Илья говорит описывает то же самое: что происходит со структурой, когда
исчезает команда.

А опытом, Илья, делись обязательно! Расскажи, например, как в твоей школе всё
это самоуправление возникло и чем оно прославилось!  ;-)

На этом прощаемся, но ненадолго: жду ваших писем и готовлю к «запуску» новый
параграф учебника.

Всего доброго!

Денис
doroga@karelia.ru

-


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное